Что такое пейзаж?

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Максимус  
Что такое пейзаж?
Чулышман Автор 23.02.2015 / 14:10 / Сообщение 1
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Первые шаги пейзажной фотографии.

Пейзаж, с которого началась фотография: двор, снятый Ньепсом в 1826 г. Собрание Герншейм.



Начиная с этого времени пейзажная фотография стала широко применяться как профессионалами, так и любителями, оставаясь популярной и сохраняясь скорее вопреки, а не благодаря самым разным фотографическим процессам, которые сменяли друг друга на протяжении последующих лет. Первую фотографию получил Ньепс, но первый практический метод фотографирования появился после его смерти в результате опытов Луи-Жака Манде Дагера, который прежде работал с Ньепсом. Он изобрел дагеротипию, многие образцы которой сохранились до наших дней. Дагеротипы представляли собой небольшие четкие изображения на серебряных пластинках, которые обычно вставлялись в отделанные бархатом футляры в форме книги. Дагеротипия была продолжительным, сложным и не совсем безопасным процессом, поскольку при проявлении светочувствительного слоя приходилось иметь дело с парами йода, а при закреплении - с парами ртути; кроме того, полученное изображение трудно было рассматривать, так как материал основы отражал свет. Способ Дагера не позволял размножать снимки и требовал длительной выдержки, на первых порах до 15 мин. Тем не менее это изобретение поразило воображение целого поколения, и до появления в 1840 г. объектива с относительным отверстием 1:3,6, который позволил делать портреты, пейзажи были основным объектом съемки.

Следующим шагом было появление калотипии, которую изобрел англичанин Вильям Генри Фокс Тальбот. Фокс Таль-бот, как его обычно называют, может с полным основанием считаться родоначальником фотографии в том виде, в каком она существует по сей день, поскольку он стремился не к получению единственного позитивного изображения предмета, а к созданию промежуточного негатива, с которого можно было бы делать копии. Он добился этого еще в 1835 г., однако полностью переключился на усовершенствование своего процесса только в 1839 г., когда узнал об экспериментах Дагера. В течение года Тальбот разработал калотипию - способ получения позитива с использованием бумажного негатива. Изготовленные этим способом снимки отличались мягким рисунком, были чуть размытыми по краям и напоминали рисунки углем, поэтому калотипия считалась особенно подходящей для пейзажной съемки. С появлением негатива стало возможным получать много изображений одного и того же объекта, и это побудило Тальбота издать первую книгу, иллюстрированную фотографиями. Она называлась «Карандаш природы», и многие иллюстрации в ней представляли собой пейзажные снимки.



В калотипии, пришедшей на смену дагеротипии, использовался бумажный негатив; изображение получалось мягким, и это особенно подходило для съемки пейзажа. Музей
науки, Лондон.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 14:14 / Сообщение 2
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
В последующие годы появились и другие фотопроцессы, но основным шагом вперед стало применение мокроколлодионного способа, который предложил в 1850 г. Фредерик Скотт Арчер. Вероятно, это был один из самых трудоемких и неудобных процессов, поскольку фотографу приходилось готовить эмульсию, наносить ее на стеклянную пластинку непосредственно перед употреблением и затем экспонировать пластинку в мокром виде. Фотограф, занимавшийся съемкой пейзажа в то далекое время, поневоле напоминал вьючное животное, так как ему приходилось носить с собой не только большой и тяжелый фотоаппарат, но и портативную лабораторию для изготовления пластинок. Все это снаряжение обычно переносилось на спине или перевозилось в лаборатории на колесах, которая походила на большую тачку. Конечным итогом мокроколлодионного процесса были отпечатки, которые изготавливались контактным способом с проявленных пластинок, а также коллодионные позитивы, т. е. небольшие изображения на стеклянной основе, получаемые наложением негативной пластинки на черный бархат. Эмульсия отражала свет и образовывала светлые участки, а бархат, видимый сквозь прозрачное стекло, создавал тени.

