Буквально каждый сезон на рынке появляется все больше оригинальных моделей внедорожников, которые не укладываются в привычные классификационные рамки.
К ним можно отнести и новинку отечественного рынка – собираемый с января этого года на заводе «Северсталь-Авто» в Набережных Челнах внедорожник SsangYong Actyon. По внешнему виду этот экстравагантный автомобиль можно было бы одновременно отнести и к легковым хэтчбекам повышенной проходимости, если бы не очень большие высокопрофильные колеса и значительный клиренс, и к классическим среднеразмерным SUV, если бы не скругленный, почти как у нашей древней «Победы», задок кузова. Кстати, на базе «Победы» почти полвека назад выпускалась и полноприводная модель ГАЗ-М-72. И вот если «72-й» «газон» и Actyon поставить рядом, то по габаритам они довольно близки.
Сравните: габариты Actyon – 4455х1880х1740 мм при базе 2740 мм и ГАЗ-72 – 4665х1695х1790 мм при базе 2712 мм. «Победа 4х4» получается только на два десятка сантиметров длиннее, хотя настолько же уже и немного выше. Притом что у «корейца» задний свес «обрублен» практически совсем, по параметрам геометрической проходимости эти внедорожники из столь разных эпох вполне сравнимы.
Сходна и концепция их создания: ГАЗ-72 был попыткой создать комфортабельный внедорожник с несущим кузовом (один из первых в мире, кстати) на основе комбинации серийных компонентов – усиленного кузова от легкового автомобиля ГАЗ-М-20 с узлами и агрегатами ходовой части и трансмиссии армейского «джипа» ГАЗ-69. В свою очередь, рамный Actyon построен на модифицированной платформе внедорожника Kyron. Недаром все-таки говорят, что техника развивается по спирали. Другой вопрос, что назначение и возможности этих моделей принципиально различаются. Если в свое время группа столичных журналистов на ГАЗ-72 совершила автопробег из Владивостока в Москву по полному бездорожью, то решиться на аналогичный подвиг на Actyon сейчас вполне возможно, но лишь благодаря достройке связующего участка автодороги Чита-Хабаровск. Отсутствие демультипликатора, знаете ли, не очень стимулирует подвиги в стиле Camel Trophi. Зато на обычных дорогах Actyon просто обречен на повышенное внимание окружающих благодаря своей весьма неординарной внешности, отношение к которой у наблюдателей разное: кому-то «клювастый» капот с обратным наклоном решетки радиатора кажется достаточно стильным и удачно сочетающимся с «поджарой» задней частью, а кому-то слишком экстравагантным и не слишком симпатичным. Третьим такой дизайн передка напоминает мотивы капотов некоторых довоенных американских марок вроде Graham-Paige, т.е. фактически представляется этаким «неоретро». Однозначного мнения нет, но узнаваемость Actyon обеспечена полная, что по нынешним временам тотального компьютерного проектирования четырехколесных «мыльниц» уже немало. Свое несомненное влияние на облик внедорожника оказала и рамная компоновка с немаленькой колесной базой.
Дизайн салона смотрится не хуже экстерьера. Панель из качественного мягкого пластика, отличающаяся хорошим качеством подгонки всех элементов, за счет нескольких дизайнерских решений претендует на оригинальность и спортивную динамичность. Все элементы подогнаны друг к другу плотно и не скрипят не только при езде по шоссе, но и при быстром передвижении по проселочной дороге. Интересно, что на тестируемом автомобиле вместо магнитолы была установлена заглушка, что, как нам позже объяснили представители дилера, было специальным ходом, рассчитанным на тестовую оценку шумоизоляции салона. Признаем, ход достаточно смелый, демонстрирующий уверенность в качестве сборки салона на отечественном предприятии. Правда, из-за такого «недооснащения» не пришлось проверить удобство пользования мультифункциональным рулем, кнопками на котором регулируется громкость звучания и выбор радиостанции. Кроме того, несколько нестандартными размерами отличается подстаканник, в котором помещаются только небольшие бутылочки, а вот столь распространенные пластиковые не влезают. Зато в нишу под заглушкой отсутствующей магнитолы можно поместить небольшие предметы вроде сигаретной пачки или банки газировки (безалкогольного пива и др.). Выбор аудиосистемы, таким образом, целиком ложится на плечи будущего владельца, который волен установить «музыку» любой мощности и качества звучания.
