Бухтарминское вдхр., Зайсан, Австрийский тракт

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бухтарминское вдхр., Зайсан, Австрийский тракт
Чулышман Автор 13.02.2009 / 11:06 / Сообщение 1
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Есть желание посетить Бухтарминское вдхр. в Казахстане. Дата поездки пока открыта. Посоветуйте наилучшее время года для посещения вдхр. Коридор по времени приходится с 15 по 30 мая, в это время года как там с погодой?
Слышал про Рахмановские ключи, что это за место (чем оно славится), проезжабельна ли дорога. Может кто накидает маршрут?
Что ещё можно посетить в Казахстане на близлежащих территориях?



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2009 / 21:06 / Сообщение 2
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Мне тут один хороший чел ссылку скинул по Казахстану, про те места, куда хочу съездить.
Вот что там было:

Тайна старой дороги
Галина ВОЛОГОДСКАЯ, Виктор ВОЛОГОДСКИЙ (фото), Катон-Карагайский район ВКО

Дорога, которую сто лет назад построили в Восточном Казахстане пленные словаки, чехи и австрийцы, является уникальным памятником истории и гимном человеческому трудолюбию.
– Посмотри-ка, – протянул как-то мне бинокль лесник из Урыля. – Во-он дорога идет через хребет. Ее называют Старая Австрийская. Не вздумай по ней ехать одна – пропадешь.
Почему старая, почему австрийская? И что в ней такого страшного, что нельзя отправляться в одиночку?
Лесник только хмыкнул, для него все было очевидно. А вот для нас эта горная нитка трассы обрела ореол таинственности. И мы решили: в путь!
Лесник только хмыкнул, для него все было очевидно. А вот для нас эта горная нитка трассы обрела ореол таинственности. И мы решили: в путь!

Дорога в Шамбалу

Алтай – не самые высокие горы, главная вершина Белуха – 4,5 тысячи метров. Однако по числу тайн, мифов и загадок Алтай (или с монгольского – Золотые горы) ничуть не уступает легендарным Гималаям. Чего стоит только сказочная страна Шамбала, вход в которую надеется отыскать каждый, кто отправляется в Прибелушье. Вот и наша Старая Австрийская дорога оказалась сплошной загадкой. Ни в областных музеях, ни в районном о ней нет никаких сведений. Мы собирали их по крупицам от старожилов, которые в свою очередь слышали что-то от своих отцов.
– Это была стратегическая дорога, – убежденно заявил житель Катон-Карагая Николай Василков. – Ее начали строить в Первую мировую войну, чтобы укрепить границу с Китаем. Дорога позволила перебрасывать армейские части и вооружение, а прокладывали ее пленные чехи, словаки, венгры. Они воевали на стороне Австро-Венгрии и массово сдавались в плен – не хотели идти против русских. Старики говорили, что маршрут проектировал австриец. Наверное, это был инженер, который раньше строил у себя в Альпах. Что стало с этими военнопленными, неизвестно, но трассу с тех пор так и зовут – Австрийская. Она, можно сказать, символ трудолюбия. Представьте: без всякой техники, только кирками и лопатами люди били трассу через два огромных перевала, несколько рек и болот.
Стратегическое назначение дороги подтверждает и история Верхне-Иртышского пароходства. Именно от военного ведомства семипалатинские и усть-каменогорские пароходные компании получили первый заказ на перевозку людей и грузов. Дорога, почти напрямую соединяющая долину Бухтармы и приграничный Маркаколь, нужна была как воздух – быстрые маневры военных лучше всего остужали пыл любых притязаний соседней Китайской Республики. На Маркаколе старики рассказали нам, что новостройку вели просто бешеными темпами. Рабочие продвигались с двух сторон навстречу друг другу. Все необходимые грузы поднимали на баржах вверх по Иртышу и Черному Иртышу. Уже в 1916 году по Австрийской дороге началось регулярное движение. Сначала на лошадях, затем на шустрых грузовиках-полуторках.

Трасса жизни и смерти

– Вот она, Старая Австрийская дорога, – кивает в сторону гор наш проводник Виктор. – Семьдесят километров – и вы на Маркаколе.
Серая гравийка вьется к хребту и теряется в складках скал. Перевал Бурхат. Вершина в снежных языках, под самыми облаками. Мурашки по коже, как подумаешь, что на этом склоне машина не впишется в поворот, – лететь придется больше двух тысяч метров! Мы шепчем молитву и жмем на газ. Вперед, на штурм Бурхата!
– С погодой повезло, – со знанием дела замечает Виктор. – Во время дождя опасно, камни сходят. У меня перед носом как-то упал килограммов в пятьсот. Если бы угодил в машину, я бы сейчас с вами не разговаривал.
Чем выше дорожные серпантины, тем ниже столбик автомобильного барометра. Воздух все прозрачней, кажется, еще чуть-чуть – и дотянешься рукой до неба.
– Вот, – кивает Виктор на обочину, – видите, какие валуны? В человеческий рост, каждый с тонну. Весной они перекрыли весь проезд, машины 70 километров из Маркаколя отпластают и обратно возвращаются. Потом кто-то на своем тракторе расчистил. А вообще никто за этой дорогой не следит...
Еще один вираж, и в глаза бросается высохший ствол над пропастью. На нем приколоченный гвоздями еще советский автомобильный номер – 99-99 ВКК. Похоже, число из счастливых девяток для кого-то стало, наоборот, несчастливым.
– Это еще что, – говорит Виктор. – Дальше есть место «солдат улаган», по-русски «солдат упал». Кто-то из военнопленных, видно, во время работы сорвался с откоса. Так там случилась целая история. В советское время с перевала шли несколько тракторов. Зима, холодно. И один из шоферов решил сходить по нужде, причем не останавливаясь, прямо с трактора. Так и рухнул в ущелье. Остальные выскочили из машин, заохали, думали все, разбился насмерть. А когда спустились к нему, оказалось – жив! Этот тракторист долго лежал в больнице, выписался, купил на радости лотерейный билет и выиграл машину. И до сих пор жив, ездит на этой машине. Хеппи-энд.
Мы специально притормаживаем у «нехорошего» места. Под откосом на камнях до сих пор валяется остов разбитого трактора. Как знак беды. Наш сопровождающий подводит нас к краю обрыва, где чуть не погиб его друг. Ехал весной на МАЗе, грунт подтаял и стал сползать вместе с машиной. Его спас только большой шоферский опыт. А на следующий день ему нужно было в город. – И он не смог вести машину, – смеется Виктор. – Говорит, я боюсь асфальта, боюсь ровной дороги. Наши шоферы после дорог по скалам не знают, как ездить по ровным трассам.

А мостов-то нет!

К полудню мы вползаем на самую вершину перевала Бурхат. Долина Бухтармы открывается отсюда с высоты полета даже не птиц, а самолетов. Фантастическая панорама! Воздух от запаха цветов и невероятной чистоты вязкий, хоть ложками черпай! Легендарная Белуха царит над землей в недосягаемой дали. Сегодня она открыла «личико». Это хороший знак – гора расположена к нам. Увидеть Белуху – большая редкость, обычно две ее вершины затянуты густыми облаками. Мы кланяемся царице Алтая – и дальше в путь. Впереди еще две трети Австрийской дороги – Тарбагатайская долина, хребет Южный Алтай, Мраморный перевал…
– А сейчас, – говорит проводник, – наше путешествие может закончиться.
Дорога выскакивает на берег речки и… упирается в снесенный мост. Приехали. Мост, как выяснилось, снесен паводком еще несколько лет назад, и каждый водитель сам решает для себя: лезть в течение или разворачиваться обратно. «Недалеко ферма есть, – ухмыляется Виктор, – так они иногда сутками трактор здесь гоняют, утонувшие машины вытягивают».
Мы разглядываем рухнувшую конструкцию: опорам моста уже сто лет! Военнопленные делали их из лиственницы, каждую деталь фуговали и заполняли срубы камнями. За век с этими ряжами ничего не случилось, как стояли, так и стоят! Испытание временем не выдержала уже советская металлическая конструкция. А всего на австрийской дороге пять мостов! И все пять в аварийном состоянии. Где-то полотно разорвалось и провалилось, где-то балки лопнули. Проезд по этим мостам смертельно опасен. «Но все едут, – вздыхает наш сопровождающий. – По этой дороге от Катон-Карагая до самого берега Маркаколя 90 километров, а в объезд 500. Это самый короткий путь в Бобровку, Еловку, Сорвенок, Урунхайку, Владимировку. На Маркаколе много сел, вот люди и рискуют жизнью.

Такая вода – у нас и… в Лос-Анджелесе

Ниже рухнувшего моста преградившая нам путь речка впадает в Кабу. Про воду этой горной красавицы ходят просто легенды. «Самая чистая, – с круглыми глазами как-то доказывал нам лесник из Урыля. – Во всем мире всего в двух местах такая встречается, у нас и еще в Лос-Анджелесе!»
Речка действительно кристально чистая, в ее верховьях нет ни одной деревни, фермы или заимки. Загрязнять некому. «Вода настолько прозрачная, – подтверждает Виктор, – что обманывает зрение. Вот заводь, кажется, глубиной сантиметров двадцать, не больше. А ступишь в воду – с головой уходишь! Хариус, который здесь водится, сбитый, сильный, тяжелый».
Мы пробуем воду Кабы. Студеная, вкусная, из нетронутых белков и родников Тарбагатайского хребта. Нет, в Лос-Анджелесе такой точно не найти, самая вкусная в мире вода – только здесь, в Восточном Казахстане!
– Она еще и золотая, – улыбается наш проводник. – Если поискать, можно в речном песке крупинку золота найти. Только крупинку, не больше, но еще в детстве от бабушки я слышал, как однажды река сама вынесла самородок. Триста граммов! Больше никто никогда не находил здесь настоящего золота.

Туристы здесь не ходят

Мы прыгаем по речным камням, проверяем русло, меряем глубину. И с грустью понимаем, что должны повернуть назад. Без моста преодолеть эту речку можно только на тракторе. Звонкая Каба смеется над нами, она чуть ли не каждый день видит путников, вынужденных вернуться с полдороги. Старая Австрийская дорога, брошенная на произвол судьбы, превратилась в бездорожье.
– Если ее сделать, – уже внизу втолковывает нам катонец Николай Василков, – сразу два района получат мощнейший поток туристов. Маркакольский и Катон-Карагайский. Старая Австрийская дорога сама по себе чудесный туристический маршрут! По ней и сейчас буквально валом идут машины с российскими номерами. Люди готовы платить очень большие деньги, чтобы увидеть наш Маркаколь и Прибелушье. И представьте, какое разочарование для них, когда после курчумской пустыни они натыкаются на снесенные мосты. Кажется, альпийские вершины рядом, рукой подать, но туристы вынуждены возвращаться несолоно хлебавши. Не вечно же фермерам вытаскивать из речек чужие автомобили. Настоящий большой туризм придет в регион только вместе с хорошими дорогами. Так что власти просто обязаны вернуть Старую Австрийскую трассу к жизни!

Неразгаданная тайна

Каждая пядь этой дороги – живая история. У подножия Южного Алтая нам встретились курганы с каменными линзами, а в ущелье Кабы – следы дикого зверя. Может, снежного барса?
В Катоне, на Маркаколе, в Зыряновске, Риддере, Усть-Каменогорске до сих пор живут потомки тех, кто сто лет назад строил удивительный путь в горах. Мы очень надеемся, что среди читателей найдутся те, кто знает что-нибудь о судьбе чешских, словацких, венгерских и австрийских пленных. И поможет нашей газете рассказать о них. Где они похоронены? Где могила безымянного солдата, который упал в ущелье во время строительных работ? Место «солдат улаган» осталось, а человек забыт.
Тайны старой дороги еще предстоит разгадать.

Если кто знает про эту дорогу-подскажите,плиз...



Мир скучен для скучных людей.
Салев 06.03.2009 / 16:11 / Сообщение 3
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 4
Награды: 0
Репутация: 0
В 2006г. мы путешествовали по Восточному Казахстану. В планах было подняться к Рохмановским ключам, посмотреть на Белуху с «их» стороны, побывать на Бухтарме, узнать про дорогу через Ридер(Лениногорск) на горный Алтай. В мечтах, конечно хотели вернуться домой этой дорогой. Но не всегда мечты превращались в реальность.
В Казахстан заезжали через Шемонаиху, есть еще заезд через Веселоярск, но по опыту знаем, что через Шемонаиху заезжать проще. Совет: проезжать через границу ночью, гораздо проще, чем днем, за все 3 раза которые мы ездили в Казахстан, ни разу машину не шмонали.
С Шемонаихи поехали на Усть – Каменогорск, с него на Бухтарму. На Бухтарме в районе Серебрянска заночевали. Что удивительно ездили в 20х числах сентября, а вода в водохранилище была достаточно теплая.

Дальше дорога на Зыряновск, через многочисленные деревни до деревни Урыль. Дорога – асфальт. В Урыле отметились на заставе у пограничников и дальше в горы на Рахмановские ключи.

Сразу можем сказать, что Рахмановские ключи, по нашим представлениям, не то место, где могут отдыхать такие как мы (палаточники). Все откуплено, палатки ставить нельзя, можно снять домик. Даже по нашим российским меркам, все дорого, да и смотреть не на что. Единственное, что интересно – это дорога к ним. На некоторых перевалах видно(в хорошую погоду) Белуху. Но так как мы ездили в сентябре, шел дождь со снегом, ее видно не было. Дорога нормальная, насыпная. Ночевали 2 ночи на живописной реке, в лесочке около реки набрали опят. Позже узнали, что в этой стороне есть красивое озеро Большое Язовое, но об этом узнали уже поздно – там не были. От озера есть
дорога до старых рудников у подножья Белухи. Спустившись с гор обратно в Урыль, снова отметились у погранцов, но по нашему мнению к ним можно вообще не заезжать, никто, за все время, у нас никаких пропусков не спрашивал.
В Урыле на заправке не оказалось солярки (наша Terrano питается только ей), но нашлись добрые люди, заправили, так сказать, «на дому». Пока заправлялись подсказали об интересной дороге на оз. Маркаколь. Правда сразу сказали, что мы там не проедем. Но так как мы это слышали уже не раз, и всякий раз проезжали, решили попробовать и не пожалели.
Между д. Шынгыстай и д. Енбек свернули на проселочную дорогу в сторону гор. Дорога вела к живописнейшему перевалу. Несколько раз останавливались полюбоваться великолепным видом долины. Ощущение будто летишь на самолете, а под тобой бескрайнее море казахстанской степи.

еще не все.

Продолжим.
На перевале снег. Дорога по нашим кузнецким меркам – почти асфальт, не считая, что под тобой почти 2000 метров. Виды, конечно, открываются сказочные. Историю этой дороги мы не знали.
Преодолев перевал, спускаемся к реке. Безо всякого труда преодолеваем ее вброд (мост разрушен). Но видно где съезд, где выезд. Наверное, нам повезло, что у нас не было проводников. Ведь будь они, возможно, мы никогда не увидели Маркаколь. За всю дорогу было 2 – 3 небольших топи, да и те кто-то услужливо заложил бревнами. Еще раз повторюсь - места сказочные, кто решиться проехать - не пожалеет. Только май не самое лучшее время. Мы были в сентябре – в горах лежал снег (небольшой). А в мае, наверное, и снегу побольше, и реки поглубже. Будет обидно, вернуться, не побывав на Маркаколе.
Доехав до д.Урунхайка заехали в заповедник, заплатили, на наши деньги, примерно 150 рублей с машины, остановились на озере. Рыбу ловить нельзя, но нам повезло, на берегу «в специальном» домике отдыхали «большие» дяди из Алма –Аты - им можно. Людьми они оказались сердечными и нам наверное с ведро ленка см по 40 подарили. Поэтому рыбки мы наелись.

От Маркоколя наше путешествие продолжилось в сторону Китайской границы с перевала Мраморный открылся потрясающий вид на песчаные горы.

Мы очень обрадовались перспективе покататься по барханам. Но каково же было наше разочарование, когда спустившись вниз, мы увидели что от песков нас отделяет паханная полоса два ряда колючей проволки и вышки пограничников. Пески то оказались на китайской территории.
Что удивительно, что мы достаточно долго ехали вдоль колючки, и вышек, и честно говоря изрядно нервничали, из-за того что едем вдоль границы, так и думали, что нас остановят и как шпионов сдадут куда надо. Но это же не Россия. Никто нас не остановил, а когда мы наконец заехали в первый же поселок Теректы, то местные, узнав, что мы россияне наперебой советовали куда нам еще можно съездить, и что интересного посмотреть. Вообще по-нашему опыту казахи очень доброжелательные, милые люди в отличии от тувинцев. Никаких проблем, за все наши путешествия по Казахстану у нас не было. Что очень приятно.
Дальше наш путь пролегал в Куручум. Везде вдоль дороги бахчи. Арбузы и дыни к тому времени уже отошли, но на полях их осталось еще довольно много. Заехав в бригаду мы спросили, как нам можно набрать арбузов. Добрый, чуть пьяный казах навалил нам штук 12, и еще бы валил, если было бы место, взамен взял всего 80 тенге (на бутылку). Ночевали на Бухтарме, ели арбузы и наслаждались шумом волны. О песчаный берег. На следующий день переправились на пароме на противоположный берег водохранилища, и вернулись в Усть-Каменогорск.


www.чулышман-турист.рф

Сообщение отредактировал Салев - Четверг, 05.03.2009, 19:40
Чулышман Автор 15.08.2010 / 08:23 / Сообщение 4
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
На следующий год обязательно включу Казахстан в календарь экспедиций... Уж очень места понравились. Недавно с Пломбиром удалось побывать в Казахстане, в качестве разведки. Теперь мы более-менее ориентируемся в данном регионе.
Прокатились и по Австрийскому тракту, были на Бухтарме, Зайсане, видели пески Китая (фото Салев). Своими глазами увидеть, это лучше любой фотографии. Впечатлений море....



Мир скучен для скучных людей.
Nadik 15.08.2010 / 17:14 / Сообщение 5
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 99
Награды: 3
Репутация: 43
Такая красотища и совсем рядом с домом! Как соберётесь в Казахстан, захватите с собой! Пожалуйста! smile

www.чулышман-турист.рф
xammep2005 08.02.2011 / 17:23 / Сообщение 6
Проверенный
Сообщений: 15
Награды: 0
Репутация: 8
Quote (chulyshman)
На следующий год обязательно включу Казахстан в календарь экспедиций... Уж очень места понравились. Недавно с Пломбиром удалось побывать в Казахстане, в качестве разведки. Теперь мы более-менее ориентируемся в данном регионе.
Прокатились и по Австрийскому тракту, были на Бухтарме, Зайсане, видели пески Китая (фото Салев). Своими глазами увидеть, это лучше любой фотографии. Впечатлений море....

Вов поделись впечатлениями, очень интересен данный маршрут, тем более у меня отец с тех краёв.
PS чёт я не нашёл отчёта может плохо искал...


http://www.чулышман-турист.рф/
Чулышман Автор 08.02.2011 / 17:42 / Сообщение 7
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Quote (xammep2005)
Вов поделись впечатлениями, очень интересен данный маршрут,

Если коротко - забрызгаю слюной во время рассказа! Очень понравлось!
Quote (xammep2005)
PS чёт я не нашёл отчёта может плохо искал...

У меня отчёты пишутся через три года после поездки... не успеваю писать. Накопилось около 50-ти поездок а может и больше.
В КЗ надо пропуска делать, это Фреон специалист! Без пропуска не получится...



Мир скучен для скучных людей.
betety 17.02.2011 / 23:12 / Сообщение 8
Проверенный
Сообщений: 1
Награды: 0
Репутация: 0
Если у Фреона не получится с пропусками, могу предложить "Легкий" маршрут по ВКО, где не потребуются пропуска... Например: обойти Сибинские озера - побывав в Акбауре и Шенташе, попытаться найти развалины Буддийского монастыря. Затем - Бухтарма - Курчум - киин-кириш. Далее: обойти Большенарымский хребет, если подняться на него в хорошую погоду - красота не описываемая, видно все на сто километров в любую сторону... потом переход до реки Бухтарма и сделать сплав, наслаждаясь ровным спокойствием реки на всем протяжении и прекраснейшей природой вокруг. До Тургусуна! Дневная экскурсия до Старой ГЭС построенной в 19 веке, надолго оставит у вас сильные впечатления. Ну а после - отдых в Алтайской бухте или Голубом заливе...

www.чулышман-турист.рф
Монголочка 27.05.2011 / 16:52 / Сообщение 9
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 118
Награды: 0
Репутация: 24
Как-то видела случайно фото Боровых озер, очень красиво... Интересная поездка бы получилась в Казахстан. В июле очень хочется вырваться куда-нибудь с клубом.

Сибирские экспедиции
Чулышман Автор 13.07.2011 / 15:44 / Сообщение 10
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Монголочка, народ не желаетехать... или возможности нет. Очень жаль - с радостью бы сорвался в любую авантюру! biggrin


Мир скучен для скучных людей.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: