Сказ про странствия великие,по горам могучим Алтайским!
Маршрут
Бийск – Горно-Алтайск – Верх-Бийск – Артыбаш – оз. Телецкое (на параходе) – Балыкча – Коо – пер. Кату-Ярык – Балыктуюль – Улаган – Акташ – Иня – Тюнгур – ур. Елань- пер. Кара-Тюрек (рад. пешком) – Мульта – ур. Михайловка – оз. Туле (рад. пешком) – оз. Крепкое (рад. пешком) – Мульта (рад. бегом) – г. Акчан (рад. бегом) – Горно-Алтайск (вертолет) – Мульта (автостоп) – Усть-Кокса – Усть-Кан – Яконур – Черный Ануй – Солонешное – Солоновка – Смоленское – Бийск.
Вид туризма
Велосипедный
Категория сложности маршрута - IV
Протяженность маршрута - 1000 км
Асфальт -500 км
Грунтовых дорог и троп - 500 км
Водной части - 70 км
Максимальная высота - 3100 м
Продолжительность похода полная - 15 дней
Ходовых дней - 14 дней
Сроки проведения
25.07 – 11.08.2004
Справочные сведения об участниках
Участник - Ананко Данил
Роль в группе - Механик-забойщик
Г.р. 1982 Байк- GT Zaskar'03
Место работы/учебы - Барнаульский Государственный Педуниверситет, инструктор ВСК «Борец-121»
Участник - Васильев Алексей
Роль в группе - Остряк
Г.р. 1970, Байк - Rock Mashine Manhattan
Место работы/учебы - Группа «Хромая собака»
Участник - Капченко Анна
Роль в группе - Повар
Г.р. 1983, Байк - Rock Mashine Manhattan
Место работы/учебы - Где-то учится на юриста, им же работает
Участник - Крюков Иван
Роль в группе - Штурман
Г.р. 1982, Байк - Merida Matts Cruize 5.7. '04
Место работы/учебы - Учеба - Барнаульский филиал Московской Академии Предпринимательства
Руководитель ВСК «Борец-121»
Участник - Ильюхин Сергей
Роль в группе - Фотограф, летописец
Г.р.1975, Байк - Durango Sport SX ‘04
Место работы/учебы - Издание «Доска объявлений»
Участник - Уколов Андрей
Роль в группе - Методист
Г.р.1981, Байк - China Fucking Trouble
Место работы/учебы - Аспирант в каком-то новосибирском ВУЗе
Смысловая идея похода, общая характеристика маршрута
Поход проходил по территории Алтайского края и Республики Алтай.
Основная идея похода заключалась в том, чтобы пройти по дорогам и тропам горного Алтая, захватить как можно больше красивых и культовых мест этого региона в рамках одного маршрута. Данный поход проходился в среднем, прогулочном темпе, позволяющим полюбоваться всеми окружающими красотами. Средний километраж велопохода был 75 км/день, Максимальное значение 189 км/день. Самыми сложными участками маршрута были перевал Кату-Ярык , путь по тропе Иня-Тюнгур, пешая радиалка от урочища Елань до пер. Кара-Тюрек и обратно. Непростыми оказались как затаскивание велосипедов в урочище Михайловка, так и пешие броски в районе Мультинских озер
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА
Совместных скаток участников похода не проводилось, катались вместе только Крюков Иван и Ананко Данил из Барнаула, новосибирцы предпринимали одну совместную покатушку в районе родного города. У всех участников никакого опыта велопоходов не было . Многие впервые, после школьных лет, сели на велосипед за неделю до похода. Подбор снаряжения проводился по принципу «у кого что есть», следовательно, пришлось тащить на себе уйму ненужных в велопоходе вещей. Так же не была проведена должная предпоходная подготовка велосипедов, необходимость которой подтвердилась в пути.
ВАРИАНТЫ ПОДЪЕЗДА И ОТЪЕЗДА
Проблем с транспортом до Бийска нет, но остановились на варианте поезда Новосибирск – Бийск, выходящий из Новосибирска ок. 20 часов, с заходом в Барнаул в 03 часа. Этот вариант был выбран для облегчения встречи между новосибирцами и барнаульцами, которая произошла в названном поезде ночью 27 июля. Отъезд из Бийска не планировался специально, так как не было известно сроков возвращения.
АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ С МАРШРУТА И ЕГО ЗАПАСНЫЕ ВАРИАНТЫ
Никаких выходов с маршрута не предусмотрено, так как сам маршрут толком не запланирован, возможны различные отклонения и радиальные выходы .