От мокроколлодионного процесса оставался всего один шаг до сухих пластинок, а затем и до первых катушечных пленок, появившихся в 1885 г. С этого момента катушечная пленка господствовала вплоть до 1982 г., когда фирма «Кодак» разработала светочувствительный материал в виде круглого плоского диска, на котором небольшие изображения располагаются по окружности (такую идею пытались осуществить столетием раньше - в 1886 г., когда появилась камера Стерна, в которой стеклянные пластинки в промежутках между экспозициями перемещались подобно диску). Катушечные пленки стали более чувствительными, меньшего формата и лучшего качества, и в настоящее время, несмотря на широкое применение пленок среднего и большого формата, 35-мм пленка стала почти универсальной как в любительской, так и профессиональной фотографии; поэтому неудивительно, что пейзажная съемка, пережившая все превратности, связанные с изменением технологических процессов, продолжает существовать, не утратив прежней популярности.





Две фотографии, сделанные Джосефом Гейлом, который одним из последних отказался от мокро-коллодионного способа. Музей «Кодак».



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 14:30 / Сообщение 3
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Более полное определение пейзажа

С появлением сухих пластинок аппараты стали более портативными и удобными для фотографа-пейзажиста. Этот снимок сделан небольшим ручным пластиночным фотоаппаратом в начале этого века.



Нетрудно понять, почему съемка пейзажа была столь популярной на первых этапах развития фотографии и почему она остается столь притягательной сегодня. Вероятно, основная причина в том, что объектом съемки может быть все, что угодно. Все мы живем в окружении того или иного пейзажа, от холмистой сельской местности и до беспорядочно раскинувшихся городских кварталов. Чтобы найти объект съемки, фотографу-пейзажисту достаточно лишь переступить порог своего дома. Но может ли он считать, что открывшийся перед ним вид действительно представляет собой пейзаж? Короче, что же такое пейзаж?

Фотоэнциклопедия издательства «Фокал пресс» дает следующее определение этого понятия: «Пейзаж - это часть окружающей местности. Помимо таких естественных элементов, как горы и деревья, поля и живые изгороди, пейзаж может включать в себя воду (реку, озеро, водопад), а также характерные для сельской местности сюжеты, такие как деревенская церковь, коттеджи, гостиницы, фермы; сюда же относятся различные сельскохозяйственные работы - пахота, уборка урожая и т. д.»

Это определение, несомненно, соответствует представлению большинства о том, что такое пейзаж, но цель данной книги состоит в том, чтобы расширить это представление. Помимо пейзажа в традиционном понимании, в книге рассматриваются объекты съемки, которые педант назвал бы городскими, морскими, а может быть даже и небесными пейзажами. Кроме того, мы рассмотрим явления, характерные для описываемых видов пейзажей: закаты, облачность, радугу и т. д. Обычно считают, что пейзажи можно снимать при любых погодных условиях, начиная от яркого солнечного света и кончая сверканием грозовых молний. Вероятно теперь вас не удивит, что и эти условия тоже рассматриваются несколько шире. В этой книге вы узнаете, как использовать для съемки пасмурные облачные дни и как показать красоту дождя, снегопада и мягкого сумеречного света. Не забыта и ночная съемка, а также съемка при лунном свете.

Современный прием фотографирования пейзажа. Снимок был сделан с применением красного фильтра, притемняющего облака, а затем небо и передний план были передержаны при печати для усиления эффекта. Джон Рассел.




Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 14:31 / Сообщение 4
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
О чем эта книга?

Важность применения отдельного экспонометра можно оценить по этому снимку. Экспозиция для стены здания требовала диафрагмы 16, для ярко освещенной части катера - диафрагмы 11, для крыши здания диафрагма была выбрана равной 8, а для ветвей дерева увеличена до 4; все значения можно было получить из положения съемки с помощью «спот»-экспонометра, измеряющего яркость небольших отдельных участков объекта. (Снимок был сделан при диафрагме 11.)



Итак, мы перечислили объекты съемки, а какими же должны быть приемы, чтобы запечатлеть их на пленке? Эти приемы будут подробно описаны ниже. Любой вид съемки должен начинаться с выбора аппаратуры, необходимой для конкретной цели. В наше время, когда фотоаппараты сравнительно недороги, а выбор довольно широк, как раз и можно совершить ошибку либо по неосведомленности, либо из-за соблазна купить то, что выглядит привлекательным в рекламных изданиях, но потом оказывается малопригодным на практике. Чтобы приобрести именно то, что нужно для предстоящей съемки, надо прежде всего суметь отделить то, что вам хочется, от того, что вам нужно. Поскольку современная автоматическая аппаратура выглядит весьма соблазнительно, то, возможно, вам захочется иметь самый последний образец и испробовать все его возможности, однако в конце дня вас начнут терзать сомнения, действительно ли вам нужен именно этот аппарат, именно этот объектив и т. д. Придется ли вам использовать все их возможности, или половина их достоинств останется без применения в процессе той работы, которой вы собираетесь заняться? Точно так же не следует покупать слишком простую аппаратуру. Очень легко сделать ошибку, купив автоматический аппарат, полагая, что он сам сделает все необходимое для получения хорошего снимка. Даже самые сложные аппараты требуют осознанных действий фотографа. Автоматический аппарат может помочь на первых порах, но скоро вы почувствуете, что он вас уже не удовлетворяет. Существует четкая граница между аппаратом, обладающим такими свойствами, которые могут понадобиться вам в дальнейшем, и аппаратом, характеристики которого никогда не придется использовать полностью. В следующей главе книги говорится о том, как определить эту границу и купить такую аппаратуру, которая действительно нужна для того, чтобы овладеть искусством пейзажной съемки.

Читая книгу дальше, вы узнаете, как пользоваться этой аппаратурой, как установить диафрагму, выдержку, навести на резкость, а также как правильно определить экспозицию и применять фильтры и сменные объективы. Очень важным моментом является освещение снимаемого пейзажа, поэтому способы оценки и использования света выделены в отдельную главу. Далее излагаются основные правила композиции снимка, а в конце книги есть глава, посвященная специальным приемам, выходящим за рамки традиционной пейзажной съемки. В ней вы найдете подробности о применении некоторых особых фильтров, сведения о многократном экспонировании, об особенностях применения пленок, чувствительных к инфракрасным лучам; вы узнаете, как создать и использовать прием мягкого фокуса, как сделать панорамный пейзажный снимок, как использовать подвижки в фотокамере и что они могут дать. В этой же главе кратко описываются методы работы, применяемые в фотолаборатории при обработке светочувствительных материалов, такие как маскирование и соляризация, а также говорится о применении структурных растров.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 14:32 / Сообщение 5
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
После того как читатель узнает все необходимое для успешного занятия пейзажной съемкой, его ждет еще одна, последняя глава книги. В ней рассказывается о наклеивании и окантовке снимков, а также о реальных возможностях их использования: о показе на выставках, продаже, публикации в журналах и участии в фотоконкурсах.

Автор надеется, что сведения, изложенные на страницах этой книги, окажутся полезными для фотографов любой квалификации, интересующихся съемкой самых разнообразных видов пейзажа. Возможно, в некоторых местах информация покажется иному читателю довольно элементарной, но это сделано сознательно. Мы живем в такое время, когда большинство тех, кто хотел бы заняться фотографией, в состоянии купить очень сложные фотоаппараты; к сожалению, многие не представляют себе, что по существу происходит в аппарате в момент нажатия спусковой кнопки. Если вы принадлежите к этой категории, то советуем прочитать и усвоить основные сведения о фотоаппаратуре, выдержках, диафрагмах и т. д. Если же эта информация не является для вас новой, то можно пропустить одну-две главы.

Материал книги излагается в естественной последовательности, т. е. сначала приводятся необходимые сведения о фотоаппаратах и объективах, затем читатель постепенно знакомится с основными приемами пейзажной съемки и только после этого описываются более сложные и специальные виды съемки. Если вы не поняли техническую сторону какого-либо вопроса в самом начале или просто забыли какие-то детали по мере чтения книги, то можете обратиться к словарю фотографических терминов, который помещен в конце книги.

Каждый, у кого когда-либо был фотоаппарат, вероятно, пробовал фотографировать пейзажи хотя бы для того, чтобы запечатлеть любимое место отдыха. Многие этим и ограничиваются, но обязательно находятся и такие, у кого пробуждается интерес к пейзажной фотографии; они в конце концов покупают более сложную аппаратуру в надежде получить лучшие результаты. К сожалению, чаще бывает наоборот. Первоклассная фотоаппаратура еще не гарантирует первоклассных снимков. Залогом успеха является сочетание правильных приемов съемки и умения найти интересный объект и сфотографировать его наилучшим образом. Предлагаемая книга научит вас и тому и другому. Итак, если вы хотите совершенствоваться в области пейзажной фотографии, приступайте к чтению.



Мир скучен для скучных людей.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: