Использование света в фотографии.

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Максимус  
Использование света в фотографии.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 17:50 / Сообщение 1
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Характеристики освещения

Прежде всего необходимо определить значение двух терминов, которые будут использоваться на протяжении этой главы: освещенность и контраст. Освещенность - это распределение света в предметном пространстве. Она может изменяться от яркого сияния солнца в безоблачный день, когда экспонирование пленки средней чувствительности требует совсем небольших относительных отверстий и короткой выдержки, до тусклого света от неба, затянутого густыми облаками, когда необходимо значительно увеличить диафрагму или выдержку или то и другое одновременно. Освещенность также меняется на протяжении дня, достигая наибольшей величины около полудня и наименьшей (для практических целей) в сумерки перед заходом солнца или после него. Естественно, что самая низкая освещенность бывает ночью. Освещенность не обязательно влияет на сам снимок, поскольку ее изменение можно компенсировать продолжительностью выдержки. Однако многие факторы, определяющие освещенность, сами по себе влияют также и на контраст, а это уже оказывает воздействие и на характер изображения.

Употребляя самые простые понятия, можно сказать, что контраст - это разница между самыми светлыми и самыми темными участками снимаемого сюжета. Когда эта разница велика, то получаемый снимок обладает высоким контрастом; когда она незначительна, то контраст низкий. Контраст зависит от нескольких факторов. Как будет показано ниже, большую роль здесь играет облачность, но на контраст влияет также характер поверхностей снимаемого ландшафта. Если они обладают различной отражательной способностью, то контраст увеличивается. Большие плоские пространства суши, в том числе окруженные водой, обычно дают контраст ниже среднего уровня. Еще одним фактором является направление света. Контровое освещение обеспечивает широкий диапазон тонов как светлых, так и теневых участков, тем самым создавая высокий контраст; боковое освещение оказывает такое же действие, но в несколько меньшей степени.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 17:54 / Сообщение 2
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860


Направление и характер освещения могут придать объекту совершенно иной вид.

1.Солнце в полдень стоит высоко над головой, поэтому освещение невыразительное и плоское.



2.Рано утром солнце находится низко над гори зонтом и, освещая объект сбоку, очень рельефно выделяет углы здания.



3. Особый свет перед грозой придает объекту светящийся вид.

Цвет снимаемого объекта также оказывает влияние на кажущийся контраст сюжета. Если оттенки разных предметов находятся на противоположных концах спектра, то контраст при постоянном освещении кажется более значительным, чем есть на самом деле. Наоборот, если предметы имеют близкие цвета, то будет казаться, что снимок недостаточно контрастен. Этот вопрос будет рассматриваться более подробно в дальнейшем.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 17:55 / Сообщение 3
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
«Качество» освещения

При съемке пейзажа в распоряжении фотографа имеется только один источник света - солнце. Солнечный свет может рассеиваться облаками, отражаться от таких естественных отражателей, как деревья, здания или вода, фильтроваться и окрашиваться атмосферой в различное время суток; кроме того, направление света, падающего на объект съемки, непрерывно изменяется. Но что бы ни происходило с солнечным светом, он остается единственным источником, с которым работает фотограф-пейзажист.

Чтобы понять, как влияет характер солнечного освещения на снимаемый сюжет, представим себе солнце как источник, находящийся в студии. Когда такой свет исходит от небольшого полированного рефлектора, то образуются яркие светлые пятна и тени с резкими краями, окаймляющие темные непроработанные участки. Если тот же пучок света исходит из широкого рефлектора или проходит через какой-либо рассеиватель, то наблюдаются три явления: источник света становится больше, освещенность падает и контраст уменьшается. Теперь предметы освещаются более равномерно, тени смягчаются и разница в освещенности между ними и соседними яркими участками значительно уменьшается.

То же самое происходит в естественных условиях. Когда солнце светит на безоблачном голубом небе, его можно уподобить студийному прожектору. По сравнению с размерами окружающего пространства солнце очень мало, но оно чрезвычайно яркое и его направленный свет режет глаз. В результате сюжет превращается в набор ярко освещенных пятен и глубоких теней. Если на солнце наплывает облако, то его роль аналогична роли рассеивателя перед студийным прожектором. Облако само становится источником света. Общая освещенность падает, контраст уменьшается и тени смягчаются. Когда сплошная облачность закрывает небосвод от горизонта до горизонта, то источником света становится все небо. Снимки, сделанные в таких условиях, отличаются крайне низким общим контрастом и практически полным отсутствием теней. Если довести ход рассуждений до логического завершения, то мы придем к такому случаю, когда облака будут полностью окружать фотографа, как, например, при съемке на достаточно большой высоте или на местности, окутанной туманом. Контраст и освещенность при этом минимальны, что само по себе может использоваться в определенных целях, о чем речь пойдет ниже, в главе о необычных условиях съемки.