Запасных вариантов маршрута запланировано не было.
Часть первая
Сказ о походе по горам Алтайским, совершенным воинами светлыми из града Барнаула и Новосибирска
26 июля 2004 года (понедельник)
Вокзал ЖД Бийск – Горно-Алтайск – Кызыл-Озек
Погода - солнечная весь день.
Маршрут в течении всего дня – пологий. Перед Горно-Алтайском начинаются холмы.
TRP 122.9, AVS 20.12, STP 6.06.21, MAX 46.3
Долго ли коротко, а поход великий по горам Алтайским начался 26 июля 2004 года от рождества Христова. Для барнаульских воинов это день начался около 00.00 часов, когда они поклажу свою готовили, запчасти укладывали и другими подготовительными делами занималися. И выехали они от дома в 02.20 и отправились на вокзал для погрузки своих железных коней на большую зеленую змею, что до града Бийска ползла. Встретились в этом змее металлическом воины барнаульские с коллегами своими новосибирскими, познакомились, и спать увалились. Но не долго спать им пришлося, разбудили их разговоры, чуваков каких-то, что по соседству ехали. Было там два мужичка пьяненьких с сынишкой, они то и голосили. Но недолго спать им пришлося – разбудили их соседи невежественные, что всю ночь жижу какую-то, под названием пиво, пили, забыв про свой образ человеческий. Сидели они на боковом месте и звуки и речь, матерную, недостойную вели. Увидели они, что соседи их со своими конями едут, спрашивать стали – «Небось, километров за 50 от Бийска уедете?» Отвечаем им, нерадивым, что, дескать, да за пятьдесят, а может и поболя. Сфотографироваться захотели с нами, да жинкам своим показать, отмазаться, сказать, что с великими спортсменами ехали, и это вам не хухры-мухры.
Опосля приезда на станцию конечную, что Бийском кличут, после всех сборов и фотографирований с заблудшими душенками, отправились наши путники на рынок городской, батареек, фотопленок да провизии всяческой подкупить. Благо он недалече оказался. Купили всяких там спичек и сахару рафинаду, цвета дивного зеленого.
После закупок отправились все в строну выезда из города, и показалось тут всем, с непривычки-то, что велики какие-то тяжеленькие и неповоротливые, все ведь первый раз с рюкзачками на великах поехали…
Долго-ли коротко, но проехали они километров 10 да пожрать все запросили, не завтракали ведь. Остановились на выезде у кафе – вагончика, кто в тех местах был – тот знает.
Заказали в кафе новосибирские воины пелемений, а барнаульские отказались и достали пачечку халвы, так как мясо убиенных животных они не едят, а еще не едят рыбу там всякую, яйца и прочую тухлятину, говорят что силы в такой пище нет - одна отрава для Человеческого организма. А на небе все выше вставало солнце жаркое, поторапливало путников.
Следующей остановкой был племенной совхоз Катунский где наши богатыри не пропустили возможности сфотографироваться с поросятами каменными.
Заехали в Сростках и в музей писателя великого алтайского В.М.Шукшина, ему память отдали, а на выезде их села пообедали.
Вот уже и горки небольшие появляться начали, а жара все сильнее и сильнее, и спать все больше барнаульцам хочется, неспали ведь всю ночь, хорошо говорят, что темп у нас черепаший, за рулем покимарить удается :-) .
Доехали до моста через реку, что Иша называется, спустились вниз и искупались в местной водице, сил и свежести у нее набравшись. Позагорав на солнышке дальше в путь отправилися. Еще немного проехав остановились пофотаться на границе края Алтайского и Алтай республики. А отсюда уже и до Горно-Алтайска рукой подать. Тут команда начала растягиваться, уставать начали под солнцем палящем некоторые путники, да и неудивительно 100 км проехали люди, второй раз на велосипед в жизни севшие…
На въезде в Горно-Алтайск, остановились воины у автосервиса, и давай запасы поглощать, а Сергей пошел в магазин автомобильный. Через некоторое время возвращается радостный – несет тюбик огромный с салидолом, говорит, что смазку купил, ей он сейчас своего коня мазать будет!!! Долго смеялся Данила-мастер, над Сергеем, который велик неделю назад купил, объяснял ему, что нельзя просто так цепь солидолом мазать, дескать, надо ее почистить бензинчиком, а затем смазать аккуратненько маслицем синтетическим и так далее. Тут и остальные воины подкатили, и отправились все через Горно- Алтайск в Кызыл-Озек. Ужинали (полдникали) на окраине Г.-Алтайска батоном и йогуртами. Затем еще километров несколько после Кызыл-Озека проехали, и ночлег начали искать. Остановились на берегу речушки какой-то, палатки ставить давай. Там и стемнело. Нюся тут доложила, что ножки ее женские непривыкшие к велопоездкам многокилометровым и устали, и давай они с Иваном всякой йогой и растяжкой заниматься, чтобы завтра ножки пуще прежнего педаль крутили. Ужин удался на славу – кашка гречневая с соусом мексиканским для вегетерьянцев и с тушенкою для мясоедов. А тут еще мясоеды принялись какую-то отраву под названием коньяк разливать – типа отметить первый день пути и тому подобное. Не стали сильно спорить с ними барнаульские воины, которые никакой алкоголь не признают, подумали, что сами на следующий день узнают про вред всеческой наркоты и отравы рода человеческого типа алкоголя и курева всякого. На том и спать пошли Иван и Данил, высыпаться после ночи бессонной. А остальные воины долго еще сидели у костра под звездами.
27 июля 2004года (вторник)
Кызыл -Озек – Чоя – Верх-Бийск – Тулой
Погода - солнечная весь день.
Маршрут в течении всего дня – холмы. Два затяжных подъема перед Чоей и Верх-Бийском, с весьма недурным спуском (требуются хорошие тормоза! ;-)
TRP 116,58, AVS 21,14, STP 5.30.47, МАХ 58.7
Встали воины Барнаульские по привычке около 6 утра, а с ними и воин Алексей Васильева рода, и давай костер разжигать, чтобы завтрак приготовить. И Сергей – рода Ильюхиных помогать им вызвался. Накипятили они водицы, чайку попили, и мюсли всякие на завтрак слопали, палаточки собрали и в путь дорогу отправились. Дорожка в тех местах – милое дело на шоссейнике рассекать!!! Вскоре начались коротенькие подъемчики, дорога стала ощутимо забирать вверх. Тут то и пошел вывод отравы алкогольной из организмов новосибирских воинов, не едет у них лисапеды в горку, а если и заедут, то на 3 звезде, да с большой отдышкой. Особенно тяжко Анне Капченко-рода пришлось, нет, говорит сил моих педальки крутить. Недалеко отъехали, 16 км всего, а сил нету, а ехать еще около 100… Решили тут коня железного побольше остановить, да немощных туда посадить. Решили – сделали!!! Остановился тут же добрый человек на японском грузовичке цвета белого, посадил рядом с собой Анну и Алексея, а коней их железных в кузов положили, пусть отдыхают. Не растерялись тут и Андрей с Сергеем, сняли свои рюкзаки и тоже в кузов положили. А Данила и Иван не стали такую халяву использовать, дескать, не печенюшки жрать сюда приехали, а педали под рюкзаками накручивать.
И поехали они дальше в урезанном и облегченном составе. И темп увеличился. За Паспаулом встречаем коллегу странного – на «Салюте» с большим рюкзаком за плечами и большой бородой, нам на встречу ехал. Дорога немного похужее стала, тут Данила и сделал первый прокол колеса в походе. Колесо было переднее, и как Данила сказал, - «Только подумал, что на обочинах ровненьких ехать не надо, гвоздики там всякие частенько лежат, так сразу и зашипело». Остановились они с Иваном, поставили новую камеру. В старой дырку давай искать, а нету дырочки, и ниппель «Престо» вроде нормальный, списали все на материальность мыслей человеческих, да дальше поехали. Догнали они Андрея-воина, едут по деревушке какой-то, а пацаны местные смеются: самый большой воин (Андрей) на самом маленьком велике, а самый маленький (Данила) на самом большом :-) . А Серега ехал где-то впереди, Андрею сказал, что встретимся в Чое, там и пообедаем. Ехали они ехали, тут Иван возьми и скажи, что до Чои около километра, а Данила почувствовал что-то и прокричал, - «Но какой!». Проехали еще 200 метров до поворота и увидели подъемчик огромный, а наверху табличка. Тут впервые пришлось на звезду вторую переднюю переключаться, да и то тяжеловато было. Зато перед самой деревней спуск был замечательный, и залетели наши путники в Чою со значительным превышением скорости, знак там стоял - выше сорока ездить не велел… Проехали они всю деревню, к центральной площади подкатили, а Сергея не нашли, зато опять в деревне реку Иша встретили, да большую команду воинов-коллег, от мала до велика, все на великах Author .Сказали нам коллеги, что Сергея тоже не видали.
Но делать нечего, кушать хочется, заехали Иван и Данила на центральную площадь, и кушать давай, тут к ним и Андрей присоединился, накупили они сладостей в магазинах местных и давай поглощать их в количествах огромных. Но не только хлеб да сладости требовались путникам: сожгло солнце местное ноги Андрея-богатыря, стали они малиновые и болеть начали. А штанишки и аптечка походная уехали вместе с поклажей в грузовичке «спасителе», так что пошел Андрей-рода-Уколовых сын лечение себе искать, долго ходил да не нашел ничего, кроме пакета зефира и пироженного разного. Делать нечего, и эти сладости съесть пришлось :-) .
Взгромоздились наши герои на коней и дальше путь продолжили. Только они выехали на трассу, как грузовичок-японец останавливается, говорит водитель, мол, довез ваших товарищей до Верх-Бийска, а сам уже обратно еду.
Проехали еще немного, слышат, кричит им кто-то из кафе придорожного, на самом краю села расположенного. А это Сергей, сидел он значит в этом кафе и остальных ждал, но времени даром не терял – успел и покушать как следует, и отдохнул от солнца палящего. Поехали дальше уже вчетвером.
Долго ли коротко, а за селом Советским решил Андрей тормоза проверить, ну и проверил, а стоп сигнала не было. Столкнулись они с Сергеем и асфальт на твердость давай проверять, оказался асфальт покрепче Серегиной коленки. После этого сзади «Шумахера» поставили.
Скоро опять дорога вверх забирать начала, но не круто, немного поднимемся и опять спустимся. На одной их вершинок решили точки маршрутные поставить, кто по GPS , а кто как мог… До с. Ускуч дорога более пологая, а потом подъем начинается. А когда реку Иша совсем маленькую встретили, то стало ясно – водораздел где-то недалече, то есть на перевал едем. Путь на перевал крутым только в конце был. А как заехали наверх увидели торговый люд, пирожки и чай с кофеем предлагают. И говорит здесь Иван Даниле громко, - «Что-то у меня очко на подъеме запотело». В смысле линза от очков… Долго смеялись Данила и торговцы на перевале, не удивительно, говорят, что запотело, типа нормально все.
За перевалом спуск лихой начался, 50 км/час едут не крутя педальки, а за спуском мост большой завиднелся, а за мостом опять торговый люд сидит, а с ними и Леха с Нюсей загорают.
Через некоторое время Сергей подкатил, а затем и Адрюха-богатырь, что на подъемах от Данила и Ивана подотстали.
Решили ребята наши подалече проехать, солнышко еще высоко было – около 18 часов времени. Заехали в Верх-Бийск, купили там молока 3 литра, из села выехали на трассу до Артыбаша. А по трассе этой одно удовольствие ехать, вверх вниз дорога ведет, прямо аттракцион какой-то.
После с. Тулой свернули наши воины к реке, ночлег устанавливать. Поляну нашли, с автомобильными дикарями пососедству, палатки расставили. На этот раз палатку Данила и Ивана решили переоборудовать под гараж. Всем понравилось.
28 июля 2004 (среда) Тулой - Артыбаш
Погода солнечная весь день.
Маршрут в течении всего дня – гористая местность, небольшие холмы
TRP 50.34, AVS 20.97, STP 2.23, МАХ 48.1
Подъем около 7. Иван идет купаться в Бие, Данила тоже. Сергей фотографирует.
После осмотра коней выясняется, что у Сергея проблемы с багажником и сломан фляжкодержатель. У Алексея проблемы с вилочкой амортизаторной – Данила-мастер помогает отремонтировать. Ехать сегодня недалече нашим путешественникам, поэтому никто не торопится.
Вышли около 10, все легко доезжают до Кебезени, и тут прямо напротив местной школы окончательно ломается стойка багажника у Сергея. В школе в мастерской уроков труда организуется мастерская, где с помощью киянки, изоленты и проволоки в 6мм тайваньский велобагажник приспосабливается к условиям русских дорог.
Пока Сергей, Иван и Андрей под руководством Данилы-мастера занимаются кустарным производством багажников, Аня с Алексеем продолжают свой путь к великому озеру Телецкому.
И вот багажник поставлен на свое законное место, в путь. Иван и Данила сразу бросают своих коней в аллюр, и держа на спидометре 30-35 км\час легко и быстро заезжают на новый мост через Бию в Артыбаше.
