7 смертных грехов московского таксиста.
|
|
|
Чулышман
Автор |
20.05.2017 / 22:20 / Сообщение 62 |
Сообщений: 8837
|
Ночная Москва, ночная Москва, Кому-то не спится, и мне не до сна, А улицы золотом брызжут в ночи… Давай помолчим, давай помолчим.
Ночная Москва, гирлянды огней, Шальные машины на груди площадей, Кругом силуэты маячат в ночи, Давай помолчим, давай помолчим.
Ночная Москва, азартная жизнь, Я скорость прибавлю, ты только держись, Глаза светофоров мигают в ночи… Давай помолчим, давай помолчим.
Ночная Москва, льёт бисером дождь, Глянец асфальта, влюблённая дрожь, Кого-то сирена настигла в ночи… Давай помолчим, давай помолчим.
Ночная Москва, опасный сюжет, Чуть-чуть зазевался, и вот, тебя нет. Играешься в жмурки со смертью в ночи… Давай помолчим, давай помолчим.
Ночная Москва, ночная любовь, Течёт в твоих жилах бессонная кровь, Дышать тебе легче в неспящей ночи, Давай помолчим, давай помолчим.
Мир скучен для скучных людей.
|
|
| |
Чулышман
Автор |
20.05.2017 / 22:22 / Сообщение 63 |
Сообщений: 8837
|
Припомнился ещё один забавный случай...
Раннее утро, как на фотографии, забираю клиента в районе Третьего кольца, едем в центр. По пути девушка просит остановиться у кофейни - не вопрос. Интересуется, не желает ли водитель отведать кофе? Вежливо отказываюсь, включаю аварийку, выхожу из машины "подышать" воздухом, заодно размять пятую точку. Краем глаза фиксирую уходящее тело, взгляд непроизвольно с затылка опускается в низ... Ба! Вот это попа, как она двигается, дверь захлопывается... Я хочу! Да, я хочу кофе! Закрываю машину, иду вслед за девушкой в кофейню. Успел! Она уже оплачивала заказ на кассе... Таким образом узнал имя девушки, телефон и ...
Мир скучен для скучных людей.
|
|
| |
Чулышман
Автор |
20.05.2017 / 22:23 / Сообщение 64 |
Сообщений: 8837
|
Московское время 11.15.34, перекус!
Если удавалось попасть в столовку, кушал суп, второе забирал в баночку. В бардачке возил молоко, кефир, соки, воду, они там согревались от тепла печки. Закуски всегда были в багажнике, в сумке, кушал холодное. Часто случалось голодал по причине "много заказов", или просто нечего было кушать, точнее негде взять, купить. Внутри Бульварного кольца, Садового кольца с едой большая проблема. Продуктовых магазинов практически нет, мест для стоянки нет, далеко и надолго от машины не отойти, может заказ прилететь. Забегаловки очень дорогие и еда там не правильная.
Мир скучен для скучных людей.
|
|
| |
Чулышман
Автор |
20.05.2017 / 22:24 / Сообщение 65 |
Сообщений: 8837
|
Стою на улице Касаткина, перекрёсток с проспектом Мира, скульптура "Рабочий и колхозница".
«Рабо́чий и колхо́зница» — памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор — Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м (высота павильона-постамента — 33 м). Общий вес — 185 тонн.
Создание.
Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Б. М. Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. У архитектора ещё во время работы над конкурсным проектом «очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот».
На создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула, по утверждению секретаря Иофана И. Ю. Эйгеля, идея античной статуи «Тираноборцы», изображающей Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в руках, и скульптура «Ника Самофракийская».
На создание скульптуры был объявлен конкурс, в котором приняли участие В. А. Андреев, Б. Д. Королёв, М. Г. Манизер, В. И. Мухина и И. Д. Шадр. Лучшим признали проект В. И. Мухиной.
Работа по созданию огромного монумента велась по созданной Мухиной полутораметровой гипсовой модели на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора П. Н. Львова.
При демонтаже памятника в Париже и его перевозке в Москву значительная часть элементов каркаса и оболочки получила повреждения (левая рука Колхозницы, правая рука Рабочего, элементы конструкции шарфа и другие), а при сборке композиции в январе-августе 1939 года повреждённые элементы были заменены с отступлением от первоначального проекта.
В 1939 году в газете «Большая Волга» был опубликован эскиз Рыбинской ГЭС со скульптурной композицией «Рабочий и колхозница». Монумент Мухиной планировалось установить на округлой площадке перед средней шлюзовой башней со стороны водохранилища, но поскольку строительные работы на гидроузле в это время были ещё не завершены, памятник установили на постаменте перед Главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВДНХ). Место, заготовленное для «Рабочего и колхозницы», в 1950-е годы занял монумент «Мать-Волга». Так как установку «Рабочего и колхозницы» стремились завершить к моменту открытия ВСХВ, постамент выстроили почти в три раза ниже, чем первоначальный парижский павильон. Мухина неоднократно возражала против такого решения:
Мне остаётся только беспомощно разводить руками, ибо все мои протесты при решении этого вопроса ни к чему не привели. Никто из архитекторов не поднял протеста по поводу совершенно недопустимой постановки этой статуи, постановки, уничтожившей весь порыв скульптуры. В 1979 году была проведена реставрация скульптуры.
В конце 1980-х годов существовали планы переместить монумент на другое место. В 1987 году был объявлен конкурс на подыскание нового места для «Рабочего и колхозницы»; по одному из вариантов монумент должен был занять место у Государственной картинной галереи на Крымском валу, однако эти планы не осуществили.
Скульптура была названа «эталоном социалистического реализма» в Большой советской энциклопедии.
Реконструкция.
В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Скульптуру намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась и была полностью завершена только в ноябре 2009 года. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. Мельникова значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами. Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости.
Скульптура была установлена на новый специально возведённый для неё павильон-постамент (архитекторы А. Мезенцев, Д. Стасюк, Е. Пичурова, Н. Петухова, О. Чмиль, Е. Бубнова, Е. Александрова), в общих чертах повторяющий оригинальный павильон Иофана 1937 года, но значительно «обрезаный» в задней его части, что было вызвано особенностями выделенного под монумент участка. Постамент, на котором размещена скульптура, на 10 м выше предыдущего.
Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью специального крана. Торжественное открытие монумента прошло в Москве 4 декабря 2009 года.
4 сентября 2010 в постаменте монумента был открыт музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». В музее представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. Ещё три зала — выставочные. Экспозиционная площадь центра составляет примерно 3,2 тыс. м².
Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей.
После окончания реконструкции МВЦ «Рабочий и колхозница» вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Столица», в который также входят ЦВЗ «Манеж», МГВЗ «Новый Манеж», ВЗ «Домик Чехова», Музей-мастерская Народного художника СССР Д. А. Налбандяна и музей Вадима Сидура.
Мир скучен для скучных людей.
|
|
| |
|
Чулышман
Автор |
20.05.2017 / 22:25 / Сообщение 67 |
Сообщений: 8837
|
Светофор, улица Москворечье, пересекаем Пролетарский проспект, понравились новостройки.
Пролета́рский проспе́кт — улица в районах Москворечье-Сабурово и Царицыно Южного административного округа города Москвы.
Проходит от Каширского шоссе до Кавказского бульвара, пересекает улицу Москворечье и Кантемировскую улицу, за Кавказским бульваром переходит в Луганскую улицу. Нумерация домов ведётся от Каширского шоссе.
Проспект состоит из трёх полос движения в обе стороны. Крайняя правая полоса является выделенной полосой для движения общественного транспорта: автобусов, троллейбусов и маршрутных такси.
Происхождение названия.
Назван в 1964 году в честь «передового революционного класса — пролетариата». Предполагалось, что он будет основной магистралью Пролетарского района, однако в 1969 году районное деление Москвы было изменено и значительная часть проспекта оказалась в Красногвардейском районе.
Пролетарский проспект предполагался как «магистраль от Солянки до Домодедовского аэропорта», однако единой магистрали так и не создали.
Увеличение протяжённости проспекта.
Начальный (северный) участок проспекта проложен в 1964 году по территории бывших сёл Новинки и Садовники (между Нагатинской набережной и Коломенским шоссе). В 1965 году возник южный участок проспекта между Каширским шоссе и Каспийской улицей, куда была включена Сосновая улица бывшего посёлка Ленино (между Кавказским бульваром и Каспийской улицей). В 1969 году после постройки Нагатинского моста через реку Москву северный участок проспекта был соединён с улицей Сайкина. В 1972 году северный и южный участки были соединены через поля бывшего села Дьяковское.
Уменьшение протяжённости проспекта.
В 1977 году участок проспекта между Кавказским бульваром и Каспийской улицей переименован в Луганскую улицу. В 1984 году часть проспекта севернее Каширского шоссе была переименована в проспект Андропова.
Мир скучен для скучных людей.
|
|
| |
Чулышман
Автор |
20.05.2017 / 22:25 / Сообщение 68 |
Сообщений: 8837
|
Утро нового дня.
Каким ты будешь, грядущий день? Что принёшь таксисту, радость или разочарование? С надеждой смотрит в даль таксит, сомненья будоражат душу.
Такси, столичное такси! Вези по улицам, вези! Вези вдоль улиц, вдоль домов, больших и маленьких столбов! И по проспекту, по шоссе, Вези по утренней красе! Вези под тихую беседу и под забавный анекдот, Вези, чтоб каждая минута тебе казалось - целый год!
Мир скучен для скучных людей.
|
|
| |
Чулышман
Автор |
20.05.2017 / 22:26 / Сообщение 69 |
Сообщений: 8837
|
Микрорайон «Новокосино-2». Стою Проектируемый проезд, выезд на Носовихинское шоссе. Рядом находится Ашан сити Реутов Парк. Я там покупал треугольники для перевозки детей, это такая штука, на ремень одевать надо и можно возить детей без кресла.
"Новокосино-2" - проект, что реализуется в г. Реутов на участке ограниченном ул. Ак. Челомея, ул. Октября и Носовихинским шоссе. Застройщик предполагает построить 15 жилых разноэтажных корпусов и объекты социальной инфраструктуры. Дома возводятся по одной из следующих технологий:
монолитная – дома 3 очереди; панельной из сборных ЖБК – типовая серия "Евро'Па"; дома типовой и улучшенной серии П-44Т и П-44К. Снаружи здания утеплят "Rockwool" и отделают керамическими вентилируемыми фасадами.
Описание жилых корпусов
В квартале в большинстве предлагаются квартиры от одной до трех комнат с потолками 3 м и остекленными балконами. Но есть и 5-комнатные квартиры в корпусе № 6, 4-5-комнатные в корпусе №7. Отделка предусмотрена лишь в некоторых из них, в домах - №15, 10 и 11:
на полу в комнатах настил ламината, в ванной, на кухне и на балконе – керамическая плитка; монтаж межкомнатных дверей; стены в санузлах облицованы плиткой, на кухне, в комнатах и коридоре – оклеены обоями; потолки окрашены; установлена сантехника – умывальник со смесителем, унитаз и ванна. В холлах "Эксперт" проведет качественную дизайнерскую отделку. Будут отведены места для консьержей и службы охраны. В подъездах установят по 2 пассажирских лифта и 1 грузопассажирский в 25-этажных зданиях, 1 пассажирский и 1 грузопассажирский в 17-этажных домах.
Инфраструктура
Жилой комплекс "Новокосино-2" будет обеспечен собственными объектами инфраструктуры. В ходе строительства здесь появится:
2 детских сада на 500 детей; 2 школы на 2225 учеников; ТРЦ; поликлиника на 750 посещений в смену; подземный и наземные паркинги; разные коммерческие помещения на первых этажах домов. Придомовые территории будут обустроены игровыми площадками для детей разного возраста, спортивными комплексами и пешеходными дорожками, выложенными тротуарной плиткой. По периметру зданий проведут озеленение, между домами будут высажены аллеи и разбиты цветники. Проводится реконструкция транспортной и инженерной систем.
Месторасположение
Жители "Новокосино-2" смогут пользоваться уже сложившейся инфраструктурой Реутова. В 5 минутах от квартала находится ТРЦ "Алладин", гипермаркет "Перекресток", "Дикси", "Магнолия" и "Верный", чуть дальше торговый центр "Салтыковский", "Курс Реутов" и еще несколько торговых точек. В пешей доступности несколько школ и детских садов, поликлиник, кафе и пр. социально значимых учреждений. В 15-20 мин. расположен большой Салтыковский лесопарк и озера.
Транспортная доступность
Микрорайон расположен в 2 км от станции метро "Новокосино" и примерно в 1,5 км от ж/д станции "Реутово". От нее электричкой можно добраться до Курского вокзала всего за полчаса. В 300 м от комплекса находится остановка автобусов и маршрутных такси. Прямой выезд на МКАД осуществляется по Носовихинскому шоссе в 2,5 км.
Мир скучен для скучных людей.
|
|
| |
Чулышман
Автор |
20.05.2017 / 22:26 / Сообщение 70 |
Сообщений: 8837
|
Стою на улице Трубецкой, передо мной Большая Пироговская. Справа памятник И.М. Сеченова, за ним музей истории медицины.
В честь выдающегося русского физиолога Ивана Михайловича Сеченова (1829—1905) названы многие объекты на территории бывшего Советского Союза, в основном медицинские учреждения и улицы. Большая волна переименований пришлась на середину 1950-х годов, когда отмечалось 50-летие смерти учёного.
По инициативе академика Павлова (который не был учеником И. М. Сеченова, но считал себя его последователем и часто с ним встречался по делам съездов естествоиспытателей и врачей) при возглавляемом Павловым Обществе русских врачей проводились, начиная с 1907 года, ежегодные торжественные заседания, посвящённые памяти Сеченова. Выступая на заседании, посвящённом столетию Сеченова 29 декабря 1929 года (в год смерти его вдовы), академик Павлов подчеркнул:
«Без Иванов Михайловичей с их чувством собственного достоинства и долга всякое государство обречено на гибель изнутри, несмотря ни на какие Днепрострои и Волховстрои. Потому что государство должно состоять не из машин, не из пчёл и муравьёв, а из представителей высшего вида животного царства, Homo sapiens.»
Композиция представляет собой даже не бюст, а полуфигуру Сеченова. Создается впечатления, что Иван Михайлович будто читает свою очередную лекцию студентам-медикам. Это подчеркивается слегка повернутой головой, особой жестикуляцией одной руки и наличие книги или конспекта в другой, а также соответствующим облачением - медицинским халатом на плечах.
Таким образом, Кербель сумел создать ощущение того, что герой памятника будто стоит за кафедрой, а не просто воздвигнут на постамент.
Эта аллегория весьма к месту, так как Сеченов в своей преподавательской практике часто выступал перед студентами, передавая свой бесценный опыт.
Скульптурная часть памятника Ивану Сеченову отлита из бронзы, а пьедестал, на котором она покоится, изготовлен из гранита темно-серого оттенка.
Научные труды ученого вряд ли знакомы обычным обывателям, но его вклад в мировую медицину поистине огромен. Ученый считается основоположником российской физиологии и впервые в мире обосновал рефлекторную сущность головного мозга в сознательной и бессознательной деятельности человека.
Да, монумент великому человеку установили в Москве лишь спустя почти полвека после его смерти в 1905 году. Пусть и с опозданием, но это лишний раз подчеркивает значимость открытий ученого, актуальность которых не пропадает до настоящего времени.
Музей истории медицины Первого МГМУ имени И.М.Сеченова создан в 1990 году и хранит в своей коллекции около 70 000 экспонатов. Это мемориальные фонды выдающихся деятелей отечественной медицины; богатейшее собрание инструментов XVIII-XIX вв.; коллекция медалей, жетонов, нагрудных знаков, связанных с медициной; коллекция живописных и скульптурных портретов корифеев медицинской науки; уникальное собрание книг и учебных пособий.
Будучи структурным подразделением Первого МГМУ имени И.М.Сеченова, музей регулярно проводит тематические экскурсии для студентов-медиков и школьников старших классов, а также обзорные экскурсии для всех желающих.
Таким образом, уникальность музея обусловлена и его местоположением, и содержанием коллекции, и характером оказываемых услуг. Это единственный в столице музей подобного рода
Музей расположен в здании общей клинической амбулатории им. Алексеевой, построенном в 1896 г. по проекту архитекторов И.П. Залесского и К.М. Быковского на территории Клинического городка. Здание является памятником архитектуры
Мир скучен для скучных людей.
|
|
| |
Чулышман
Автор |
20.05.2017 / 22:27 / Сообщение 71 |
Сообщений: 8837
|
Район Черёмушки, Новочерёмушкинская улица, светофор, пересечение с улицей Гарибальди. Зацепил Храм Иоанна Кронштадтского, сделал снимок. Перед Храмом стоит деревянная Церковь Иоанна Кронштадского, она невысокого роста, из-за машин её не видно.
Черёмушки — район в Москве, расположенный в Юго-Западном административном округе, а также одноимённое внутригородское муниципальное образование. Известен своими панельными домами — «хрущёвками», построенными в 1950-60-е гг., и в настоящее время заменяемыми в ходе проекта замены жилого фонда. Имеется ряд архитектурных достопримечательностей, парк. Различают административный район Черёмушки и исторический район Черёмушки. Исторический район Черёмушки намного больше административного района Черёмушки, имеет богатую историю и располагается на территории нескольких административных районов. Условно историческими Черёмушками можно считать территорию, ограниченную Малым кольцом Московской железной дороги (в настоящее время - МЦК) на севере, Ленинским проспектом на западе, Загородным шоссе и Севастопольским проспектом на востоке и улицей Обручева на юге.
Начало. Происхождение названия.
Впервые название деревни упоминается в документации XVI столетия. На территории района располагается наибольшее скопление курганов племени вятичей. Название район получил, по одной из версий — от обильно произраставшей на этом месте черёмухи; по другой версии — от протекавшей здесь реки Черемхи, левого притока реки Котловки. Однако, нужно учитывать, что впервые пустошь здесь была названа в челобитной Афанасия Осиповича Прончищева от 15 июня 1629 года как «в Чермневе стану пустошь Черемошье» (энциклопедия «История московских районов» неверно указывает, что название: «пустошь Черемошье, на Черемошском враге» зафиксировано в писцовой книге 1627 года).
XVII—XVIII века. Разделение на два села.
По писцовой книге 1627 года «пустошь Черемошье» не значилась. По сыску 1629 года обнаружился излишек земли у князя Богдана Фёдоровича Долгорукова (1600—1642), владельца села Шашебольцово (Шаболово), которое он получил в 1614 году — после смерти своего отца, боярина Фёдора Тимофеевича Долгорукова (1571—1612). Этот излишек велено было «отписать на Государя», но 30 сентября 1629 года А. О. Прончищев и дьяк Поместного приказа Венедикт Матвеевич Махов били челом о покупке ими этой пустоши пополам. В течение 1630—1631 годов они стали владельцами пустоши.
Часть, принадлежащая Махову, стала позднее селом Знаменское-Черёмушки, а часть Прончищева — селом Троицкое-Черёмушки.
Знаменское-Черёмушки.
В 1634 году Венедикт Махов скончался и осенью 1635 года деревня Черемошье стала принадлежать думному дьяку Ф. Ф. Лихачеву. Его дочь, Прасковья Фёдоровна, в 1643 году была выдана замуж за князя Ивана Семёновича Прозоровского. В 1666 году по завещанию Лихачёва Черемошье перешло старшему внуку Петру Прозоровскому. Согласно описи 1678 года, во владении князя П. И. Прозоровского обозначено сельцо Черёмушки с усадьбой вотчинника-владельца и двумя дворами — дворовых людей и скотным. В 1720 году вместе с последней наследницей этой ветви рода Прозоровских — Анастасией Петровной, вышедшей замуж за князя Голицына, имение перешло во владение этой семьи. Позднее, в 1729 году, при разделе имущества сельцо получил князь Фёдор Иванович Голицын. После его смерти в 1759 году село, в очередной раз, меняет владельцев; после его сына Николая Фёдоровича Голицына село перешло в руки подпоручика Зиновьева, затем, в 1780 году, московскому фабриканту Василию Выродову. У него были планы по восстановлению села, но вскоре он разорился, и село было продано с торгов[10]. В 1783 году новым его владельцем стал генерал-майор Сергей Александрович Меншиков — внук Александра Даниловича Меншикова.
Для обустройства села князь пригласил датского архитектора Ф.-К. Х. Вильстера, который с размахом построил здесь усадебный дворец в классическом стиле с колоннами и портиком, увенчанный куполом, имеющий служебные постройки. Каменный конный двор, построенный в классическом стиле, четырёхугольный в плане, имел въездные башни с ярусными крышами стиля шинуазри. На месте прежнего сада был разбит огромный пейзажный парк — с извилистыми аллеями, искусственными полянами, насыпными горками, беседками, увеселительными павильонами. Длинная, почти километровая аллея, называвшаяся «прешпектом», представляла собой парадный въезд в усадьбу со стороны Москвы.
Троицкое-Черёмушки.
