Часть 1 — Мурманск-Гремиха.
Идея съездить осенью в Заполярье родилась еще во время первого посещения Мурманска. Изначально ставилась цель просто побывать на побережье Баренцева, покидать камушки в море и побродить по осенней тундре. Но как это часто бывает, «за время пути собачка успела подрасти»: ползая в гугле по карте Кольского в поисках интересностей, я уткнулся в торчащий на его северном берегу «зуб» — полуостров Святой Нос.
Учитывая мою тягу ко всевозможным мысам, косам, полуостровам и прочим выступающим далеко в море объектам, решение о том, куда ехать, было принято очень быстро
Святой Нос — мыс на Кольском полуострове, разделяет Баренцево и Белое море, а также Мурманский и Терский берега. Из летописей известно, что новгородцы идя вдоль берегов полуострова, издали, за несколько десятков километров, они видели далеко вдающийся в морс скалистый нос. Ему вначале и было дано название Терский нос. Терский мыс. Затем русское название Терский мыс перешло на весь полуостров, а за мысом закрепилось — Святой Нос, попав на карты западноевропейских картографов в XVI веке. Норвежцы этот мыс называли Вегестад (Путевой столб, или Путевая скала). Действительно, при плавании из Норвегии в Белое море здесь было необходимо резко менять курс.
Из описание путешествия, совершенного в 1496 году русским посольством во главе с дьяком Григорием Истомой. По словам Истомы, «Святой нос есть огромная скала, вдающаяся в море, наподобие носа; под нею видна водоворотная пещера, которая каждые шесть часов поглощает воду и с большим шумом обратно изрыгает назад эту пучину. Одни говорили, что это середина моря, другие — что это Харибда. ...Сила этой пучины так велика, что она притягивает корабли и другие предметы, находящиеся поблизости, крутит их и поглощает и что они никогда не были в большей опасности. Ибо когда пучина внезапно и сильно стала притягивать корабль, на котором они ехали, то они едва с великим трудом спаслись, налегши всеми силами на весла».
Существует старинная поморская поговорка «Где рыба ни ходит, а Святого Носа не минует». Через Святой Нос промышленники суда свои перетаскивали, от Волковой губы в Лапское становище. Легенда утверждает, что у Святого Носа водились супер-черви, которые протачивали суда, во время их пути. Но по преданиям святой угодник Варламий Керецкой, путешествуя из Колы на лодочке, червей этих заклял, отчего они потеряли свою силу.
Источник: Кольские карты
В 20 км от Святого Носа находится посёлок Гремиха (он же Мурманск-140, он же ЗАТО Островной). Гремиха — в недавнем прошлом крупнейшая база Северного флота, где постоянно дислоцировались четрые дивизии атомных подводных лодок. В настоящий момент в Гремихе осталась одна подлодка (и та — памятник на площади). Военные ушли окончательно отсюда в 2000-х, оставив после себя только радиоактивные отходы и отработанное ядерное топливо, хранением и переработкой которых теперь и занимаются в Гремихе.
Единственный транспорт, связывающий Гремиху с «большой землей» — теплоход «Клавдия Еланская», который совершает рейсы каждые три дня. Эта пассажирская линия дотируется из бюджета области, в результате самый дорогой билет из доступных стоит 408 руб. 20 коп. (4-х местная каюта с туалетом и душем). Проблемой является только получение пропуска — поскольку Гремиха является ЗАТО, то для схода на берег нужен пропуск, о-о-очень непросто оформляемый.
Не буду описывать проблемы, с которыми я столкнулся в процессе, скажу лишь что ослиное упрямство в данном случае дало результат и после двухмесячной нервотрепки, за 4 дня до отправления я получил радостную весть, что пропуск готов и ждет меня в Мурманске.
Добавлено (12.01.2009, 02:13)
---------------------------------------------
Наконец, 9 сентября в 2 часа ночи я вылетел в Мурманск. Летели мы летели, долетели уже почти до Белого моря, как КВС по громкой связи объявляет что в связи с метеоусловиями в Мурманске, мы возвращаемся во Внуково. Тут надо рассказать про моего соседа в самолете, который оказался бывшим морвоенлетом и замечательным собеседником (Камиль, привет!). Вернувшись в Москву, он сразу связался со своим бывшим армейским товарищем, который теперь работает в Центре гражданской авиации в Питере, и узнал что с погодой в Мурманске и какие перспективы у такого-то рейса (вот что значит правильные связи) А перспективы были совершенно неясные — Мурманск накрыл туман, видимость нулевая, когда рассеется — неизвестно, ветра нет.
Чего я только не успел передумать, сидя во Внуково — время до отправления теплохода таяло на глазах, выходило что все путешествие, которое я вынашивал 3 месяца, под угрозой срыва.
В итоге мы вылетели снова, с задержкой ровно в 12 часов, и я еле-еле успел все: забрать пропуск, купить билет и даже чуть поболтать с Женей , с которым мы знакомы были до сих пор только виртуально.
«Клавдия Еланская» около причала морвокзала в Мурманске.
Верхняя палуба. Вобще, «Еланская» не смотря на свой солидный возраст (1977 г.в.) производит впечатление очень аккуратного и ухоженного судна.
Вид на Абрам-Мыс — небольшой район Мурманска, расположенный на противоположном берегу Кольского залива.
Вдоль берега стоит практически весь российский ледокольный флот.
Утром следующего дня мы уже подходили к Гремихе (или как она обозначается в билете, портопункт Йоканьга). Справа о. Чаичий, слева о. Витте — самый крупный из островов, защищающих бухту, назван в честь министра финансов С. Ю. Витте, который лично высадился на него со свитой в 1894 г.
Такая картина предстает перед глазами сразу после схода на берег.
От когда-то 30-тысячного города осталось от силы 3 тыс. жителей. Окна в большей части домов заложены кирпичом, а оставшиеся жилые дома производят довольно угнетающее впечатление. Исключение составляют свежеотремонтированные больница, школа и здание администрации.
Добавлено (12.01.2009, 02:14)
---------------------------------------------
Сверкающая белизной «Еланская» выглядит в этом месте как только что приземлившаяся летающая тарелка.
Символ города — воющий олень.
Другая особенность Гремихи — обилие памятников из военной техники. На главной площади стоят дизельная подлодка и пушка, а рядом со зданием администрации — вот такая ракетная штуковина.