Написание большого отчета может растянуться на большой срок, особенно учитывая длительность похода. Поэтому пока вкратце и с фотками (и прямо здесь) расскажу как проходила наша лыжная экспедиция на Чукотку. Первая часть пути проходила по побережью Восточно-Чукотского моря, то бишь Ледовитого океана. Начинался маршрут в поселке Янранай, это возле города Певека, на берегу Чаунской губы. Берег океана выглядит вот так:
Отдельной задачей было прибить самодельную железную табличку на самой северной точке Чукотки - мысе Шелагском. Зачем это понадобилось, я так и не понял, но табличку прибил (остальные участники не пошли, ходил я с жителем Певека Юрой Капасевым, который нас до этого места сопровождал). Зато я вдоволь насмотрелся на всякие арктические достопримы:
Посетили полярную станцию Валькаркай, полюбовались арктическими видами а-ля картины Рокуэла Кента:
Но чем дальше мы продвигались на восток, тем хуже становилась погода, равниннее берег, скучнее виды. В районе губы Нольде мы покинули побережье.
второй этап нашей экспедиции был самым скучным: мы 10 дней (включая ожидание погоды) шли к горам по ровной тундре в низовьях реки Пегтымель. В это время как-то изрядно похолодало: - 36 с сильным влажным ветром
Наконец, на горизонте показались первые сопки. Декорации сдвигались очень медленно. Романенков набрал столько личной еды, что почти не мог передвигать этот вес. Остальная часть команды, в целом совершенно не тренированная, тоже особенной резвостью не отличалась.
Единственным инетерсным объектом на этом участке оказались древние петроглифы на скалах:
Потом мы встретили чукчей-оленеводов с огромным стадом.
Пообщаться со старейшиной Василием Васильевичем (отчаянно внешне похожим на Далай-ламу) и изнутри взглянуть на их быт было чертовски интересно.
Впрочем, руководство нашей экспедиции в основном интересовалось иным аспектом этой встречи:
Потратив на кулинарно-прикладную этнографию сутки, еще через 2 дня мы наконец-то дошли до первого хребта на маршруте (шел 20-й день пути!!!). Следующий этап можно назвать "бесконечные и одинаковые горы Чукотки"
итак, начался этап махания флагами на выдающихся вершинах Чукотки.
Первая гора была никакой, но зато она была первой. Вторая гора называлась Гребень и она оказалась уже значительно интереснее. Путь подъема проходил действительно по гребню:
Одного взгляда с вершины было достаточно, чтобы понять: пупырей на Чукотке хватит еще не на один чемпионат России по туризму
С третьей по счету вершины - Рубиновой - увидели уже действительно что-то интересное, а именно массив горы Недоступной и не менее выдающиеся соседние вершины:
Восхождение на Рубиновую выдалось фотогеничным:
перед нами лежала долина реки с совершенно типичным чукотским названием Черыпытвыпытгыгытгын.
Мне она запомнилась в первую очередь операцией "кусты"
В верховьях этой долины и ее притоков мы совершили ряд радиальных выходов:
Наиболее "вставляющим" оказалось восхождение на вершину Недоступная (1794 м). Поднимались мы по северной стене, преодолевая трудности при помощи морально-волевых качеств (веревку почему-то не вешали)
Склоны Недоступной сложены столбчатыми базальтами, подвергшимися значительной эрозии. Короче, сие геологическое чудо выглядит примерно так:
После Недоступной мы вновь вышли на реку Пегтымель, но теперь уже в самые ее истоки. Шел примерно 30-й день маршрута, весна все не начиналась...
впереди лежал район наиболее высоких вершин Чукотки - в окрестностях реки Чаантальвывэргын. Здесь особенный интерес представлял пик Заоблачный и запутанный клубок перевалов возле него.
Подъем проходил по симпатичному гребню
В общем, поиграли в восходителей, настроение у всех стало приподнятое, тем более что окончание нашего затяжного путешествия уже маячило где-то на горизонте
каждый радовался по своему; Андрей Степочкин вот решил отдаться в руки врачей-изуверов (на фото действительно выдирают зуб пассатижами):
По мере продвижения на юг стала появляться хоть какая-то растительность
Но весна по прежнему не наступала, по утрам бывало до -35С, нас окружало царство льда
В таких примерно декорациях начинался следующий этап экспедиции - "жестокий и беспощадный". Дело в том, что к тому времени планы дойти своим ходом до Эгвекинота, до побережья Тихого океана, были давно и прочно похоронены; в новой концепции финальной точнкой маршрута должна была стать трасса Певек-Эгвекинот. Ее точного расположения мы не знали, но имели на руках карту с линией, начертанной собственноручно Юрой Капасевым... Юра хороший человек, но художник-фантаст...
Короче, дороги не оказалось ни в том месте, где ее нарисовал Юра, ни через 10 км, ни через 50 км, ни через 80 ... Продукты кончились, силы тоже, нас по прежнему окружали пейзажи, никак не способствующие существованию дороги:
Дороги не было. Да и не могло быть ее в долине реки Вульвывеем. Постепенно становилось понятно, что мы опаздываем на свой самолет из Анадыря. Горные виды уже начинали приедаться, но оставались все такими ж прекрасными:
Кстати, именно в это время появились первые признаки того, что и на Чукотке бывает весна, только очень холодная и поздняя
Горы кончились, перед нашими мутнеющими взорами простиралась широкая Амгуэмская впадина.
Я понял, что последний шанс успеть на самолет - рвануть в светлое завтра в стиле соло, тем более что Романенков уже с неделю настойчиво анонсировал "свободный выход" с маршрута (видимо, очень уж участники надоели, хотел наверно избавиться). Однако, рвануть совсем одному не удалось - в надежде на спасение за мной побежал Леша Воробьев.
Из продуктов у нас с ним имелись только найденные на месте старой стоянки чукчей стеклянная банка с замерзшим в камень супом харчо 20-летней выдержки и пачка кофейного напитка на основе овса и цикория. Пройдя без карты 50 км в южном направлении, на той стороне котловины Амгуэмы у подножия хребта Искатень мы вышли на "федеральную трассу Чукотка". Раньше я как-то по другому представлял себе "федеральные трассы"...
Палатки у нас не было, горелки тоже, поэтому оставалось вырыть пещеру прямо под дорогой и ждать вестей от Бога.
Вдоль зимника попадались рейки, обозначающие путь на случай метели; так что некоторым запасом дров мы были обеспечены. Впрочем, Леша умудрился съесть пачку кофейного напитка всухомятку, просто ложками.
На следующий день нас по нашей лыжне нагнала группа, а еще через полчаса приехал вездеход, откуда вылез в домашних тапочках и со спутниковым телефоном в руках хороший человек Леша Шарапов:
Встреча была во многом символической: у нас шел 43-й день маршрута, а мужики на вездеходе уже 22 дня (!) перегоняли огромный, но крайне тихоходный бульдозер из пос.Ленинградский на золотой рудник Валунистый. До Валунистого оставалось 70 км, мужики обещали за 2 суток домчать...
Среди самых ярких впечатлений от этой поездки на вездеходе - бытовая сценка "пробки на чукотском шоссе"
В вездеходе мы все время что-то ели и пытались спать. По моему, мужики над нами от души прикалывались
По прибытии в Валунистый (этого поселка нет на картах, он появился сравнительно недавно и принадлежит ООО "Артель старателей Чукотка" ) начался заключительный этап нашей экспедиции под названием "как я отдыхал на Чукотке" (или "Опаздавшие к лету" ).
Вдоволь отъевшись за казенный счет, заюзав местный спутниковый интернет и выпив всю (честно!) водку, что была в закромах золотоискателей, мы на вахтовке были отправлены в Эгвекинот. По пути мы наконец-то пересекли Полярный круг, в смысле - впервые за всю эпопею оказались южнее. Забавно, что всего несколько километров отделяют это место еще и от Западного полушария (это почти 180-й меридиан, если кто не понял).
В Эгвекиноте нас приняли просто как героев, за что отдельное спасибо Наталье Зелинской. К тому моменту как раз наступило 1 мая, которое в Эгвекиноте праздновали 30 апреля.
Поселок расположен на берегу залива Креста, на Тихом океане.
На празднике мы показали себя реальными хранителями рок-н-ролльных традиций: на фото Игорь и Гоша изображают постановку на тему "рок-н-ролл мертв, а я еще нет". Струны рвались почище чем у Паганини.
Потом нас передали в полное владение местной горнолыжной спортшколы и ее тренера Сан Саныча Колесникова лично. Вместо надоевших лыж была предложена несколько иная программа
- в смысле ловли крабов.
Крабы понравились участникам экспедиции. Понравились ли участники крабам - выяснить не удалось.
Вечный праздник поднадоел, так что было совершено восхождение на высокую вершину напротив Эгвекинота. На фото: Настя тщетно всматривается в горизонт, силясь рассмотреть Аляску на той стороне.
Наконец прилетел какой-то шальной самолет, на котором жители Эгвекинота отправили нас в Анадырь (и наверно вздохнули спокойнее):
На этом почти все, осталось представить вам нашу команду в лицах
итак, кроме меня (Константина Бекетова) в этом безобразии принимали участие:
Настя Моргунова
Игорь Ярхо
Гоша Обиденный
Андрей Степочкин
Алексей Романенков
Света Романенкова
Сергей Радостин
Леша Воробьев
Сергей Новоселов
вдогонку - схема маршрута.
занавес!