Хочешь удлинить себе жизнь, поезжай подальше от суеты городов, поближе к местам, где лучшее украшение природы – отсутствие человека…
Какими-то хитрыми путями реализуются хотелки)) Вдруг, нежданно, и негаданно – и вот уже в дороге. В ночной дороге. Впервые выехавших в горы ночное небо впечатлило. Уж больно яркое вдали от городов))
Блужданье в утренних туманах в районе Карлушки. С ближайшей горки дежурные огни аэропорта. Ждем рассвета. Он уже в наметках. Марсианское солнце встает над Алтаем.
Нитка маршрута: Новосибирск – Алтайское – Чуйский тракт – слияние Большого Яломана и Катуни – Курайская степь – долина Тыдтугема – Курайская степь – Алтайское – Новосибирск (автопутешествие)
Даты: 1-4 августа 2013
Краткий фотоотчет автопутешествия по Чуйскому тракту в августе 2013: http://www.xn----7sbzjfhwjgdbg8bq8b.xn--p1ai/forum/144-2876-1
Чулышман
01:04, 13.01.2015The Siberian Expedition company offers offroad round to sacral Altai: http://xn----7sbzjfhwjgdbg8bq8b.xn--p1ai/
Шотландец
08:55, 04.10.2016 СпамНа первом же мосту у озера Даншиг-Нуур с нас взяли плату за проезд (дорожная пошлина 1500 тугриков плюс транспортный налог 6000 тугриков с каждого микроавтобуса). Объяснили, что эти деньги пойдут на содержание дороги. Но понятно, что никто её никак и никогда не содержал. Дороги здесь – это именно то, что называется направлениями: несколько десятков параллельных накатанных колей, идущих в одном направлении и неизменно сходящихся на перевалах и у мостов. Эдакий 20-полосный монгольский хайвэй. На нём надо быть предельно внимательным: любое малозаметное ответвление может в сумерках запросто завести в тупик к какому-нибудь одинокому стойбищу. Дорога разбита тяжёлыми грузовиками и «УАЗами» (грунт – твёрдая глина с камнем), наша скорость даже на относительно ровных участках редко превышала 35–40 км/ч. Передний мост не включали, так как дорога шла в основном под уклон. Участки со щебнем, песком и даже с крупными камнями машины преодолевали без особых усилий. Но за 1,5 часа, пока солнце ни начало скрываться за невысокие хребты, мы проехали всего 30 км. Машины встречались редко. В основном это были тяжёлые грузовики и бензовозы с российскими номерами. Из местных машин – в основном старенькие «УАЗики».
Мы едем по сомону (району) Ногооннуур («зеленое озеро»), входящему в Баян-Ульгийский аймак (область). Этот аймак был выделен из Кобдоского края в 1940 г. специально для проживания различных родов абак-кереев. Население аймака на 80% состоит из абак-кереев (они относятся к казахам) и на 20% - из найманов, тувинцев и урянхайцев.
Уже в сумерках проехали городок Цаган-Нуур – небольшой одноэтажный посёлок с развалинами ферм и кошар. Это - молчаливые памятники некогда знаменитого «Скотоимпорта» (1932-1985). В советское время из Северо-Западной Монголии перегоняли многотысячные стада в Бийск и Семипалатинск. В Цаган-Нуре находилась основная база по приемке мясопродуктов.
Через Калгуты почти каждый день гнали гурты в сторону самого большого в Советском Союзе Семипалатинского мясокомбината. (Один из таких гуртов сопровождал будущий писатель Михаил Веллер). Семипалатинский мясокомбинат обеспечивал популярной тогда тушенкой практически весь Союз и «братьев по Соцлагерю». Главным потребителем была Советская Армия и Вооруженные Силы стран Варшавского договора.
Стада перегоняли по маршруту: Калгуты - плато Укок - верховье р. Бухтармы - Усть-Чиндагатуй - Катон-Карагай - Усть-Каменогорск - Семипалатинск. До сих пор по всей долине Бухтармы остались паоскотины и столбики высотой около 1 м. От каждого столбика видны два соседних. Это до сих пор официальная граница скотопрогонной трассы. Внутри нее нельзя затевать капитальное строительство и арендовать землю.
В Казахстане идут разговоры о возрождении комбината, но полностью восстанавливать его нет смысла из-за огромной производительности. Да и скота в Казахстане столько нет. Другое дело Монголия. Там переизбыток скота. Идея строительства скотопрогонной трассы существует давно. Главными противниками этой затеи выступают «зеленые», т. к. трасса проходит через плато Укок. Другая проблема - чем кормить овец в пути.
В последние годы в Северо-Западной Монголии было построено два комбината, которые выпускают вкуснейшую тушенку. Один из них находится в Ховде, а другой - в Баян-Ульгии.