Естественный свет может рассеиваться, но может и отражаться, приводя к аналогичным результатам. Само небо является отражателем, а его голубой цвет обусловлен отражением солнечных лучей от частиц пыли, содержащихся в воздухе1. Фотографируя в прямых солнечных лучах, этого можно не заметить, но если переместиться в тень, то цветные снимки приобретут явно выраженный голубоватый оттенок, обусловленный не прямым солнечным светом, а светом, который излучается небосводом. (Этот оттенок можно устранить с помощью фильтров.) Облака могут действовать и как отражатели, и как рассеиватели света. Когда солнце проглядывает в просветы между облаками или когда полоса облаков тянется по линии горизонта, контраст освещения уменьшается. Кроме того, сам пейзаж содержит элементы, которые отражают свет: это деревья, озера, море, сама земля, при этом все они отражают свет в разной степени и изменяют освещение. Как и в случае рассеяния, с увеличением размеров «рефлектора» отраженный свет становится более слабым и соответственно освещение менее контрастным.

 Отражение от частиц пыли создает дымку, а голубой цвет небосвода связан с молекулярным рассеянием и наблюдается в совершенно чистом воздухе. - Прим. ред.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 17:55 / Сообщение 4
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Разумеется, между самым контрастным и самым мягким освещением существует бесчисленное множество состояний, которые определяются рассеянием и отражением солнечного света. Для простоты мы рассмотрим три вида освещения и их влияние на объект съемки. Назовем их контрастное (жесткое), полумягкое и мягкое.

Контрастное освещение подходит для выделения участка сюжета на фоне других, более темных участков. К этому виду в первую очередь относится боковое освещение, так как фронтальное освещение высвечивает тени за объектом, разрушая этим контрастный рисунок сюжета. При контрастном освещении не следует избегать теней; напротив, их надо использовать как неотъемлемый элемент композиции. Контрастное освещение прямыми солнечными лучами, падающими под соответствующим углом, можно использовать также для выявления фактуры объекта. Если угол падения света выбран правильно, то отражение от гладких поверхностей, например, ярко окрашенного предмета или воды, придает сюжету «искристость», которую невозможно получить при любом другом освещении. Цвета при таком освещении кажутся максимально насыщенными.

Полумягкое освещение больше подходит для пейзажной съемки, чем контрастное. Оно предоставляет больше возможностей для изменений направления света при сохранении достаточного количества теней, для подчеркивания фактуры и формы предметов. С другой стороны, все тени получаются не такими резкими, что уменьшает различия между светлыми и темными участками, а это положительно сказывается на воспроизведении тональностей и фотографической широте большинства пленок. Цвета кажутся несколько разбавленными в отличие от контрастного освещения.

Совсем мягкое освещение еще более ослабляет контраст между светами и тенями и резко смягчает цветовые тона, делая их пастельными. Большое значение при таком освещении имеет направление светового потока. Если он падает спереди, то мягкое освещение выявляет гораздо больше деталей сюжета, чем контрастное, при котором тени скрадывают эти детали. Сплошная облачность, когда контраст минимален, редко используется для съемки пейзажей. Исключение составляют случаи, когда фотограф намеренно использует именно такие условия для получения снимка в темной тональности, например когда солнце пробивается сквозь просвет в облаках и освещает небольшой участок снимаемого пространства. Используя контраст между этой деталью и остальным пейзажем, можно получить снимок, исключительно интересно передающий состояние атмосферы. Кроме того, даже при ярком освещении пейзаж светлой тональности может выглядеть на фотографии малоконтрастным из-за того, что тона близки друг другу. В этом случае рекомендуется ввести небольшое темное пятно, которое создаст впечатление контраста и повысит выразительность снимка.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 17:57 / Сообщение 5
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Направление света

Вследствие вращения Земли нам кажется, что Солнце ежедневно движется с востока на запад. Высота его положения в небе зависит от места на земном шаре. В течение года это кажущееся движение солнца с востока на запад происходит одновременно с другим кажущимся его движением - к северу и югу. В действительности оно «перемещается» к северу и югу не более чем на 23,5° в каждую сторону от экватора. Всюду между этими двумя широтами существуют периоды, когда солнце стоит прямо над головой; в других местах земного шара даже при самом высоком положении солнца мы видим его под некоторым углом к югу, если находимся в Северном полушарии и под некоторым углом к северу в Южном полушарии. Несмотря на это, в Великобритании и на большей части Северной Америки в середине лета полуденное солнце кажется стоящим почти над головой. Чем дальше к северу, тем это впечатление все больше ослабляется, так как угол падения солнечных лучей становится более острым, даже в разгар лета. Зимой солнце на этих широтах всегда стоит низко над горизонтом. Аналогичная картина наблюдается на соответствующих широтах к югу от экватора, усиливаясь по мере продвижения на юг.



Пасмурная погода характеризуется низким контрастом, но даже это можно использовать, если удастся выделить небольшой ярко освещенный участок.

Итак, направление света зависит от трех факторов: географического положения места съемки, направления фотоаппарата и времени суток или года. В соответствии с этими факторами пейзаж может освещаться спереди, сбоку, сзади или сверху, а также под любым углом к этим четырем основным направлениям. Каждый вид освещения создает свою особую картину. Направление света можно использовать для того, чтобы выделить или подчеркнуть одни детали снимаемого сюжета и приглушить другие. От того, как падает свет, зависит проработка формы и фактуры предмета на фотографии. Ниже мы рассмотрим, как влияет на объект съемки каждый вид освещения.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 17:57 / Сообщение 6
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Фронтальное (переднее) освещение

При фронтальном освещении солнце находится за фотографом, и лучи его падают на все элементы пейзажа спереди. Такое освещение является плоским и становится все более плоским по мере того, как солнце склоняется к горизонту, освещая сюжет под все более прямым углом. При этом выявляются все детали предметов, так как свет направлен прямо на них и освещает все шероховатости. Фактура практически не видна. Если часть объекта сильно отражает свет (например, окрашенная белой краской стена дома), то либо все ее детали будут утрачены вследствие слишком большой экспозиции, которая необходима для остальной части, либо эта остальная часть будет недодержана, если экспозиция рассчитана по отражающей поверхности.

Фронтальное освещение искажает форму. Предметы выглядят двумерными и похожи на вырезанные из картона фигуры, наколотые на пейзаж, а тени на снимке отбрасываются прямо назад, не давая ощущения глубины; разницы между светлыми и темными участками почти нет. Однако такое освещение можно использовать для того, чтобы сделать ровные поверхности сверкающими или чтобы получить эффект, упомянутый выше, когда речь шла о сильно отражающей поверхности. Если же вы не преследуете такие цели, то фронтальное освещение не рекомендуется для съемки пейзажа.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 17:59 / Сообщение 7
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Боковое освещение

Выразительность снимка значительно усиливается, когда свет падает на объект не спереди, а сбоку. Сразу же образуются тени и выявляется фактура поверхностей, обращенных к фотографу. Чем больше угол между направлением оптической оси объектива фотоаппарата и направлением солнечных лучей, тем более выражено это действие света, достигая предела, когда солнце светит под прямым углом к камере и лучи его падают на объект съемки сбоку.



Сильное боковое освещение контрастно и выявляет фактуру объекта. Фрэнк Питере.

Теперь важную роль в композиции начинают играть тени. Можно фотографировать объекты, ярко освещенные сбоку и затененные спереди. Можно также снимать освещенные предметы на фоне теней, создаваемых другими предметами, которые находятся сзади. Чем больше смещается вбок источник света, тем более объемным выглядит предмет по сравнению с его плоским видом при фронтальном освещении. Если объект съемки имеет криволинейную форму, то боковое освещение создает плавные переходы от света к тени, подчеркивая очертания предметов.

Чем ниже спускается солнце, тем длиннее становятся тени и тем выразительней получается фотография. Если вы стремитесь к необычности снимка, то надо полностью использовать возможности бокового освещения и приступать к съемке, когда солнце находится низко над горизонтом и светит под прямым углом к оптической оси аппарата. Если же вы хотите, чтобы снимок выглядел более естественно, лучше использовать боковое освещение, когда угол между направлением солнечных лучей и аппаратом меньше прямого, а по высоте солнце находится примерно посередине между горизонтом и зенитом. В этом случае тени и фактура выглядят обычно, т.е. так, как глаз привык их воспринимать.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 18:00 / Сообщение 8
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Контровое (заднее) освещение

Когда угол между направлением солнечного света и аппаратом начинает превышать прямой, то освещение становится задним, которое называют также контровым. Если солнце находится между 90 и 180°, фактура освещенной части объекта проступает с графической четкостью, являя контраст с глубокими тенями на противоположной стороне. Тени падают косо, удлиняясь по мере того, как солнце склоняется к горизонту.

Пейзаж становится еще более впечатляющим, когда солнце находится прямо напротив камеры. Падая из-за облаков причудливой формы, солнечный свет делает небо столь интересным, что оно само может стать основным объектом съемки и доминировать в кадре, оставляя в нем лишь небольшое пространство для пейзажа в привычном смысле слова. Когда солнце находится довольно высоко, оно освещает верхнюю часть непрозрачных предметов, например зданий, но по мере того, как оно склоняется к горизонту, освещенность верхних частей предметов уменьшается и по краям образуется светлый ореол. Этот ореол контрастирует с более мягким светом, падающим на предмет спереди, и выделяет его на окружающем фоне. При контровом освещении воды возникают яркие блики на каждом гребешке ряби или отдельной волны.

Вид и настроение снимка, полученного при контровом освещении, зависит от умения определить экспозицию. Когда она рассчитана по свету, отражаемому сюжетом в сторону камеры, то получается мягкий снимок с нерезким светлым ореолом, который сливается с фоном и краями самого предмета. Если экспозицию уменьшить, то световая кайма станет яркой и четкой и будет окружать силуэты предметов, форма которых определяется только этими световыми пятнами.

Если предмет частично прозрачен, то контровое освещение дает иной эффект. Не создавая ореола вокруг предмета, свет проходит сквозь него. Например, цветы или паруса сразу же приобретают такой вид, словно они подсвечиваются изнутри, при этом самые эффектные снимки получаются, когда предметы выделяются на темном фоне.

Одной из проблем, возникающих при контровом освещении, являются блики на изображении, особенно заметные, когда солнце попадает прямо в кадр, но часто они присутствуют даже тогда, когда солнце находится за кадром. Эти блики вызываются тем, что свет падает прямо на объектив, многократно отражаясь от поверхностей его элементов. В результате общий контраст ослабляется, а иногда на снимке появляется цепочка бликов, имеющих форму отверстия диафрагмы, которые часто удается устранить незначительным изменениям угла съемки. Как правило, блики можно ослабить с помощью бленды, защищающей объектив от прямых солнечных лучей.



Контровое(заднее) освещение создает , быть может, наилучшие условия для пейзажной съемки. Джон Рассел.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 18:01 / Сообщение 9
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Верхнее освещение

Когда солнце находится над головой или почти в таком положении, то условия для фотографирования пейзажа самые неблагоприятные. Короткие резкие тени отбрасываются вниз, почти лишая предметы фактуры и формы и создавая высокий контраст. Возникает общее впечатление жаркого дня, однако такое освещение можно иногда использовать, например, для того, чтобы тени от ветвей падали на землю и разделяли участки пространства, которые в противном случае выглядели бы однообразными. Но в целом верхнее освещение не рекомендуется для пейзажной съемки. Если же обстоятельства вынуждают вас снимать при таких условиях освещения, то старайтесь делать это, когда солнечный свет рассеивается облаком и тени смягчаются.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 18:02 / Сообщение 10
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Цвет (спектральный состав) света

Направление света - это не единственная характеристика, определяемая положением солнца на небосводе. Спектральный состав света также меняется в течение дня. Причиной этого изменения являются молекулы воздуха. Они рассеивают проходящий свет, при этом свет с меньшей длиной волны (синяя область спектра) рассеивается в большей степени, чем свет с большей длиной волны (красная область спектра). Когда солнце находится низко над горизонтом, его лучи проходят гораздо большее расстояние в атмосфере, чем когда оно стоит над головой, и поэтому больше синих лучей задерживается атмосферой. Следовательно, чем ниже солнце на небе, тем больше красных лучей в его спектре.

Незадолго до восхода и заката солнца этот красный оттенок виден невооруженным глазом, он также присутствует, но в меньшей степени через несколько часов после восхода и за несколько часов до заката. Очень часто глаз (который как и мозг, приспосабливается к этим изменениям) не замечает этой разницы в «окраске» света. Пленка, естественно, не обладает таким свойством, поэтому цветные снимки, сделанные в начале и конце дня, имеют теплый оттенок, который фотограф мог и не заметить невооруженным глазом. Этот оттенок можно устранить с помощью фильтра (см. предыдущую главу) или скорректировать, применяя цветную пленку для искусственного света, эмульсия которой рассчитана на теплый свет ламп накаливания. И все же фотографы, занимающиеся пейзажной съемкой, обычно стараются использовать такое теплое, мягкое освещение либо для того, чтобы подчеркнуть краски восхода или заката, либо для получения более интересного общего освещения снимаемых объектов. По самой своей природе этот свет всегда падает на объект съемки под небольшим углом и дает наилучшие результаты, когда используется в качестве бокового или заднего освещения.



На закате солнечное освещение становится все более красным и объект окутывается теплым мягким сиянием.

Солнечные лучи проходят большую толщу атмосферы во время восхода и заката, чем днем. При этом поглощается больше синих лучей, поэтому солнце выглядит более красным.

Глава, которую вы только что прочитали, - одна из самых важных в этой книге. В ней даны в основном общие сведения о влиянии разных видов освещения на различные объекты съемки. В последующих главах речь пойдет о том, каким образом эти общие закономерности можно применить к отдельным видам пейзажа.



Мир скучен для скучных людей.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: