Впервые я был озадачен этим фокусом при просмотре трансляции Евровидения: в то время, как певец оставался того же размера, фон как будто придвинулся ближе. Я недоумевал – как это, может у меня глюки? Но через несколько минут этот приём повторили. Хм, при монтаже ещё понятно, там и не такое можно сделать, но тут вроде бы прямая трансляция! Как же делают, чтобы объект на переднем плане оставался неизменных размеров, а фон как бы наезжал, либо, наоборот, отъезжал? Это делается с помощью комбинации зума (наезд) с одновременным движением камеры от объекта съемки (или наоборот – отъезд с одновременным движением камеры к объекту). В результате объект остаётся неизменным, в то время как фон движется. Этот метод очень впечатляет, когда его используют эффективно, но сделать это хорошо труднее, чем может показаться.
Этот метод также известен как Dolly/Zoom, а также как “всасывание фона” (blowing out the background), и использовался уже давно, особенно часто для создания атмосферы саспенса в фильмах ужасов. Хичкок был одним из первых, кто использовал этот метод (Vertigo), хотя есть и другие примеры: “Челюсти” (Jaws) и “Славные парни” (Goodfellas). А в некоторых фильмах “всасывание фона” даже пародируется, что говорит о том, что сейчас его используют даже слишком часто.
Здесь можно увидеть несколько образцов этого эффекта: