Выбор рюкзака -- дело тонкое, сложное и ответственное, ведь он должен стать вашим лучшим другом, а не злейшим врагом. Универсального рюкзака для походов не бывает, поэтому попробуем разобраться, какой вам подойдёт больше. Прежде всего надо определиться с объёмом будущего рюкзака.
Первая ошибка -- слишком маленький рюкзак (спальный мешок, коврик и... всё, больше ничего не лезет!). Вторая -- слишком большой. Он, как известно, провоцирует напихать в него побольше. А женщина, как известно, действует как газ, полностью заполняющий весь предоставленный ей объём рюкзака (порой и чужого). Мужчинам, впрочем, это тоже свойственно.
Третья ошибка -- попытка обзавестись вещмешком, подходящим для всего. Помню, один клиент хотел купить у нас рюкзак, с которым постоянно ходил бы по городу, но чтобы при случае можно было бы и байдарку "Таймень-3" унести. Этакая "мечта оккупанта". Почти все, кто пытался когда-либо самостоятельно сшить рюкзак, так или иначе совершали эти ошибки, автор -- не исключение.
Оптимальный объём рюкзака зависит, в основном, от вида туризма, возраста носителя, его пола, физической подготовки.
Для подростков 10--13 лет объём не должен превышать 40--50 литров, для юношей и девушек от 14 до 17 лет -- 65--80 л, но это, конечно, зависит от конкретного человека.
Для походов выходного дня и поездок на дачу обычно достаточно 40--65 л, тем более что такие вояжи -- это обычно удел не самых крепких и подготовленных. Ну, а для того, чтобы дотащить все припасы на какой-нибудь слёт или "Грушу", порой и 130 л маловато будет.
Для взрослых людей я бы рекомендовал следующие значения:
Вид туризма
Мужчины
Женщины
пешеходный
80--130 л
65--80 л
горный
100--110 л
65--80 л
водный
от 130 л
80--100 л
лыжный
от 130 л
80--100 л
Для походов высокой сложности выбор объёма и конструкции рюкзака становится частью выбора тактики всего похода, и этот вопрос должен рассматриваться отдельно и весьма основательно.
Рюкзаки для велопоходов (имеются в виду рюкзаки-"штаны", устанавливаемые на багажник) выбираются, исходя из других соображений:
Походы выходного дня и велопрогулки (без ночёвок) 30--50 л или обычный городской рюкзачок;
Походы начальных категорий сложности обычно достаточно до 75 л;
Сложные походы до 100 л;
Очень сложные походы от 100 л и более;
Когда велопутешествие включает в себя ещё и поездку общественным транспортом, крайне желательны съёмные лямки.
Всё многообразие моделей рюкзаков сводится к трём основным типам:
1. Станковые. У них есть жёсткая металлическая или пластиковая рама (каркас), к которой крепится подвеска (это то, чем рюкзак присоединяется к человеку: лямки, пояс, спинные и поясничные опоры) и мешок для груза. Мешок обычно можно снять и закрепить прямо на раме какой-нибудь объёмный груз -- классический экспедиционно-забросочный вариант.
2. Мягкие. В них подвеска полностью пришита к мешку. Иногда такой рюкзак называют "анатомическим", хотя обычно при этом имеется в виду обычный рюкзак с грузовым поясом, профилированными лямками и развитыми спинными опорами. Но сейчас что-либо другое и за рюкзак-то не считают. Так что я не очень понимаю, что такое "анатомический" рюкзак, хотя порой вижу в продаже рюкзаки, скажем так, "патологоанатомические".
3. Каркасные. Такой вещмешок -- это, по сути, мягкий рюкзак, в спинку которого вставляются пластиковые или металлические детали, обеспечивающие вертикальную и поперечную жёсткость всей конструкции. Обычно используют вертикальные пластины -- "латы", а также П- и Н-образные рамки. Велорюкзачок с упругой пластиной, натягивающей сетчатую спинную опору, тоже относится к каркасным.
Однозначно сказать, какие из рюкзаков лучше, нельзя. Для каждого из типов есть свои наиболее подходящие области применения. Например, если вы предполагаете использовать рюкзак в качестве прикроватной тумбочки, то жёсткие конструкции, безусловно, удобнее. С другой стороны, в попытках сэкономить выходной вес многие обращаются к мягким рюкзакам и с ужасом вспоминают растопыренный рогатый "Ермак"(ЭТА ФРАЗА НЕПОНЯТНА). В последние годы "станки" как-то вышли из моды, но это, видимо, связано с тем, что сделать хорошую раму, не ломающуюся в походе, сложно и дорого: аргоновая сварка стала практически недоступной по цене, да и позакрывались те советские НИИ, где аргон водился.
Приведу аргументы за и против, применительно к каркасным и мягким (вообще) рюкзакам.
Мягкий рюкзак.
ЗА: а) дешевле, б) легче, в) пустой компактнее складывается.
ПРОТИВ: а) требует более тщательной укладки, б) при переноске деформируется, особенно в начале похода, пока вещи ещё не обмялись.
Каркасный рюкзак.
ЗА: а) проще в укладке, б) нести гораздо удобнее, так как он более плоский, и поэтому центр тяжести заметно ближе к спине, в) практически не деформируется при переноске, г) рамку каркаса при необходимости можно вынуть и получить обычный мягкий рюкзак.
ПРОТИВ: а) дороже, б) тяжелее (примерно на 300 г), в) поскольку более плоский, имеет несколько меньший реальный объём, г) в него сложнее уложить коврик.
А теперь порассуждаем о всяких "прибамбасах".
ГРУЗОВОЙ ПОЯС. Абсолютно необходимая деталь современного походного рюкзака. Позволяет коренным образом перераспределить точки (точнее, поверхности) приложения веса рюкзака к организму. Правильно сделанный и точно подобранный пояс: а) позволяет перенести на бёдра до 50--60% веса рюкзака, разгружая переднюю часть плеча (ключицу) и позвоночник (помните, радикулит -- профессиональная болезнь туриста!); б) позволяет опустить точку крепления лямок примерно до уровня середины лопатки, при этом самая широкая часть лямки будет более эффективно распределять груз по задней стороне плеча; в) чётко фиксирует рюкзак на спине, не давая ему раскачиваться, что очень важно, особенно на сложном рельефе. Всё это вместе даёт возможность либо резко увеличить объём рюкзака, увеличив его высоту, либо при том же объёме сделать его более плоским и приблизить центр тяжести к спине. ТОЛЬКО наличие эффективно работающего грузового пояса позволяет получить современный узкий высокий рюкзак!
Пояс должен быть достаточно широким (примерно полторы ладони, не меньше!) и толстым (8--12 мм), в меру мягким, в идеале -- иметь набивку переменной жёсткости: чем ближе к организму, его пользующему, тем мягче. Силовая стропа должна быть достаточно широкой (40--60 мм) для лучшего распределения нагрузки. Длина крыльев пояса должна быть такой, чтобы в рюкзаке, надетом на вас в футболке и шортах, концы крыльев не доставали друг до друга 8--20 см. Необходимо, чтобы неподвижная часть пряжки опиралась на крыло пояса, а не висела прямо на стропе, иначе она будет неприятно давить на живот. Застёгнутый и отрегулированный пояс должен вместе с поясничной опорой (ЭТО ЧТО ТАКОЕ?) образовывать некоторую коническую поверхность, то есть застёгнутый на уровне талии
пояс легко двигается вверх и вниз, но при опускании рюкзака ниже пояс опирается на бёдра и заклинивается, короче, сам находит своё место. На хорошей женской фигуре это происходит идеально, а вот на упитанном мужчине как-то не очень, но работает.
АБСОЛЮТНО необходима надёжная пряжка. Вы должны иметь возможность МОЛНИЕНОСНО расстегнуть её одной рукой, причем любой, в любом положении, как на себе, так и на товарище. Это -- требования техники безопасности (иной раз быстро избавиться от вещмешка -- это значит остаться в живых). На мой взгляд, этим требованиям соответствует пока только так называемая "пряжка-самосброс", в идеале -- металлическая. "Пряжка Ковача", применяемая, к примеру, в американском армейском рюкзаке "ALICE", требует применения особо качественного пластика и в продаже у нас не встречается. Не приходилось видеть её и на импортных изделиях, кроме, собственно, "ALICE". "Трезубцы", "фасты", "фастоксы" -- самая распространённая вещь, но расстёгивать их сложнее, а применять можно только от проверенных изготовителей. Упругие запирающие элементы этих пряжек довольно быстро ломаются, боятся холода и ультрафиолета, тяжёлых ботинок и аэропортовских грузчиков. Лучшие из тех, что я видел -- "Nexus" (Швеция), все остальные их копируют. То, что от производителя "No name" (неизвестного) -- происхождения из Азии, Польши или России, не важно, обычно живёт не дальше прилавка.
На горнолыжных и сноубордических, роликовых, заплечных велосипедных и подобных лёгких рюкзачках пояс служит лишь в качестве фиксатора (чтобы рюкзак не болтался). Тут обычно вполне достаточно широкой стропы с пряжкой.
КАРМАНЫ. Карманов нужно ровно столько, сколько действительно нужно, и не больше. И если в городском рюкзачке желательно разложить ключики, телефончики, зонтики, книги и книжечки, основную боевую косметичку и пудреницу быстрого реагирования и т.д., то в походе избыток карманов неуместен. Они за всё цепляются, особенно если рюкзаки транспортируют отдельно на верёвках (или предполагается продираться сквозь чащобу. -- Дополнение ред.) и всегда есть шанс что-то утерять из недозакрытого или надорванного кармана, приложить его обо что-нибудь твёрдое. Разумный минимум: один карман спереди, один вверху на клапане и пара на боках -- под длинномерные предметы.
КАРМАНЫ ПОДВЕСНЫЕ -- это попытка радикально отрегулировать объём рюкзака. А так как рюкзак ВСЕГДА набивается полностью, то просочиться с этакими "слоновьими ушами" в любой транспорт под радостные крики толпы: "Куда прёшь? Сперва люди, потом -- туристы!", становится затруднительно. Видимо, поэтому подвесные карманы уже выходят из моды. Проще и эффективнее взять рюкзак немного (на 15--20%) больше с хорошими боковыми стяжками.
НАРУЖНЫЕ ПОДВЕСКИ для ледоруба, "кошек", верёвки, кружки, ложки, кроссовок, сохнущих носков и т.п. Вещь полезная, а в альпинизме (при ограниченном объёме штурмового рюкзака) -- просто незаменимая. Однако не стоит цеплять снаружи всё, что только можно, и уподобляться вертолёту Ка-50 на боевом курсе. Ну а палатку, коврик и спальник лучше убирать внутрь -- так надёжнее. (При движении через густой лес или при лазании по скалам, "шкуродёрам" всё, что снаружи, будет цепляться за ветки или камни, что может привести к травмам и иным неприятным последствиям. -- Прим. ред.)
ГРУДНАЯ СТЯЖКА должна: а) помочь зафиксировать рюкзак на спине; применительно к горнолыжным, велосипедным, роллерским и т.п. рюкзакам она оправданна и даже полезна; б) на больших рюкзаках должна удерживать лямки, не давая им сваливаться с плеч в стороны, и, видимо, необходима при неудачных профилях подвески. Но если такую стяжку отрегулировать на вдохе, то на выдохе она ослабляется и не работает, а при фиксации на выдохе не даёт толком вздохнуть (представьте такую подлость на седле Эльбруса, где каждый вздох не вес золота!). На рюкзаке с хорошо подобранной подвеской излишня.
ПЛАВАЮЩАЯ ПОДВЕСКА позволяет подогнать один и тот же рюкзак на людей, значительно отличающихся ростом. Придумана американцами (раньше так и называлась -- "американкой") с целью продать одно и то же изделие кому угодно. Однако эта конструкция, да и вся идея в целом, имеет серьёзные недостатки:
а) недостаточно жёсткая фиксация рюкзака на спине: его ощутимо водит из стороны в сторону на ходу; б) большая толщина деталей на спине: рюкзак отстоит от спины дальше, чем при обычной конструкции; в) с изменением роста обычно пропорционально меняется и объём грудной клетки, что при подгонке под рост вызывает необходимость изменять и длину лямок, а это практически невозможно (то есть рюкзак с плавающей подвеской, максимально рассчитанный на достаточно рослого и крупного мужчину, можно подогнать под рост и весьма миниатюрной барышни, но при этом окажется, что лямки для неё слишком длинны и широки); г) лично я не верю в надёжность одной системы, в которой 30--40 кг груза висит на двух липучках, а отрывающее усилие сосредоточено в двух точках (то есть всё висит на двух ниточках).
Разумная альтернатива -- изготовление рюкзака НА ЗАКАЗ, с учётом всех личных требований и особенностей организма.
НИЖНИЙ ВХОД в рюкзак ("мышиная нора"), обычно арочной конструкции, глядит на нас из всех фирменных каталогов, поражая своей "крутизной". Осталось догадаться, как им пользоваться и для чего он вообще нужен.
Вот несколько соображений, по которым "мышиная нора" противопоказана правильному походному рюкзаку:
а) принципиальная ненадёжность нагруженной молнии, какой бы мощной она ни казалась; б) представьте себе душераздирающую картину: из тщательно упакованного и хорошо затянутого рюкзака вы что-то достали через эту самую "нору", а затем пытаетесь втолкнуть это "что-то" обратно. Опаньки! Не тут-то было! Я могу предложить только один способ: распустить все затяжки, перевернуть рюкзак вверх дном, долго-долго трясти его, а потом ногами запинать в него это бедное "что-то";
в) говорят, в "норе" хорошо возить спальник, дабы извлекать его, не трогая всего остального. Конечно, спальнику самое место на дне, но сама идея недораспаковать рюкзак порочна в корне: последующая попытка догрузить рюкзак приведёт к тому, что рюкзак сначала сам приобретёт весьма затейливую форму, а потом придаст её носителю (то есть туристу).
С другой стороны, нижний вход не просто удобен, а очень даже полезен в рюкзаках, предназначенных для деловых поездок, круизных путешествий, отдыха у моря. Короче, не Памир, но Анталья. К примеру, в "нору" сваливаются пляжные тапки, мокрые купальники, грязные носки и прочее.
Вот против такого использования "норы" ничего не возразишь.