Я давно мечтал проехать на своей машине на Иссык-Куль по горной дороге, и вот, наконец, обстоятельства (а может, эти дырочки в небесном куполе) сложились, наконец, благоприятным образом. Сначала мы собирались ехать аж на трех машинах, но в последний момент страсть к убиению рыбы и отсиживанию мягкого места на острове посередине Или, почему-то пересилила в моих друзьях тягу к дорожным приключениям и идея повисла было в воздухе... Но, благодаря нахождению такого же буйного единомышленника, готового, хоть на руках, донести мою Делику до Иссык-Куля (им оказался Юрка aka BNZ) я решил не сдаваться, а ехать по намеченному маршруту, пусть даже на одной неподготовленной непроверенной машине с сомнительными характеристиками проходимости. Также согласился с нами поехать и Леха aka Gammy, но если для нас с Юрой целью была сама дорога, то для него целью был неведомый доселе Иссык-Куль. Генеральной же целью была турбаза с затейливым названием «Иссык-Куль», находящийся рядом с селением Тамга на южном берегу одноименного с турбазой чуда природы. Там отдыхает с детьми наш друг - Галка. Мы везем им теплые вещи (!) :-)
Благодаря Эдику aka Nivavod я обзавелся накануне описанием дороги (и, кстати, самой идеей данного Приключения, за что ему – отдельное спасибо). Ну а благодаря Юре aka Sindbad-Nivovod – прекрасной картой для моего GPSMAP и готовым треком данной дороги – по нему-то мы и ехали, несколько раз он нас здорово выручил, когда, засмотревшись на горные красоты, мы сворачивали не туда.
Уже вечером я догадался позвонить еще одним моим друзьям, без особой надежды позвал их с собой, но они вдруг неожиданно загорелись этой идеей. Им тоже была интересна сама дорога, но, к сожалению, в субботу им надо было на работу, поэтому они решили посмотреть только ту часть пути, на которую хватит времени.
Итак, запасшись сомами, едой и соляркой, мы выезжаем в сторону неизведанного. В субботу в 4 утра мы встретились с Димой и его братом Ромой на нижней трассе. Они на Димкиной Daihatsu Feroza. У Ромки только что начался День Рождения. Прими поздравления, Рома, поехали!
Уступаю руль Юрке, сам решил покемарить – немудрено, ведь не сплю вторые сутки – всю эту ночь у Юры-Синдбада переписывали карты, общались. Синдбад – житель ночной, днем совершенно недоступный
Въехали по верхней трассе в поселок Прудки (сейчас он как-то по-другому называется) GPS услужливо показал неприметный поворот налево. Километров через 10 асфальт плавно заканчивается. Начинается легкое бездорожье. Проезжаем какие-то домики, повороты, заправки, видимо, они служили бы нам ориентирами, не будь у нас Гармина :-)
Еще затемно въезжаем в ущелье, слева шумит речка Кастек. В одном темпе с нашим подъемом поднимается и Солнце. Моя Делика все больше вдохновляет проходимостью и комфортом. Юра восхищается тяговитостью движка, Леха развалился на среднем сиденьи, задние сложены – багажник завален вещами (Юра взял с собой даже параплан, правда полетать ему так и не удалось). Уже почти совсем рассвело, на улице – холодрыга, термометр показывает нулевую температуру. На траве – изморозь. Зеленые горы слева и справа восхитительно отсвечивают верхушками, залитыми рассветным Солнцем, которого еще не видно. Дорога петляет по довольно широкой долине, то по камням, то по грязевым ловушкам, с которыми легко (хе-хе – пока) справляются обе машины.
Останавливаемся около очередного красивого вида, сфотографироваться. Тут, пацаны из Ферозы говорят, что уже 7 часов и им пора возвращаться – надо работать. Ну что ж... Жаль, счастливой дороги.
Двигаемся дальше, уезжаем за поворот, метрах в 50 от места расставания. Так, большая лужа, штурмую ее (за рулем уже я), за ней – еще одна, выглядит довольно глубокой. Возьму-ка правее, прааавеее, опс... машина угрожающе накренилась... правые колеса провалились в мягкое болотце; задний ход... что, тоже нифига? Все, приехали. Хотели оффрода – их есть у меня :-) Моя урбанизированная душонка заставила меня схватиться за сотовый телефон – куда там – полное Radiosilence. А ведь Дима с Ромой еще максимум в километре от нас...
Ну что ж, начинаем знакомый до боли процесс вытаскивания бегемота из болота и проводим за этим увлекательным занятием ровно три часа. Причем, выскочив, наконец, из самой большой ямы мы снова застреваем. Блин, Делике не хватает блокировки заднего диффа. Но, зато какие ходы у подвески... Впечатляет.
Уже заметно припекает. Ковыряюсь с домкратом, Леха машет лопатой, Юрка в очередной раз пошел с рюкзаком вниз к речке за камнями – подкладывать под колеса. Вдруг слышу знакомое дизельное урчание... Поднимаю голову – ба! Младший братик моей красавицы приехал – коротенький праворульный пыжик. Подхожу – сидят мужики в камуфляже. Здорово, говорю, дерните нас пожалуйста, тут немного осталось. Охотники... С охотоинспектором. А мы не охотники. Да мы видим, говорит, – охотники бы сюда на этом – показывает на Делику - не поперлись бы. Проглатываю обиду, в чем-то он прав, наверное... :-)
Ладно, говорят, показывай, как подъехать. Суются, было, в ту же лужу, я машу руками – не надо, а то вторую машину засадим. Показываю объездной путь посуху (вот нет, чтобы самому три часа назад вылезти из машины и посмотреть). Цепляем трос, пробуем внатяг – не идет. Рывок, второй, третий – урааа, здравствуй, свобода! Ну, спасибо, мужики, вот вам маленький жидкий презент за помощь, выпейте за нас у костра ;-)
Пока собираем разбросанные за три часа вещи, пыжик уезжает вперед. Едем дальше, останавливаемся возле речки – помыться и перекусить.
Решили теперь перед трудными участками выходить, показывать водителю дорогу. После проезда очередной речки с крупными камушками выскакиваю на заболоченный бережок – впереди колея с буграми, чуть газую, чтобы проскочить, машина прыг-прыгает по кочкам, и я вдруг слышу характерное пшик-пшик-пшик в такт движению. Та-ак, очередное препятствие, прикончили правое заднее колесо. Боковой порез. Быстро, пока оно еще не успело окончательно сдуться, ставим домкрат, лезем за запаской. М-да, запаску японец положил не ахти, лысенькая, по краю даже корд торчит... Придется ехать еще аккуратнее.
Возимся с колесами. Вдруг ощущаю чужое присутствие. Поворачиваю голову – рядом стоит парень в камуфляже с автоматом. Пограничник. Где их только этому учат – я готов был поклясться, что секунду назад его там не было, как из-под земли вырос... Собирает у нас документы и терпеливо ждет, пока мы закончим с колесами. Сейчас проедем к старшему, разберемся, тут метрах в трехстах их пост.
Далее был долгий и утомительный процесс уговаривания пограничников пропустить нас к местам заслуженного отдыха в братскую республику. Ребята – молодцы, претензий к ним – никаких. Они не стоят и не вымогают что-то, как гаишники на постах. Они просто охраняют рубежи Родины, непонятно какой и непонятно от кого – они выполняют приказ. По неделе живут в одной двухместной палатке всемером, из общества – только лошади, охотники, да придурки, типа нас. И ничего им не надо, лишь бы мы свалили обратно. Сказано - не пущать, они и не пущают, им похеру, что там дебилы – политики напридумывали. Словно неподкупные мифологические церберы. Да, граница административная. Да, вы не нарушители, да вы не везете ничего запрещенного, да, паспорта и машина в порядке, но... НЕЛЬЗЯ. Проезд в Киргизию разрешен ТОЛЬКО через КПП.
Впрочем, личное обаяние, опыт переговоров и родственные связи в пограничных верхах одного из нас все-таки растопили их сердца. Вот тебе и прозрачная граница, блин :-( Кто соберется по нашим стопам – прихватите с собой пограничного генерала. Иначе – никак. Причем, киргизские пограничники существуют, кажется, только на постах, обе границы охраняют наши.
Наконец, выезжаем на вершину перевала. Вспоминается старый анек про Ваню, рассказывающего Мане про свои впечатления от посещения Эйфелевой башни. Глянул налево - #б твою мааать, глянул направо - #б твою мааать... Мань, ты че плачешь? Красотаааа-то какаааая... :-)
Останавливаемся возле треноги тригопункта – самая высокая точка в округе. Фотографируемся и начинаем самый долгий и утомительный спуск в моей жизни. Дорога накатанная, петляет по огромному отрогу горного хребта, постепенно спускаясь в долину вместе с опорами ЛЭП. По пути встречаем сюрреалистическое существо (я уж думаю – не приснилось ли) – дядьку на «газоне», который уговаривает нас не ехать вниз, потому что там нас ждут многочисленные кордоны как казахских, так и киргизских погранцов, жаждущих снять с нас по восемь тысяч тенге штрафу. Не поддавшись на уговоры, продолжаем спуск. Светит яркое солнце, слипаются глаза, дорога расслабля...бля! Бабац-бац! Сильный двойной удар. Я проморгал здоровенную каменюгу, притаившуюся посередине дороги в траве, пустив ее между колес. Посмотрели под брюхо – железная защита днища основательно помята, сорвана с болтов. Больше повреждений вроде бы никаких. Ребята начинают снимать защиту, я сажусь на траву обочины и проваливаюсь в странный сидячий полуденный сон. Сквозь него я вижу, что процесс закончен, защита засунута в багажник, я посажен на пассажирское сиденье, и мы едем дальше. Обнаруживаем, что перестал отключаться передний мост. Видимо, от удара все-таки что-то переклинило.
Съезжаем, наконец, вниз. Все-таки ожидаем еще каких-нибудь административных неприятностей. Но что-то обещанных кордонов не видать. Спрашиваем у первого же аксакала, скачущего по дороге – ата, там пограничники есть? Нет? Совсем никаких? А, так мы уже в Киргизии?
Что за газоноводовский прогон про кордоны был, мы не поняли до сих пор :-)
В первом же поселке подсаживаем голосующую бабушку, тоже задаем вопрос про посты – она не знает, сроду их не видела. Едем по оживленной дороге вдоль реки Чу. Цивилизация. Ощущение хорошо проделанной работы приходит постепенно, вместе с чувством, что неприятностей больше не будет. Выезжаем на основную трассу, начинается Боомское ущелье.
Еще в Алматы, Юра-Синдбад советовал ехать в Тамгу обязательно через Орто-Токойское водохранилище. Так мы и сделали – после выезда из Боомского ущелья сворачиваем направо. Примерно через полчаса пути по серпантину нам открылось зрелище, от которого (в который уже раз за сегодня) захватило дух. Среди пустынных гор раскинулось великолепное озеро с изумительнонепередаваемословами изумрудного цвета водой. Конечно же, оно было сфотографировано в качестве фона для наших физиономий.
Засмотревшись на красоты, на перекрестке сворачиваю направо. Проезжаем какой-то гаишный пост, гаец останавливает киргизскую машину, идущую впереди, а меня игнорирует. Хе-хе. Проезжаю с километр, бросаю взгляд на GPS. Блин. Надо было там налево повернуть, а не направо. Разворот. Ну, сейчас-то точно гаец остановит. Ан нет, он от меня такой наглости не ожидал, спрятался от жары у себя в будочке. Возле шлагбаума стоит только какой-то закамуфлированный мужик без палочки и беспомощно смотрит на мои непонятные желтые номера, проезжающие мимо.
На въезде в Иссык-Кульскую зону, естественно стоит экопост. Въезд стоит 500 сомов. Жаба душит, договариваюсь располовинить без талона. Шлагбаум открыт.
Леха, знаешь, на небе только и разговоров, что о море. И вот оно, странное и манящее, представшее с совершенно неожиданной юго-западной стороны, огромное, как настоящее, горячее, как киргизское горное солнце, ждет тебя уже двадцать восемь лет. Дождалось.
До Тамги доехали без приключений, уже в шестом часу вечера. Пошли на пляж, поискали друзей, не нашли, полезли купаться. Вода по-иссыккульски обжигает прохладой в первые секунды и тут же начинает ласкать.
Ну а дальше и рассказывать нечего, друзья нашлись, обрадовались, встретили, обобрали, подогрели :-) Переночевали мы прямо в Делике возле забора их турбазы, благо места в ее салоне после того, как разложишь сиденья, больше чем достаточно, даже для троих. Половину следующего дня целиком посвятили обычному пузогрейству и купанию на прекрасном чистом пляже. К слову сказать, южный берег Иссык-Куля мне нравится гораздо больше северного
Коля, Юра, Аня, Маша
В три часа дня двинули назад, снова поехали той же дорогой. Опять выручил GPS, заставивший вернуться, когда мы в шесть глаз просмотрели поворот с трассы. На сей раз, мимо Орто-Токойского водохранилища мы проехать не смогли и решили потрогать воду. Совершенно пустынное место восхитительной красоты. Юрка даже решил искупаться неглиже, правда, выскочил из воды довольно быстро – холодная. Я же просто побродил по колено в воде, рассматривая маленьких не то креветок, не то личинок, копошащихся в прибрежном песке. Еще раз спасибо Синдбаду.
Далее была обычная, знакомая многим трасса Иссык-Куль – Алматы, с хорошим покрытием, большими скоростями и притаившимися в засадах гайцами-попрошайцами. Дважды меня пытались поиметь, но оба раза оставались ни с чем. Гаишники везде одинаковые :-)
Без проблем проехали центральный КПП, залили еще солярки и в полночь достигли дома, записав на счетчик Делики около 960 новых километров, а в свою память – кучу приятных воспоминаний.
© Николай Баскаков, Алматы 2003