Эргономика передних сидений с осязаемой боковой поддержкой неплохая, хотя запас продольного перемещения мог быть и больше – длинноногим водителям иногда придется подпирать коленями переднюю панель. На заднем диване вполне разместятся и трое плечистых мужчин, но профиль спинки не очень комфортабелен для длительных поездок, да и пространства в продольном направлении немного, так что с длинноногим водителем сидящий за ним пассажир будет упираться коленями в спинку кресла. Таким образом, Actyon можно считать, скорее, автомобилем с посадочной формулой 2+3. Обзорность с водительского места вперед, по бокам и в наружные зеркала вполне удовлетворительная, но обзор через салонное зеркало ограничивает очень пологая задняя дверь. Багажник откровенно мал, да еще и более чем метровая погрузочная высота предполагает наличие у владельца хорошо развитой ручной мускулатуры. Хотя под полом багажного отсека и прячутся полноразмерная «запаска» с топливным баком, такая откровенно «запредельная» высота вызывает некоторое недоумение. У заднего сиденья складывается только спинка, причем ровный пол багажного отсека при этом не образуется, из чего можно сделать вывод, что функциональность – не самая сильная сторона Actyon. Руль с кожаной оплеткой регулируется только по высоте, но удобен и по форме, и по углу наклона, подрулевые переключатели вполне стандартны и удобны. Мощный климат-контроль легко справляется с любым солнцепеком, включая буквально минутное охлаждение нагретого на стоянке салона, однако в предельных режимах обдува гудение вентилятора вносит явный дискомфорт, который хочется заглушить, например, музыкой...
Версия Actyon с 2,3-литровым бензиновым мотором мощностью 150 л.с. и 4-ступенчатым «автоматом» оказалась на удивление задумчивой. Еще бы – разгон до «сотни» с места занимает более 15 с! Хотя требовать большего от внедорожника снаряженной массой под две тонны и такой мощности не приходится. И кривая крутящего момента, обещающая достижение пика в 214 Н·м уже на малых оборотах, здесь особо не помогает. Даже на кик-даун «автомат» отзывается с явным запаздыванием, а при обычном разгоне его задумчивость, сменяющаяся судорожными рывками, сопровождаемыми недовольным ревом двигателя, реального ускорения не обеспечивает.
Версия с 2,0-литровым турбодизелем заметно прибавляет в динамике начального разгона, так как при меньшей мощности, составляющей 141 л.с., развиваемый им момент оказывается в полтора раза большим (313 Н·м), что в сочетании с перенастроенным под дизель «автоматом» заметно улучшает спринтерские повадки внедорожника. В сочетании же с «механикой» характер Actyon совсем исправляется, однако езда по нынешним московским пробкам однозначно требует именно «автомат». Несмотря на то что «дизельные» вибрации и шум ощущаются достаточно «рельефно», они ничто в сравнении с более чем внушительным расходом топлива бензиновой версией, потребившей в нашем тесте в среднем 20 л/100 км, что заставляет с сожалением думать о кошельках потенциальных владельцев. В среднем вдвое более экономичный дизель явно должен себя окупить даже при не самой интенсивной езде.
Большая энергоемкость подвески Actyon в сочетании с высокопрофильной резиной вполне характерна для настоящих внедорожников, т.е. позволяет без всяких сомнений ходом преодолевать любые виды дорожных сюрпризов вплоть до железнодорожных переездов. Продольная раскачка кузова и клевки не возникают благодаря длинной колесной базе. Но довольно простая конструкция зависимой задней подвески управляемости не улучшает, при скоростном прохождении поворотов недогруженный задний мост стремится слегка переставить задок даже на сухой дороге, что иногда требует корректирующих действий рулем. При этом ощутимы вибрации от больших колес, невзирая на облегченные легкосплавные диски. При движении по прямой поведение Actyon более стабильно и предсказуемо и лишь иногда требует легкого подруливания, кстати, благодаря меньшей боковой парусности кузова и солидному собственному весу на боковой ветер машина практически не реагирует.
Уровень проходимости можно оценить как средний, т.е. если не залезать в откровенные буераки или болото, проблем с проездом к нужной лесной полянке или речному берегу быть не должно. Кстати, включение режима полного привода, а также режима Lock с равным распределением тяги по осям на машине с «автоматом» требует обязательной остановки и перевода селектора в положение «нейтраль», иначе трансмиссия просто не разблокируется и при невнимательном отношении возможно ее повреждение. Нас сие испытание, тьфу-тьфу, миновало стороной, но алгоритм переключения надо выполнять четко. Дисковые тормоза всех колес (передние вентилируемые) вполне адекватны своим задачам как по ожидаемому усилию на педали, так и по плавности и интенсивности замедления. Больше сказать о них нечего.
Подводя итог, о SsangYong Actyon можно сказать, что это весьма броский и непривычный внешне, но в то же время вполне традиционный по характеру поведения на дороге и вне ее внедорожник классической конструкции. Сравнительно привлекательная цена от 796 000 рублей все же может показаться несколько завышенной, тем более с учетом не очень высокой практичности этой модели. На это можно еще раз возразить, что Actyon покупают не для езды по супермаркетам и на дачу, а для демонстрации своего стиля и амбиций.