Каменные лабиринты Алтая, тайны и загадки.

Каменные лабиринты Алтая, тайны и загадки.

Идя по жизни, мы понятия не имеем, где окажемся завтра. Мы стремимся к цели, но не знаем, как ее достичь. Плутаем, рискуя оказаться в тупике. Ломаем голову: какую дорогу выбрать? Символ нашей жизни - лабиринт. История лабиринтов длинна, сложна и запутанна. Как и жизнь человека.

Древние говорят, что невозможно просто пройти лабиринт, и лучший способ передвижения по нему — это танец или шаги, которые описывают определённые фигуры: фигуры на поверхности, фигуры в пространстве, фигуры ритуальные и магические. В каком-то смысле по дороге жизни мы тоже должны продвигаться танцуя, определяя таким образом процесс эволюции.

Символика лабиринта в первом тысячелетии до н. э. распространилась по всему Старому Свету. Из Средиземноморья она проникла на Восток, позднее станет популярна и на Западе: в Испании, Англии, Скандинавии и на Руси. В Скандинавии, Прибалтике и России можно встретить более пятисот очень архаичных лабиринтов, выложенных из камней. Их строители не гнушались ни мелким булыжником, ни крупными валунами. Эти сооружения носят названия "троянских крепостей" Севера. Диаметр большинства из них составляет от семи до восемнадцати метров. Многие соответствуют классическому критскому типу лабиринта с одним входом. Сроки их сооружения определили по возрасту лишайников, покрывавших камни. Все они возведены примерно в XIII - XVII веках. Их назначение до сих пор непонятно ученым.

Лабиринты манят, запутывают, пугают и даже могут довести до отчаяния тех, кто в них оказывается. Существует много историй о лабиринтах, из которых невозможно выбраться. И даже если выход был близок, какая-то неведомая сила возвращала жертву к исходной точке… Лабиринт отказывался отпускать своих гостей…

Ученые предполагают, что разгадка кроется в устройстве лабиринта, в его переходах и ловушках. Попадая в них, человек терял ориентацию и тут же впадал в панику! В древности лабиринты использовали, чтобы сводить с ума неугодных людей, а для пущего устрашения переходы «украшали» человеческими костями, изображениями демонов и прочей нечисти.
В мифологии лабиринт является символом смерти и возрождения. Он защищает место, наделенное особой силой, и ограничивает доступ к нему. Это место воплощает зону перехода между двумя мирами, а сам лабиринт является символическими вратами. Первые похожие на лабиринт наскальные рисунки появились на Земле еще в каменном веке. Трудно сказать, что имел в виду доисторический художник, высекая извилистые линии и спирали, но идея передавалась сквозь века, превратившись наконец в глобальный символ — семь линий, закрученных вокруг центра.

Древнейшим из найденных считают знак лабиринта, нацарапанный на стене усыпальницы в Луззанасе на острове Сардиния, возведенной как минимум четыре тысячи лет назад. В последнее время лабиринты, некогда полные сакрального смысла, стали обычным атрибутом парков и аттракционов, меняясь и усложняясь по мере того, как трансформировались представления человека о мироздании, своеобразной моделью которого и был лабиринт.

Одно упоминание о лабиринте рисует в воображении современного человека необычайно сложное, запутанное хитросплетение ходов, узких троп и тупиков, окруженных каменными стенами. Такой привычный для нас образ на самом деле далек от «первоисточника». Большинство древних «классических» лабиринтов создавалось по одинаковому, вполне определенному шаблону с одной-единственной очень извилистой тропой, ведущей от входа к центру. Таковы сохранившиеся до наших дней петроглифы в виде лабиринтов, обнаруженные в Галисии, на северо-западе Испании, и датируемые 2000 годом до н. э., глиняные таблички с изображением лабиринтов, найденные в греческом городе Пилосе, возраст которых 3 000 лет, рисунки лабиринтов, нацарапанные на руинах в турецком Гордионе, относящиеся к 750 году до н. э.
В древнем Египте, в городе Абидос, существовали лабиринты, называемые Каракол. Они представляли собой почти круглые храмы, в коридорах которых проходили церемонии, символизирующие этапы эволюции и ту дорогу, которая ведет человека к его центру.

Очень древний лабиринт был неподалеку от города Каир. Он был построен еще в 2300 году до нашей эры и представлял собой окруженное высокой стеной здание, где было полторы тысячи наземных и столько же подземных помещений. Общая площадь лабиринта составляла 70 тыс. м2. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта, там располагались гробницы для фараонов и крокодилов — священных в Египте животных.

Сложная система коридоров, дворов и комнат в лабиринте была такой запутанной, что без проводника посторонний человек никогда не смог бы найти в нем дорогу или выход. Лабиринт был погружен в абсолютный мрак, а когда открывали некоторые двери, то они издавали ужасный звук, похожий на раскаты грома или рев тысячи львов.

Перед большими праздниками в лабиринте приносили ритуальные жертвы, в том числе человеческие. Так древние египтяне высказывали свое уважение богу Себеку — огромному крокодилу. В древних манускриптах сохранились сведения о том, что в лабиринте действительно обитали крокодилы, достигавшие 30 метров в длину.

Есть сведения, что лабиринт был центром, из которого цари управляли страной, но, главным образом, он служил религиозным целям. Это был храмовый комплекс, в котором приносились жертвы всем богам Египта. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта, в которых находились гробницы царей, а также гробницы священных крокодилов. Над входом в египетский лабиринт были начертаны такие слова: "безумие или смерть - вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие". Много легкомысленных вошли в эту дверь и не вышли из нее. Это - бездна, которая возвращает назад лишь смелых духом.

Геродот писал: "Я видел этот лабиринт: он выше всякого описания. Ведь если бы собрать все стены и великие сооружения, воздвигнутые эллинами, то в общем оказалось бы, что на них затрачено меньше труда и денежных средств, чем на один этот лабиринт". Он добавил: "Лабиринт размерами превосходит... пирамиды".

Египетский «лабиринт» не является лабиринтом-путаницей, а представляет собой погребальный храм, который выстроил величайший из фараонов XII династии Аменемхет III к югу от своей пирамиды поблизости от Хавары, недалеко от Эль-Фаюма. Это необычайно большое сооружение — размеры его основания составляют в длину 305 метров и 244 метра в ширину. Греки восхищались этим лабиринтом больше, чем любыми другими египетскими постройками, за исключением пирамид. Во времена античности его называли «лабиринт», и он послужил моделью для лабиринта на Крите.
Древние греки связывали происхождение его названия labyrinthos с Критом. Характерный для критского религиозного культа топор с двойным лезвием назывался «лабрис». Эти слова родственны и происходят от доиндоевропейского слова, означавшего «камень». Лабиринт выражает идею круговорота «жизнь-смерть-жизнь» и имеет отношение к символизму пещеры, путешествия в иной мир; к погребальным обрядам и обрядам инициации, которые часто проводились в пещерах.

Самый знаменитый лабиринт находится в Кноссе на острове Крит. Это копия египетского лабиринта, в одну сотую его величины. Построил этот лабиринт афинский скульптор Дедал. Лабиринт представлял собой сооружение общей площадью 22 тыс.м2, имевшее как минимум 5-6 надземных уровней-этажей, соединенных проходами и лестницами, и целый ряд подземных склепов. Критский лабиринт оказался не выдумкой древних, а настоящим чудом архитектуры, в котором было что-то непонятное разуму.

Так, попав в критские парки и дворцы, человек даже не подозревал, что вошел в лабиринт, а гранитный исполин в это время начинал вытягивать жизненные силы из жертвы. Древние знали, что проводить длительное время в лабиринте нельзя, иначе можно тяжело заболеть.

Согласно легенды первый лабиринт, греческий миф сплетал воедино дом без выхода, человека без головы и жертву без надежды на спасение. Когда-то, говорилось в нем, островом Крит правил царь Минос. Однажды он оскорбил бога морей - Посейдона, тот возмутился и возбудил противоестественную страсть в Пасифае - жене царя. Вскоре она родила "не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку": было это существо статью, как человек, но плечи его венчала тяжелая бычья голова. Чтобы спрятать чудовище от людей, самый искусный мастер Крита - Дедал - построил Лабиринт: странный подземный дом, коридоры которого уводили все дальше от света. Оттуда было просто невозможно найти выход.
В стенах Лабиринта бродил неистовый Минотавр - незаконный отпрыск царской жены. Он питался мясом людей, и потому каждый год ему привозили семерых юношей и семерых дев. Однажды среди обреченных оказался афинский царевич Тесей. Он вошел в Лабиринт, вооруженный мечом, разматывая нитяной клубок, подаренный дочерью Миноса - Ариадной. Следуя вдоль нити, можно было найти выход. Но прежде он встретил чудовище. Удар меча решил все. Царевич умертвил свирепого Минотавра и снял проклятие с острова Крит.

И кое-что в лабиринте все-таки говорило в пользу древней легенды. Один из залов украшала фреска, изображающая гиганта с бычьей головой. Под гранитной плитой в этом же зале было найдено множество человеческих костей. Уж не останки ли это жертв Минотавра?..

В греческой мифологии Лемнос был известен как остров Гефеста, бога огня. Будучи некрасивым и хромым ребенком, по преданиям он был сброшен своей матерью Герой с Олимпа именно на землю острова Лемнос. Его жители спасли Гефеста, и в благодарность он дал им огонь и создал кузницу. Кроме того, остров связан мифологией с Гераклом, Одиссеем, царём Миносом, Афродитой, знаменитыми амазонками и аргонавтами во главе с Ясоном. Считается, что именно от союза амазонок и аргонавтов произошли минийцы.

Древнегреческий историк Плиний упоминал о лабиринтах на острове Самос и Лемнос в Средиземном море, но от него ничего не уцелело. Плиний сообщает также (он, кстати, единственный автор, кто это делает) о лабиринте на острове Лемносе: «О критском лабиринте тоже сказано было достаточно. Лемносский, похожий на него, был примечательнее только 150 колоннами, барабаны которых в мастерской висели настолько уравновешенные, что их при обтачивании поворачивал мальчик.

Создали его архитекторы Смилид, Ройк и Теодор, местные уроженцы. До сих пор еще существуют его остатки, тогда как не существует никаких следов критского и италийского». Следующие далее подробности известны так же мало, как и точное местонахождение руин этого здания. Разумеется, это был вовсе не лабиринт, поскольку нигде не упоминаются извилистые дорожки, во всем описании на них нет даже намека. Плиний, видимо, путает руины, которые описывает (своими глазами он, следует полагать, никогда их не видел), с храмом Геры Самосской (Герайоном), который он в более ранних своих трудах назвал «лабиринтом на Самосе».

Подтверждением тому служат также приводимые имена архитекторов, о которых он сообщает, что они местные жители. О двух из них — Ройке, сыне Филея, и Теодоре, сыне Телекла, — нам известно, что они работали над созданием храма Геры Самосской и были уроженцами Самоса. Геродот называет Ройка первым главным строителем, на смену которому пришел мастер по металлу Теодор. О нем Плиний говорит, что он «создал лабиринт на Самосе» (храм Геры). В 550 году до н. э. Теодор создал труд, посвященный своему первому большому ионическому храму. Этот труд цитировал Витрувий, и, скорее всего, именно отсюда молено вывести метафорическое значение лабиринта (как совершенно справедливо предполагают Эрнст Бушор и Рихард Эйльманн). Теодор восхваляет это сооружение, называя его «гигантским, изумительным творением на Самосе», виртуозная работа по созданию которого требовала мастерства, равного мастерству Дедала, отца всех архитекторов. Теодор, возможно, также упоминал в своем труде, что храм расположен в болотистой местности, и, следовательно, писал о храме «еn limnais», а Плиний ошибочно понял это выражение как относящееся к храму (лабиринту) «на Лемносе». Первоначальный храм, который Бушор датирует приблизительно серединой VI века до н. э., в том же веке был разрушен. В описании Геродота речь идет о более поздней постройке.

Другим названием лабиринта, широко распространенным в Западной Европе,было «троя». Вергилий упоминает об обрядовых играх, называемых «Троя», обязательным элементом которых были запутанные танцевальные движения. Танцы-лабиринты, или тройские танцы и игры, символизируют трудную дорогу, испытания при движении к центру. Эта символика связана с «Танцем Журавля», описание которого есть у Плутарха.

Четвёртый лабиринт — так называемый надгробный памятник царя Порсенны в Клузиуме (ныне Кьюзи), в Италии — огромный курган 250 м. в окружности, включающий в себя целую сеть погребальных склепов и переходов из одного в другой.

В XIII-XIX веках лабиринтами называли особого рода садовые украшения, состоящие из более или менее высоких живых изгородей или из трельяжей, обсаженные растениями, которые расположены так, что между ними образуются дорожки, ведущие к одному центру, но изгибающиеся в разные стороны и сообщающиеся между собой столь замысловато, что гуляющему не легко добраться до этого центра, также как и найти обратный путь.

В городе Помпеи, погибшем в результате извержения Везувия в 79 году н. э., находилось, по крайней мере, два декоративных лабиринта. Один из них, “Дом с лабиринтом”, известен удивительным мозаичным полом, на котором изображена борьба Тесея с Минотавром.
Писатель Марсель Брион утверждает, что это "аллегорическое изображение жизни человека и трудностей, которые должна преодолеть душа в этом мире и в мире ином перед тем, как достичь благословенного состояния бессмертия".
Мальчики в Римской империи играли в лабиринтах, выложенных на полях или на мостовых. Считалось, что так закаляются их души и тела. Если ребенка хотели наказать, его бросали в лабиринте на ночь. Выживет — станет настоящим воином. Хочется отметить, что в то время в лабиринтах хватало диких птиц и хищников. Так что закалка у юных центурионов была еще та.

В Индии лабиринты понимаются как символы медитации, сосредоточения, возвращения к собственной оси и символизируют избавление от сансары и законов кармы.
В храме Халебид в Майсуре (Индия) на части фриза можно увидеть изображение лабиринта. Эта постройка XIII века н. э. отображает эпизод из эпоса "Махабхарата".
В Китае лабиринты строились при входе в каждый город и даже дом. Жители Поднебесной верили, что лабиринты спасают от злых духов. Демоны могут летать только по прямой, и если построить вход в дом в виде лабиринтов, можно уберечь свое жилище от злых духов.

В Скандинавии на побережье Балтийского моря находится более 600 каменных лабиринтов. Многие из них построены местными рыбаками, которые верили, что, проходя через них, обеспечивают себе хороший улов и счастливое возвращение. В некоторых местах  в Скандинавии каменные лабиринты старались поддерживать в хорошем состоянии, вместо разрушенных, возводили новые.

Все северные лабиринты сложены из небольших камней, имеют в плане вид овала, а внутри затейливые ходы, ведущие к центру сооружения. Выделяется несколько видов конструкций лабиринтов. Замечено, что лабиринты разных видов могут соседствовать, а одинаковых конструкций встречаться на территориях, отделенных сотнями километров. Обобщающей работы по северным лабиринтам нет, но исследователи разных стран занимаются этими загадочными сооружениями более 150 лет.
Каменные лабиринты часто носят здесь имена городов или укреплений - "Троя", "Вавилон", "Ниневия", "Иерусалим". В Финляндии, кроме того, есть названия "Забор или дорога Великанов", "Игра Святого Петра", "Девичьи пляски" и др. Подобные названия также не раскрывают нам сущности лабиринтов и навеяны древнегреческими и библейскими мотивами, местными сказаниями. Лабиринты в них использовались для народных игр и гуляний между Пасхой и серединой лета. Обычно девушку ставили в круг и по направлению к ней танцевали. Такие обычаи - пример вторичного использования исторических памятников . В науке высказано несколько точек зрения о назначении и хронологии лабиринтов. В них видят объекты, связанные с промысловой магией, культом мертвых, приписывают им календарное значение.

На Соловецких островах насчитывается около 30 лабиринтов и более 1000 насыпей-курганов и разнообразных символических узоров из камня. Большинство из них относится к 11 — 1 тысячелетиям до н. э. до сих пор эти сооружения остаются одним из самых загадочных мест на Земле. На них нет никакой растительности, кроме мхов и ягодников. Высаженные растения и деревья погибают, а животные избегают этих мест.

Одной из его нераскрытых загадок до сих пор остаётся происхождение каменных лабиринтов – странных, мистических узоров, выложенных на поверхности земли. Как и когда они появились на островах, кем были созданы и какой цели служили – на эти вопросы исследователи по сей день не могут дать однозначного ответа.

У лабиринта только один вход, который в то же время служит и выходом: человек, решивший пройти по лабиринту и соблюдающий его правила, через некоторое время с удивлением обнаружит, что вышел в том же месте, где и зашёл. Возраст лабиринтов – около трёх тысяч лет, утверждают археологи. Кто именно оставил на островах эти причудливые узоры из камней, достоверно не известно. По одной из версий, это были древние поморские племена, давно преданные забвению, по другой – северные мореходы, исследовавшие холодные воды Дышащего моря, в наши дни именуемого Белым. Сторонники этой гипотезы подкрепляют свои доводы тем, что почти все лабиринты расположены на побережье.

Другой неразгаданной тайной остаётся предназначение странных каменных орнаментов. Версий множество: от сугубо научных до абсолютно фантастических. В разные времена склонные к мистификациям «теоретики» считали лабиринты следами инопланетян, средствами связи, при помощи которых древние люди общались с Космосом, и даже порталами в другой мир. Как ни странно, с последней версией солидарно большинство серьезных исследователей. Они считают, что лабиринты служили сакральным целям и действительно использовались для перехода в другой мир – загробный. В этих местах первобытные люди проводили ритуалы погребения умерших. Даже сам рисунок лабиринтов говорит в пользу этой теории. Его спиралевидная форма напоминает кольца свернувшихся клубком змей. Именно змея в карело-финском эпосе служила символом смерти и ассоциировалась с потусторонним миром: её укус отправлял человека прямиком в царство мертвых. Сложное строение рисунков многие учёные, объясняют ещё и тем, что древние народы верили: запутавшись в лабиринте, душа усопшего не сможет вернуться и навредить живым.

С конца ХV века лабиринты начали появляться в храмах, на плитках церковного пола. Такие напольные изображения лабиринтов стали неотъемлемой частью наказания, когда раскаивающийся грешник должен был пройти на коленях по всем изгибам и поворотам лабиринта. Такая епитимья налагалась на тех, кто не мог совершить паломничество к святым местам, и называлась "дорога в Иерусалим".

С распространением христианства древний языческий символ лабиринта постепенно изменился и стал восприниматься как аллегорический образ тернистого пути человека к Богу или крестный путь Христа. Лабиринт в христианской философии и архитектуре становится метафорой материального мира, проходя через который человек должен сразиться с Минотавром — Сатаной. В лабиринте соблазнов и грехов человек, подобно Тесею, может уповать только на собственную стойкость и спасительную нить Ариадны — Веру. Подобная трактовка символа лабиринта обусловила изменения в его дизайне.

