Фильтры без светофильтров?
Это возможно Что происходит, когда баланс белого выставляется вручную? Наводя цифровую камеру на лист белой бумаги в помещении, освещенном лампами накаливания желтого цвета, мы считаем наш лист — белым, потому что на нем ничего не изображено. В этом заключается субъективность восприятия цвета человеческим мозгом: мы не видим цвет, а знаем, какой он. Мы знаем, что трава всегда зеленая, а снег белый независимо от цвета освещения. Кроме того, человеческий мозг быстро адаптируется к изменению цвета освещения. Так, если выйти зимой из помещения, освещенного лампами накаливания, на улицу, можно увидеть неестественно синий снег.
Камере все эти особенности не присущи. Она видит перед собой желтый лист бумаги. Блок матрицы CCD, замеряя уровень желтого тона, определяет, какую именно поправку на цветовую температуру надо произвести, чтобы лист стал белым. И тут получается: для того чтобы нейтрализовать желтый цвет, надо внести корректировки в синий канал. То есть камера сама подбирает необходимый светофильтр, правда, этот фильтр реализуется программными средствами. Я более чем уверен, что, даже если вы никогда не занимались шестнадцатиричной арифметикой (цвета в компьютере представлены в формате RRGGBB), вам нетрудно будет понять, что, складывая синий (#0000FF) с желтым (#FFFF00), мы получим искомый белый (#FFFFFF). Для комбинации зеленый плюс пурпурный это будет выглядеть так: (#00FF00) + (#FF00FF) = (#FFFFFF).
Таким образом, если мы установим баланс белого по поверхности или листу бумаги любого выбранного нами цвета, то получим любые предсказуемые цветовые эффекты, то есть набор небольших листов бумаги разных цветов и тональностей заменит нам набор дорогих цветных светофильтров. Задумав установить фильтр какого-то цвета, нам остаеться установить баланс белого по дополняющему цвету.
В любом крупном российском магазине, где продают импортную строительную краску, можно набрать листов бумаги с образцами всех цветов. Обращаю ваше внимание, подходят только матовые образцы, глянцевые будут блестеть на солнце. Выбирайте листочки размером побольше. Если они слишком маленькие, их придется потом наклеивать на картонку по нескольку штук одного цвета вместе. Размер 7×7 см будет более чем достаточен. Не следует гнаться за насыщенными цветами, пастельные тона предпочтительнее. Не забудьте также захватить несколько образцов нейтрально-серого цвета (18%). По тону он выглядит как довольно светлый серый цвет (бетонный забор или облака в пасмурную погоду), а по яркости примерно такой, как тыльная сторона вашей ладони. Эти образцы необходимы для определении нормальной точечной экспозиции по отраженному свету. Чтобы не забыть, какой цвет для какого является дополняющим, нужно бумажки с дополняющими цветами склеить вместе так, чтобы с разных сторон были разные цвета: синий и желтый, голубой и красный, к примеру. Вот, собственно, и все, у вас есть новые бесплатные цветные фильтры.
Использовать такие фильтры при съемке пейзажа несложно. Захотелось вам вместо голубого неба в солнечный денек получить слегка розоватое, то есть подмешать пурпурный оттенок, — пурпурный цвет дополняется зеленым. Достаете пастельно-зеленую бумажку, находите тень и в тени устанавливаете баланс белого по этой бумажке. Снимаете пейзаж, и получаете розоватое небо. Однако помните, что все остальные цвета при этом приобретут пурпурный оттенок. Если у вас нет таких бумажек, а поэкспериментировать хочется, можно установить баланс белого, наведя фотоаппарат на зеленую траву. Правда, сама трава в этом случае слегка обесцветится. Проводя такие опыты на закате, не забывайте, что, хотя вы точно знаете, какого цвета ваши бумажки, они будут иметь желтоватый тон заходящего солнца.
Для установления баланса белого, цветная бумага хороша тем, что дает предсказуемый результат. Однако при необходимости можно использовать и другие подручные средства. Для получения более голубого неба я использовал однажды свой красный свитер, установив баланс белого по нему. Подойдет любая цветная поверхность, и не только поверхность. Попробуйте установить вечером, в час заката, баланс белого по небу, направив фотоаппарат вверх, а потом снимите траву, обязательно поймав в объектив несколько старых, высохших травинок. Результат вы увидите сами. Можно навести баланс белого по голубому снегу. Появятся теплые тона, и уже никто не упрекнет вас в том, что снег получился синим (он будет белым). Ну а в бескрайних дюнах, где один только желтый песок да синее небо, возможности экспериментировать с цветом безграничны. Посмотрите на снимок слева. Баланс белого был установлен вручную таким образом, чтобы притеплить песок, подчеркнуть его цвет. Небо тут не играет главной роли, основное — теплый песок, зной пустыни. Снимок справа был сделан со слегка охлажденным балансом белого, чтобы акцентировать внимание зрителя на небе, в которое нацелены эти мертвые деревья. И о зное пустыни речь уже не идет. Смотрите сами, насколько удалось решить эти задачи, применяя различные настройки баланса белого. Замечу, что эти снимки, как и все остальные, помещенные здесь, сделаны фотоаппаратом Leica Digilux 1 в режиме повышенного контраста и насыщенной цветности.
Применять цветовую коррекцию следует очень аккуратно, гомеопатическими дозами. Я пока вижу только три ситуации, когда изменение тона снимка сильно не испортит его: во-первых, если мы имеем один основной цвет плюс дополнительный черный (к примеру, закат); во-вторых, если снимок состоит из двух цветов, но без белого (как в приведенном выше примере с дюнами), желательно, чтобы эти цвета были дополнительными друг к другу; и в-третьих, при съемке пейзажа в условиях освещения, отличающегося от стандартного дневного (пасмурно, снежно, в косых лучах заходящего солнца). Должен заметить, что то же самое можно сделать средствами Adobe Photoshop. Для этого в пакете Adobe Photoshop Elements вы должны нажать на верхней панели Enhance > Color > Color Cast.