Где их уже ждут Аня и Леха. Подождали остальных воинов, а потом вместе в кафе, что в Иогаче, покушать поехали. Там присоседились к ним местные байкеры малолетние. Говорят им наши путешественники, мол есть ли у вас штырь подседельный поболя, а то наш великий богатырь Андрей, на байке не по росту едет и ноги у него коленками выше головы машут. Не нашли наши коллеги подходящую деталь, и пришлося Андрюхе еще много сотен километров с полусогнутыми ножками педальки крутить L .
Поехали богатыри после обеда насчет кораблика договариваться, чтобы через озеро Великое перебраться, поговорили с одним капитаном местным, назначил он цену в лучшем случае 600 р. с носа, да и то если войдем в его посудину. В 7 часов, говорит, приезжайте - посмотрим.
Опосля все вместе поехали на известные всем дикарям стоянки за Артыбашем, где по Сети Великой Компутерной с томскими коллегами договорились встретится. И встретились они с Томичами по пути на стоянку дикарскую, но не со всеми, а только с засланцами, что в магазин отправилися. Развернулись Томичи и поехали с нашими воинами стоянку показывать и с остальными коллегами знакомить. Подъехали все воины к стоянке, скинули рюкзаки тяжелые, и пошли отдыхать.
После знакомств всяческих Данила с Иваном и томскими воинами Александром и Олегом поехали обратно в Артыбаш, с корабликом другим договорится, подешевле чем на основной пристани.
А велики без рюкзака из-под себя рвут, в галоп бросаются, Данила разгон взял и по пути до пристани мужичка нерасторопного сбил, с мотоциклом на скорость зарубился, мимо пристани пролетел и других за собою утащил. Но вернулись гонщики, к параходику спустились, капитана нашли, давай у него насчет переправы расспрашивать, говорит он, что будет вам переправа по 400 рублей с носа, если дескать пойдет с ними группа туристов матрасников, короче завтра приедете в 7.00 все ясно будет.
Поехали обратно с этими новостями к лагерю. А в лагере уже полным ходом техосмотр байков шел, дескать, за озером халява для техники кончится и надо проверить все детальки. За этим занятием и провели весь вечер.
Анна дочь Капченко рода решает, что далее ей делать, то ли по озеру поплыть и дальше в горы великие забраться, то ли плюнуть на все авантюры и мирно по человеческим и обжитым местам с Алексеем покататься. Набралась наша Нюся смелости и решила дальше ехать - синяки, шишки и другую Вселенскую мудрость собирать в горах неприступных и на дорогах непроходимых.
А Иван с Даниилом перед сном в озере Телецком великом искупались, с природой местной поговорили, да с таким условием к остальным пришли: - «Дескать, все согласны на хорошую и дешевую переправу через озеро, взамен на непогоду у перевала сложного Кату-Ярык?» Отвечают им воины: - «Конечно, согласны». На том и порешили.
29 июля 2004 (четрверг) .
Артыбаш – мыс Кырсай - Башкаус
Погода солнечная весь день.
Маршрут со стороны Артыбаша – сопки, на юге Телецкого – здоровенные горы, грунтовая дорога, броды.
TRP 31.2, AVS 14.96 , STP 1.55, МАХ 29.1
День начался около 5 утра. Будильники, значит, прозвенели у богатырей, что спали мирно, и пришлося им из палаточки вылезать, в путь – дорожку готовиться. Начали они провизией заправляться и палаточки свертывать. А томские путешественники уже снарядилися все и на коней попрыгали, через часок и наша команда выдвинулась». Подъезжают они к спуску на пристань, а томичи уже погрузку скарба походного заканчивают, значит пойдет посудина чадящая по озеру священному. Посмотрели они свысока на виды красоты сказочной и тоже на погрузку двинулись.
Долго ли коротко, но к 9 утра все матрасники погрузилися в наш лайнер транстелецкий, завелася машина адская и в путь по воде отправилися.
А по утру немного холодно было, продувало на ходу курточки малость. Уселася наша компания на баке у посудины, куртками и карематами укрылися – лежат на красоты дивные любуются. Перед подходом к водопаду Корбу капитан нашего пепелаца заявил, что, дескать, нам на баке ХАНА, типа здесь как на юг завернем, волна захлестывает и вы, нерадивые, помокреете насквозь быстро.
Около полодиннадцатого подошла посудина чадящая к пристани, с которой матрасники водопад Корбу смотреть ходят. Место, конечно, для пеших туристов труднодоступное, но торгового люда со всеми прелестями туалетов типа сортир, здесь оказалось предостаточно. Перекусили наши воины кто чебуреков местных, кто просто лепешек с чаем на травах и пошли на чудо местное – водопад любоваться. А водопад и правда великий и красивый оказался, только не было у него места, чтобы сфотографироваться без матрасников.
