На стыке двух морей. Часть 1 — Мурманск-Гремиха.
Идея съездить осенью в Заполярье родилась еще во время первого посещения Мурманска. Изначально ставилась цель просто побывать на побережье Баренцева, покидать камушки в море и побродить по осенней тундре. Но как это часто бывает, «за время пути собачка успела подрасти»: ползая в гугле по карте Кольского в поисках интересностей, я уткнулся в торчащий на его северном берегу «зуб» — полуостров Святой Нос.
Учитывая мою тягу ко всевозможным мысам, косам, полуостровам и прочим выступающим далеко в море объектам, решение о том, куда ехать, было принято очень быстро
Святой Нос — мыс на Кольском полуострове, разделяет Баренцево и Белое море, а также Мурманский и Терский берега. Из летописей известно, что новгородцы идя вдоль берегов полуострова, издали, за несколько десятков километров, они видели далеко вдающийся в морс скалистый нос. Ему вначале и было дано название Терский нос. Терский мыс. Затем русское название Терский мыс перешло на весь полуостров, а за мысом закрепилось — Святой Нос, попав на карты западноевропейских картографов в XVI веке. Норвежцы этот мыс называли Вегестад (Путевой столб, или Путевая скала). Действительно, при плавании из Норвегии в Белое море здесь было необходимо резко менять курс.
Из описание путешествия, совершенного в 1496 году русским посольством во главе с дьяком Григорием Истомой. По словам Истомы, «Святой нос есть огромная скала, вдающаяся в море, наподобие носа; под нею видна водоворотная пещера, которая каждые шесть часов поглощает воду и с большим шумом обратно изрыгает назад эту пучину. Одни говорили, что это середина моря, другие — что это Харибда. ...Сила этой пучины так велика, что она притягивает корабли и другие предметы, находящиеся поблизости, крутит их и поглощает и что они никогда не были в большей опасности. Ибо когда пучина внезапно и сильно стала притягивать корабль, на котором они ехали, то они едва с великим трудом спаслись, налегши всеми силами на весла».
Существует старинная поморская поговорка «Где рыба ни ходит, а Святого Носа не минует». Через Святой Нос промышленники суда свои перетаскивали, от Волковой губы в Лапское становище. Легенда утверждает, что у Святого Носа водились супер-черви, которые протачивали суда, во время их пути. Но по преданиям святой угодник Варламий Керецкой, путешествуя из Колы на лодочке, червей этих заклял, отчего они потеряли свою силу.
Источник: Кольские карты
В 20 км от Святого Носа находится посёлок Гремиха (он же Мурманск-140, он же ЗАТО Островной). Гремиха — в недавнем прошлом крупнейшая база Северного флота, где постоянно дислоцировались четрые дивизии атомных подводных лодок. В настоящий момент в Гремихе осталась одна подлодка (и та — памятник на площади). Военные ушли окончательно отсюда в 2000-х, оставив после себя только радиоактивные отходы и отработанное ядерное топливо, хранением и переработкой которых теперь и занимаются в Гремихе.
Единственный транспорт, связывающий Гремиху с «большой землей» — теплоход «Клавдия Еланская», который совершает рейсы каждые три дня. Эта пассажирская линия дотируется из бюджета области, в результате самый дорогой билет из доступных стоит 408 руб. 20 коп. (4-х местная каюта с туалетом и душем). Проблемой является только получение пропуска — поскольку Гремиха является ЗАТО, то для схода на берег нужен пропуск, о-о-очень непросто оформляемый.
Не буду описывать проблемы, с которыми я столкнулся в процессе, скажу лишь что ослиное упрямство в данном случае дало результат и после двухмесячной нервотрепки, за 4 дня до отправления я получил радостную весть, что пропуск готов и ждет меня в Мурманске.
Наконец, 9 сентября в 2 часа ночи я вылетел в Мурманск. Летели мы летели, долетели уже почти до Белого моря, как КВС по громкой связи объявляет что в связи с метеоусловиями в Мурманске, мы возвращаемся во Внуково. Тут надо рассказать про моего соседа в самолете, который оказался бывшим морвоенлетом и замечательным собеседником (Камиль, привет!). Вернувшись в Москву, он сразу связался со своим бывшим армейским товарищем, который теперь работает в Центре гражданской авиации в Питере, и узнал что с погодой в Мурманске и какие перспективы у такого-то рейса (вот что значит правильные связи) А перспективы были совершенно неясные — Мурманск накрыл туман, видимость нулевая, когда рассеется — неизвестно, ветра нет.
Чего я только не успел передумать, сидя во Внуково — время до отправления теплохода таяло на глазах, выходило что все путешествие, которое я вынашивал 3 месяца, под угрозой срыва.
В итоге мы вылетели снова, с задержкой ровно в 12 часов, и я еле-еле успел все: забрать пропуск, купить билет и даже чуть поболтать с Женей , с которым мы знакомы были до сих пор только виртуально.
«Клавдия Еланская» около причала морвокзала в Мурманске.
Верхняя палуба. Вобще, «Еланская» не смотря на свой солидный возраст (1977 г.в.) производит впечатление очень аккуратного и ухоженного судна.
Вид на Абрам-Мыс — небольшой район Мурманска, расположенный на противоположном берегу Кольского залива.
Вдоль берега стоит практически весь российский ледокольный флот.
Утром следующего дня мы уже подходили к Гремихе (или как она обозначается в билете, портопункт Йоканьга). Справа о. Чаичий, слева о. Витте — самый крупный из островов, защищающих бухту, назван в честь министра финансов С. Ю. Витте, который лично высадился на него со свитой в 1894 г.
Такая картина предстает перед глазами сразу после схода на берег.
От когда-то 30-тысячного города осталось от силы 3 тыс. жителей. Окна в большей части домов заложены кирпичом, а оставшиеся жилые дома производят довольно угнетающее впечатление. Исключение составляют свежеотремонтированные больница, школа и здание администрации.
Сверкающая белизной «Еланская» выглядит в этом месте как только что приземлившаяся летающая тарелка.
Символ города — воющий олень.
Другая особенность Гремихи — обилие памятников из военной техники. На главной площади стоят дизельная подлодка и пушка, а рядом со зданием администрации — вот такая ракетная штуковина.
Добавлено (10.01.2009, 18:28)
---------------------------------------------
Святой нос.
В летний период на Святой Нос из Гремихи посуху попасть невозможно: между ними пролегает река Йоканьга, которая в низовье имеет ширину 150-200 м, а брод если и существует, то в десятках километров выше по течению.
Так что нужно или иметь плавсредство для переправы (что в случае сольного похода несколько затруднительно), или искать обладателей моторок и катеров, чтобы они переправили через Йоканьгу или обошли ее по морю.
В моем случае вопрос с заброской решился неожиданно сам собой и уже через пару часов после прибытия в Гремиху я уже был на моторке, шедшей в сторону полуострова. Что характерно, моторка предназначалась для внутренних водоемов, а не для открытого моря, что добавило интересности мероприятию
На всю эту прогулку до оконечности Святого Носа, включая возврат назад пешком в случае шторма и невозможности выброски морем, у меня было ровно 4 суток. В случае опоздания «Еланская» ушла бы в Мурманск, и я остался бы куковать еще четыре дня в Гремихе, вдобавок опоздав еще и на самолет
Место высадки в устье р. Бухтовка.
Был отлив, и все камни были покрыты такими вот корнишонами вперемешку с маслинами. Хрустят они под ногами, как настоящие, и кроме того, жутко скользкие.
Вид со Св. Носа в сторону материка. Высота — примерно 100 м над уровнем моря, но видно оттуда было на десяток километров минимум. Очень сильно пожалел, что не было с собой никакой оптики.
Завернул чуть вглубь полуострова (на треке это видно). Идти в этой части Носа очень приятно — ковер из мха сухой и очень мягкий, время от времени встречаются такие вот озерца с чистой прозрачной водой. Полное отстутсвие следов присутствия человека, не считая едва заметной колеи дороги, и полная, просто абсолютная тишина.
Довольно быстро ландшафт сменяется на такой, и остается таким до самой оконечности полуострова.Выдающийся вдали в море мыс зовется Наталий Наволок, он расположен примерно посередине Святого Носа и является хорошим ориентиром.
Первый раз, когда я наткнулся на следы человеческого присутствия — брошенный вездеход и полевая кухня рядом.
Северный олешек. Мелкий еще, мать видимо застрелили, ходит теперь неприкаянный.
Он вначале меня неслабо напугал: сослепу увидев такое бодро передвигающееся коричневое пятно вдали, я сразу вспомнил про крупного медведя, которого по словам мужиков, меня везших, видели здесь пару недель назад.
Успокоился, рассмотрев «медведя» в видоискателе фотоаппарата Постояли мы с ним, с минуту посмотрели друг на друга и разошлись каждый по своим делам.
На горизонте появился маяк и домик с трубой (на фото не видно), который я вначале принял за метеостанцию.
