ПЕРВОМАЙ 2010. Наконец-то Первомай! Но не потому, что я солидарен с трудящимися всех стран, а потому, что мы с друзьями собрались в Горный Алтай. Точнее в посёлок Коргон. Что там интересного? А туда дороги нет, если ехать из села Сентелек, ну или почти нет. Дорога предстояла быть интересной, т.к. на три авто ни карты, ни GPS, а только распечатка отчёта и трек WildDim, 2 лебёдки, 2 рации, одна машина лифтована с 33-ми колесами и только у одной резина более-менее. Судите сами:
Друзья мои приехали из Омска 30/04-2010 около 15:00 по Барнаульскому времени. На Сафаре Боря с Татьяной, на Крузаке Влад со Светланой. Тронулись в путь около 22:00. Дорога до Сентелека ничем не примечательна, дорога как дорога. В Чарышском заправились под крышку. Далее должны были встретить пограничников, но не встретили. Думали: ну и слава Богу, но ошибались, отсутствие погранпропусков нам чуть не повредило. Благополучно добрались до моста в Сентелеке. Уже светало. Выпили по маленькой, закусили и спать.
1 мая.
Проснулись в одиннадцатом часу, перекусили и в путь. Погода без дождя, природа впечатляет, авто в порядке, настрой боевой. Через некоторое время увидели сплавщиков, пообщались.
Говорят, что часа полтора назад прошли джипы с большими колесами. Куда нам до них, с нашими машинами не сравнить. Идем своим путём и своим графиком: до вечера, по плану, нужно добраться до р.Бол.Татарка по левому берегу Чарыша.
Ну вот и первая водная преграда:
А чуть погодя и грязевая.
Но с лебёдкой это просто 10..15 минутная задержка на каждую машину.
Едем дальше. Ничего опасного, трудного, если ехать не быстро и иногда выходить просматривать путь. А ехали не быстро, почти каждая остановка заканчивалась тостом. В этот первый день мне мало что помнится. Около 13:00 остановились на удобной площадке.
Судя по количеству костровищь, останавливались здесь не только мы.
Я с Борей организовали костер, а девчата – обед. Пока готовился обед можно и поспать.
Влад пошёл на рыбалку.
На рыбку к обеду мы не надеялись, но она не поймалась ни вечером, ни следующим утром, ни следующим днём. А стоянка и ночевка с 1-го на 2-е оказалась платной. Приходили духи здешних гор и рек. Влад рассчитался зимней охотничьей курткой, а я порогом и левой дверью. Но всё по порядку.
После царского обеда двинули дальше. Частенько попадаются следы от УАЗа. Если УАЗ проехал, то мы уж точно – подбадривали мы друг друга. Ну а чуть погодя встретили и сам «УАЗик»!
Поговорив и расспросив, но ничего не поняв, поехали дальше по треку WildDim (за что огромное спасибо). Не сказать, что дорога сложная была, но небольшие трудности попадались. Одна из них это глубокая колея.
Немного побуксовав, удается выкарабкаться без лебёдки. Видать не зря на воскресные покатушки выезжал.
Подъехали к устью Мал.Татарки. Дело к вечеру, а мы ещё на полпути к Бол.Татарке. Решили не бродить, а подстраховаться. Накинули трос на крючки, и первый пошел.
Затем второй и третий. Для Бори на 33-х колёсах это, что помыть машину.
Через полчаса мы выехали на площадку, удобной для стоянки-ночёвки и не далеко от устья Бол.Татарки. Устье было в пределах прямой видимости, за нашими спинами:
Плотно поужинав очень вкусной курочкой и очень не мало выпив, я попёрся (другого слова не подберёшь), как бы на разведку (с кем поведёшься, от того и наберёшься). Ни петь, ни лаять, а на разведку. Как говориться в казахской пословице: «Голова масла нет, из жопы не добавишь». Штурманом поехал Борис, если бы не он, то плата была бы больше. Проскакал каменную россыпь, впереди речушка(Бол.Татарка) и мостик через неё. Узенький, падлюка, и какой-то не надёжный. Но Бог миловал. На той стороне домик. Подъезжаем. А там люди. Ближе подходим, а один из них водитель «УАЗика». Во, прикол! Нам он сегодня попался навстречу, т.е. он ехал в Сентелек, в течение дня нас не обгонял, по крайней мере, мы это не видели. А как он сюда попал?! Но мы были достаточно пьяны, чтобы задаваться этим вопросом. «Дальше не проедите!» - говорят нам, когда, в очередной раз, услышали про наши планы. Но эта фраза уже мне привычна. Сколько ни ездил не один местный по другому не сказал. Все же хозяин домика описал направление и ориентиры завтрашнего пути. Вернувшись на стоянку, я умудрился развернуться среди булыжников и вывалился из машины. Во время разведки слышались скрежеты и чувствовались удары, но осмотр оставил на завтра, т.к. ну не мог я ничего осмотреть, не в состояниии. Ночью к нам в машину кто-то ломился, фонарик ему был нужен. Мы могли посветить только фарами, что и было предложено, но ночной гость был скромен и ему такая роскошь не нужна
2 мая.
Утро в горах, да на берегу реки. Это просто кайф. Солнце светит. Река бурно о чем-то говорит. С высоты своих вершин горы снисходительно взирают на шумное течение воды и времени. На деревьях ещё нет листвы, но уже тепло (по сравнению с зимой). Вокруг ни души. Кайф! Влад опять на рыбалке, но опять без результата.
Вспомнил про разведку. Бля…., а что с моей машиной? Романтику как ветром сдуло. От ударов вроде не пострадал, масла все на месте, а вот порогу левому и двери досталось. А такие прибомбасы как алюминиевый порог и подкрылок на моей машине вообще роскошь. Пришлось все это барахло возить на багажнике.
Позавтракали. Я в этот день не пил ваще, ни на остановках, ни вечером. Во как.
Ну вот, наконец, поехали. Аккуратненько добрались до мостика, легкий скрежет всё же был, но без этого никак, ведь 31-е колёсья и без лифта – это мало.
По мостику проехали Террано и Сафарь. Очково. А Влад умнее, брод рядом увидел (причём, очень рядом) и махнул по воде.
Дальше повернули направо и пошли вверх по Бол.Татарке. В планах дойти до барака, где нужно поворачивать налево. Дорога меня удивляет. Мы едем спокойно, как на прогулке. Наверное, это потому, что долго не было дождей. Застревали изредка и не надолго.
Труднее всего было Владу. Резина 31-я, да ещё зимняя, лифта нет, машина тяжёлая. Чтоб проехать болотце приходилось газовать от души.
Чуть погодя проезжаем ворота. Когда они последний раз закрывались?
То тут, то там стали замечать следы крутых джиперов. Но когда они прошли, не определили. По моему вчера (01/05-2010). Дорога пока не радовала, простая или, можно сказать, прогулочная.
По описанию, скоро должна быть разваленная избушка. И точно, как в отчётах. Жалкое зрелище. Вдалеке показался ещё один дом, и вместе с ним засада. Правда, не значительная. Борис вытащив меня, объехал это место левее всего на метра 4..5.
Гора в снегу – г.Балалайка (это мы узнали уже позже от добрых людей в пагонах и с автоматами на плече). Этот дом и есть барак по отчету WildDim. Но я барак представлял немного по другому. Для меня барак это длинное одноэтажное строение. А тут избушка как избушка. Короче мы не увидели дороги налево и попёрли прямо к Балалайке. Правда, не далеко уехали. Что-то нас остановило, решили остановиться на обед. По сложившейся в этой экспедиции традиции, приготовлением еды мы занимались в обед, вечером доедали, а утром легкий завтрак. Остановились на берегу Бол.Татарки около 11:00. Я с Борей за костёр, Света с Татьяной за продукты. Влад опять на рыбалку, но на этот раз он разворачивал бредень. Меня не отпускало чувство тревоги. И тут вдруг видим, едет УАЗ. Я кинулся к нему. Машу руками, ногами, ору, свищу. И вот он сворачивает к нам. Бля….! А номера то чёрные. Я замедлил шаг. А он всё равно едет к нам. Подъезжают. Выходят из машины. Автоматы на плечах. Документы и пропуска спрашивают. Ёпть… Документы есть, а пропусков то нет! Говорят, что начальство решать будет, в Чарышском. Представьте! В Чарышском. Патруль созваниваются с начальством, мы объясняем: куда едем, откуда едем, что имеем, что везём. Время идёт. Нервы на пределе. Как подумаешь, что обратно ехать, так п…ц полный!!! Одни маты. Но, слава Богу!!! Нас не стали заворачивать, ура, ура, ура!!! Большое спасибо. Пообщались, поговорили. Они рассказали, что два года назад пытались проехать на шишиге до Коргона по нужной нам дороге, но не получилось. Больше туда не ездят. Уточнив направление, распрощались. А поворот ведь мы действительно проехали. Не зря тревоги тихое дыханье я слышал где-то впереди. Патруль уехал. Девчата активней занялись обедом. Я им в помощь. А Влад с Борисом ушли куда-то по течению вниз. Я немного нервничал. На небе тучки заходили. И козе понятно, что если хлынет дождь, то прогулке нашей конец. А вместе с дождем придёт пипец. А рыбаков всё нет и нет. Как дети малые. Уже обед готов. Пришли где-то через час, полтора. Опять без улова. Поемши, не выпимши, поехали обратно к домику-бараку. Время 13:30. Когда подъехали ближе, то и дорогу увидели. По отчету WildDim, шла она вверх по Тракторному ручью.
Вот ЭТО, да. Наконец, началось что-то интересное. Подъехали к ручью для его пересечения. Поверх воды наледь. А если смотреть сбоку (на фото это не видать) наледь подмыта и толщину ледяного перешейка, а также его надежность, на глаз не определить. Как русская рулетка.
Подъезжаешь поближе к опасному месту и газ в пол, что бы побыстрее проехать его. У очередного брода очередная проблема. На противоположном берегу, на льду есть следы от впередиидущей колонны, но они обрываются. Наверное, под их машинами лед обломался, для нас получилась высокая ступенька, и даже слишком. Приходилось искать въезд.
Подъехали к подъему. Хороший подъем. Я решил, что в лоб его не возьму. Стал карабкаться справа, но без лебёдки никак. Здесь было многое: трава, грязь, лёд, уклон, куски железобетона. Железобетон лёг прямо между колёс по правой стороне. Ни взад, ни вперёд. Подтянулся я не до вершины, а до развилки. Чтоб троса хватило для кого-нибудь.
Влад с Борисом поехали по дороге. Сафарю легче: и колёса по более, и лебеда на месте. Не без её помощи, Боря забрался наверх. А Владу пришлось похуже. Чуть поднявшись, подскользнулся. Хорошо, что силовые пороги есть и машины с лебёдкой рядом.
Несколько минут и Крузер готов к прыжку. В правый верхний угол на фото он уже запрыгнул сам. Чуть не забыл. Для меня эти несколько минут, что показаны на фото, были очень неприятные. Трос ещё толком не натянулся, как в моей машине что-то щелкнуло, и она качнулась и опустилась правым бортом к уклону. Щас перевернусь! Во, очково! Думали, торсион оборвало, посмотрели - вроде на месте. Оказывается, сорвало шайбу на креплении за раму яйца заднего стабилизатора. С этого момента все стали бояться за Террано. Он у меня не молод, с 88г. Если он встанет, то даже выехать за помощью будет проблематично, а может и не возможно. ( только пешком).
Когда все поднялись, я развернулся на этом пяточке и ушёл влево от развилки. Дорожка и дальше была - не расслабиться. По дороге нам попадались свидетельства жестокой битвы впередиидущей команды: обломки заднего фонаря (я подобрал их и положил на дворники, а надо было в машину), синий сланец правый (в сарае валяется до сих пор). Вот это похоже на off road.
Было одно место, к сожалению, его нет фото, но про него не могу не рассказать. На это место мы потратили больше всего времени, около 3-х часов. Начался дождик, чего я и боялся. Дорога идет по склону с левым уклоном, немножко вверх до деревца, а потом сразу налево и вниз по глубокой колее. Так на уклоне машины не держались, их стаскивало вниз метра на 2..3 не доезжая 5..6 м до деревца. Авто с лебёдками проходили, хоть и не быстро, но без особых проблем, а с Крузаком помучились. На буксире не возможно, т.к. тащить приходилось из-за угла, мешало деревце. Длины троса хватало. 28м-лебёдка, 20м-капроновый фал 18мм, 8м-стропа с разрывом более 50 тонн, корозащитка, блок (T-Max). Но блоком мы так и не воспользовались, не сообразили малость. Как говорит Боря: «Набрали тут по объявлению». Притомились наверное. Фал прокинули через дерево, а чтобы он не повредился, подложили бутылку разрезанную. Пройдя эту часть участка, нам необходимо было проползти по колее, а потом из неё вылезти. На это тоже понадобилось не малое время. Выйдя на площадку, решили передохнуть, перекусить и сделать разведку. Время к вечеру, около 19:00. Разведка показала, что буквально через несколько метров на подъёме совсем недавно была битва. Нарытые колеи, заваленное дерево, следы объездов. Бог ты мой. Куда мы попали? Решили идти по правой дорожке, пропуская под собой левую колею. Первым пошел Борис. Он остановился только перед поляной (на ней мы и заночевали), она на склоне перед вершиной. Залебедился за кусты. Большой пучок был, выдержал. Развернулся на поляне для подтягивания следующего авто. Второй пошёл Влад. Остановился примерно там же. Боря его подтянул. Последний поехал я. Толи устал, а толи ездить не умею, но я подскользнулся в самом начале. Мои правые колёса упали в левую колею.
