Сплав по реке Катунь

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: ВладимирЪ  
Сплав по реке Катунь
Kent Автор 08.02.2009 / 20:27 / Сообщение 1
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 144
Награды: 2
Репутация: 32
Барнаульский туристский клуб «Патагония»

Отчет о водном туристском путешествии IV к. с . по Алтаю ( р. Верхняя Катунь), совершенном с 30 апреля по 9 мая 2002 г.
Маршрутная книжка: № 12-02

Руководитель группы:
Выродов С.В.
г. Барнаул 2002 год.

Оглавление.

1. Справочные сведения о путешествии.
1.1 Проводящая организация.
1.2 Вид туризма.
1.3 Район похода.
1.4 Основная нитка маршрута.

2. Содержания отчета.
2.1 Общая смысловая идея.
2.2 Варианты подъезда и отъезда.
2.3 Аварийные выходы с маршрута.
2.4 Изменения маршрута.
2.5 Техническое описание прохождения группой маршрута.
2.6 График движения.
2.7 Определяющие препятствия маршрута.
2.8 Потенциально опасные участки.
2.9 Перечень наиболее интересных объектов на маршруте.
2.10 Дополнительные сведения о походе.

1.Справочные сведения о путешествии.

Love is…
…wite-water rafting together.
(Любовь это…
… вместе править веслами в
бурлящей воде.)
Из вкладыша в “Love Is.”

1.1 Проводящая организация.
Барнаульский туристический клуб «Патагония»
1.2 Вид туризма: водный
Категория сложности: IV к.с.
Район путешествия: Центральный Алтай
Протяженность: общая 1366 км
активной части похода: 271 км - 10 дней
Сроки проведения: с 29 апреля по 15 мая
1.3 Район похода.
Горный Алтай.
1.4 Основная нитка маршрута:

г. Барнаул - п. Синий Яр - р. Катунь - п. Верх Уймон - пор. Аккемский - у.р. Аргут - п. Иня - пор. Ильгумень - пор. Кадринский - пор. Шабаш - пор. Аюлинский - пор. Тельдек Пень - р. Эдиган - г. Барнаул.

2.Содержания отчета.

2.1 Смысловая идея похода.
В первую очередь это открытие водного сезона и повышение спортивного мастерства.

2.2 Подъезд и отъезд с маршрута.
В нашем походе использовался частный автобус ПАЗик, который отвез нашу группу до с.Синий Яр, а потом встретил нас около с.Эдиган.
Если группа не имеет возможности откупить транспорт, то до старта можно добраться на автобусах, из Горно Алтайска.
В принципе в любом месте р. Катунь, кроме Аккемского прорыва и участка м\у с.Иня и с. Эдиган можно сесть на автобус.

2.3 Аварийные выходы с маршрута.
В нашем походе аварийных ситуаций не было, но если были бы то:
С района Аккемского порога - выход на дорогу Катанда -Тюнгур - Иня.
С района п.Иня - п.Эдиган - выход судна на тропы ведущие в населенные пункты. Ждать группу идущая вниз.

2.4 Изменения маршрута
Без изменений.
2.5 Техническое описание водной части маршрута.

29.04.02 Сборы около школы № 64 в 6 часов утра, грузим снаряжение в автобусы, садимся и всё, народ начал заниматься всем, чем можно кто в карты играть, кто спать. Дорога на Алтай была веселая и длинная так как народу в пазик забилось 19 человек + часть снаряжения наш шофер ехал Max 60-70 км. Приехали к нашему старту по темну ~ 21-22 часа. Разгрузив и отпустив автобус, мы преступили к установке палаток и приготовлению ужина. По ужинав мы завались спать больно всех умотала дорога по Алтаю.
30.04.02 Не так уж рано и не так уж поздно ~ в 9 утра лагерь был поднят нашим руководителем Н.И. Надо было много сделать и все без всяких вставали, а те кто не встали испытали на себе «слонёнка». Это когда на человека в спальнике падает тело в 65- 76 кг и топчется на тебе. По завтракав экипажи приступили к строительству судов. Всем хотелось быстрее попасть на воду и экипажи работали слажено и быстро. Но выход решили отложить на 2 мая из-за плохой погоды. Весь день строительство судов и не заметно наступил вечер. Развели по больше костер, и кульминацией дня было командное поздравления адресованное нашему руководителю Николаю Ивановичу у которого был юбилей 40 лет. Банкет.
01.05.02 Не очень теплое утро. Открыв палатку и увидав на всём белый снег сантиметров 10, не у кого не возникало желание вылазить из теплого спальника, а тем более залазить в воду. Но поход есть поход. К 10 часам все суда были спущены, и в 10 часов 20 минут наша флотилия вышла на сплав. В первый день мы дошли до п.Верх. Уймона, сходили в музей Рериха на это затратили 2,5 часа. У всех в этот вечер было приподнятое настроение. Вечером костер, песни под гитару и спать.
02.05.02 Утром не много прохладно. Позавтракав, собираем лагерь, грузим рюкзаки и в путь. Весь день скребёмся по разбоям. Погода отличная .На островах и берегах встречаются журавли гуляющие парами, красавки, огарей небольшие стаи. Река собирается в одно русло перед мостом за которым впадает река Мульта. В устье Мульты на левом её берегу хорошая поляна для ночевки. Остаток дня и ночь провели здесь.
03.05.02 Наш сплав становится всё интересней и интересней, появляются шиверы, первые прижимы. Опасных препятствий на пути нет и экипажи отдыхая, наблюдают на постоянно работающий экипаж «Бублика» и Сажнёвского плота которые на тихой воде просто стоят на месте, а если ещё и встречный ветер то их просто сносит назад, в 17 часов остановились на ночёвку на левом берегу Катуни на высоком берегу на уютной поляне в районе впадения . В этот день наш флот прошёл 16 км.
04.05.02 Встаем в 8 утра дежурные уже приготовили завтрак. Выходим в 9 часов 40 минут наша задача дойти до устья р. Аккем, всех замучило однообразие воды хотелось чего то особенного. Больше всех этого хотел экипаж «Бублика», которые замучились лопатить по «болоту» которое тянется уже 4 день. Начиная с впадения р.Кураган сплав пошел веселей появились шиверы. Кураганская, перед п.Тюнгур, и 4 шиверы на участке сплава от устья р.Кучерла до устья р. Аккем. Идем всеми судами одновременно. Подошли к Аккемскому порогу, разведали первую ступень после чего прошли поочерёдно всеми судами, зачалились на каменный правый берег. Встали на ночевку на высокой поляне. В оставшуюся часть дня произвели разведку 3, 4, 5 ступени Аккемского порога.
05.05.02 Работаем Аккемский порог. До 3 ступени прошли всеми судами одновременно осуществляя страховку с воды. 3,4 ступень после дополнительной разведки прошли поочерёдно всеми судами осуществляя страховку с берега и воды. Оставшуюся часть порога прошли одновременно всеми судами. Продолжили сплав до устья р.Аргут с промежуточной стоянкой у знаменитой «Белой бабы».
06.05.02 Дневка. Весь день народ просто отдыхал, валялся на весеннем солнышке, ходили по поляне, и смотрели различные поделки водников, читали дневники. Температура поднялась до 10-15 градусов. Были две экскурсии первая к каменной бабе и вторая к порогу убийцы Атланты. Всех последняя экскурсия потрясла порог Атланты VI к.с мощный карман, пенный котёл, валы, бочки, обточенные камни. Вечер костер, песни.
07.05.02 Так не хотелось отходить от такой красивой стоянке, но надо идти дальше. От ур.Аргут мы отошли ~ 10 утра нам предстояло пройти 20 км болота с редкими валами. Обед в 14 часов. После пошли весело, всем нравилось загорать на весеннем сплаве. Пройдя 16 км мы зачалились ур.Чуя в 16 часов. Вечером как не странно все рано легли спать.
08.05.02 В этот день дошли до устья р.Б.Яломан сделав большую остановку в деревни Иня для пополнения запасов продовольствия. Весь участок сплава сложности не представлял. Прошли одновременно всеми судами, решили остановиться в устье р .Яломан на шикарном песчаном пляже. Рекомендуем всем кто планирует стоянку в устье Яломана предворительно запастись дровами в одном из завалов.
09.05.02 Экипажам предстояло подойти к пор.Ильгуменский одному из самых технически сложных порогов на р.Катунь IV к.с. На участке большой Яломан порог Ильгуменский следует отметить 3 шиверы. Характерные высокими валами и бочками как правило в левой части реки. Прошли одновременно всеми судами осуществляя страховку с воды. Подошли в плотную к пор.Ильгумень,Зачалились на камянистом правом берегу. Встали на ночевку на просторной поляне.
10.05.02 Работаем Ильгуменский порог.Прошли поочерёдно осуществляя страховку с берега и с воды. Сходили на разведку, всё ясно идем по центрам. Двое людей с К4-1 остались фотографировать прохождение судов. Стартует К2-1 пройдя порог встаёт на страховку. Вторым идет «Бублик» с капитаном было решено, что собираем всё что возможно и собираем. Плот сажнева с Чекстером налетают на пульсары, все на борту идем дальше. Следующие препятствие у нас это Кадринский прорыв длинной около 14 км. Представляет каскад шивер. Для него характерны мощные бочки, высокий вал, воронки. Все суда шли по центрам осуществляя страховку с воды. Приятно удивила «Поганка» несмотря на не высокий уровень воды была мощной. Встали на стоянку на правом берегу, чалка не очень удобна а стоянка супер.
11.05.02 порог. Пор.Шабаш остаётся всегда лидером на р.Катунь. До него экипажи шли не спеша. Подошли к порогу и встали на стоянку на поляне на правом берегу. Провели глобальную разведку порога. Решили отложить прохождение на следующий день.
12.05.02 Сделали дополнительную разведку порога. Первым пошёл К2-1 как самый опытный экипаж К2-1 прошли идеально первую ступень и встали на страховку в улово между второй, вторым пошел К2-2 они прошли не менее успешно что и К2-1 так же встали на страховку. Затем пустили плот Сажнева те как на танке прошли сразу 2 ступени и встали на страховку, затем пустили К4-1 те прошли довольно здорово хотя как потом рассказывали было не много срашно. Затем пошел наш боевой Чекстер он прошол здорово хотя почти одного человека у них смыло но он чудом удержался. Замыкает прохождение «Бублик» на котором было решено за нырнуть во в ходящую «бочару», что они и сделали. Прохождения пор.Шабаш последним судном не было сфотографировано а жаль, «Карабубель» нырнул в бочку которая подержав 4 секунд выбросила их и они пошли во вторую ступень которую прошли не менее эфектно. При прохождении порога не было ни каких ЧП и наша флотилия пошла дальше. День удался и чалка на правом берегу в ур.Сумульта. Весь вечер было обсуждение пройденных порогов.
13.05.02 Встали в 8 утра, поев начали собираться. Вышли в начале 11. Встречаются редкие шиверы их все суда прошли без особых проблем, если не считать выпадение с двойки Верещагиной Елены в простой шивере. Ребята не расслабляйтесь. Встали на стоянку в устье р.В.Каянча, обустроили лагерь сходили на экскурсию к наскальным рисункам.
14.05.02 Все знали о том, что сегодня будет последний порог это ТельдекПень I и II и как, то народ расслабился. Подходя к порогу на расстоянии около 2 км, многие обратили внимание на причалившего Николая Ивановича, на правом берегу в тот момент многие задали вопрос, что ты там стоишь и что там впереди. На эти вопросы он ответил просто «сейчас будет простенькая шиверка, а за ним сам порог», все покивав головами как шли так и шли тихим сапом. Но потом при виде валов в 3 -5 метров и «бочар» в пол реки у всех заработал древний инстинкт выживания. Шивера оказалась на столько мощной, что потом при сравнении оказалось самой мощной на всем сплаве. Прохождение было у всех отличное если не брать «выход» с морковкой Сергея Д ., их катамаран поставило в свечку и подержав несколько секунд поставило обратно, за это время Сергей вылетел из стремян и оказался в воде чудом он каким то образом ухватил с собой «Морковку» по которой его вытащили его товарищи. «Бублик» изрядно покидало по валам и экипаж не как не мог пропустить одну из бочек в которую они благополучно свалились. Сам порог «Пни» особенно первый в нашу маленькую воду не представлял ни чего особенного, а вот вторые это хорошая воронка которая удерживала плот Сажнева около 2 минут, а «Бублик» захватила настолько хорошо, что задний член экипажа смотрел на переднего ~ со 2 этажа. Ну вот и всё наш поход завершён мы чалимся на правый берег ~ 700 м после порога. В этот вечер народ расслаблялся как мог.
15.05.02 Подъем рано быстрые сборы выход. Весь участок включая пор.Еландинский прошли сходу всеми судами осуществляя страховку с воды. Зачалились за деревней Еланда, начали разбор судов.
16.05.02На утро погрузив снаряжение, мы попрощавшись с Горным Алтаем и сказав ему до новых встреч, сели в автобус и поехали домой.

Вид припят порог Категория Длина припят- ствия. Характер
Аккемский V 7 км Коньон, скл.прижимы, высокий вал, бочки, 5ступ.
Ильгумень IV 400 м Высокий вал с пульсаром, по правой стороне большие бочки
Кадринский IV 14 км Каскад шивер Ср.дл 300-400 м, большой вал, бочки, воронки.
Шабаш IV 800 м 2ступени 1я- валы, бочки. 2я- крутой слив, мощ. Валы с пульсаром.
Аюлинский III 100 м Беспорядочный вал, воронки.
Тельдек Пень IV 1 км Узкий скальный каридор, турбулентные бочки, большие воронки. На входе вал.
Еландинский IV 150 м Ворота ограничены мощными бочками, мощный слив, валы.
2.7 Определяющие препятствия Верхней и Средней Катуни.

2.8 Потенциально опасные участки.
пор.Аккемский - длинный 5 ступеней, трудная чалка.
пор.Шабаш - на в ходе большая бочка, вероятность при аварии уйти во вторую мощную ступень.
пор.Тельдек Пень - опасно для маломерных судов и человека в спасжилете.

2.9 Наиболее интересные объекты на маршруте.
Река Катунь является привлекательной для туристов не только в исключительно спортивном плане, но и как район, богатый памятниками истории и культуры. В ходе путешествия наша группа посетила несколько мест, отражающих наиболее яркие страницы истории Алтая, о чем - ниже.

Музей в селе Верхний Уймон.
Село Верхний Уймон - одно из самых старых русских поселений Горного Алтая. Оно было основано более 300 лет назад старообрядцами, бежавшими из европейской части России в ходе религиозных реформ в поисках легендарной страны счастья Беловодье. Кроме стандартного набора большинства алтайских деревень - администрация и магазины - здесь есть школа, больница, библиотека и два музея: один посвящен истории села, другой - жизни и творчеству Н.К.Рериха. Дело в том, что в августе 1926 г. здесь побывал сам известный художник, ученый, философ, общественный деятель в ходе своей экспедиции в Сибирь. До недавнего времени в Уймоне можно было увидеть бывший дом В.С.Атаманова, где останавливался Рерих. Кроме того, в начале 90-х гг. уже прошлого века в селе был открыт музей, один из залов которого был посвящен быту русских на Алтае, а другой - Н.К.Рериху, его семье, работе, пребыванию в Уймоне. Здесь также хранится подлинный эскиз одной из известных картин художника - "Гонец".

Каменные изваяния на р. Катунь.
Каменные изваяния являются непременной частью ландшафтов высокогорных степей Горного Алтая.
С легкой руки туристов каменные изваяния стали называться "каменными бабами", хотя ничего общего с женщинами эти фигуры не имеют. Просто, по одной из версий, слово "баба" в переводе с тюркского означает "воин", "господин".
Каменные изваяния появились на Алтае в эпоху раннего средневековья, когда на территории от Кавказа до Забайкалья господствовал могущественный Тюркский каганат (VI-VIII вв.). В ходе путешествия нам встретились два таких изваяния: одно - на левом берегу р. Катунь, недалеко от Аккемского порога, второе - в устье р.Аргут, на правом берегу. Оба они небольшие по размеру (около 50 см в высоту ) , изображение лица очень условно, почти схематично. В руке одного - кинжал, другого - кубок.
P.S. Своеобразным "памятным местом" можно считать "Музей туристической славы" на слиянии рек Аргута и Катуни, хотя, к сожалению он не избег плачевной участи быть разграбленным местными. Если верить запискам предыдущих групп, мы на маршруте в этом сезоне были первыми.

Петроглифы (Каянча).
Еще одна неотъемлемая часть горноалтайского пейзажа - петроглифы. Наша группа посетила одну из известных писаниц средней Катуни, расположенную в 2 км от бывшей деревни Каянча.
Писаница представляет собой скалу с рисунками, выбитыми на камне. Преобладают изображения козлов, хотя есть и три человеческие фигуры, одна из которых держит в одной руке лук, а другой - за повод лошадь. Таких рисунков по средней Катуни встречается очень много, датируются они примерно 3 тыс. лет до н.э

О страховке
* Организация страховки производилась по классической схеме - при прохождении первым судном препятствия в его конце ставились страхующие с ‘’ морковками’’, а затем, при необходимости, осуществлялась и страховка с воды.

О стоянках
* Перечислим штатные стоянки, находящиеся на Верхней и Средней Катуни:
O Удобна для сборов судов стоянка в 10 км от устья р.Кокса ( район с. Власьево.
O В урочище Мульта.
O В урочище Кураган.
O В урочище Ак-Кем.
O Шикарная поляна в устье р. Аргут
В урочище Чуя.
На Яломанской поляне.
На Ильгуменской поляне.
В ур.Кадрин
ур.Сумульта
ур.Каянча
поляна после Пней I

О возможных маршрутах на р.Катунь
Если рассматривать наиболее интересные варианты, то на наш взгляд это будут следующие нитки маршрутов:
1. Верхняя Катунь от ледника г. Белуха 4506 м. и финишная черта это слияние с р. Обь.
2. р.Кокса- Катунь - IV к.с*
3. р.Аргут- Катунь - VI к.с
4. р.Чуя - Катунь - IV к.с
5. р.Чуя (с Мажойским каскадом )- Катунь до п.Ая VI к.с.
6. р.Урсул- Катунь -IV к.с
7. р.Сумульта -Катунь - V к.с
8. р.Куба-р.Чемал-р.Катунь - III к.с
9. р.Сема- Катунь - II к.с

Итоги, выводы и рекомендации.
По итогам можно смело сказать, что главная цель, а это маршрут IV к.с был пройден всеми судами без обносов порогов и переворотов. Все остались даволны.
Выводы таковы что р.Катунь была, есть и будет оставаться хозяйкой Алтая и классическим лидером среди рек III- V к.с .
Рекомендации: Всем группам идущим по р.Катунь хорошей воды. Ходите только с проверенным экипажем и только на нормальных судах, хозяйка ошибок не прощает.

Семь футов под киль.


www.чулышман-турист.рф
ВладимирЪ 29.03.2011 / 12:04 / Сообщение 2
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 568
Награды: 4
Репутация: 33
и вам удачи

Все дороги ведут к Храму
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: