До начала XX века дорога через перевал проходила в другом месте, изыскания археологов выявили следы древней дороги, датируемой X−XII векам. До начала XX века через Чике-Таман вела конно-тележная тропа с 34 крутыми и опасными поворотами при подъёме. Со смотровой площадки современной дороги ещё виден этот путь, ставший тропинкой, поросшей растительностью.
В 1903 году было завершено строительство новой дороги через перевал, а после дополнительной реконструкции, произведённой в 1924−1925 годах, стало возможным и автомобильное движение через Чике-Таман. Тогда насчитывалось 47 зигзагов. В 1926 году были произведены дополнительные изыскательные работы, и решено было строить новую дорогу не на месте существующей, а по старой дороге, которая проходила по самому низкому месту. В 1927 году была закончена прокладка новой трассы со щебёночным покрытием. Работы по прокладке современной дороги были чрезвычайно трудоёмкими. Пришлось переместить более 500 тысяч тонн грунта, взорвать около десятка скал, расширять и насыпать дорогу. Новая трасса была введена в строй в 1984 году.
Перевал Чике-Таман расположен на Чуйском тракте, за перевалом Семинским. Это подъем на водораздел рек Малый и Большой Ильгумень, начинающийся от села Хабаровка. Высота перевала Чике-Таман составляет 1460 м, однако из-за своей крутизны он кажется значительно более высоким. Посмотришь в одну сторону - вверх уходят высокие скалы, взглянешь в другую - великолепные горные панорамы и глубочайшие обрывы, самые опасные участки которых огорожены бетонным барьером. У тех, кто проезжаете по этому перевалу впервые, от крутизны подъемов, резко петляющей дороги, крутых обрывов по сторонам и открывающихся горных панорам просто захватывает дух. Фотографии не передают даже сотой части ощущений от передвижения по горному серпантину.
Чике-Таман (Уленгем, «Прямая подошва») – памятник природы республиканского значения. Вершина перевала находится на высот 1295 м, подъём 7 км, спуск 4 км. Полотно перевала проходит по срезу крутого склона горы, прорубленному в скальных гранитных массивах. Вершина перевала находится на 663 км Чуйского тракта. Дорога перевала идет горным серпантином.
В начале XX века дорога проходила в другом месте. С полотна тракта на его вершине виден старый путь, который изначально был конно-тележной тропой. В то время подъем перевала состоял из 34 крутых поворотов. В районе современного перевала видны следы древней дороги, существование которой по некоторым данным относят к X-XII векам.
Работы по прокладке дороги через этот горный хребет поистине колоссальны. Новая дорога была пущена в строй в 1984 году. Рассматривался даже проект тоннеля, но из-за отсутствия специализированной техники, близлежащих источников тепла и света эта идея была отложена. Существующая сегодня дорога проходит часто не там, где был старый Чуйский тракт. Но с многих открытых точек этот путь, ставший почти тропинкой, виден до сих пор. Прямо с седла перевала по северному склону метрах в двухстах видна вся дорога, верхняя и нижняя ее часть, идущая зигзагами узкой крутой щелью. Большая высота перевала, серпантины дорожного полотна в сочетании с лесостепными ландшафтами, привлекают особенно много автотуристов.
На седловине Чике-Тамана стоит лиственница, на ветках которой повязаны белые тряпочки. Это так называемое шаман-дерево, которое в Горном Алтае можно встретить на перевалах, у ручьев и источников. Путники издавна повязывали ленточки в благодарность духам места и в память о тех, кто остался дома и кто ждет впереди.
Большие ремонтные работы на Чике-Тамане были начаты в 1924-1925 гг., а в 1927 г. тракт был проложен по новой трассе. Новая дорога, по которой ездят сегодня, была пущена в строй в 1984 г., и уже трудно представить, что еще несколько десятилетий назад этот перевал был одним из самых тяжелых и опасных испытаний для путников. С перевала Чике-Таман открывается великолепный вид на громады горных хребтов, скалы и на старую дорогу, петляющую внизу.
Географическое название "Чике-Таман" происходит от алтайских слов "Чике" - прямая, "таман" - подошва. Это второй перевал после Семинского на трассе Бийск-Ташанта.
В 1978 г. как памятник природы Горно-Алтайской автономной области утвержден сессией Алтайского краевого Совета народных депутатов. В 1996 г. статус памятника природы подтвержден Постановлением Правительства Республики Алтай от 16.02.1996 г.
Горный перевал Чике-Таман расположен в Центрально-Алтайской физико-географической провинции, на восточном отроге Теректинского хребта и является водоразделом p. Урсул и Большой Ильгумень.
Через перевал проходит Чуйский тракт - главная автомагистраль Горного Алтая. Полотно Чуйского тракта проходит по срезу в отвесных гранитных массивах. Подъем протяженностью 7 км начинается вблизи села Хабаровка, Онгудайского района, спуск к с. Купчегень составляет 4 км. Высшая отметка полотна дороги 1250 м над уровнем моря.
Горный перевал Чике-Таман находится в пределах Ануйско-Чуйской структурно-формационной зоны, сформировавшейся в герцинскую эпоху складчатости, сложен девонскими гранитами. Основной генетический тип морфоструктур данной территории - складчато-глыбовое среднегорье с глубоким расчленением массивно-гребневых форм, с амплитудой поднятия от 100 до 1500 м. Крутизна склонов северо-западной экспозиции меньше по сравнению со склонами юго-восточной.
Перевал находится в зоне умеренно-континентального типа климата, годовое количество солнечной радиации на перевале составляет около 100 ккал/см2. Средние температуры воздуха в январе -17 градусов С, в июле 14 градусов С, причем на склонах юго-восточной экспозиции температура воздуха как в зимнее, так и в летнее время года на 1-2 градуса С выше, чем на склонах северо-западной. Среднегодовое количество осадков не превышает 450 мм .
Наиболее распространенными типами почв данного комплекса являются горнолесные, а также маломощные горно-каштановые и горно-луговые черноземовидные.
Особенности растительного покрова определяются набором взаимосвязанных растительных сообществ, формирующихся под влиянием природных условий, определяемых своеобразием рельефа, климата и экспозиции склонов. В районе перевала произрастают лиственничные, моховые, кустарниковые и крупнотравные леса, где они занимают склоны теневых, реже световых экспозиций различной крутизны .
К доминирующей лиственнице незначительно примешиваются береза и кедр. Подлесок развит хорошо и образован таволгой дубравколистной с небольшим участием жимолости алтайской . В травянистом моховом ярусе преобладают зеленые мхи с папоротниками; голокучником трехраздельным, фегоптерисом связы-вающим; злаками: вейником тупоколосым, бором развесистым; мелкотравьем: кислицей, ясколкой малоцветковой . По склонам световых экспозиций развивается крупнотравье из борца Крылова, скерды сибирской, марьина корня, чины Гмелина, овсяницы красной, мятлика сибирского. Лиственничные осочковые и разнотравные леса занимают склоны южной экспозиции. Кустарниковый ярус образован караганой древовидной, таволгой дубравколистной, кизильником черноплодным. В травянистом ярусе произрастает осока большехвостая, молочай волосистый, клевер люпиновый и др. Травинистые каменистые степи (петрофитньк варианты настоящих и луговых степей) отмечаются на самых теплых местообразованиях. В редком травостое присутствуют: житняк, тонконог, остролодочник, копеечник Гмелина, эспарцет, люцерна, полынь, тимьян, горноколосник , лапчатка бесстебельная, астра альпийская и др. Каменистые осыпи, отвалы грунта от строительства дороги постепенно покрываются иван-чаем , чистотелом, полынью Гмелина, барбарисом сибирским, шиповником иглистым и др. Динамика этого процесса интересна для науки как пример восстановления естественной растительности в горных условиях.
Животный мир представлен обитателями как лесных, так и степных сообществ. Ввиду сильного антропогенного воздействия крупные млекопитающие отсутствуют. В каменных россыпях, образованных при строительстве дороги, поселяются: алтайская пищуха, реже красно-серая и красная полевки. В разреженных лесах и кустарниках вместе с лесными полевками обитают полевки, лесная и алтайская рыжая мышовки. С обеих сторон у подошвы перевала встречаются длиннохвостый суслик и полевая мышь.
Из птиц обычны хищные: коршуны и пустельга, которых можно увидеть с обзорной площадки перевала; распространены: каменный дрозд и три вида каменок, несколько видов овсянок, коньки , токование которых можно наблюдать в весеннее время года и другие виды воробьиных, встречающиеся по обочинам тракта. Из пресмыкающихся обычны гадюка, щитомордник и два вида ящериц - живородящая и прыткая.
Из насекомых привлекают внимание разнообразные дневные бабочки, среди них особенно крупные перламутровки) из семейства нимфалид; сатир дриада, парусники. Последние встречаются вблизи осыпей на остепненных склонах. Среди голубянок обычны: лучеголубянка дамон, a также голубяики. Изредка можно встретить экзотичных: асколафа - и муравьиного льва.
Вокруг Чике-Таман в свое время велось множество споров. Да и само название люди произносят по-разному. Довольно часто можно встретить написание Чике-Аман, что в переводе "Здравствуй, гора". Но правильное название Чике-Таман - "Плоская подошва".
Из истории...
В районе перевала Чике-Такан Чуйский тракт в прежние времена был очень сложным и опасным для лошадей, за что не единожды был обруган ямщиками "Ета не Чекетаман, а Черт-атаман, сорок восемь грехов". В этом все сказано, вылито все негодование наругавшегося донельзя человека, замучившего себя и погубившего здесь, может быть, не одну лошадь.
Большие ремонтные работы на Чике-Тамане были начаты в 1924-1925 гг., а в 1927 г. тракт был проложен по новой трассе. До 1984 года Дорога на Чике-Тамане была в одну полосу с карманами для разъезда, поэтому водители на перевале постоянно сигналили, что другие водители могли заранее узнать о приближении встречной машины и остановится в кармане для разъезда. В 1984 году была закончена прокладка новой трассы на Чике-Тамане, теперь это хорошая асфальтированная двухполосная дорога. Однако старая дорога сохранилась, и говорят, что по ней до сих пор можно проехать. Старая и новая дороги соединяются на вершине перевала.
С Чике-Таманского перевала открывается очень красивый вид на громады горных хребтов и массивов. Туристы и поломники не мало удивлены разницей между существующей дорогой и той, которая здесь была до революции. Прямо с седла перевала по северному склону метрах в двухстах видна вся дорога, верхняя и нижняя ее часть, идущая зигзагами узкой крутой щелью.
На самой вершине перевала стоит крест, водруженный проезжавшим здесь архиереем, а напротив его, по другую сторону дороги стоит лиственница, на ветках которой повязаны белые тряпочки. Это так называемое шаман-дерево, которое в Горном Алтае можно встретить на перевалах, у ручьев и источников. Путники издавна повязывали ленточки в благодарность духам места и в память о тех, кто остался дома и кто ждет впереди. Здесь же произрастает эдельвейс. Цветы его напоминают белые пушистые звездочки. Правда здесь они не особенно крупные и уступают эдельвейсу в высокогорной зоне.
Животный мир представлен обитателями как лесных, так и степных сообществ. С обеих сторон у подошвы перевала встречаются длиннохвостый суслик и полевая мышь.