Время уже около 20:00. Смеркается. Размотали обе лебёдки. С начало я тянулся, пока не намотал весь трос, потом Борис. Вроде выехал. Оглянулся посмотреть, если Террано покатится, то насколько? Решил, что далеко не укатиться, поставил на нейтраль, заглушил двигатель. Место такое, что с дровами и с водой напряг. Пришлось доставать бензопилу. Влад, видать, не наработался, он и пошел пилить дрова. Напилил не только дрова, но и табуретки, и на завтра, но мы еще не знали, что завтра это всё пригодиться. Солнце давно село, стало холодать. Решил Влад приодеться потеплее, но не тут-то было. Куртку свою охотничью, зимнюю, теплую найти не может. Давай вспоминать, где она. Скорее всего, забыл утром на берегу во время рыбалки. Сошлись на том, что рыбалка и стоянка были платные. В этот вечер я ещё не пью. Но зато ем.
Т.к. остановились не в запланированном месте, то остались мы без воды. Рядом кроме талой воды текущей по колее ничего не было. Для чая кипитили минералку, причём последнюю. Спасибо, большое, девчатам за ужин, за их старания и заботу. День удался.
3 мая.
Решили подняться (проснуться и встать) пораньше. Землю подморозило, слякоти пока нет. Предполагаем, что подъём в гору будет легче. Быстренько перекусив и запив горячим чайком из лужи (больше воды взять негде), трогаемся в путь. Завожу Терранчика и жду, пока Борис развернется. Он стоял задом к подъёму. На несколько минут отвлекся на свою машину, слышу кучу матов. Борис наехал и переехал пенёк. Погнул стабилизатор и рулевую тягу. А главное с пенька съехать самостоятельно не может. Достаем Хай-Джек. Подымаем на полную, но его не хватает. Подставляем под мост домкрат и подымаем. Под колёса подкладываем все, что напилили вчера. Потратили часа полтора, а может два, но выехали. А куда нам деваться.
Выехать то выехали, а тяга о потдон задевает. Борис с Владом давай её отжимать, да кувалдой обихаживать. Далеко от идеала, но не задевает. Ехать можно.
Пока мы возились с Сафарём, вдруг девчата как заорут: «Машина, машина поехала!» Глядь, и точно, покатился Терранчик. Оттаял старичок. «А ведь вчера я это ожидал» - думал я на бегу. А какой Влад шустрый оказался. Он стоял дальше, а прибежал к Террано быстрей меня. Правда, бежать было незачем. Он въехал в гавнище из которого мы вчера его лебёдками выдёргивали. Опять потеря времени.
Далее дорога не была легче, но светило солнце. Погода добавляла настроения. Пока мы возились с подъёмами, колеями, болотами девчата проходили вперёд пешком. Много участков мы объехали, за что ещё одно большое спасибо. Где-то в дороге мне пришлось включить дворники, но их подклинило подобранными остатками заднего фонаря. Я взял, да и сбросил их, а зря. Сегодня первым ехал Борис. Где он проскакивал, мы с Владом висели.
На бугорке одним, на самой вершине - яма. Только поднялся и сразу надо уходить вправо. Влад её, к сожалению, не заметил.
Ну, ничего страшного. А зачем нам лебёдки?
Вскоре дорога пошла плавно вниз. Но глубина колеи заставляла нервничать. Приходилось пропускать её под собой, а она упорно сбрасывала машину. При одном таком упражнении, когда задок сполз в колею и машина пошла боком, задним левым фонарём я зацепил лежащее дерево. Если бы он был целый, то разлетелся бы в клочья, а так только скотч порвался. Но всё равно обидно. Зря чужие осколки выбросил, может, ничего и не случилось бы.
Выехали на равнину. Местность болотистая. Хорошо, что не было дождей и было сухо. Судя по треку, мы подъезжали к р.Воровская. До Коргона осталось совсем немного. Дорога вдоль Воровской мне, что-то не запомнилась. Всё просто, как в парке. А нет, было одно место с сильным правым уклоном. Ситуацию усугубил отвязанный с правой стороны единственный стабилизатор. Но ничего, только скорость снизил и всё. Последняя фотография перед Коргоном:
В Коргон приехали примерно в 14:00. Местных расспросили про крутых джиперов. Оказывается часа два назад они уехали. Оставили загнанного Сафаря в доме с зелёными воротами. Обещали вернуться 8-го мая.
Появилась связь. А вместе с ней и рабочие проблемы у моих друзей. Остаток дня и ночевку провели на 17-м км. Перед скалой по грунтовке проехали вдоль речки к Коргону. Тихое и закрытое местечко. Пока всё шло по плану. Обед, водочка, беседы до 2-х ночи. Между делом Борис снял тягу и выправил её. Если бы не проблемы в Омске, то все было бы очень хорошо.
В моих планах был заезд в Елиново к Алексею и сделать круг Елиново-Рыбное-Шинок-Каракол-Топольное-Елиново. Но планам не суждено было сбыться.
4 мая.
Едем домой. 1:00 05/05-2010 я дома, а друзьям еще 800 км.
Спасибо WildDim за отчёт, карту и трек.
Пройдено 870 км. Средний расход – 13л на 100 км. На топливо истрачено 1900р.