Петроглифы долины реки Елангаш.
|
|
Чулышман
Автор |
03.02.2012 / 15:18 / Сообщение 1 |
Сообщений: 8837
| предисловие:
В настоящем отчёте изложены фактический материал и краткая историография исследования ранее неизвестной области древнего искусства и культуры в предгорьях Южно-Чуйского хребта Горно-Алтайской автономной области — петроглифы Елангаша, оставленные охотниками, кочевниками и скотоводами. При первом знакомстве с петроглифами Елангаша может показаться, что композиции их относительно малосодержательны и несколько однообразны. Но при специальном анализе выявляется, что наскальные рисунки делятся на ряд групп, которые по стилю и содержанию отражают длительный историко-культурный процесс, протекавший на территории Горного Алтая. Елангашская долина расположена на границе обширной горной страны и лесостепной полосы. В районе этого своеобразного коридора, по которому проходили древние караванные тропы, скрещивались культурные влияния и рождались самобытные культуры. Елангашские петроглифы, входя в круг памятников наскального искусства Горного Алтая, выделяются своей самобытностью среди других памятников наскального искусства нашей страны. Искусство петроглифов Алтая и, в частности, Елангашской долины, по тематике анималистично, а идейно глубоко связано с миром представлений, запечатлённых в эпосе алтайцев. Оно, несомненно, реалистично в своей основе, образно отражает быт кочевников и скотоводов. Вспомним характерные сюжеты: господствующий образ зверя, колесницы, лучники, сцены охоты, перекочёвок, сражений, алтайские «пасторали». Своеобразие елангашских петроглифов настолько явно, что их без колебания можно назвать одним большим комплексом Алтая. Елангашские петроглифы, располагаясь па перекрёстке караванных дорог из Азии в Европу, явно тяготеют к наскальному искусству Центральной Азии, однако тематике их не были чужды и хорошо известные общемировые сюжеты, которые характерны для всех памятников наскального искусства нашей страны. На камнях Елангаша мы видим образы солярных животных — золоторогого олепя и священного быка с дугообразными, повторяющими по форме луну — полумесяц, рогами. Золоторогие солярные животные Елангаша наравне с космическим лосем сибирской тайги и древнеегипетским Аписом — звенья одной цепи древних представлений о зооморфной Вселенной и основе мироздания. Возникнув в предсакскую эпоху, искусство наскальных изображений долины реки Елангаш на протяжении веков претерпело много изменений и в стиле, и в манере исполнения, хотя тематика его во многом осталась прежней. Это связано с переменами в этническом составе населения этих территорий, с большими историческими событиями далеких времён. Настоящим отчётом положено начало публикации материалов волнующего и загадочного наскального искусства Елангашского святилища — своеобразного центра древней художественной культуры Северной Азии.
Мир скучен для скучных людей.
|
|
| |
|
|
|
Чулышман
Автор |
06.02.2012 / 09:04 / Сообщение 5 |
Сообщений: 8837
|
Главная достопримечательность долины - гигантский комплекс наскальной живописи. Протянувшийся на 18 километров вглубь долины, в ширину он достигает 1,5 км. Учёными здесь было скопировано более 30 000 рисунков. Наиболее распространенными сюжетами петроглифов являются олени, козлы, процессия быков, антропоморфные фигуры, верблюды, колесницы, борьба зверей и т.д. Рисунки выполнены в технике точечной выбивки и граффити. В комплексе представлены изображения, принадлежащие к разным периодам, начиная с эпохи бронзы и до наших дней.
Мир скучен для скучных людей.
|
|
| |
|
Чулышман
Автор |
07.02.2012 / 15:25 / Сообщение 7 |
Сообщений: 8837
|
Освещением семантики наскальных изображений долины Елангаш занимаются и этнографы. Без их помощи в содержании петроглифов трудно разобраться даже археологам — главным обладателям этого драгоценного материала. Этнографические аналогии могут и дают археологам ключ к пониманию мировоззрения древнего человека — автора наскальных рисунков на Алтае, к выявлению связи петроглифов с его социальной жизнью, верованиями, ритуалами. Да и не только древнего человека, но и людей, близких нам по времени. В распоряжении исследователей имеются не только самые ранние петроглифы, пещерные росписи и гравировки, которые принадлежат руке палеолитического человека и представляют зарю художественного творчества и эстетического переживания на Алтае, но и наскальные рисунки уже этнографического характера, которые относятся к недавним временам, в том числе к ближайшим столетиям, например XVIII или XIX вв. Богатый материал такого рода представляют, к примеру, позднейшие наскальные рисунки Верхней Лены, Алтая, Тувы, Монгольской Народной Республики. Для этнографов и историков они служат ценным дополнением к писаным документам, позволяют полнее представить культуру, художественные идеалы, быт и верования предков современных алтайцев, бурят, тунгусов.
Мир скучен для скучных людей.
|
|
| |
Чулышман
Автор |
07.02.2012 / 16:24 / Сообщение 8 |
Сообщений: 8837
|
Следует подчеркнуть и то, что из всех археологических материалов наскальные изображения Алтая наиболее доступны: их не нужно (за редкими исключениями) раскапывать. Скалы, покрытые изображениями, можно сказать, не прячутся, а наоборот, требуют внимания. Вместе с тем из-за своей доступности петроглифы требуют и определённой заботы в отношении их сохранности. Авторы древних рунических текстов Сибири и Монголии называли свои надписи на надгробных памятниках «вечным камнем». К сожалению, камень не вечен. И не только потому, что он подвергается разрушению под действием ветра, дождей или перепадов температуры, особенно в экстремальных условиях пустынного климата Алтая, но ещё в большей степени под влиянием факторов, которые называются антропогенными. Поэтому археологи должны сознавать свою ответственность перед будущими поколениями. Это значит, что необходимо, во-первых, по мере сил осуществлять охранные мероприятия, в том числе вести неустанную просветительную работу среди населения и борьбу с агрессивным невежеством; во-вторых, выявлять, описывать и публиковать накапливаемые материалы. И делать это таким образом, чтобы в случае естественного разрушения либо гибели памятников по той или иной причине о них оставалось по возможности наиболее полное представление, чтобы они не исчезли бесследно. Такую работу неустанно проводят Алтайские археологи, работающие в Сибири и на Дальнем Востоке. Нужно сказать, что в распоряжении учёных уже имеются многочисленные публикации, авторы которых, продолжая работу предшественников и высоко оценивая их деятельность, дали свои монографические сводки по отдельным районам Сибири и Дальнего Востока, явившиеся итогом напряжённых полевых поисков, терпеливого, годами и десятилетиями накапливания фактов, подлинного подвижничества в отыскании нередко на труднодоступных кручах наскальных рисунков. Именно такое подвижничество и энтузиазм являются единственным истинным фундаментом науки о петроглифах долины Елангаш.
Мир скучен для скучных людей.
|
|
| |
Чулышман
Автор |
07.02.2012 / 16:39 / Сообщение 9 |
Сообщений: 8837
|
Что касается предшественников, то нельзя не вспомнить своеобразный, поражающий широтой размаха и обилием мыслей, единственный в своём роде в дореволюционной России огромный труд о петроглифах Енисея, созданный красноярским учёным И.Т. Савенковым — первооткрывателем енисейского палеолита. Среди многочисленных собирателей петроглифов Южной и Восточной Сибири нужно отдать должное также А.В. Адрианову. Однако лишь в советское время стала возможной систематическая работа по изучению петроглифов азиатской части РСФСР, результаты которой известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Теперь накоплены внушительные фонды материалов по петроглифам Приамурья, Верхней и Средней (Якутия) Лены, Забайкалья (Бурятия и Читинская область), Амура и Уссури, Чукотки (Пегтымель), Тувы. Эти материалы дают возможность делать важные выводы по древней истории этих областей Сибири и Дальнего Востока, определять культуру того пли иного района, её самобытные черты и контакты с внешним миром. К сожалению, в изучении наскального искусства имеются досадные пробелы, причём, как ни удивительно, именно в таком, например, районе, как Минусинский край (Хакасия) или Алтай, т.е. именно там, где особенно энергично трудились И.Т. Савенков и А.В. Адрианов.
