Природный парк «Ленские столбы».
|
|
|
|
|
|
Чулышман
Автор |
02.08.2016 / 16:35 / Сообщение 35 |
Сообщений: 8837
|
Лену принято делить на 3 участка – Верхняя Лена (от истока до устья Витима), Средняя Лена (от Витима до устья Алдана) и Нижняя Лена (от Алдана до Моря Лаптевых). На Лене действует единый километраж, который отсчитывается от устья вверх по реке. Нулевым километром Лены является мыс Быковский – место, где основная судоходная Быковская протока впадает в море Лаптевых.
Лена берёт начало всего в 12 километрах от озера Байкал на территории Байкало-Ленского заповедника. Верхнее и значительная часть среднего течения реки проходят в горных районах Прибайкалья и Якутии. В верхнем течении река несёт свои воды в глубоко врезанной долине, скалистые и крутые склоны которой нависают над водой на 300 метров. Лена становится судоходной от Качуга, но настоящее судоходство начинается с города Усть-Кута, где великая река встречается с Байкало-Амурской магистралью. Тут на Лене расположен крупнейший на реке порт Осетрово, из которого грузы идут вниз по реке в Якутск и другие города Иркутской области и Якутии. Отсюда же до 2004 года начиналась транспортная линия Осетрово – Якутск, обслуживавшаяся пароходами 737-го проекта. Кроме этого, нужно отметить, что Осетрово является самой верхней точкой на реке, куда по высокой воде могут заходить круизные теплоходы «Демьян Бедный» и «Михаил Светлов».
На участке верхнего течения реки от Осетрово до Витима масса живописных и интересных мест (собственно, вся Лена – это одна большая зелёная стоянка), но особенного внимания, безусловно, заслуживают Ленские Щёки. «Щёки» - это расположенные подряд несколько крутых излучин, которые делает зажатая скалами узкая река. Щёки простираются вдоль реки на 3 километра. То правый, то левый берег приобретают здесь форму скалистых уступов, русло суживается до 700 метров, течение становится бурлящим потоком, который устремляется от одного берега к другому. Первая правобережная щека представляет собой скалу в форме подковы, под прямым углом к ней располагается вторая, левобережная щека, за ней расположена третья, а ниже в воду опускается внушительная скала Пьяный Бык.
Мир скучен для скучных людей.
|
|
| |
Чулышман
Автор |
02.08.2016 / 16:36 / Сообщение 36 |
Сообщений: 8837
|
Небольшой торос на просвет.
Щёки – один из самых сложных для судовождения участков на реке. Здесь допускается строго одностороннее движение; прежде в щёках стоял семафор с постоянно дежурившим сигнальщиком. Ленские Щёки – поистине удивительное место на реке!
Кроме щёк на Верхней Лене (от Осетрово до Витима) заслуживает упоминания древний город Киренск – здесь расположена база флота, где, среди прочего, стоят пароходы 737-го проекта. В Киренске в Лену справа впадает крупный приток – Киренга.
Ниже Киренска и щёк Лена справа принимает Витим, после устья которого и сама река, и речная долина значительно расширяются. От Витима начинается среднее течение реки.
Витим – крупная и необычайно живописная река, куда могут заходить туристические теплоходы. Они поднимаются по Витиму до Бодайбо – известного центра золотодобычи. Интересно, что из-за необычайно быстрого течения путь вверх по Витиму занимает в 3-4 раза больше времени, чем вниз, а во время спуска по реке в рубке порой находится весь офицерский состав - спуск по Витиму требует поистине ювелирного мастерства судовождения!
В среднем течении Лена становится полноводной рекой, но особенно она увеличивается после впадения реки Олёкмы. Ширина русла достигает не менее 2 км, а долины – 30 километров. Впрочем, ближе к Ленским Столбам долина снова несколько сужается (до 10-12 км), становится практически прямолинейной, а правый берег становится крутым и отвесным.
На средней Лене много интересных мест. Отдельно выделю город Ленск (бывшее село Мухтуя). Бывшее достаточно глухое село получило широкое развитие и статус города после открытия в 1956 году бассейне Вилюя алмазных месторождений. Сегодня Ленск – крупный порт, перевалочная база для грузов, идущих в центр алмазодобывающей промышленности город Мирный по автомобильной дороге. Ленск был практически полностью разрушен от весеннего наводнения 2001 года, но в кратчайшие сроки был отстроен заново.
Ниже Ленска по реке расположен старинный город Олёкминск, основанный в в 1633 году. Здесь Лена справа принимает Олёкму – один из крупнейших своих притоков. По полноводности Олёкма равна Витиму (расход воды в устье – 2000 куб.м/сек), и из всех притоков Лены уступает лишь могучему Алдану.
После устья Олёкмы Лена становится огромной рекой, (она здесь примерно равно Волге у Волгограда); отсюда уже совсем недалеко до Ленских Столбов - самой верхней точки Лены, которую мы достигли в своём круизе на «Светлове». В завершение экскурса вверх по Лене, расскажу про ещё одно удивительно красивое место на реке - чуть выше Ленских Столбов в Лену впадает речка Мухатта. В районе её устья на левом берегу можно наблюдать простирающуюся на несколько десятков километров сложенную из известняков ровную стену, напоминающую набережные Санкт-Петербурга. Через равные промежутки над ней возвышаются невысокие скалы-останцы, похожие на сторожевые башни Петропавловской крепости.
А далее идущий с верховьев Лены теплоход достигает Ленских Столбов. 1750 километров – именно столько составляет расстояние от Осетрово до знаменитых скал на Лене, именно столько Лены мы не увидели. 1750 километров – это лишь немногим менее, чем весь Енисей от Красноярска до Дудинки, но это только половина судоходной Лены! Общая же протяжённость судового хода Осетрово – Якутск – Тикси составляет 3665 километров (соответственно, Осетрово – Якутск – 1971 км и Якутск – Тикси 1694). Таким образом, гипотетический круиз Осетрово – Тикси – Осетрово по всей судоходной Лене составил бы не менее 25 суток.
Мир скучен для скучных людей.
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|