К XII веку доминирующим в христианской традиции становится лабиринт с одиннадцатью дорожками — это число для средневекового христианина символизировало понятие «грех». Наложение креста поверх концентрических дорожек привело к утверждению квадрантной формы лабиринтов, хотя зачастую сохранялась и приверженность классической конфигурации. Именно в этот период подобные изображения появляются на полах церквей и соборов Европы. Великолепные лабиринты, выложенные цветными камнями, керамической плиткой, мрамором, порфиром, украшали полы храмов в Шартре, Павии, Пьяченце, Амьене, Реймсе, Сент-Омере, Риме. Многие из них были декорированы аллегорическими изображениями Тесея и Минотавра, сценами из Священного писания.

Назначение большинства церковных лабиринтов остается неясным. Высказываются предположения, что некоторые из них могли использоваться для правильного определения дня Пасхи. Часть лабиринтов, по-видимому, служила объектом созерцания и дискуссий в богословских беседах. Известно, что лабиринты в соборах Шартра, Реймса, Арраса и Санса стали своеобразной имитацией паломнического пути в Палестину и порой назывались «Путь в Иерусалим». В те времена для большинства верующих поход на Святую землю был невозможен, и они совершали его в символической форме — проходили весь церковный лабиринт на коленях, читая молитвы.

Искусство создания лабиринтов начало претерпевать значительные изменения с расширением представлений человека о мире. Великие географические открытия, успехи естественных наук, возникновение учения о множественности миров — все это отразилось на философском восприятии лабиринта — символа Вселенной и человеческой жизни. Постепенно исчезают лабиринты, в которых все заранее предопределено и путь возможен только по одной, раз и навсегда проложенной дорожке. На смену им приходят все более сложные, с многочисленными вариантами проходов, где человек сам выбирает путь среди запутанных тропинок и тупиков. Подобные лабиринты из живой изгороди стали непременной деталью многих садов и парков Европы, превратившись в весьма популярное развлечение для аристократии.

Многочисленные лабиринты, отличающиеся разнообразием и изысканным вкусом, были устроены во владениях могущественного клана Гонзаго из Мантуи, прогулка по лабиринту, созданному в 1669 году в версальском саду, считалась увлекательным путешествием, а лабиринт, высаженный в 1670 году в саду виллы Альтьери в Риме, стал излюбленной забавой Папы Климента X, которому нравилось наблюдать за попытками своих слуг отыскать выход. Наибольшего расцвета искусство создания «живых» лабиринтов достигло в Великобритании, превратившись в один из национальных символов королевства. До наших дней сохранился знаменитый лабиринт в Хемптон-Корте, устроенный в 1690 году для Вильгельма Оранского. По старинным гравюрам был восстановлен великолепный образец лабиринта в саду Тюдоров в Хэтфилд-Хауз в Хетфордшире, по-прежнему поражает извилистостью троп лабиринт из лавровых кустов в Глендерген-Хауз в Корнуолле, высаженный в 1833 году. Сегодня лабиринты, все более усложняясь, создаются на основе математических моделей и теорий. Устроенные в парках и на туристских маршрутах, они предлагают захватывающее интеллектуальное развлечение, испытание на сообразительность и удачливость.

Главной неразгаданной загадкой древнего символа остается его происхождение. Десятки гипотез, высказанных на этот счет, так и не смогли объяснить возникновение, а затем распространение по всему миру затейливого рисунка извилистой дорожки. Возможно, этот образ был подсказан самой природой — спиралевидные и лабиринтные формы характерны для раковин некоторых моллюсков, различимых в колонии кораллов, подземных ходов муравейников. Быть может, древние художники, часто рисовавшие простые спирали и извилистые линии, постепенно совершенствуя и усложняя эти геометрические фигуры, тем самым пришли к символу лабиринта. На роль его «прародителей» претендуют и наскальные изображения концентрических колец в виде чаши или углубления, относящиеся к эпохе неолита и распространенные вдоль всего Атлантического побережья Европы. Ряд исследователей полагают, что эволюция именно этих форм привела к возникновению символа лабиринта. Наконец, высказываются предположения, что лабиринтный рисунок мог появиться при попытках древнего человека изобразить сложное движение солнца и планет.

История лабиринта по-прежнему не закончена. Его дороги, словно бесконечная лента времени, стремятся все дальше, уводя человека к неведомой цели, которая тем желаннее, чем менее предсказуем путь в лабиринте.

В древности изображение лабиринта считали прекрасным оберегом. Так, индейские племена тохоно и пима из американского штата Аризона и сегодня, как и тысячи лет назад, плетут корзины из сухих стеблей, корней и листьев растений, растущих в пустыне, и украшают их узором-лабиринтом с целью защитить себя от злых духов. В Пакистане и Исландии символы лабиринта вырезают на самом высоком дереве в саду, чтобы отпугивать воришек. В Шри-Ланке узор лабиринта вплетают в ткань для одеял и в основу ивовых корзин; в Скандинавии и Индии выкладывают лабиринт из камней в пустынных местах или на побережье, если хотят исполнения своего заветного желания. Правда, тут есть свое но. Считается, что лабиринт в обмен на исполненную мечту отнимает у человека семь лет жизни/

• Отправляясь в опасное место, можно попробовать нарисовать узор лабиринта на ладони. И беда обойдет стороной.

• В лабиринт не берут детей до семи лет и стариков, перешедших 70-летний рубеж. Лабиринт якобы может отнять души тех и других.

• Не ходят в лабиринт и беременные женщины — есть примета, что иначе ребенок может запутаться в пуповине.

• Злых духов, обитающих в лабиринте, можно обмануть, если надеть на себя чужие вещи. Так, если вы заблудились, поменяйтесь со своим спутником одеждой, и выход найдется.

• В переходах лабиринта и на его фоне лучше не фотографироваться: могут начаться неприятности в жизни и проблемы с памятью и зрением.

• Если, стоя в центре лабиринта, загадать желание, а потом быстро найти выход, можете считать, что ваше желание быстро исполнится.

• Чтобы избежать коварства лабиринта, нужно оставить какую-нибудь вещь в дар, например, бросить монетку.

Версия, которой придерживаются многие современные исследователи, состоит в том, что лабиринты задумывались как своего рода лаборатории совершенствования духа, внутри совершались особые мистические ритуалы. Не случайно строение лабиринта напоминает строение мозга! Человек, проходя лабиринт до конца, преодолевал свои глубинные страхи и становился одним из посвященных в тайны этого и того мира. Мало того, он обретал новые силы, бодрость и воскресал душой и телом. Лабиринт рассматривался как путь в царство мертвых и способ обретения магической силы. Есть предположение, что проходящий по лабиринту человек символизировал Солнце, умирающее и воскресающее, а следовательно, приобщался к древним природным ритмам. дамы сердца танцевали по извилистым ходам к центру "гиганта". 

На данном портале, в разделе «А я еду за туманом», можно подобрать тур, экспедицию, путешествие на Ваш вкус и подходящие даты. Если возникли вопросы, просто напишите или позвоните нам:  http://www.xn----7sbzjfhwjgdbg8bq8b.xn--p1ai/forum/1

Назовите место куда вы хотите попасть, всё остальное сделаем мы.

Электронная почта: chulyshman_keng@mail.ru
Skype: chulyshman
8 905 989 9172 Би-лайн;
8 983 581 5572 МТС

4 1759 5.0

4 Комментария

22:21, 03.10.2016

Если Вы сидите где-нибудь в Гималаях и тишина окружает Вас – это тишина Гималаев, но не Ваша. Вы должны найти собственные Гималаи внутри себя. 

Мы поможем ВАМ услышать и увидеть то, что ранее было скрыто и недоступно для наших органов чувств. Это возвращение к своей истиной природе, к забытым ощущениям и огромным возможностям. К тому, чего сегодня остро не хватает большинству людей в суете повседневной жизни – душевного равновесия.

Запись на участие в туре:  http://www.xn----7sbzjfhwjgdbg8bq8b.xn--p1ai/forum/1

06:06, 04.10.2016 Спам

Мы (моя семья), в принципе, любим путешествовать больше, чем сидеть или лежать  дома. Путешествуем и по Алтаю, выбираемся и на отдых за границу.
Очень уважаем автопутешествия. Придумываем интересные для нас маршруты и вперед!!! (сейчас как раз обсуждаем летний маршрут на несколько дней на Чемал).
Любим активный отдых, даже если выбираемся на море (пляжный тур), все равно ездим на экскурсии как организованные, так и самостоятельные.
Ну а зимой, конечно, горные лыжи!!! Но тут уж, увольте, российским горнолыжным курортам, как разрекламируемым, так и не очень, не доверяем. Просто мы влюблены в солнечные Альпы!! Я с легкостью откажусь от пляжного тура заграницу, но от горнолыжки пока не готов.
По моему мнению, сравнение отечественного сервиса и вообще тур-индустрии с, например, западноевропейскими, будет не в пользу первого. Но к этому надо быть готовым и понимать, что ты хочешь и что можешь получить.

07:48, 04.10.2016 Спам

Этим рисункам лет меньше, чем моему коту. Местные умельцы с удовольствием сооружают достопримечательности одну за другой, чтобы водить людей недалеко от дома и сувенирную палаточку рядом поставить.

И раз уж зашел об этом разговор, позвольте поделиться прохладной былиной.

Инструкторский поход. Как можно понять из названия, это поход, в который ходили только инструктора. Инструкторский поход проводился дважды в сезон. В начале сезона и в конце его. В начале сезона группа проходила по маршруту, оценивала состояние тропы, прокладывала ее если нужно. Также натаскивали новичков в инструкторском составе.
В конце сезона инструкторский поход был поощрением инструкторам за хороший сезон.
— Поощрением? — переспрашиваю, — то есть ты вкалываешь все лето, а вместо премии тебе говорят, мол, еще разок сходи–ка по маршруту, поморозь задницу, жрани этих черствых сухарей да выпей чаю?
— Сопляк, ты ничего не понимаешь. Инструкторский поход это полет мысли, это фантазия. Это искусство в туризме.

Когда я был маленьким мы с родителями гостили у друзей. Те как раз в молодые годы были туристами в группе отца.
Когда обжорство за столом прекратилось и настало время воспоминаний, глава семейства достал из закромов ржавую железяку, отдаленно напоминающую кинжал.
— Старинный скифский меч, — отчетливо сказал он и описал в воздухе красивую дугу, — я нашел его на Багаташе, когда мы с твоим отцом ходили в долину туров.
Я принял железяку в свои руки. Она была довольно увесистой, внушала трепет и уважение. Грубая сталь, угловатая ручка и едва заметный орнамент.
— Пап, это правда меч скифов? — спросил я отца, когда мы ехали домой.
— Конечно. Аскатские скифы.

Спустя два десятилетия я разгадал ребус. В инструкторском походе, знаете ли, развлечений не так много. Алкоголь в умеренном количестве, рыбалка, охота, туристская баня... И все. Чтобы сезон был веселым и увлекательным, эти сорванцы меняли на водку и продукты у кузнеца в селе Аскат неудачные болванки мечей, которые тот делал на продажу. Эти болванки вылеживались в баке с водой весь сезон, а под конец сезона забрасывались на маршрут в случайном порядке. Снег и дождь делали свое дело и через 1–2–3 сезона заготовка превращалась во вполне себе реликвию.

08:21, 04.10.2016 Спам

Алтай затягивает. Хочется постоянно возвращаться. Моё студенчество прошло в походах, экспедициях по краю (в те времена это был край). Даже на свадьбе свидетельница была инструктор с "Алтая". Жена (будущая) только вернулась с маршрута, я - с экспедиции. И сразу - свадьба. Приехали на т/б ст. инструктор Ильина (суровая была тётка!) по матюгальнику вызвала к себе всех инструкторов, нас поздравили, а потом все рванули к нам! Кстати, второй случай за всю историю базы.
К сожалению, люди уходят. Совсем.

Добавить комментарий