Мир скучен для скучных людей.
|
|
| |
|
|
Чулышман
Автор |
19.02.2015 / 22:52 / Сообщение 12 |
Сообщений: 8837
|
Алтай питал творчество и вдохновлял многие поколения художников. Разумеется, каждое поколение творило по-своему, создавало свои творческие школы, свои эстетические и мировоззренческие каноны. Каждое из них оставляло память о себе и своём времени. Такой памятью являются и выбитые на скалах, а также вырезанные на камне рисунки. До смысла их, до запечатлённых в них переживаний давно исчезнувших людей не так легко, а в большинстве случаев просто невозможно добраться нам, людям XX столетия. Тем важнее представить факты, опубликовать дописьменные исторические документы прошлого возможно полнее, точнее, объективнее, т.е. такими, какие они есть. И тем самым создать базу для дальнейших углублённых разысканий и размышлений, для творческого поиска.
Мир скучен для скучных людей.
|
|
| |
|
Чулышман
Автор |
19.02.2015 / 22:52 / Сообщение 14 |
Сообщений: 8837
|
Описание местоположения петроглифов 1. Рисунки нанесены древними мастерами в разной технике. 2. Распространенными являются изображения сцен охоты и популярные объекты охоты - олень (марал), козёл, бык, горный баран (архар, аргали, кочкор), верблюд, снежный барс, а также всадники, пастухи, лучники и охотники.
Встречаются также изображения светил (солярные знаки – символы солнца и луны) и исключительные для территории Северной Евразии изображения "распластанных колесниц". Подобного рода, легкие колесницы, запряженные 2-мя лошадьми с одним возницей, пришли в Центральную Азию из поволжско-приуральских степей и их изображения на камнях аналогично картине погребения. Всего по долине р. Елангаш, известно более 80-ти изображений подобных колесниц относящихся к карасукской культуре (Минусинская котловина, эпоха бронзы).
3. Мнения о причинах нахождения такого большого количества изображений расходятся. По мнению одних исследователей это древняя сакральная территория, по мнению других долина находится в непосредственной близости от древнейшей караванного пути из Монголии, и является удобной для остановок после долгого перехода через перевалы Южно-Чуйского хребта.
4. Территория и объекты "галереи под открытым небом" исследовалось ранее, но дальнейшие исследования и охрана территории крайне необходима.
5. Обнажённые горные породы (большей частью алевролиты) интенсивно разрушаются, многие из рисунков святилища утрачены или плохо читаются.
6. В непосредственной близости от местонахождения петроглифов находится сезонная оросительная система.
Мир скучен для скучных людей.
|
|
| |
Чулышман
Автор |
19.02.2015 / 22:52 / Сообщение 15 |
Сообщений: 8837
|
Петроглифы долины р. Елангаш относятся к наиболее масштабным из сохранившихся и известных сегодня на Русском Алтае. Разновозрастные рисунки охватывают период от I тыс. до н.эры – до VIII-VII вв. до н.эры.
Для местонахождения Елангаш нами было учтено 82 изображения различной степени завершенности и сохранности. Попытки классифицировать их на основании корреляции формальных признаков, которым часто придают типологическое значение, таким как тип колес, форма и положение кузова, конструкция ярма и ряду другим, не принесли результата. Количество критериев типологического анализа ограничивается еще и тем, что, с одной стороны, для рассматриваемого материала очень трудно выделить устойчивые стили, характерные для достаточно больших групп рисунков и сопоставимые, например, с «битреугольным» стилем Саймалы-Таша. С другой, для данного местонахождения абсолютно преобладает ракурс, при котором упряжные животные переданы спинами к дышлу, остальные способы единичны.
Анализ материала показал, что сходные по стилистике и содержанию рисунки располагаются в непосредственной близости друг от друга, часто на одной плоскости или в пределах одного участка, при этом иконография изображений, как правило, различается в деталях.
Мир скучен для скучных людей.
|
|
| |