Солнце, Луна и индейцы.

Солнце, Луна и индейцы.

Еще тысячу лет назад индейцы анасази, жившие на юго-западе современных США, наблюдали за движением небесных светил. Эти «тайные знания» помогали им выжить.

Местечко Чимни-Рок, северо-запад штата Колорадо. Ни один день в году не похож на этот – самый короткий день года, день зимнего солнцестояния. Лучи заходящего Солнца окрашивают заснеженный простор в яркие, сверкающие тона. В воздухе разлито напряженное ожидание. Вот уже несколько дней все индейцы ждут этого часа, исполняя ритуальные танцы и строго следуя указаниям жрецов.

Очень холодно. Из дымоходов пуэбло – огромного каменного дома, обмазанного глиной, – струей поднимается дым. Здание приютилось на узком выступе скалы на высоте 2300 м над уровнем моря. Отсюда начинается крутой спуск. Дорога уходит на 400 м вниз. Там, в долине, простираются поля. С них и кормятся местные индейцы. Из недели в неделю они носят на себе воду и еду, возвращаясь в свои жилища. У них нет ни вьючных животных, ни повозок. Но что же заставило их поселиться в этом суровом, неприютном краю?

Ответ на вопрос знает лишь небо. Еще не совсем стемнело. Внезапно между двумя скалами, что высятся на краю горного хребта, проступает бледный, матовый свет. Скалы напоминают две огромные трубы, возвышающиеся всего в нескольких сотнях метров к востоку от пуэбло. И вот наступает миг, которого индейцы ждали многие годы. В просвете, разделившем скалы, восходит сияющая полная Луна.

В краю «старых врагов»

Примерно так все происходило 900 лет назад, утверждает Дж. Макким Мелвилл, профессор астрономии из Колорадского университета. Недавно он уже произвел сенсацию, открыв египетский «Стоунхендж» – круглую каменную постройку, возведенную 5000 лет назад и ориентированную по положению Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния. Находится этот памятник древнего зодчества близ Набты, в ста километрах к западу от Нила.

Однако люди открывали для себя звездное небо не только в глубокой древности. В пору, когда европейские рыцари отправлялись в крестовые походы, исконные жители Америки – индейцы – наблюдали за ходом небесных светил, и речь идет не об одних лишь майя, ацтеках и инках.

В 1988 г. Дж. Мелвилл впервые обратил внимание на пуэбло в Чимни-Рок. Еще в 1970е гг. эту постройку раскопали и исследовали археологи из Колорадского университета во главе с Фрэнком Эдди. Она имела L-образную форму. На первом ее этаже располагались примерно 35 помещений; на втором – еще два десятка. Неподалеку находились несколько небольших пуэбло, а также огромная кива, достигавшая тринадцати м в поперечнике, – подземная камера, в которой совершались ритуальные церемонии, типичное сооружение для индейцев, населявших юго-запад США.

Питались местные индейцы в основном маисом, бобами и тыквами, возделывая их, несмотря на скверные климатические условия: жаркое лето, ранние заморозки. Чтобы сухая, каменистая почва плодоносила, строили искусственные оросительные системы.

В Чако-Каньоне в ХI в. располагался культовый центр индейцев анасази. Там они возвели тринадцать огромных пуэбло, насчитывавших по несколько сотен комнат и десятки кива. Вплоть до ХIХ в. во всей Америке не было зданий крупнее этих пуэбло, бывших местами паломничества индейцев. Отсюда тянулась сеть дорог, прорезавших обширную территорию площадью 100 000 км2 – все Колорадское плато. Индейцы поддерживали торговые отношения и с Мексикой, и с жителями тихоокеанского побережья.

Местные жители почти не оставили каких-либо письменных сообщений. Неизвестно даже, как они называли себя. У археологов укоренилось название «анасази», которое употребляли индейцы навахо, переселившиеся в этот край значительно позже. Оно означает «старцы» или «старые враги». Более политкорректным считается другое название: «хисатсином» (Hisatsinom), что значит «предки». Так называют древних обитателей здешних мест хопи – потомки анасази, живущие ныне в Аризоне.

