Первый этап организации самодеятельного путешествия — создание туристской группы.
От правильного ее комплектования прежде всего зависит исход похода. При подборе группы следует учитывать индивидуальные особенности и склонности каждого участника предполагаемого путешествия. Как правило, группа формируется из людей, объединенных общими интересами (рыбаки, охотники, спелеологи, грибники, любители древностей и т. д.) Успех похода во многом зависит от руководителя группы, его инициативы, опыта и организаторских способностей, от сплоченности группы, слаженности, взаимопонимания внутри коллектива. Поход по своей природе — занятие коллективное. Не рекомендуется путешествовать в одиночку. Турист-одиночка проигрывает во многом. Главное — он лишен помощи товарищей, если в пути случится несчастье. Не может посоветоваться с более опытными спутниками, находясь в затруднительном положении, поделиться впечатлениями от увиденного и пережитого в пути. В слабо освоенных районах со сложным рельефом путешествовать одному или вдвоем трудно, а иногда и опасно. Наконец, одинокому туристу придется брать с собой значительно больше вещей, чем каждому участнику группы.
По сложности туристские маршруты подразделяют на 5 категорий.
Опыт показал, что для похода первой, второй и третьей категорий сложности наиболее подходит группа из 4 человек, а для более трудных путешествий — четвертой и пятой категорий — из 5—8 человек.
Лыжные походы в таежных и северных районах, когда на пути населенные пункты встречаются редко, могут проводиться лишь группой, включающей не менее 8 человек. Меньшая по численности группа не в состоянии обеспечить меры безопасности, а в случае несчастья даже с одним членом группы — доставить его в ближайшее селение. Неудобны и слишком большие группы, так как почти невозможно подобрать людей с одинаковыми интересами и физической подготовкой.
После того как группа скомплектована, приступают к выбору района путешествия. До разработки конкретного маршрута все участники похода знакомятся со справочниками, путеводителями и литературой, для того чтобы составить маршрут, ценный в познавательном отношении.
При выборе его нужно учитывать и то, что каждый поход должен, способствовать укреплению здоровья и полноценному отдыху всех участников. Следовательно, надо принимать во внимание степень физической подготовки членов группы.
Определив цель и район путешествия, физические и материальные возможности членов группы, приступают к разработке конкретного маршрута, то есть к работе с картой. В продаже есть достаточно подробные административные карты областей и краев нашей страны и специальные туристские карты-схемы.
Необходимо точно определить протяженность маршрута и отдельных его этапов, разработать календарный план похода. При расчете времени на переходы надо учитывать характер рельефа, способ передвижения, количество интересных объектов и занятия в пути. Для рационального распределения времени важно знать расписание движения поездов, автобусов, речного транспорта, самолетов в районе путешествия.
Туристы, выбравшие маршрут по малонаселенной местности, должны собрать о ней следующие сведения: местные средства передвижения,
проводники,
цены на все виды транспорта,
включая вьючных животных;
Дома колхозников, даже сеи час всиречаются такие.
гостиницы,
природные убежища,
удобные для ночлега (поляны, естественные укрытия);
продукты питания, которые можно приобрести в пути и местах их продажи;
возможные естественные источники пополнения запасов продовольствия (рыбные и охотничьи угодья, съедобные дикорастущие растения).
Вес рюкзака должен соответствовать силам туриста.
Во время несложных, но продолжительных путешествий средняя нагрузка мужчин не должна превышать 1Б—18 килограммов, женщин — 10—12. В горном и таежном походе, когда приходится брать с собой много продуктов и снаряжения, максимальная нагрузка мужчин 22—27 килограммов, женщин — 15—18. Груз лыжника не должен быть тяжелее 10—12 килограммов.
Необходимо правильно выбрать темп движения.