Домик, который я принял за метеостанцию, оказался военным постом, на котором служат с десяток матросов. Когда-то здесь была полноценная военная часть, и местность вокруг поста в радиусе нескольких километров равномерно засыпана ржавой военной и строительной техникой и мусором. Воистину — там где побывали военные, жизни больше нет.
Добавлено (10.01.2009, 18:29)
---------------------------------------------
Вездеход МТЛБ с андреевским флагом и эмблемой в виде белого медведя. Насколько я понял, из всего обилия ржавой техники вокруг на ходу только один древний ЗИЛок.
Парни приглашали переночевать у них, но я отказался. Рассказывали, что до меня пару недель назад приходили два «рюкзака», шедшие пешком из Дальних Зеленцов (200 км по побережью в сторону Мурманска). Если не наврали, респект товарищам.
Святоносский маяк.
Выбираясь уже в сумерках из постапокалиптического ландшафта военной части, в котором очень не хотелось ночевать, я шел на его свет, надеясь хотя бы там найти нормальное место для ночлега. В итоге к маяку я вышел уже совсем затемно, еле двигая ноги от усталости, промокнув насквозь в окружающих болотах. К тому же погода начала портиться, задул противный холодный ветер с моря.
Тут выяснилась другая проблема — привыкнув к обилию источников воды вокруг, я незаметно для себя выпил все 2 литра воды в гидраторе. Выходило что даже чай, надеждой на который я жил последние пару часов, не из чего приготовить. Пришлось искать воду вокруг с фонариком. Вначале попадались только одни колеи от вездеходов, наполненные мутной жижей, потом таки нашлась небольшая природная лужа в метр диаметром. Зачерпнул, посветил фонариком — по цвету точно как крепкий чай, даже заваривать не надо Ничего, прокипятил хорошенько, поужинал. Забегая вперед, мои опасения насчет цвета воды оказались напрасны: в этой части полуострова другой нет, там такую пьют годами.
Только переоделся в сухое, поставил палатку как пошел дождь. В который раз порадовался, какая замечательная вещь горелка — хочешь суп вари, а хочешь палатку протапливай. Засыпая уже в полубредовом состоянии, слышал какие-то крики и даже показалось что луч фонаря по палатке скользнул — как потом оказалось парни с поста позвонили на метеостанцию, и узнав что я до нее не дошел, отправились меня искать. А не найдя, пошли на метеостанцию и пили там до трех утра, совсем про меня позабыв
Метеостанция.
На следующее утро я быстро собрался и рванул в сторону метеостанции. Погода испортилась, небо затянуло тучами, дул холодный ветер. Часа за полтора дошел до метеостанции, и попросился там просушиться (к этому моменту большая часть вещей, включая палатку и спальник, были сырыми).
На станции обитает пять человек и маленький ребенок: супружеская пара Саша и Галя, из Алтайского края, «долгожители» станции — живут там уже пять лет, Юля из Новосибирска с маленьким Степой и еще одна девушка, а также начальник станции, которых я увидеть толком не смог, поскольку они были в отъезде на «большую землю».
Станция состоит из нескольких «квартир», каждая с отдельной кухней, дровяной печкой, газовой плитой и электричеством. Продукты забрасываются на станцию раз в год катером.
Ребята разрешили не только просушиться (для чего специально растопили печку), но и остаться у них. Оставшееся время на Святом Носу я провел в совершенно цивилизованных условиях, валяясь вечерами на кровати и читая утянутые с полок книжки, а днем совершая радиальные вылазки по окрестностям.
Крест, установленный гремиханцами в 1996 г. Наверху надпись: «Поморам, прославившим землю Русскую, в год 300-летия Российского флота».
Заброшенный маячный городок.
А этого косого я два раза подряд спугивал, и он стрелой вылетал откуда-то метрах в десяти.
Геодезический знак на побережье Белого моря.
Типичное побережье Белого моря. Побережье Баренцева скалистое, с обрывистыми берегами до 100 м высотой, а на Белом наоборот — низкое, со ступенчатыми образованиями. Убиться насмерть куда легче на Баренцевом
В этой части я просто собрал фотографии и видео, которые не вошли в предыдущие части.
Брошенный корабль рядом с Гремихой.
Маяк на о. Медвежьем.
Восход над Кольским заливом.
"Адмирал Левченко" в Северодвинске.
Атомный ледокол «Ямал» в сухом доке в Мурманске.
Символ Мурманска — «Алёша», памятник защитникам Заполярья.