В 1630 году северную половину пустоши Черемошье купил Афанасий Осипович Прончищев. Его правнучка, Анна Михайловна вышла замуж за Александра Тимофеевича Ржевского, и ей в приданое досталась пустошь, в которой молодые и решили обосноваться. Здесь была построена усадьба, изначально состоявшая из двух деревянных домов и кирпичной церкви Троицы, освященной в 1732 году.
В 1742 году имение перешло к дочери Ржевских — Анне Александровне, бывшей замужем за князем Иваном Михайловичем Одоевским. Его сын, Пётр Иванович, продал усадьбу Марии Ионичне Головиной, супруге адмирала А. И. Головина.
До 1805 года владельцем был камергер князь А. Н. Голицын, затем — Фёдор Анастасович Ардалионов, дочь которого, Елена, поселилась в имении в 1809 году, выйдя замуж за секретаря Правительствующего Сената Николая Петровича Андреева. У супругов Андреевых было много детей и с тех пор, вплоть до национализации в 1917 году, село Троицкое принадлежало дворянам Андреевым, по которым она и получила название «Троицкое-Андреево».
XIX—XX века.
В начале XIX века усадьба Черёмушки стала одной из самых интересных и богатых подмосковных усадеб — истинным памятником архитектуры и культуры своего времени. Владея имением практически ¾ XIX века, род Меншиковых довел усадьбу до великолепного состояния. После смерти Сергея Александровича в 1815 году имение перешло его сыну Николаю Сергеевичу Меншикову.
В 1870 году усадьбу приобрёл известный заводчик, фабрикант Василий Иванович Якунчиков, принадлежавший в тому же слою образованного купечества и буржуазии, из которого вышли Мамонтовы, Третьяковы и Морозовы. Семья Якунчиковых жертвовала деньги на постройку Московской консерватории, у них гостили композиторы Александр Николаевич Скрябин, Антон Григорьевич Рубинштейн. Их дочь, Мария Васильевна Якунчикова, впоследствии стала известной художницей и запечатлела виды Черёмушек на ряде своих полотен.
Пришедшую в запустение усадьбу новые хозяева привели в тот же порядок, какой наблюдался при Меншикове; в 1890-е годах главный усадебный дом подвергся реконструкции известным архитектором Иваном Владиславовичем Жолтовским.
После революции в усадьбе был устроен дом отдыха, а после Великой Отечественной войны в усадьбе разместился Институт теоретической и экспериментальной физики.
Новая история.
С 1937 года по 1941 г. в Черёмушках размещался Московский зооветеринарный институт, который являлся вузом Наркомзема СССР и имел почтовый адрес: город Москва, Черёмушки, хотя формально в то время Черёмушки еще не входили в состав Москвы.
До 1950-х годов существовала деревня Черёмушки. В 1956 году она вошла в состав Москвы и стала районом массового жилищного строительства, здесь появились первые «хрущёвки». Улицы в Черёмушках обычно назывались Черёмушкинскими и носили номера, позднее были переименованы. Появляется понятие «Новые Черёмушки», территория Черёмушек расширяется, на обширной территории появляются всё новые кварталы Новых Черёмушек. Вообще Черёмушками в классическом понимании является район нынешней станции метро «Академическая», однако постепенно понятие «Черёмушки» стало смещаться на юг, в то время как жители переименованных Черёмушкинских улиц, построенных на месте бывшей деревни Черёмушки, стали забывать, что живут в Черёмушках. Территория района входила в состав Октябрьского района, затем, с 1968 года и до реорганизации административного устройства Москвы 1991 года — в состав Черёмушкинского (в 1983—1988 гг. — Брежневского) и Севастопольского районов.
Мир скучен для скучных людей.
|
|
| |
Чулышман
Автор |
20.05.2017 / 22:27 / Сообщение 72 |
Сообщений: 8837
|
Одна из «сталинских высоток» в Москве, Котельническая набережная. Долго ждал клиента, вышел из машины размять ноги и не удержался, сделал щёлк, щёлк...
Я не знаю, что меня привелекает в этих «сталинских высотках», но я без них не представляю Москву, так же как без Кремля или Красной площади. Вроде все семь «высоток» похожи друг на друга, но нет — каждая индивидуальна и у каждой своя история, которая неделима от истории нашего государства. На мой взгляд очень интересна судьба у жилого дома на Котельнической набережной. Построен он вблизи слияния двух рек: Москвы и Яузы. Авторы проекта — Дмитрий Николаевич Чечулин (автор проектов метро: Комсомольская - радиальная, Охотный ряд, Динамо, Киевская — радиальная) и Ростковский Андрей Константинович.
Строился дом в два этапа, вернее сначала было построено девятиэтажное здание на Котельнической набережной, как самостоятельное, а позднее его использовали как правое крыло «высотки». Правое крыло было построено еще до войны, в период с 1938 по 1940 годы, а второй этап, строительство непосредственно самой высотки — с 1948 по 1952 годы. Высота центрального корпуса здания составляет 176 метров, это 32 этажа, 26 из которых жилые. Всего в здании 540 квартир. Но если сюда прибавить еще старый, 9-ти этажный корпус, выходящий на Яузу, который был построен в 1940 году и спроектирован теми же архитекторами, то количество квартир возрастет до семисот.
Вызывает много споров и загадок цифра по количеству квартир в высотке. Разные достаточно официальные источники называют разные цифры. К примеру, ежегодник Академии Архитектуры СССР «Советская архитектура» за 1954 год утверждал, что квартир в здании — 344. Книга «Высотные здания Москвы» Н.Кулешова и А.Позднева называет цифру «около 800». Другие источники уверяют, что квартир свыше 700, называется и цифра около 500. Полнейшая неразбериха. Конечно, можно предположить, что возможно было разъединение сначала коммунальных квартир в некоторых корпусах, а затем их объединение и сложение уже существующих объединенных. Об этом как раз и говорит председатель «домкома» высотки Софья Николаевна Перовская. Но – загадка всё же остается не раскрытой.
Строили высотку рабочие, многие из которых были заключенные. Говорят, что в некоторых квартирах, в том числе и в квартире Василия Аксенова, гвоздем было нацарапано «строили зэки». Так что слухи не так уж и слухи. И, по преданию, один из заключённых решил сбежать, и изготовил себе фанерные крылья. Дождавшись удачной минуты, взял, и спрыгнул с недостроенного здания, с мыслью: «либо смерть, либо свобода». Приземлился успешно, тем не менее его поймали, и срок добавили.
Говорили также, что заключённые не только строили, но и позировали для скульпторов, лепивших барельефы. Как-то однажды заключённый позировал для скульптуры флагоносца. Пришлось очень долго стоять с вытянутыми руками и тяжёлым знаменем. В конце концов заключённый не выдержал и от усталости упал в обморок. Отдали приказ: «Диверсия! Расстрелять!», но за несчастного заключённого вступились, объяснили, что он упал в голодный обморок. Расстрел отменили, но все-равно наказали, три дня держали человека без пайка.
В дальнейшем к зэкам присоединились военнопленные немцы. Ходит байка, что в стенах «высотки» рабочие замуровали нелюбимого прораба, а бригадиры якобы не поднимались выше пятого этажа, боялись быть сброшенными.
Строительство «высоток» было, конечно же, под контролем у самого Сталина. Не случайно курировал эту «высотку» Лаврентий Павлович Берия, так как жить там должны были «наши» люди. Еще на этапе строительства Сталин сказал: «В нашем доме будут жить наши люди». «Наших» действительно заселили в дом очень много. Жили здесь не только генералы, но и младший офицерский состав, правда для них были отведены комуналки. Рассказывают, что на первом этаже была квартира под которой размещалось общежитие Генштаба, а под общежитием квартира с секретной комнатой в которой находилось секретное оборудование. Вот только заселять одних чекистов в дом не стали, вероятно «на верху» опасались, что эти сами себя пересажают. Решили разбавить военными и людьми искусства.
Квартиры в «высотке» на Котельнической сдавались «под ключ», роскошь поражала воображение. Кухня была укомплектована белоснежной мебелью, дорогой паркет, потолочная лепнина, хрустальные люстры, бронзовые светильники «сталинский» кафель, импортная сантехника — обычные советские граждане об этом даже не мечтали. Кварплата за такую квартиру хоть и была значительно занижена, но все равно составляла не малую сумму. Сейчас, конечно, все это за 65 лет пришло в упадок, но в те времена это было более, чем богато. Квартиры в доме на Котельнической являлись предметом мечтаний советской элиты и вызывали зависть и восхищение у всех остальных граждан. Роскошь квартир и сам дом казались недосягаемым оплотом жизни «класса люкс» или как мы бы сейчас сказали ВИП-класса высшего пилотажа. Хрустальные люстры или бронзовые светильники, потолочная лепнина, дорогой паркет, «сталинский» кафель, консьержка и охрана у входа (гарантия против ограблений) — все это являлось неотъемлемой принадлежностью квартир высотки на Котельнической. Однажды лет двадцать назад довелось мне быть в гостях у одного моего приятеля, сына знаменитого профессора-историка. Квартира его оказалась не в центральном секторе, а в боковом. Ну, так что же? Высотка – есть высотка. И вот увидела я небольшую метров в 65 двухкомнатную квартиру с высокими потолками и лепниной. Комнаты все проходные и достаточно узкие. Есть проход и на кухню. Единственное, что меня тогда поразило – так это наличие прачечной или хозяйственной комнаты, внутри которой размещался санузел и ванна. Вид с балкона конечно удивлял и поражал глаз. Москва-река, огни на набережной, Кремлевские звезды и купола кремлевских соборов. Все это очень явно залегло в память и вспоминается до сих пор.
В доме находились кинотеатр «Иллюзион», магазины, почта, кафе, салоны красоты, прачечная, изостудия и шахматная школа, филиал гостиницы «Варшава».Сначала он назывался «Знамя».
А в 1966 году его перепрофилировали под показ фильмов Госфильмфонда, крупнейшего в стране архива кинолент, и переименовали в «Иллюзион». Причем название выбирали из нескольких вариантов: «Волшебный фонарь», «В мире кинолент», «Фототека», но выбрали самое удачное. Все фильмы были лицензионными, многие иностранные, доставшиеся после войны, и в прокат их было пускать нельзя, лицензию никому платить не хотелось. И всё это проходило, как закрытый показ, но для всех желающих.
Крутили фильмы даже на английском языке, которые приходили смотреть англичане и американцы. Кинотеатр действует и сейчас, в 2004 году обновили оборудование, и основной упор в репертуаре сделан на классику мирового кино.
В этом же здании находилось и легендарное ателье по пошиву и ремонту форменной и гражданской одежды. Здесь шили форму Жукову, Коневу, Буденному, Малиновскому. В форме, пошитой в этом ателье, они не только воевали, но и участвовали в парадах. Рассказывает нынешний директор ателье Нина Гукова: «В ателье были уникальные интерьеры. Например, наши люстры принимали участие в съемках фильма «Война и мир» Бондарчука».
Здесь же был и знаменитый гастроном с необыкновнно красивым интерьером. Москвичи сюда приходили не только за хорошими продуктами, но и для того, чтобы случайно встетить знаменитых артистов.
В «высотке» на Котельнической жил замечательный композитор, дирижер, пианст, народный артист РСФСР и СССР, весельчак и мастер розыгрышей Никита Владимирович Богословский. Его песни знает вся страна: «Темная ночь», «Шаланды полные кефали...», «Любимый город» и множество других. Это он придумал такую шутку-загадку: «В нашем доме в одной квартире девять лауреатов спят в одной постели. Кто это?» Гости терялись в догадках и строили недвусмысленные предположения. «Пырьев с Ладыниной!» — довольно потирал руки композитор, выслушав все пикантные версии. На двоих у актрисы и режиссера действительно было 9 государственный премий. Любил композитор подтрунивать и над Фаиной Раневской. «Привет, старуха» — на весь двор кричал Никита Владимирович, завидев свою звездную соседку. Раневской это не нравилось.
Ей больше нравилось приветствие Александра Твардовского: «Приветствую Вас, моя великая соседка». Дружба Твардовского с Раневской началась с небольшого конфуза: как-то Твардовский забыл ключи, а домочадцев дома небыло. И тут Твардовскому нестерпимо захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке. После чего поэт проговорил с актрисой несколько часов подряд. «Приходите еще, двери моего клозета всегда открыты для вас!» — приветливо попрощалась Раневская. После этого знакомства Твардовский частенько заходил пообщаться с Фаиной Георгиевной. Она жила на втором этаже, над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. "Над хлебом и зрелищами", — как любила говорить сама Раневская.
Кстати, та же Фаина Раневская, говорят, не случайно оказалась в этом доме. Якобы её хотели завербовать сотрудники КГБ, чтобы докладывала о своих соседях и коллегах, но она ответила им: «Не могу! Говорю во сне громко, а живу в коммуналке, боюсь, проболтаюсь соседям». И актрисе дали квартиру в высотке, на втором этаже, над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. О своём месте жительства она говорила: «Живу над хлебом и зрелищами». А чтобы сотрудники КГБ от неё отстали, пришлось целую неделю использовать свои актёрские способности и «говорить во сне». Разговаривала она громко, окна были открыты, и соседи уже начали жаловаться управдому, что спать невозможно. Пришлось чекистам оставить Раневскую в покое.
Здесь жила актриса, красавица Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, Михаил Жаров, Роман Кармен, балерина Галина Уланова, дрессировщица Ирина Бугримова, певица Людмила Зыкина, поэты Роберт Рождественский и Андрей Вознесенский, писатель Василий Аксенов, писатель Константин Паустовский, режиссер Наталья Сац, балерина Раиса Стручкова, художник Аркадий Пластов, актер Александр Ширвиндт, Дмитрий Нагиев, Юрий Любимов… Все эти списки можно продолжать.
Жил в этом же доме и сам архитектор высотки Дмитрий Чечулин. Ходят слухи что, архитектор был уверен, что получит квартиру в этом доме на верхнем этаже с панорамным видом на Москву, но квартиру ему предложили на первом этаже.
Не знаю, правда это или нет, но памятная доска гласит, что архитектор жил здесь с 1963 по 1981 годы. Значит он получил квартиру не как все в 1953 году, а спустя 10 лет. Да и есть ли на первых этажах квартиры?
После его смерти в 1981 году остался его гараж. На этот гараж претендовал Евтушенко, но отдали его Ширвиндту. Дело в том, что Евтушенко совершенно невовремя опубликовал в газете своё стихотворение «Тараканы в высотном доме».
Вот его фрагмент:
«Тараканы в высотном доме – бог не спас, Моссовет не спас. Все в трагической панике – кроме тараканов, штурмующих нас. Адмиралы и балерины, физик-атомщик и поэт забиваются под перины, тараканоубежища нет.
На столе у меня ода – тяжкий труд, а из мусоропровода гости прут. Только Зыкина запела, с потолков подпевать пошла капелла прусаков. Композитор Богословский взял аккорд, а на клавиш вспрыгнул скользкий рыжий черт …»
И после такого стихотворения домоуправление обиделось на поэта и не дало гараж, а достался он актёру Ширвиндту, несмотря на уверения Евтушенко, что, мол, тараканы у него выписаны в фигуральном смысле. Тараканов же действительно было очень много. И не случайно, ведь дом построен на месте мучных складов, которые много веков тут стояли. Земля вся пропиталась мукой, к ХХ веку окаменела, являясь пищей и жилищем для множества тараканов. И вот построили высотку – лакомый кусочек для них, и они не могли туда не переселиться. Травили тараканов долго, и ядом, и мусоропроводы заваривали. Старожилы говорят, что в 1980-х годах произошёл массовый побег тараканов – миллионы их ползли по стене дома, потом по земле, и прям на проезжую часть набережной. Куда потом делись, неизвестно.
Этот дом был один из самых безопасных для жильцов. В подъезде сидели консьержки, в лифтах дежурили вахтеры. Однако, под Новый год, 30 декабря 1981 года, здесь произошло ограбление. В подъезд дома зашла группа мужчин с огромной елкой и праздничной коробкой. Мужчины сказали, что они из Госцирка и пришли оставить подарки у квартиры дрессировщицы Ирины Бугримовой. Дежурная их пропустила. Курьеры долго не выходили и это насторожило дежурную. Она бросилась к квартире дрессировщицы и увидела распахнутую дверь, а в квартире елка. Курьеры ушли через черный ход, прихватив с собой коллекцию бриллиантов дрессировщицы. Многие экспонаты этой коллекции значились в международных каталогах. Племянница дрессировщицы пишет: «Под Новый год к Бугримовой пришли два мальчика, сказали консьержке, что хотят поздравить Ирину Николаевну с праздником. В руках – тортик, елка… Не заподозришь воров. Они взломали дверь и вынесли все, что могли: японскую технику, столовое золото, кожаное пальто… Даже залезли в холодильник, съели запеченного индюка и вино выпили. Это громкое дело взяло под контроль большое начальство с Петровки, 38. Поэтому мальчишек быстро нашли. Во время очной ставки с Бугримовой они попросили прощения: «Простите нас и дядю Колю». Дядя Коля был шофером Бугримовой. Жена знаменитого дрессировщика Бориса Эдера, который тоже жил с Бугримовой в одном доме, после смерти мужа завела себе друга. Простого мужичка, водителя междугородных рейсов – того самого дядю Колю. Потом он вместе с Тамарой Эдер поселился у тети на даче во флигеле. И так нагло себя вел, что в поселке Старых Большевиков начали возмущаться. Дяде Коле пришлось съехать, но зло затаил. После той истории и произошла кража.»
Как выяснилось позднее, нити преступления вели к любовнику Галины Брежневой, Борису Буряце — артисту цыганского театра «Ромэн». Вероятным заказчиком преступления была Галина Брежнева, которую, раумеется, никто не обвинил. А вот Бориса Буряце арестовали на 5 лет с конфискацией имущества, но на свободу он так и не вышел — его убили на зоне.
В доме по-прежнему живет много знаменитостей, но прежних жильцов все больше теснят новые. Квариры здесь активно продаются, проводятся перепланировки, квартиры сдваиваются. Александр Ширвиндт в своей книге «Schirwindt, стертый с лица земли» писал: «Я обменялся сюда случайно лет сорок назад. Это микрогород, отданный когда-то Сталиным под заселение самым-самым... Сейчас картина с точки зрения личностной мощи, конечно, пожиже, но зато сегодняшние хозяева жизни скупают у испуганных потомков по нескольку квартир на этаже, соединяют в витиеватые архитектурные ансамбли и обитают в этих лабиринтах, боясь не отличить при реконструкции несущую стену от ненесущей. И вот бедные стены нашего дома несут на своих древних плечах груз ответственности за безнадзорность».
«Засветилось» это прекрасное здание и во многих фильмах, кроме уже упомянутого «Москва слезам не верит», так же в советском художественном фильме «Покровские ворота», во 2-й серии родители Маргариты живут именно в доме на Котельнической набережной. В телесериале про современных бандитов «Бригада», друзья дарят Саше Белому квартиру в этом доме. В первый же день на молодоженов совершают покушение с помощью растяжки с гранатой в подъезде. В фильме «Брат 2» в этом доме находится квартира Ирины Салтыковой.
Время идет и с ним уходят «звездные» жильцы, а на их место приходят другие.
Несколько видов, снятых с высотки. Что самое обидное, все эти виды открываются не с опасной крыши, а с хорошей смотровой площадки на доме, которую бы было неплохо открыть для общего посещения, но никак.
В центральной высотке под шпилем есть и еще одна закрытая даже для жителей смотровая площадка.
Но элитное время дома уже прошло и теперь квартиры в высотке считаются чем-то подобным бизнес-классу нашей сегодняшней недвижимости. Элитную нишу заняли более современные и комфортабельные дома. Здание ветшает, «сталинский кафель» давно обвалился. Только сохранившиеся хрустальные люстры сияют по-прежнему. Но у жителей существую вечные проблемы с лифтами, мусоропроводами, стоянками и прочим техническим обслуживанием. Поэтому сейчас для многих высотка утратила прежнюю значимость, сохраняя лишь привлекательность исторического плана.
А, да! Ещё забыл сказать, что под зданием есть бомбоубежище. В девяностые годы был совершен визит в подземную часть высотки через башенку, расположенную севернее.
Мир скучен для скучных людей.
|
|
| |
Чулышман
Автор |
20.05.2017 / 22:27 / Сообщение 73 |
Сообщений: 8837
|
Ночь, фонарь, Берсеневская набережная.
Выше по тексту это место уже описывал, только тогда фотографии были сделаны в дневное время. А сейчас романтика...
Завёз клиента на Болотную набережную, дорога в одну полосу, движение по часовой, парковаться негде. Доехал до Берсеневской набережной, здесь есть небольшая нычка, оказалась свободной, паркуюсь. Размял ноги, Uber не отключаю, сделал несколько снимков, достал покушать, лопаю... В конце трапезы прилетел заказ, постоял ещё минут пять, клиент сам подошёл и мы поехали.
Мир скучен для скучных людей.
|
|
| |
Чулышман
Автор |
20.05.2017 / 22:28 / Сообщение 74 |
Сообщений: 8837
|
Па́мятник Петру́ I (официальное название — Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота») работы Зураба Церетели был воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала. Один из самых высоких в России памятников. Общая высота памятника 98 метров, высота фигуры Петра 18 м.
Описание.
Памятник Петру в техническом плане представляет собой уникальное инженерное сооружение. Несущий каркас монумента выполнен из нержавеющей стали, на него навешены бронзовые детали облицовки. Отдельно друг от друга собирались образующая пьедестал нижняя часть памятника, корабль и фигура Петра; последние в готовом виде монтировались на пьедестал. Ванты корабля выполнены из нержавеющей стали. Каждый из них сплетён из нескольких тросов и закреплён таким образом, что полностью исключена их подвижность. Паруса имеют внутри пространственный металлический каркас (для уменьшения веса), они изготовлены из меди методом выколотки.
Для памятника использовалась бронза самого высокого качества; она предварительно подвергалась пескоструйной обработке, затем патинировалась и покрывалась специальным воском и лаком, защищающим от воздействия неблагоприятных погодных явлений. Свиток, который держит в руке Пётр I, позолочен, также позолочены Андреевские кресты на флагах, конструктивно сделанных как флюгеры. Внутри имеется лестница, предусмотренная для наблюдения за состоянием памятника. Образующий искусственный остров железобетонный фундамент, на котором покоится памятник, обрамлён фонтанами, создающими эффект рассекающего воду корабля.
Создание и монтаж.
По публикациям российских СМИ, данный памятник является переработанной и видоизменённой статуей Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991—1992 году, к 500-летию открытия европейцами Американского континента. Эти слухи пытаются опровергать.
По данным из неофициальных источников, стоимость возведения гигантского бронзового царя — 15-20 млн. долл. Установка памятника по официальным данным стоила 100 миллиардов неденоминированных рублей, то есть 100 миллионов деноминированных, или ровно 16,5 миллиона долларов по курсу 1997 года.
На проектирование и строительство царя ушёл неполный год. В аэродинамической трубе А-6 Института механики МГУ были проведены продувки макета памятника, созданного сотрудниками Института (ныне в музее истории МГУ), что позволило существенно улучшить аэродинамические характеристики монумента.
Работы по монтажу проводили 120 монтажников 1-го МСМУ АО «Стальмонтаж» под руководством ведущего геодезиста Валерия Маханова и ведущего бригадира Владимира Максимова.
Независимая общественная комиссия, оценивавшая художественные качества памятника в 1997 году, за несколько месяцев до его открытия, указывала (см. публикацию в журнале «Столица» одного из её членов), что «Пётр I», официально объявленный властями и Зурабом Церетели подарком морякам к 300-летию Российского Флота, таковым фактически не является. «Прежде всего потому, что праздник прошёл аж в октябре прошлого года. Во-вторых, ещё в 1995 году моряки за подписью врио Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова просили Российское правительство и лично Виктора Черномырдина установить в честь праздника в Москве совершенно другой памятник. Его эскиз сделал народный художник академик Лев Кербель. Памятник планировали открыть в сентябре 1996 года напротив Третьяковки, для чего сделали новый пешеходный мост через Водоотводный канал и украсили там набережную. Однако все вопросы с этим памятником Москва взялась решить самостоятельно, без помощи России, о чём правительству Родины было сообщено специальным письмом. И вот приблизительно весной 1996 года в 300-летней истории Российского Флота впервые появилась фамилия Церетели. Решениями столичного правительства и бывшего главного архитектора города Леонида Вавакина вдруг были созданы специальные комиссии, которые осмотрели проекты Кербеля и Церетели и признали, что задумки Зураба Константиновича неповторимо прекрасны». Памятник Петру работы Кербеля «выселили» в Измайлово. Городской комитет по празднованию 300-летия Флота по рекомендации Правительства Москвы съездил в мастерскую Церетели и ознакомился с проектом памятника. Члены праздничного комитета попросили власти «рекомендовать 3. Церетели внести в проект следующие изменения: — изобразить статую Петра I в традиционной форме российского военного моряка начала 18 века; — установить (разместить) внутри монумента бюсты выдающихся флотоводцев; — убрать орла с бушприта»… и т. п., что выполнено не было.
Памятник был открыт 5 сентября 1997 года в рамках масштабного празднования 850-летия Москвы, до этого, 3 и 4 сентября соответственно, Лужков и Ельцин открыли территорию вокруг восстановленного Храма Христа Спасителя и реконструированный Столешников переулок с храмом возле будущего отеля «Marriott Аврора».
Критика.
Памятник вызвал практически единодушное отторжение в кругах общественности и архитекторов в связи с его внешним видом и отсутствием ценности для города. В 1997 году журнал «Столица» и его главный редактор Сергей Мостовщиков провели серию публикаций против памятника, а также акцию по сбору подписей против установки памятника. Мероприятие проводилось под лозунгом «Вас здесь не стояло», а графическим символом акции было сопоставление композиции Церетели с творением Остапа Бендера «Сеятель облигаций государственного займа» из фильма «Двенадцать стульев». Журнал вышел с вложенной внутрь наклейкой — перечёркнутый памятник Петру и лозунг — и предложением писать в журнал письма с поддержкой, которых было получено около 5 тыс. Как писал журнал «Столица», анализируя письма читателей, «гигантские размеры памятника и неудачно выбранное для него место — основные причины недовольства москвичей».
16 мая 1997 года общественная комиссия, созданная мэром Москвы из-за большого общественного резонанса в связи с появлением памятника, ознакомилась с результатами социологических опросов, проведённых в городе фондом «Общественное мнение» и ВЦИОМом — половине опрошенных москвичей памятник не нравился. Изучив результаты, комиссия провела своё собственное голосование: 13 её членов проголосовали «за» то, чтобы оставить памятник на этом месте, 3 проголосовали «против». О том, что решение будет положительным для Церетели, критики памятника писали заранее.
Депутат Мосгордумы, председатель комиссии по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов рассказывает о т. н. «эффекте/феномене Церетели», связанном с этим памятником: в рамках большого социологического опроса, который был заказан независимым структурам, москвичей попросили высказать своё отношение к градостроительной политике в Москве. «15 % отнеслись отрицательно, 30 % положительно, а 40 % — так-сяк. Важный момент: тем 40 %, которым что-то нравилось, а что-то не нравилось, больше всего не нравился Пётр Первый. И, когда мы пересчитали итоги с учётом этого обстоятельства, вклад Петра Первого в отрицательный имидж градостроительной политики достиг 30 %. Я это назвал „эффект Церетели“ — как с помощью одного сооружения можно изменить настроение в десятимиллионном городе».
Однако в 2014 году архитектурный критик Григорий Ревзин в своем мемуаре, посвящённом этому памятнику, анализируя протестные акции, сомневается в их «спонтанности»: «заполнить Москву наклейками и плакатами „вас здесь не стояло“ — это такой рекламный бюджет, который надо согласовать, утвердить и получить — он сам не образуется. Сотни публикаций против Петра, конечно, могли и сами собой производиться — и в какой-то момент и производились, но всё же скорее кто-то вначале запустил процесс. И уважаемый мною Марат Гельман, кстати, который придумывал впечатляющие акции против Петра, — он, конечно, утверждал ценности современного искусства, но одновременно ведь он тогда уже работал и как политтехнолог». По его мнению, это была запланированная антилужковская манипуляция, связанная с политикой, а не с эстетикой: «Вы вспомните время: Ельцин победил на выборах благодаря ситуативному союзу разных сил, демократов с бизнесменами, топ-менеджеров с артистами, интеллигентов с ворами в законе и т. д. Эта история про ужасную тра-та-та бандуру, которая встала вопреки тра-та-та, — она выставляла Лужкова дикарём и самодуром (он таким и был, на мой взгляд; но тут вопрос, как представить). А задача остановить Лужкова на пути в президенты была чуть не главной все последующие четыре года. Ни до, ни после этого, никогда на всём протяжении истории России, не было случая такого всенародного внимания к искусству ваяния. В этой моей частной памяти Пётр Первый — это случай, когда я лично оказался объектом психологической манипуляции».
6 июля 1997 года группа «Реввоенсовет» пыталась взорвать памятник. По их словам, взрывчатка была уже заложена, но подрыв был отменён в связи с возможными жертвами среди прохожих и разрушениями. По другой версии взрыв был предотвращён из-за звонка анонима. С тех пор доступ публики к памятнику был закрыт. Мосгорсуд 19 апреля 2002 года вынес приговор пятерым членам «Реввоенсовета»: подсудимые Владимир Белашев, Сергей Максименко, Валерий Скляр, Владимир Радченко и Юрий Внучков были признаны виновными в терроризме. Им вменялись в вину подрыв в апреле 1997 года памятника Николаю II в посёлке Тайнинское (скульптор В. Клыков, взорван 1 апреля 1997), а также минирование памятника Петру и газораспределительного узла в Подмосковье.
Как пишут «Известия», один из проектов, представленных на ежегодной выставке «Арх Москва», даже предлагал «одеть» памятник в стеклянный кожух, чтобы его не видеть. Речь идёт о 2007 годе, когда на выставке был представлен проект Бориса Бернаскони, который предлагал встроить памятник Петру I в небоскрёб, который стал бы для творения Зураба Церетели музеем, а для москвичей — смотровой площадкой и местом проведения досуга.
Также в 2007 году в Музее актуального искусства ART4.RU устроили акцию, собрав почти 100 тыс. руб. пожертвований на демонтаж произведений Церетели — перед входом в экспозицию установили пластиковый ящик с соответствующей надписью: «Сбор средств на снос памятников, поставленных повсеместно Зурабом Церетели». По словам директора музея Генри Ясаса за несколько дней пожертвований собралось больше, чем было заплачено за билеты. Некоторое время спустя по просьбе Василия Церетели, внука скульптора и директора Московского музея современного искусства, фамилию из объявления убрали, оставив текст «на снос памятников, уродующих город».
После отставки Лужкова.
28 сентября 2010 года, в день снятия Юрия Лужкова с должности мэра Москвы, галерист Марат Гельман, и прежде критиковавший скульптуру, высказал предложение о сносе памятника. 4 октября 2010 года и. о. мэра Москвы Владимир Ресин на совещании в администрации предложил подумать о переносе памятника в другое место. Глава комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов заявил, что перенос монумента может обойтись городскому бюджету в 1 млрд рублей, и он сомневается, что подобные деньги в бюджете обнаружатся. Гельман заявил, что перенос памятника Петру I работы Зураба Церетели можно осуществить не на бюджетные, а на спонсорские средства, которые он обещал изыскать.
Представитель движения «Архнадзор» Наталья Самовер предупредила, что перемещение памятника может оказаться популистским шагом. «Перенести памятник и сказать, что все проблемы с обликом Москвы сняты, — это очередная попытка манипулирования общественным мнением». О намерении принять у себя памятник основателю российского флота заявили отдельные представители власти и группы жителей следующих городов: Азов (группа жителей), Тирасполь, Петрозаводск (председатель городского совета), Воронеж (опрос агентства «Воронеж-Медиа»), Иваново, Орёл, Архангельск, Переславль-Залесский, Камышин, Ижевск, Бердянск.
Интересно, что Санкт-Петербург от «московского Петра I» отказался: в городе уже есть один авторства Церетели (высота 12,65 метра), недалеко от гостиницы «Прибалтийская» на Васильевском острове, куда его после определённой борьбы удалось «выселить» (открыт 25 сентября 2006 года) городским властям из самого центра города — от Манежа, где он был установлен в марте 2005 года.
28 июля 2011 года префект Центрального административного округа (ЦАО) Москвы Сергей Байдаков заявил на пресс-конференции: «Пётр I как стоял, так и будет стоять. Я вообще считаю, что всё должно быть, как создали наши предки».
В культуре.
Как пишет «Новая Газета»: «…ни один из московских памятников последних лет не выполнил главной задачи городского монумента: не вошёл в легенду, в „культурный текст“ столицы. (Кроме Петра Церетели, вероятно. Этот — вошёл, и какой поступью!)».
Московский памятник Петру воспринимается как своего рода аналог петербургскому памятнику Петру («Медный всадник»), также являющемуся символическим литературным объектом.
В сборнике юмористических рассказов Михаила Веллера «Легенды Арбата» один из рассказов — «Гулливер» — своего рода биография Церетели. Он описывает долгий творческий путь памятника, который изначально был замыслен как памятник Гулливеру, от берегов Англии до берегов Москвы-реки.
Злые языки утверждают, что и за бронзу, и за изготовление уникума платил город, причем по баснословным ценам. Потому что половина отпущенной суммы сразу возвращалась в карман отпускающего, э-э, высокопоставленного чиновника (в форме пресловутого «отката»). Но мы не будем верить грязным слухам и пустым наветам.
И был отлит корабельный врач Лэмюэль Гулливер ростом с небоскреб, и Колосс Родосский только в прыжке дотянулся бы поцеловать его в пупок, а динозавр работает мелким домашним животным типа кошки. Гигантские бронзовые листы, подобные парусам галеонов, башенный кран поднимал в крепеж на каркас, почти равный Эйфелевой башне. И ничтожные лилипуты карабкались по его телу и снизу задирали головы, потрясенные гигантом из неведомой страны настоящих людей.
В песне Юрия Шевчука «Интервью» c альбома «Мир номер ноль» группы «ДДТ» памятник фигурирует как «Гулливер-Пётр в лилипутской лодке».
В романе Олега Дивова «Лучший экипаж Солнечной», действие которого разворачивается в пост-ядерном мире, памятник Петру I и Храм Христа Спасителя — одно из немногих сооружений, уцелевших в Москве. Причём мутанты считают памятник изображением некого языческого бога и поклоняются ему, совершая паломничества по высохшему руслу реки, которое считают специальной дорогой, а обгоревший Храм Христа Спасителя («Чёрную церковь») — специальным культовым сооружением, возведённым при идоле для свершения обрядов. Описание статуи Петра таково:
«Непомерных размеров статуя глядела прямо в экран на собравшихся в рубке астронавтов. Злое некрасивое лицо с маленькими глазками и закрученными усами поражало мастерски переданной скульптором параноидальной жаждой власти. Единственная рука гиганта сжимала архаичного вида штурвал. Ногами чудовище попирало крошечный морской кораблик».
Мир скучен для скучных людей.
|
|
| |
|