Минут через пятнадцать отходит наш «Титаник» от берега и берет курс на юг пряменько, к устью реки Чулышман.
А солнце полуденное встало и давай жарить наших путников, что на баке расположилися. А они, радостные разделись и давай загорать в этих райских условиях. Только капитан удивляется, куда делись ветра холодные и волны высокие…
Прошло таким образом часа два и подошла лодочка самоходная к южному берегу озера Телецкого к устью великой реки Чулышман. Но трабла возникла непредвиденная, не захотела наша лоханка байкальской конструкции близко к берегу подходить. Вызвал тогда капитан по громкоговорителю подмогу. И подошла подмога в виде плоскодонного водометного катера с названием гордым и патриотичным «Братан». Пересели воины и подруги их боевые на «Братана», и повез он их к мысу Кырсай (за полтину с носу), что по левому берегу Чулышмана находится.
Как высадились путники, сразу давай костер на берегу разводить, кашу готовить. Кто хотел купаться давай – благо берег в том месте лучше чем в Сочи, а водица и подавно, только посвежее маленько :-) . Подходили местные, просили на коне железном дать катануться, за что снискали злобу Алексея Козьмина - томского воина.
Когда поели и попили все и собираться стали, время уж около 17 часов было. А дорога, что от турбазы на Кырсае к селу Балыкча вела очень живописная, то и дело луга изумрудные встречаются, красота Чулышмана открывается, сердце радуется. Так и ехали они растянувшись и любуюсь окрестностями. Только Данила с Алексеем что из Томичей соревнования давай устраивать, выяснять чей скакун быстрее. Оказались они первые в селе что Балыкча зовется. Первыми и с местным населением контакты давай налаживать. Говорят им те: - «Буручай» - говорят – «на двадсать рублей буручай, на одеколон буручай». Но не долго разговор этот шел, остальная группа подъехала. Пока всех ждали УаЗик-буханка подкатил и вылезает оттуда чувак с бородой и давай на англицком языке лепетать, видать за своих принял – обрадовался. А кто из наших воинов несколько англицких слов знал, говорят ему, дескать, йес, все люди брадерс унд систерс, понимаешь. Ну понял он, и не расстроился. Оказалось, что Ником его звать-величать, что на каяке он сюда плавать забрался, но уже отплавал свое – разбил о каменюку коленочку. Как отъехал американский сын, так сразу опять «буручаи» на своем коне подошли, опять на отраву свою вонючую копейку требовать стали, о стыде каком-либо они и не слыхивали. А копеечку им не кто не дал, типа нечего вам травится лишний раз, скоро и так на тот свет откинетесь. Не понравилось такой оборот местным, но делать нечего, покричав речи всякие матерные, рода человеческого недостойные, отстали от путешественников.
Проехали еще километров несколько от села умирающего до реки полноводной и быстрой, что Башкаус зовется. А там, за мостиком, в стороне от дороги и заночевать решили.
Но перед тем поломка случилась серьезная – развалился кареточный узел у Андрекиного коня. Делать нечего давай Данила мастер в голом поле каретку из подручных материалов чинить. Долго ли коротко, а починить удалось, помог ему в этом громадный ключ разводной, что Сергей с собой случайно из дома прихватил…
Полдевятого остановились на ночлег усталые путники. Искупались самые отчаянные воины в водах Башкауса стремительного, и спать улеглись.
30 июля 2004 года. (пятница).
р. Башкаус –пер. Кату-ярык
Погода утром пасмурно, днем и вечером – дождь.
Маршрут – здоровенные горы, грунтовая дорога, броды, очень изматывающий подъем на перевал.
TRP 61.9, AVS 11.07 , STP 5.35, МАХ 37.9
Поднялась вся команда около 6 утра. Жратеньки готовить давай, рыльца свои в Башкаусе купать, и всячески освежаться. В 8.00 уже все готовы были дальше путь продолжать, только споры небольшие возникать стали, чего делать: то ли дальше побыстрому ехать, то ли как-нибудь переправится на другую сторону Чулышмана, и сходить на самый большой водопад на Алтае посмотреть, что река Чульча образует. В основном Томичи вперед рвалися (категория у них ведь, нарушать маршрут нельзя), а новосибирцы и барнаульские Воины на водопаде настаивали, но не знали, как перебраться на другую сторону.
Долго еще фотались все вместе на мосте через Башкаус, затем в путь двинулись. Километров через 10 деревня Коо завиднелась. Опять вся в ограде, чтобы скотина не убегала (вбегала). На самом въезде магазинчик стоит, там кое-чего подкупили и дальше покатили. Немного от деревни отъехали, как колесико у Олега-томского бойца прокололося, чиниться давай.
Пока он чинил свое колесико, остальная братия спрашивала у хозяки хуторочка местного сыра и молока. «Нету у нас никакого сыра и молока, уезжайте, мол, отсюда быстрее, по добру-поздорову.»,- отвечала хозяйка.
А за селом броды пошли каменистые, некоторые довольно глубокие, кто разувался, а кто так с разгона проехать пытался. А водица там свежа и чиста, аж ноги ломит! А места здесь интересные, сосны растут прямо из камней!!!
А тем временем тучки начинают сгущаться, пару раз даже дождик брызнул.
За бродами – напротив, равнина как стол началась, и дорожки приличные, за 20 скорость поднялась. Только попадает иногда колесико в выбоины от тракторов гусеничных, что в деревне еще не перевелись.
Да так попадают, что аж пломбы вылететь норовят. Около 11 вся братия подъезжает в устью Чульчи, встречаются туристы – водники. Спросили наши путники, мол переправится на тот берег как? «А никак»,- им ответили. Ушли их товарищи на тот берег утром, забрали с собой катамаранчики. Так что не успели вы. А больше переправы нет нигде. Да, видать не судьба нынче на Чульче водопады позырить.
А дорога тем временем плавно в каньон переходить стала, красотища! Только камешки все острее попадаться начинают. На один такой и попался Олег - порвал покрышечку. Все, на обед остановка! Заварили путники кипяточка, и лапшичку китайскую давай туда закидывать.
Поели через некоторое время все, и Олегусь покрышку тоже залатал.
Выехали. Дорога забирает все выше, а Чулышман-река становится все мельче и быстрее. А тучки все темнеют, но не спешат пока путников замочить, все видно перевала ждут…
Останавливаются новосибирцы с барнаульцами часто для кадров бесценных, а Томичи наоборот – к перевалу торопятся. Так и разделились.
Места там и вправду волшебные: вырываются со скал огромных водопады, а сами скалы цветов разнообразных, и внизу грохочет бурный Чулышман.
Подкатили кони железные к перевалу Кату-Ярык. На табличке у начала подъема написано, дескать «подъем 3.5 км , водитель- будь осторожен».
Сфотались у подъемчика, тут и дождик припустил, как и договаривались!
А дорога и вправду не простой оказалась! Сначала просто вверх идет по полочке, что в горе выдолблена, а затем серпантином становится. Грунт от дождика промок, камешки скользкие стали. Иногда приходилось с велика слазить воину Ивану, да пешком его тащить, что очень не приятно. Данил чуть почаще в коня спрыгивал, не получалось у него необходимую передачу вставить. А новосибирцы вообще не пытались педали крутить, велопешком решили забраться, ну и отстали сразу же.
Догоняет Иван где-то на четвертой полке серпантина томских ребят (они тоже велопешком тащатся). А на последней излучине догнал он и самых ретивых Томичей: Александра и Алексея. Поручил Иван им за велосипедом посмотреть, а сам бегом вниз – остальных вытаскивать. Недалече и Данилу встретил, тот тоже вниз бежать собрался, а то, говорит, они там и полпути не заползли. Андрей-Уколов-сын правда не так далеко от вершинки встретился, молодец Воин!!!
А остальные были довольно далеко. Как спустился Иван к немощным, сразу схватил лисапед самый тяжелый – Сергея, и давай его наверх корячить. А Сергей тем временем видеокамеру вытащил и давай все это дело на пленку записывать. Данила тоже прибежал, тоже чей-то велик схватил и тоже давай его наверх тащить. А дождик полил пуще прежнего!
А как забрались все на верх, то открылся им вид красоты потрясающей: внизу Чулышман течет как ручеек, и с противоположного обрыва водопады струятся…
Там аил еще стоит у самого начала спуска, в нем то и на перекус остановились. Но кроме молока сухого и сгущенки не было ничего. Все бы хорошо, но воды тоже не было…
А перевал-то еще не кончился, дорога хотя и плавно, но верх все шла и шла.
Тем временем стемнело.
Решили наши Воины ночевку устроить у первого же ручья, что попадется. И попался он километров через 5. Томичи уже там и костер зажгли, только Олега у них где-то не было, заплутал бедненький.
