Уважаемый зритель! Дабы скрасить ваше время при просмотре авто-путешествия по Алтаю, мы предлагаем ВАМ приятную музыкальную заставку...
... синий такой плеер, там на треугольник нужно нажать, музыка и польётся. Приятного ВАМ просмотра.
ТАЁЖНЫЙ РОМАН
Со 2 по 10 июня 2005 года Барнаульский клуб любителей езды по бездорожью «Алтай OFF ROAD» провел трофи-экспедицию в горы Северо-Восточного Алтая и Горной Шории.
В экспедиции участвовали 8 экипажей в количестве 20 человек: два экипажа из Бийска (УАЗ 469Б и Land Rover Defender); Toyota HiLUX, ГАЗ 69 и четыре УАЗа из Барнаула.
Надоело джиперским «железным коням» месить грязь в овраге на улице Шумакова и плюхаться в броды на Барнаулке, вырвались они на вольные горные пастбища, попробовали настоящих болот, разбитых каменных перевалов. Экспедицию интересовало, прежде всего, смогут ли внедорожники преодолеть Абаканский хребет, можно ли использовать крупные притоки реки Лебедь - Байгол и Садра - в трофийных соревнованиях в качестве спецучастков.
Узнавая дороги и направления, разговаривая с местными жителями, джиперы пообщалить с малой народностью Республики Алтай - кумандинцами, которые считают, что люди произошли от лебедей. Очень красивая легенда, не правда ли? Отсюда и название реки, говорят, произошло.
Итак, первая, пусть и короткая, алтайская трофи-экспедиция состоялась.
Нам удалось побеседовать с участником экспедиции Андреем Савченко:
- Начну с того, что джиповать на внедорожнике - это болезнь, вирус, который передается даже по телевизору. Так заразился и я, впервые увидев телевизионную программу о «Тропе верблюда» (тогда мне было лет пятнадцать). Я вырос, а «Camel Trophy» благополучно «скончался», но моя мечта об участии в этом мероприятии осталась
Однажды, увидев объявление о проведении таких соревнований, приехал, участвовал и... проиграл. Но этот факт не остановил меня. Почуствовав драйв за рулем внедорожника, я понял, что желание брать непреодолимые, на первый взгляд, преграды на трассе, растёт с каждым днем.
Группой единомышленников (включая и меня) был создан клую любителей езды на внедорожниках «Алтай OFF ROAD», который и организовал трофи-экспедицию под названием «Таёжный роман». Цель похода - перейти из Горного Алтая через Абаканский хребет в Хакасию. Сразу оговорюсь: жёсткие погодные условия не дали это сделать. Поэтому был выбран запасной маршрут: к реке Лебедь в Горную Шорию (Кемеровская область), точнее в пос. Майский, далее - город Таштагол, и - домой по асфальту (самый скучный участок пути).
Сейчас попытаюсь рассказать, что нам пришлось испытать в пути.
Первый день.
Шел дождь (говорят, дождь в дороге - это к удаче, я с этим полностью согласен). И хотя к вечеру он закончился, вода в реке Лебедь поднялась так, что могла скрыть человека. Вечером решаем двигаться к поселку Бийка, а уже оттуда переправляться по воде.
Турочак запомнился отсутствием света, бензина. Аборигены с открытыми ртами смотрели на передвижение нашей колонны. Забавно, но на АЗС, где был «80-й бензин», не было света, а где был свет, соответственно...
Второй день.
Сегодня утром к нам присоединился второй экипаж из Бийска. День был скучным: перегон по асфальту и щебёнке. Запомнились ошалелые глаза мужиков в поселке Бийка - на нас смотрели, как на передвижной дурдом. Кое-как вывели местых из оцепенения, чтобы узнать направление, и двигаемся дальше. Опять грунтовка, которая упирается в тайгу.
Уже вечер - и мы решаем заночевать. На разведку идем я и Дима Горелов. Вспоминая армию, берем с собой все: рацию, нож, ружьё с патронами, спички-непромокашки, фотоаппарат. Двигаемся по старой колее. Бурундуки нагло бегают под ногами, а вот птиц не слышно - значит будет дождь. Через полтора часа обрывается радиосвязь. Находим немало интересного. Например, пень кедра, обхватить который не смогли бы и впятером. Следом за ним - свежие следы жизнедеятельности медведя, и я заряжаю ружьё. Двигаемся дальше. Но тревога в душе осталась. Нужно выйти на связь, решили, что пришло время возвращаться. К тому же, кажется, дождь собирается.
И начинаем блудить. Дождь хлещет. Зарубок, которые делали по ходу, не видно. Иногда приходится искать не дорогу, а друг друга. Броды проходили, не разбирая дороги, промокнуть уже не боялись - ни одной сухой вещи на нас не осталось. Наконец-то добрались до своих. Сидя у костра, вытаемся просушить вещи.
Третий день.
Утренняя разведка показала, что лучше воспользоваться запасным маршрутом.
Итак, наконец-то настоящее бездорожье! Последний раз в этом направлении машины ходили лет 5-7 назад. Колея ведёт в реку, «ныряем». За оставшееся светлое время проходим 3 км по воде. Снова назойливый дождь. Находим, как нам кажется, вполне «сухое место» и разбиваем лагерь. Ужинаем под пологом и одновременно принимаем «душ» (дождевая вода бежит прямо за шиворот). Плюс ко всему, вчера у меня «увели» ложку. Но это ничего, наша машина идет последней, и к концу поездки в «бюро находок» будут несколько пар носок, сумка с кухонными принадлежностями, пять ложек и шорты. Неплохая компенсация за ложку... Дождь все усиливается. Что может согреть промокшего джипера? Только глоток хорошего эля.
Четвертый день.
Первая мысль утром: стоим в болоте. Вторая вода в реке поднялась сантиметров на 30-40. Начинаем «выплывать» по-очереди: первая машина, вторая, третья... Мне проще, я последний, можно не торопиться. К великому разочарованию, я обнаружил первые потери: утонул фотоаппарат, а рядом плавала рация, которая жутко шипела.
В этот день мы надолга засели в болоте но, несмотря на тяжелые условия, нам все же удалось пройти целых два километра. После сложнейшего пути - долгожданная ночевка. Из сухой одежды осталась одна пижама на двоих. К счастью, дождь прекратился. Лагерь стал походить на «барахолку»: сырые вещи висели повсюду - сушимся!
Пятый день.
Вошли в ритм и двигаемся вперёд. Мой штурман, язва, выкидвает всякие «штуки». Если болото проходит чисто, то он доволен (будто бы он за рулём!), а если «засели» на одном месте, начинаются выговоры: «Я же говорил, не там надо было ехать!». Жаль, что скотч не захватил, соорудил бы для него кляп. Так и едем. Сегодня в стремительном ритме движения мы прошли семь километров пути.
Шестой день.
Ранний подъем. Впереди река Кок, по ней сплавом до реки Садра, и снова сплав. Мы уже сбились считать броды. Всех раздражает жуткое несовпадение карт, показаний спутникового навигатора GPS и местности. Да ещё и клещи. Воспринимаем их как надоедливых мух.
Разведка ушла вперед, оставляя после себя заметки. И все же головная машина, не заметив отметок, ушла вниз по реке Садра. Поняв, что «плывём» не туда, разворачиваемся. Передвигаясь против течения, все машины по очереди «садятся» на камни. Я сел в очень неудачном месте. Глубоко, течение бьет в левый борт УАЗа и перекатывается через капот. Сиденье вымокло, холодно, а штурман «вывалился на капот» и делает вид, что пытается зацепить трос. В открытую дверь машины течением вынесло много полезных вещей, в том числе и мыльницу с мылом.
Выходим к перевалу, и в начале подъема у ГАЗ-69 застучал двигатель. Разбираем, смотрим, собираем, дальше машина пойдет на трех цилиндрах. У Оки их всего 2, а она ещё на ходу. Штурманы впереди строят мост через овраг. Дальше на этом участке дороги нет.
Аборигены, которых мы встретили у подножья (два рыбака-кумандинца), увидев нашу колонну, заговорить смогли только спустя некоторое время. В общем, добиться чего то толкового нам так и не удалось: в показаниях они путались, а от жестикуляции рябило в глазах. Оба в голос твердили: «Проедете», а в глазах - жалость к нам, душевно больным людям, и желание посмотреть, как же мы будем проходить этот путь (если сможем, конечно).
Подтянув машины к мосту, оставляем ребят в лагере чинить машины и готовить ужин. Остальные идут на перевал строить дорогу. Дело к вечеру, мы возвращаемся со «стройки».
Ночевка сегодня изумительная: справа обрыв, слева крутой подъем. И хотя на этом подъеме ребята умудряются поставить палатки, остальные предпочли спать в машинах. Кроме бийчан. Дима и Ира Сердюк ставят свою палатку на крыше УАЗа. Утром клялись, что лучшей перины не бывает.
Седьмой день.
Начинаем путаться в датах. Лезем на перевал по руслу ручья. Приходится поддёргивать нашего трехцилиндрового собрата.
На глаз протяженность подъема составила около 2 км (почему на глаз? да потому что спидометр сломался!). Главное сейчас - не останавливаться. Вчера в броде набрал воды в баки, на остановках бензин с водой расслаиваются, машина «чихает» и «кашляет», ехать нормально не хочет. Сливать воду из бака некогда, и мы придумали выход: перед тем как завести мотор, нужно хорошо раскачать машину из стороны в сторону. Таким образом, бензин с водой смешивается и вперёд. На смену одной беде приходит другая: что-то хрустнуло в коробке - и пропало сцепление. Очень хорошо! Ещё через километр давлю на тормоз и ... влетаю в яму. Кудо-то делись тормоза. На суше произвели небольшой ремонт.
День выдался очень напряженным, с огромным количеством «сюрпризов». Уже вечер, а мы сидим в болоте. Нужно выбираться и разбить лагерь, чтобы переночевать.
Восьмой день. Последний!
Осталось совсем немного: одно болото - и пощебенке до п. Майский. На въезде в посёлок, у реки, встречаем аборигена. На вопрос «Брод есть?» он, стоя в броде на мотоцикле, отвечает «Нет» и испуганно крестится. Помогаем вытащить заглохший мотоцикл из воды, но мужик даже подойти к нам боится - одичал совсем в этой тайге.
В посёлке есть один магазин. Мы двинулись за продуктами. Через 15 минут прилавки опустели, и продавщице ничего не оставалось, как закрыть торговлю.
Из посёлка выезжаем в сопровождении «почётного караула»: по обочинам стоят все жители от мала до велика. Узнавая, откуда мы появились, какой путь проделали, народ терял дар речи. Здешние жители перестали ездить по этому пути на «Уралах» лет 7 назад, говорят, что тяжело и страшно. И чего испугались, всего-навсего неделя пути.
Дальше по грунтовке до Таштагола. Это очень чистый и красивый городок. Вечереет. Пытаясь найти место для ночёвки, по привычке лезем в брод через реку. Метрах в двадцати от нас виднеется мост. Около него кафе с отдыхающими людьми. По берегам реки - рыбаки. Последние чуть не стали причиной речного транспортного происшествия. Дело было так: наши ребята на УАЗе пошли в брод, а тут лодка с рыбаками - прямо под машину. Не соблюдают «охотники на рыб» ПДД, гаишников на них нет!
Итак, последняя наша ночёвка - и двигаемся домой! Долгий перегон по асфальту - и мы в городе. Все понимают, что спокойный отдых закончился, начинается суета будней...
... Дома кот шарахнулся под кресло, увидев меня с бородой. Ладно, исправимся. Когда у нас следующий отпуск? Надо готовить машину и снаряжение, а пока подумать: куда бы «рвануть», чтобы найти приключений на задний редуктор?
Беседовала Елена Мерабова
(журнал «Перфект» №4 август 2005 г.)
Материал скопирован с форума Алтай Offroad:
http://www.altai-offroad.ru/expeditions/taegnyi_roman_2005.html