Местечко Чимни-Рок лежит далеко в стороне от Чако-Каньона – почти в 150 км оттуда. «Я спрашивал себя, что заставило людей поселиться в этом суровом краю, – вспоминает Дж. Мелвилл. – В мифах индейцев существует связь между планетой Венерой и богами-близнецами войны, поэтому я решил понаблюдать, не покажется ли Венера в просвете между двумя скалами. Тут-то я и открыл, что изредка сюда заглядывает Луна».

Небо забытых предков

Случается такое лишь раз в 18,6 лет Лунная орбита наклонена на 5° к видимой солнечной орбите – эклиптике, поэтому периодичность, с какой восходит и заходит Луна, не совпадает с годовым циклом Солнца. Крайние точки восхода и захода Луны лежат гораздо севернее и соответственно южнее точек зимнего и летнего солнцестояния.

«Итак, через каждые 18,6 лет Луна появляется точно между скалами в Чимни-Рок, – пишет Дж. Мелвилл на страницах своей книги «Доисторическая астрономия на юго-западе США». – В ХI в. это случалось в марте 1057 г., октябре 1075 г. и июне 1094 г. Тогда Луна пребывала в крайней северной точке своей орбиты. К моему большому удивлению, время строительства здешнего пуэбло совпадает с двумя последними датами».

Анализ годовых колец деревьев, которые использовались при строительстве пуэбло, проведенный еще Фрэнком Эдди, показал, что здешние жилища сооружались в два этапа. Похоже, что пуэбло строили именно для наблюдения за Луной.

Возможно, в 1057 г., рассуждает Дж. Мелвилл, местные жители наблюдали эффектный восход Луны над Чимни-Рок, и жрецы в Чако-Каньоне прослышали об этом. Когда в 1075 г. Луна вновь взошла между скалами, жрецы, очевидно, не стали медлить и на следующий год принялись возводить здесь пуэбло. Второй этап строительства начался в 1093 г., когда ожидали повторения удивительного небесного явления. Судя по неполным годовым кольцам в балках зданий, строить пуэбло начали уже летом того же года, – что необычно для практики индейцев. Строительство велось в большой спешке, ведь в это время года все индейцы обычно занимались полевыми работами.

Итак, пуэбло в Чимни-Рок нельзя назвать простым поселением индейцев. Его архитектура напоминает стиль зданий в Чако-Каньоне. Однако гончарные изделия, найденные здесь, – а их обычно изготавливали женщины, – расписаны вовсе не в традициях Чако-Каньона, а в стиле, присущем местному населению. Поэтому Фрэнк Эдди предположил, что жрецы из Чако-Каньона прибыли сюда, в Чимни-Рок, одни, без семьи, – быть может, лишь для наблюдения за восходом Луны между уступами скал.

Во второй половине ХI в. местные индейцы, возможно, были особенно внимательны к небесным явлениям, ибо что-то странное творилось с небесами.

В июле 1054 г. вспыхнула яркая звезда. Некоторое время ее видели даже днем. Это была знаменитая сверхновая звезда в созвездии Тельца; после ее вспышки образовалась Крабовидная туманность. Возможно, наскальное изображение, найденное в Чако-Каньоне – звезда над полумесяцем, – напоминает о том событии.

В 1066 г. равномерный бег светил был снова нарушен. Появилась комета Галлея. Седьмого марта 1076 г. к югу от Чако-Каньона произошло полное солнечное затмение.

В 1077 г. стало меняться само Солнце. Огромные пятна омрачили его лик. Согласно китайским хроникам, их можно было видеть даже невооруженным глазом. Начался двухвековой период необычной солнечной активности, что повлекло за собой изменение климата. Солнце тогда светило очень ярко; даже в Норвегии возделывали виноград, а Гренландия была и впрямь «groen» – «зеленой».

Наконец, 11 июля 1097 г. на юго-западе Северной Америки, в том числе в местечке Чимни-Рок, вновь наблюдалось затмение Солнца.

Вероятно, индейские жрецы были встревожены странными феноменами. Кроме того, астрономические ритуалы были важны для них и по другой причине: эти церемонии сплачивали индейцев и укрепляли власть жрецов.

Смотр святилищ

Конечно, местечко Чимни-Рок нельзя назвать единственной обсерваторией индейцев анасази. В Чако-Каньоне ученые обнаружили немало свидетельств того, как обширны были астрономические познания местных индейцев. Впрочем, большинство линий и знаков, найденных здесь, никак не связано с отысканием точек эклиптики. Они имели скорее ритуальное значение, нежели служили каменным календарем. Большинство, но не все. Отметим самые интересные из находок.

Возводя дома, индейцы умели точно ориентировать их по сторонам света. Так, стена дома в Пуэбло-Альто расположена точно вдоль линии, соединяющей запад с востоком; то же самое в Пуэбло-Бонито. Ось кива в Каса-Ринконада указывает точно на север.
Окна и ниши во многих постройках в Чако-Каньоне ориентированы точно по положению Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. Возможно, их ориентировали также по лунным фазам или восходу Венеры – с этим мы встречаемся в Пуэбло-Бонито и Четро-Кетле. В круглой стене, ограждающей Каса-Ринконада, имеются многочисленные ниши. В одной из них сквозь окошко, глядящее на северо-восток, видно восходящее Солнце в момент летнего солнцестояния.

На востоке каньона имеется примечательный знак: скала Фаяда-Бутте высотой 120 м. На ней выгравированы две спирали. Перед ней поставлены три каменные плиты трехметровой высоты. В день летнего солнцестояния, в 11 часов утра, узкий, кинжальный луч света падает на середину большой спирали. В дни осеннего и весеннего равноденствия один луч света падает на большую спираль, а другой – на маленькую. В день зимнего солнцестояния, в 10 часов утра, две узкие полосы света окаймляют большую спираль. Возможно, что эта спираль отмечает также крайние положения лунной орбиты. После восхода Луны в крайней, юго-восточной точке ее орбиты тень ночного светила рассекает спираль надвое, а после восхода Луны в крайней северо-восточной точке орбиты ее тень касается левого края спирали. Параллельно границе тени на скале прочерчена линия.

В восточной части Чако-Каньона, вблизи от развалины пуэбло в Виджиджи, на скале процарапан символ, отмечающий игру света и тени в дни солнцестояний и равноденствий.

В ХII в. святилище индейцев в Чако-Каньоне приходит в упадок. Теперь культовый центр индейцев анасази переместился далеко на север. Звездочеты поселились в двухстах километрах от Чако-Каньона, в Ховенвипе. Здесь и поныне высятся развалины небольших башен. Возможно, их предназначали не для обороны от врагов, а для наблюдения за небом.

Ховенвип-Касл – один из самых замечательных памятников, оставленных индейцами анасази. Это – трехэтажная башня. Первоначально ее основание имело D-образную форму. По годовым кольцам стволов, использованных в качестве балок, определили время ее возведения: 1166 г. Позднее, около 1277 г., были пристроены еще десять помещений. Одно из них, на первом этаже, называемое теперь «Солнечной комнатой», видимо, служило обсерваторией. Два ее небольших окна и дверь позволяли наблюдать за Солнцем в особых точках эклиптики – в дни солнцестояний и равноденствий.

Неподалеку от Ховенвип-Касла, на краю каньона, расположена еще одна небольшая постройка. В дни солнцестояний и равноденствий лучи восходящего Солнца, проникая сквозь три узких оконных проема, падают в нишу на противоположной стороне стены. Впрочем, ученые так и не решили, сооружена ли эта комната для наблюдения за небесными светилами или же в ритуальных целях.

Кроме того, в Ховенвипе индейцы анасази использовали естественные неровности рельефа. Так, на стене коридора, образованного двумя скалами – он вытянулся почти на пять метров, – нацарапан символ Солнца, типичный для культуры пуэбло: три концентрических круга с точкой посредине. Именно тут соединяются два узких луча Солнца примерно через час после его восхода в день равноденствия. Очевидно, индейцы регулярно наблюдали эту эффектную сцену.

Возможно, что опыт наблюдения за Луной в Чимни-Роке пригодился индейцам, когда они высекали спиральные знаки на скале Фаяда-Бутте. Возможно, что и недостроенный храм Солнца в Меса-Верде – другом центре поздней культуры анасази – был всего лишь подражанием естественному образцу. Если смотреть с южной стороны пуэбло Клифф-Палас, лежащего почти в трехстах метрах от храма, то Солнце в день зимнего солнцестояния скрывалось за ним, а Луна, достигнув крайнего положения, заходила за горизонт как раз между двумя кива, построенными перед храмом. На третьем этаже храма видны характерные метки; вероятно, они помогали вести счет годам. Ломаные линии, прочерченные на стене, могли указывать, как менялось положение восходящей и заходящей Луны в течение года.

Под сельскими звездами

Для чего же индейцы анасази так внимательно наблюдали за небесными феноменами? Во-первых, им, земледельцам, нужно было следить за тем, как менялись времена года. Ведь они жили в засушливом краю. Осадки здесь выпадают редко, а в конце весны бывают заморозки. Важно было вовремя – не слишком поздно и не очень рано – посеять семена, а потом собрать урожай, прежде чем его опалит Солнце. В Чако-Каньоне период роста растений составлял всего 120 дней, поэтому сеять и сажать зерновые и овощные культуры следовало с точностью до недели.

С другой стороны, многие ритуалы и церемонии были немыслимы без знания астрономии. Сведения, собранные древними звездочетами, отражались в мифах.
Кроме того, эти знания помогали ориентироваться и находить дорогу домой. Звездное небо издавна слыло надежной картой. Ему можно было доверять. Там царили покой и гармония, – а на Земле суета и скверна.

Итак, знания, накопленные древними индейскими астрономами, нельзя считать строго научными. Однако без них было немыслимо занятие магией, во многом определявшей повседневную жизнь народа.

Столь популярные у индейцев постройки – кива – можно считать космологическими символами, воплощенными в камне. Они соединяли Небо и Землю. Так, у индейцев акома круглые стены кива еще и поныне символически обозначают небесный свод, а деревянная крыша – Млечный Путь. Ориентируя здания точно по сторонам света или точкам эклиптики и вовремя проводя праздники, люди ладили с богами и Небом. Суета отступала; зло пропадало. Воцарялась гармония.

Индейцы анасази: кто они?

Около двух тысяч лет назад на горных плато в современных американских штатах Юта, Колорадо, Нью-Мексико и Аризона стали селиться племена собирателей и охотников, которые до того вели кочевой образ жизни. Они и были предками индейцев анасази, создавших свою удивительную культуру на юго-западе современных США.

В 300—500 гг. они выделяются умением плести из коры, травы и волокон агавы прочные, красивые корзины (отсюда и название этих племен – «корзинщики»). Сохранились также небольшие жернова, с помощью которых индейцы мололи маис.

Около 700 г. они стали возводить дома из камня и кирпича-сырца. Так начинается эпоха «пуэбло» («деревень») – огромных многокомнатных домов, в которых селилось около сотни человек. Индейцы возводили пуэбло на горных плато или в речных долинах. К тому времени они уже освоили гончарное ремесло, изготавливая характерную белую керамику с черной росписью.

Округлые подвалы домов или отдельные помещения, врытые в землю, постепенно превратились в огромные «кива» – залы, в которых индейцы собирались для совершения религиозных церемоний. Около 900 г. в Чако-Каньоне возникает крупный религиозный и торговый центр индейцев анасази – Пуэбло-Бонито – своего рода город. В нем насчитывается около семисот квадратных помещений и сорок кива. Разветвленная сеть дорог, вытянувшаяся почти на четыре сотни километров, связывает Пуэбло-Бонито с сотней других поселений. Около 1100 г., в пору расцвета этого «города-дома», здесь проживало около 5000 человек.

В ста километрах к северу, в Меса-Верде, индейцы анасази построили знаменитые пещерные города: они селились в домах, выдолбленных в стенах каньона. Самое известное поселение получило название Клифф-Палас.

В середине ХII в. начинается стремительный упадок культуры индейцев анасази. В конце этого века они покидают Чако-Каньон, Меса-Верде и окрестные поселения, переселяясь на юг и юго-восток. Причины бегства называют самые разные: от длительных засух до нападений враждебных племен. Еще и поныне в южных районах США живут потомки индейцев анасази: хопи в Аризоне, цуни в Нью-Мексико и пуэбло вдоль берегов Рио-Гранде на востоке штата Нью-Мексико.

На данном портале, в разделе «А я еду за туманом», можно подобрать тур, экспедицию, путешествие на Ваш вкус и подходящие даты. Если возникли вопросы, просто напишите или позвоните нам:  http://www.xn----7sbzjfhwjgdbg8bq8b.xn--p1ai/forum/1

Назовите место куда вы хотите попасть, всё остальное сделаем мы.

Наймушин Владимир
Электронная почта: chulyshman_keng@mail.ru
Skype: chulyshman
8 905 989 9172 Би-лайн;
8 983 581 5572 МТС

4 845 5.0

4 Комментария

16:26, 30.10.2016

Каждый год при наступлении холодов и начале отопительного сезона - я покупаю этот крем и каждый раз пишу про него пост)

11:15, 10.11.2016 Спам

Белуха - одна из крупнейших горных вершин России, достигающая высоты 4506 м над уровнем моря и высочайшая вершина Катунского хребта Центрального Алтая. Главный водораздел хребта поднят в восточной части и образует на стыке трех отрогов вершину с белоснежной короной. Белуха, удаленная на одинаковое расстояние от трех океанов - Тихого, Атлантического и Индийского, она оказалась центрально-вершинным узлом гигантского материка Евразии. 

Белуха - главная "крыша" Центрально-Азиатского континента. Во внутриконтинентальной области России Белухе нет равных по абсолютной высоте, только в тихоокеанском поясе гор ее высоту превосходит Ключевская сопка на Камчатке (4750 м).

Белуха - величественный монумент природы - "святыня" Алтайских гор. Ее аура настолько притягательна, что на протяжении многих столетий влечет к себе путешественников, туристов, писателей, художников и ученых.

На фотграфии изображен вид на в. Белуха и Аккемский ледник с п. Ак-Коюк 
Автор фотоснимка: Бельченко Дмитрий 

История исследования Белухи связана с именами Ф.Г. Геблера, В.В. Сапожникова, М.В. и Б.В. Троновых, Н.К. Рериха и др.

"Высокие снежные горы, - писал В.В. Сапожников, - служат у алтайцев предметом священного почитания; никто из них под страхом смерти не смеет восходить на них. Обаяние Белухи у алтайцев еще больше: Нам и смотреть близко на нее нельзя, - говорил мне один старик из аула в вершине Черной Берели... Многие алтайцы-охотники великолепно знают горные тропы до снежных перевалов включительно, но у основания заповедных гор, которым они дают общее название Ийик, их миссия оканчивается".

Магистральная речная долина р. Катунь и ее правый приток р. Аргут вместе с р. Коксу как бы набросили свое голубое ожерелье на Катунский хребет, чуть не замкнув его по контуру. В гидрографическом "плену" и оказалось известное всему миру "Беловодье" Н.К. Рериха. Но где оно в этом высокогорье, никто точно не скажет. Оно царит, словно горный "дух", рядом с сибирской горной вершиной.