Пока расставляли палатки вернулась группа «спасателей», правда без Олега. А он потом сам приехал, видать не захотел ночевать в лесу один :-) .
31.07.2004 (суббота)
пер. Кату –Ярык – р. Кубадру.
Погода утром, днем – дождь, вечером – облачность
Маршрут –грунтовая дорога, высокие подъемы и спуски, после Улагана – ровный асфальт
TRP 52.08, AVS 14.14 , STP 3.40, МАХ 40.7
Поспали хорошо – проснулись Бойцы в восьмом часу. И ремонтами занялись: РОК-Машинки барахлить начали, переключаться отказываются. Данила-мастер за свое коронное дело принялся - чинить технику. А тем временем томская Братия собралась уже и в Путь двинула. Наша же команда только около 12 выехала.
После места где ночевали опять подъемчики шли, километра 3 примерно. Выехали богатыри на другую сторону хребта, и вид им открылся прекрасный, на озеро внизу, да горки далекие. Постояли, поснимали красоту енту, и дальше двинули. Вскоре спуски начались крутые, да колдобистые, летят велосипеды – не остановить. Но не долго радость такая была, опять на подъем выехали, а он земляникой-клубникой усеян. Самые утомленные жратеньки садятся ягоду чудную – силы восстанавливают! Опять спуск на поле какое-то, а рядом с полем знаменитые курганчики Пызырлыкские. И опять затяжной подъемчик начался, залетели на него Данила с Иваном, смотрят Тойота стоит легковая, и народец тусуеся. Водицы спросили, познакомились. Оказывается семья с Новосибирска едет, тоже где-то месяц путешествовать собираются. Бабушкины фамилия у них и живут они недалеко от Андреаса в городе Новосибирске.
Спуск к с. Балыктуюль начался, ветер свистит, колодки плавятся. В селе повезло нашим путникам, встретили они алтайца, который рядом с ночевкой последней корма скотине заготавливал. Угостил хозяин добрый молоком, да хлебом их, доброго пути пожелал. Спасибо ему!!!
Отъехали всего несколько метров от дома того, и не выдержала душа, сели и давай подарки поглощать, благодарности алтайцу приговаривать. Время уже пятый час, кушать уже невтерпеж хочется…
Покушали и опять коней оседлали. За селом длинный крутой спуск начинался, ну проверили его на мягкость Сергей с Андрюшкой, завалились значит на всей скорости, встали потихонечку, давай убытки подсчитывать. Разбил Сергей ЖК – экранчик на фотоаппарате своем, да поцарапался трошки. А Андрей-богатырь ободрался как следует, стоит, значит и со скучным видом маленькие камешки из под кожи выковыривает. С велосипедом еще хуже – погнулася у него педалька правая, почти параллельно шатуну встала. Давай его (Андрея) раны перекисью водорода обрабатывать, тут и дождик пошел. А еще УАЗик-бобон подкатил, вышли оттуда человек 8 (!) пьянющих алтайцев, давай свою помощь предлагать. Мол, выпей дорогой одеколончику, садись в машину, в Улаган отвезем. Короче, все садитесь, фигли педали крутить, когда русский и алтаец братья! Один вообще долго рассказывал «землякам-барнаульцам», как хорошо в их городе ему печень вырезали, хорошие, говорит, доктора! А самому лет 25!
Ну Андрюха, конечно, согласился до Улагана доехать, говорить, выйду в начале села.
Остальные своим ходом в Улаган отправились. Время уже к 17 часам подходит – торопится надо. А на дороге иногда асфальт встречаться начал (!) и гравий неплохой. Километров через 10 Улаган во всей красе завиднелся. К въезду подъезжают – нет Андрея богатыря… Едут дальше. А встретили пострадавшего чуть не на выезде из села. Стоит смеется. Позвонить домой успел, тут оказывается переговорный пункт есть, райцентр как-никак. Еще показывает на донышко от полторашки с жижей вонючей. Оказывается налили ему алтайские братья одеколончику, для поправки здоровья, и вообще не отпускали, в гости звали, день рождения праздновать!!! Встречал он и Томичей, говорит, его Юлия какой-то смесью обсыпала, и правда, тянется за ним стойкий аромат медикаментов.
Сделали кой-какие покупки наши путники в магазинах местных, Андрея лисапет немного отремонтировали. Затем дальше в путь двинули. Долго-ли коротко, а дорога (между прочим ровный асфальт) немного вверх забирать начала – на Улаганский перевал стало быть. Решено было остановиться на ночевку у реки Кубадру. Место оборудуем по