Урочище Калбак-Таш



На правом берегу реки Чуи, в 12 км от с. Иодро и в 18 км от с. Иня, в живописном урочище Калбак-Таш находится уникальное местонахождение петроглифов. Скалы из зеленовато-коричневых сланцев причудливыми уступами обрываются в реку. У основания скал вьется Чуйский тракт.
Древнее святилище было исследовано и изучено. Скопировано и сфотографировано более 2000 рисунков. Все они выбиты каменными или металлическими орудиями, в основном "точечной" техникой.
Анализ разнообразных сюжетов и даже отдельных изображений позволяет наметить несколько этапов создания калбак-ташского святилища:
-крупные фигуры олений и лосей эпохи неолита (VI-IVтыс. до н.э.),
-многообразные изображения эпохи энеолита-бронзы (III-Iтыс. до н.э.),
сцены и персонажи скифо-сибирского звериного стиля (VIII-IIIтыс.н.э.),
сцены и рунические надписи древнетюркской эпохи (VII-Xтыс.н.э.).
Столь широкое представительство разных времен в одном местонахождении встречается очень редко.
Большинство рисунков представляют собой изображения животных, которые занимали значительное место в повседневной жизни древнего населения Алтайских гор и степей. Преобладают рисунки козлов, быков, оленей, волков, барсов, и не существующих в природе фантастических хищников, порожденных воображением древнего художника. Отдельные композиции выделяются высоким мастерством исполнения. К примеру, очень выразительна сцена загонной охоты на маралов. Полны экспрессии и динамики распластанные, летящие в галопе олени и настигающие их крупные гончие псы.
Но наибольший интерес вызывают изображения ряженых человеческих фигур в больших головных уборах со звериными хвостами, вооруженных копьями, палицами и луками. Часто они выбиты рядом с колесницами, вьючными быками, что позволяет отнести их к эпохе развитой бронзы (середина IIтыс. до. н.э.). Другие рисунки людей со странными наголовниками очень близки расписным многоцветным изображениям, обнаруженных на плитах каменных ящиков курганов села Каракол.
 В центральной композиции - хвостатые фигуры воинов и шаманов, окружены изображениями различных зверей. Среди них выделяются несколько крупных фигур быков. Бык - символ сверхчеловеческой мощи. Свидетельством архаичности рассматриваемых рисунков является необычный зверь, в центральной части калбак-ташского святилища. Это кер-тютпа - фантастический помощник алтайского шамана. Шаманы видели в нем своего охранителя, незаменимого в путешествиях по подземному миру.
Некоторые (пока редкие) сюжеты алтайских петроглифов можно соотнести с конкретными мифическими повествованиями, другие связаны с иллюстрацией каких-то древних ритуалов.