Из птиц обычны хищные: коршуны и пустельга, которых можно увидеть с обзорной площадки перевала; распространены: каменный дрозд и три вида каменок, несколько видов овсянок, коньки, токование которых можно наблюдать в весеннее время года и другие виды воробьиных, встречающиеся по обочинам тракта. Из пресмыкающихся обычны гадюка, щитомордник и два вида ящериц - живородящая и прыткая.
На данном портале, в разделе «А я еду за туманом», можно подобрать тур, экспедицию, путешествие на Ваш вкус и подходящие даты. Если возникли вопросы, просто напишите или позвоните нам: http://www.xn----7sbzjfhwjgdbg8bq8b.xn--p1ai/forum/1
Назовите место куда вы хотите попасть, всё остальное сделаем мы.
Электронная почта: chulyshman_keng@mail.ru
Skype: chulyshman
8 905 989 9172 Би-лайн;
8 983 581 5572 МТС
Captain
06:11, 04.10.2016 СпамУ меня есть друзья, которые улетев как-то на отдых в Доминикану, вернулись настолько разочарованными. И в то же время когда съездили на Алтай, были в полном восторге! Просто в первом случае у них были слишком завышенные ожидания, что не оправдалось. Отсюда и полнейшее разочарование. А во втором случае, думаю были готовы ко всему, и не самому хорошему. А оказалось все гораздо лучше.
Мне нравится как сказал Алексей Зимин (в книге "Единицы условности" - "Путешествуя по России ты все время ждешь самого худшего. А тут раз - и копченая хариус. Два - и Катунь, как невеста на брачном ложе. Вообще приятно, что в мире есть место, где дурным предчувствиям наследует приятное послевкусие. Еще приятней, когда это место по удачному стечению обстоятельств называется Родиной..
диман
07:43, 04.10.2016 СпамЗа месяц путешествия по Алтаю можно увидеть намного больше.
Если ехать на своей машине, то вполне можно самостоятельно со всем справится. Автотуризм в Сибири очень развит.
Самый простой вариант автомаршрута - "По Чуйскому тракту" - тут даже можно ехать без предварительной проработки и на любой машине. Большим плюсом будет наличие карт и путеводителей, или хотя бы распечатки с инета "километраж Чуйского тракта".
Круговой маршрут этого топика требует полноприводного авто. Точнее этого требует отрезок пути по долине Чулышмана. Спуск, а точнее подъем из долины Чулышмана на перевал Кату-Ярык для переднеприводного авто с низким клиренсом весьма критичен - подъем крут и камни на дороге велики. Поднимаются такие машины, сами или на привязи (за отдельную денежку). Но риски есть.
Еще круговой маршрут с водным этапом по Телецкому озеру может быть не удобен путешествующим со своей семьей или друзьями, когда водителю нужно оставить всю честную компанию и выехать заранее, чтобы встретить всех уже на другом берегу. Что впрочем решается наймом машин с водителем или покупкой готового тура. А еще несколько лет назад шли разговоры о частном пароме, машины предлагалось перевозить с южного на северный берег вроде как за 15000руб. Что и как сейчас с возможностью паромной перевозки лучше уточнять.
Изучение и проработка деталей позволит углубляться дальше в алтайскую действительность.
Кроме использования своего или наемного авто, можно совмещать автобусы, маршрутки, заброску (или экскурсии) на уазах и шишигах, конные, водные и пешие маршруты.
виталий
08:23, 04.10.2016 СпамЕжели устроить стоянку где попало, это может непредсказуемым образом нарушить душевную гармонию алтайских аборигенов. Универсальная рекомендация: использовать стационарные платные кемпинги, паркинги и прочая и прочая. Во-первых, их местоположение выбрано с учётом всех местных заморочек и достопримечательностей. Во-вторых, по местным понятиям ты таким образом приобретаешь статус гостя, а с ним - некоторый иммунитет к возможным неприятностям.
Хотя, конечно, ежели нажраться и пойти на ночь глядя ставить на уши ближайшую деревушку, сей статус вряд ли сильно поможет.