11:15, 10.11.2016 Спам

Первое восхождение на Белуху совершили 26 июля 1914 года братья Троновы, чьим именем сегодня назван один из крупных ледников, расположенный выше Кучерлинского озера (алтайское название ледника Мюштуайры). Даже сегодня, когда на вершину Белухи не раз восходили альпинисты, а ежегодное число туристов, поднимающихся на гору, превышает 2500 человек, она считается все такой же суровой и недоступной. Возможно, это можно объяснить суровым климатом Белухи: здесь всегда холодно, дует пронзительный ветер, скалы почти везде круглый год покрыты тонкой ледниковой глазурью натечным льдом. Массив Белухи занимает центральное положение в оледенении Катунского хребта - крупнейшего на Алтае очага современного оледенения, к которому можно отнести 169 ледников площадью более 150 кв. км. Со склонов самой Белухи спускается семь крупных долинных ледников: Менсу, Катунский, Большой Берельский, Черный, Капчальский, Мюштуайры, Ак-Кемский, радиально растекающиеся по глубоким долинам. С южного склона г. Белухи, из ледника Геблера, берет начало р. Катунь - основная водная артерия Горного Алтая.

Пик Белухи представляет собой мощный горный массив. Он поднимается над соседними водораздельными хребтами более чем на 200 м. Площадь его меньше известного массива Табын-Богдо-Ола, лежащего на стыке Русского и Монгольского Алтая, но пальма первенства по абсолютной высоте принадлежит ему.

Массив Белухи связывает в единый узел систему кряжей и отрогов хребтов Катунского хребта, как бы нарушая их параллельное простирание в излучине Катуни. Водораздельные гребни имеют кулисообразное строение и постепенно набирают высоту один за другим от Аргутско-Катунской долины к главной вершине Алтайских гор.

Летом на вершине Белухи не редки морозы до -20 градусов С. Зимой отрицательные температуры воздуха наблюдаются в январе до -21 2 градусов С и остаются низкими даже в марте до - 4 градусов С. Твердые осадки выпадают на высоте 3000-3200 м, и их годовая величина составляет 35-50 процентов от общего количества
На склонах массива и в долинах известно 169 ледников, общей площадью 150 кв.км Гора несет на себе почти 50 процентов ледников Катунского хребта, что составляет свыше 60 процентов площади его оледенения. По количеству ледников и оледенению г. Белуха занимает первое место на Катунском хребте.

11:16, 10.11.2016 Спам

Скорость движения льда неодинакова и в среднем колеблется от 30 до 50 м в год. Наибольшая отмечена на леднике Братьев Громовых, у подножья ледопада она составляет 120 м в год. Накопление снега на крутых склонах приводит к сходу лавин. Белуха - один из интенсивных лавиноопасных районов Алтая.

Реки Белухи принадлежат главным образом бассейну р. Катунь, вытекающей с южного склона ледника Геблера. Здесь также берут начало pp. Кучерла, Аккем, Идыгем.

Озера лежат в глубоких карах и троговых долинах. Происхождение их связано с деятельностью древних ледников. Крупные озера - Большое Кучерлинское, Нижнее Аккемское и др.

Для Белухинского массива, как и для любой горной страны, характерна пестрота растительности.
Лесной пояс простирается до высот 2000 м, в западной и восточной до 2200 м и более развит на северном макросклоне.. С высотой существенно возрастает роль кедра, из кустарников и кустарничков начинают преобладать жимолость алтайская, брусника. В верхней части лесного пояса из кустарников появляется березка круглолистная; из трав - виды субальпийского и альпийского разнотравья: герань ложносибирская, водосбор железистый, горькуша Фролова и др.

В истоках р.Катунь, по ее правобережью обычны: алтайская мышовка и цокор. Сюда изредка заходят рысь, снежный барс, а из копытных: сибирский горный козел.

Разнообразнее представлены птицы. Из охотничье-промысловых: белая и тундряная куропатки. Из воробьиных обычны: клушица, альпийская галка, гималайская завирушка. Значительно реже встречаются сибирский горный вьюрок и экзотичный вид - арчевый дубонос.

Добавить комментарий