Как правило, при движении по равнине с рюкзаком скорость равна 3—4 км/час, а по болоту, лесу, кустарнику, песку — примерно на треть меньше. Средние дневные нормы передвижения туристской группы: по равнинной местности 20—25 километров пешком и 30—35 на лыжах. Если маршрут проложен в густом лесу, по бездорожью или по сильно пересеченной местности, то длина дневного перехода снижается до 10—15 километров. В горах она зависит от сложности рельефа.
Нельзя экономить на отдыхе.
В пешем походе через каждый час рекомендуется делать 10-минутный привал для отдыха, в лыжном — через каждые 55 минут нужно отдыхать 5 минут. Это сберегает силы и предупреждает переутомление.
Необходимо предусмотреть и неуклонно соблюдать меры безопасности, исключить возможность несчастных случаев, которые в большинстве своем — результат недисциплинированности и легкомыслия. Каждый участник группы должен четко знать свои обязанности.
При маршрутах повышенной сложности надо соблюдать порядок движения, обеспечивающий меры безопасности. Идти друг за другом, причем за менее опытным должен идти более сильный и опытный товарищ, готовый в любую минуту оказать помощь. Колонну лыжников замыкает самый выносливый и подготовленный лыжник. Ему поручают инструменты для ремонта и аптечку. Возглавляющий колонну прокладывает лыжню и поэтому несет большую нагрузку, чем остальные. Через некоторое время его сменяет следующий за ним турист, а возглавлявший колонну переходит в арьергард и становится перед замыкающим. Если кто-либо вынужден остановиться для ремонта оборудования или по каким-либо другим причинам, останавливается вся группа, так как отставший может заблудиться, что особенно опасно в горах и в лесу.
Рекомендуем постепенно усложнять маршруты. Первые походы должны быть короткими и несложными походами выходного дня — своего рода подготовкой к более длительным и сложным путешествиям. Они дают необходимые навыки в составлении реальных планов передвижения по выбранному маршруту, с учетом времени года, характера ландшафта, цели путешествия, рода занятий в пути. Протяженность этих походов — 20—30 километров. Первые походы лучше провести под руководством опытных инструкторов с туристских баз по официальным маршрутам, а затем уже организовывать самодеятельные путешествия.
Когда туристы приобретут опыт, научатся правильно рассчитывать время и средства, ориентироваться на местности, разжигать костер в любых условиях и т. д., можно переходить к маршрутам повышенной сложности. Рекомендуем маршруты с относительно подробным планом движения по Кулундинской степи, Барабинской низменности, Салаиру, водные путешествия по Оби, Иртышу, Томи и Чулыму. Путешествие в горных районах Шории, Кузнецкого Алатау, Алтая требует хорошей физической подготовки.
Одна из интереснейших форм туризма — путешествие по рекам, озерам и водохранилищам. Для этого можно воспользоваться комфортабельными экскурсионными теплоходами, яхтами, байдарками, моторными лодками и плотами.
При выборе района путешествия и маршрута большое значение имеет проходимость водоемов. Следует помнить, что в засушливые годы реки и озера мелеют, следовательно, скорость движения будет значительно меньшей, чем в годы средней увлажненности. На таежных речках встречаются завалы («заломы») из деревьев, нанесенных вешними водами. Нередко они непреодолимы для судна, и его приходится перетаскивать волоком по берегу. Мели, перекаты, пороги, завалы затрудняют движение по маршруту, и на их преодоление нередко уходит много сил и времени. Нужно учесть и плотины, наплавные мосты, паромные переправы, сплав леса. Малая проходимость избранного водоема может испортить все путешествие и вызвать чрезмерное переутомление путешественников.
Начинающим туристам лучше всего выбрать спокойную равнинную реку с красивыми берегами и хорошей проходимостью. Опытные туристы, решившие познакомиться с девственной природой малообитаемых и недостаточно исследованных районов, могут избрать маршрут по северным рекам, стекающим со склонов гор.
При расчете маршрута нужно учитывать скорость движения судна. Опыт показывает, что дневной переход хорошей лодки и байдарки в среднем составляет 25—35 километров при нормальной продолжительности движения 6—8 часов. При попутном ветре, сильном течении, совпадающем с движением судна, отсутствии препятствий туристы могут проплыть до 50 километров в день. На речках с искусственными и естественными преградами и сильным встречным течением скорость передвижения резко падает.
Рекомендуем при планировании маршрута придерживаться средних величин: скорость равнинных рек в верхнем течении 1,8—2,5 м/сек, в среднем — 1,5—2,0 и в нижнем 1,1 —1,5 м/сек, скорость горных речек в верхнем течении 4,0—6,0, в низовьях — 1,5—2,5 м/сек.
Важно при разработке маршрута уточнить пути и средства подхода к исходному пункту и выезда из конечного пункта. Если предполагается путешествовать на плоту, то выбирают такой начальный пункт, где есть материал для его постройки.
Рассчитывая время, необходимое для путешествия, надо учитывать протяженность маршрута, категорию его сложности, продолжительность стоянок. На передвижение по воде отводят три четверти всего времени. Не следует превращать путешествие в марафонский бег. Ничего хорошего он не принесет. Главная цель — отдохнуть, пополнить свои знания об избранном районе и получить новые, яркие впечатления. Количество пройденных километров играет второстепенное значение.
Лучшее судно для водного туризма — байдарка. Она устойчива, обладает большой проходимостью и маневренностью. Если на пути встретится непреодолимое препятствие, его можно обойти берегом, перетащив байдарку на руках. Ее несложно разобрать и перенести из одного водоема в другой через водораздел. Неразборные лодки неудобны тем, что они привязывают туриста к одному водному бассейну и на них приходится возвращаться тем же путем.
Обычная лодка в средних условиях движется со скоростью 3—4 км/час, в то время, как байдарка может преодолеть 10 км.
Рекомендуем примерный распорядок дня, исходя из опыта туристических путешествий. Подъем в 6 часов. Купание, завтрак, свертывание лагеря — 2 часа. Движение с 8 до 13 часов. Привал на отдых и обед — 3 часа. Движение по маршруту с 16 до 20 часов. В жаркие солнечные дни лучше подниматься утром пораньше, чтобы продлить дневной отдых и провести его на берегу, в тени.
Если группа состоит из нескольких судов, то следует двигаться друг за другом (кильватером) на таком расстоянии, чтобы избежать столкновения при неожиданной остановке и в то же время не потерять друг друга из поля зрения. Во главе колонны ставят самое тихоходное судно с опытным лоцманом. Оно определяет скорость движения колонны. Замыкает строй судно с наиболее выносливыми гребцами.
При вынужденном движении в тумане или в темноте расстояние между судами должно быть сокращено, а их скорость уменьшена. При встрече препятствия расстояние между судами надо увеличить, чтобы обеспечить безопасность движения.
На реках с оживленным судоходством туристам, плывущим на легких судах, следует придерживаться правого берега, не заходя в фарватер. Наибольшая скорость течения — стрежень — обычно совпадает с фарватером. Как правило, быстрое течение сильнее подмывает берег, и по его очертанию можно определить, где проходит стрежень. Когда судно движется по течению реки, то выгоднее двигаться по стрежню, против течения лучше «срезать углы» по мелководью. Против сильного течения лодку проще всего провести на веревке длиной 30—50 метров, если вдоль берега тянется отмель (бечевник).
На захламленных таежных речках плыть надо медленно, так как на пути могут быть подводные препятствия — камни, затонувшие деревья. Обходить их лучше по глубокой части реки, следя, чтобы лодку не прибило к берегу. Особенно осторожно надо двигаться у заломов и склонившихся к воде деревьев.
Нельзя плыть в непосредственной близости от крутого берега, так как он может внезапно обвалиться. Особенно опасны пороги. Идти через пороги без опытного проводника (лоцмана), кормовщика и шестовщика, т. е. лиц, хорошо знающих особенности реки, владеющих кормовым веслом и шестом,— ничем не оправданное легкомыслие, за которое можно поплатиться здоровьем, а иногда и жизнью.