Гармонизация сознания.
|
|
nponamoreva
Автор |
11.06.2019 / 15:25 / Сообщение 1 |
Проверенный
Сообщений: 8
| С древних времен мастера всех духовных традиций говорили о том, что главная задача человека - трансформация своего сознания.
Сознание, по словам Е.Рерих, есть единственный магнит, собирающий всю нашу сокровищницу. Поэтому книги Живой Этики так настаивают на открытии, очищении и расширении сознания (Е. И. Рерих. Письма.10.10.34). Весь духовный прогресс человека зависит от широты, силы и утонченности сознания.
Величайщим из всех сокровищ, какие только можно найти, является наше внутреннее "я". Именно в этом заключается подлинный смысл всех учений. Мы ищем вовне, тогда как истинные сокровища находятся внутри. Обогащая внутреннее "я", мы обогащаем каждого, с кем соприкасаемся. Но именно потому, что это ближе всего, это является самым трудным. Как справедливо было сказано: " Победивший себя более велик, чем тот, кто побеждает в битве целые тысячи".
Как всегда, обратимся к притче.
Нищий сидел на обочине дороги уже больше тридцати лет. Однажды мимо него проходил странник. "Подайте какую-нибудь мелочь", - пробормотал нищий. "Мне нечего тебе дать, - сказал странник и поинтересовался: - А на чем это ты сидишь?" "Да так, - отмахнулся нищий, - на каком-то старом сундуке. Я сижу на нем, сколько себя помню". "И даже не заглядывал в него?" - спросил странник. "Нет, - ответил нищий. - Какой в этом смысл? В нем ведь все равно ничего нет". "А ты все-таки загляни", - посоветовал странник.
Нищий с трудом приподнял крышку с сундука. Каковы же были его восторг и изумление, когда он обнаружил, что его сундук доверху набит золотом!
Истинное богатство следует искать внутри нас. Истинное решение проблем лежит внутри нас. Те, кто не понимают этого, и есть нищие, даже если они владеют огромными материальными ценностями. Люди ищут вовне радость, возможности для самореализации и любовь, в то время как эти и многие другие сокровища находятся внутри них.
"Если бы только люди могли понять, что такая награда, как расширение своего сознания, настолько велика, настолько неизмеримо важнее чего-либо еще в этой жизни, они не боялись бы дерзать и искать. И в сравнении с теми новыми горизонтами, что откроются перед нами, какой мелочной, серой и незначительной покажется наша жизнь ", - писал С.Н. Рерих (С. Рерих. Искусство и Жизнь, с.37).
Первая основа каждого восприятия есть принятие его в сознание. "Решить проблему жизни можно только расширением сознания» ( МО 1, 349). Сознательная эволюция человека - цель эзотерических учений. Высшая задача жизни - сознательно идти по пути эволюции. «Цель эволюции и есть достижение равновесия или гармонии всех способностей и чувств человека, преображение внутреннего человека, пробуждение и преображение сознания» (Е. И. Рерих. Путями, с. 596). «Мы зовем вас к усвоению великого значения творческой мысли, и первой ступенью на этом пути будет открытие сознания, освобождение от всех предрассудков, от всех предвзятых и навязанных понятий» (Е.Рерих. Письмо -.-.1929).
|
|
| |
nponamoreva
Автор |
11.06.2019 / 15:26 / Сообщение 2 |
Проверенный
Сообщений: 8
| ЖЕЛАЙТЕ ОТКРЫТЬ СОЗНАНИЕ! (Община, 124).
Вступление на духовный путь связано с открытостью сознания. Открытость сознания - признак, свидетельствующий о том, насколько человек готов к иному видению жизни и пониманию реальности, способен ли противостоять привычным обыденным представлениям о мире и человеческой природе, готов ли он принять духовную мудрость? «Спрашивают: как приступить к Учению? Ведь для этого нужно переродить сознание? Конечно, сознание перерождается после Учения. Для начала надо открыть и омыть сознание. Открытие сознания делается моментально, одною волею. Желайте открыть сознание!» (Община, 124).
Яркое понимание Учения, по словам Е. И. Рерих, нуждается в сердечном открытии. Бессмысленно «зазывать к Учению, ибо сердце нераскрытое не сможет осознать, в чем польза и где красота» (Е.Р. Письма, с.166).
Мы думаем иногда, что человека можно с помощью доводов направить по новому пути, если доказать ему истинность этого нового направления. Мы не хотим знать или забываем, что человека можно убедить только в том, что он уже сам знает в глубине своей души, о чем он уже догадывается. Невозможно передать человеку ни одной духовной истины, с которой он, на уровне своей сущности, уже не был бы знаком. В Учении Живой Этики (И, 122) говорится, что не следует уговаривать об основах; если они не в сердце, то ничто не поможет уяснить их.
По-видимому, живя в интеллектуальном веке, мы переоцениваем значение слов. В то же время мы иногда понимаем, что не все может быть выражено в словах. Недаром говорится, что знание без переживания, без опыта может становиться тормозом, препятствием в развитии. Многие люди пытаются накопить знание, и однажды они могут понять, что знание, которое у них есть, стало препятствием для понимания. Санскритское слово, которое означает "знание как препятствие" - джнеяварана. В «Письмах Махатм»(ПРОДОЛЖИТЬ)
Духовные мастера часто давали ответ на вопросы своих учеников не словами, они создавали ситуацию...
Один молодой человек пришел к Дхун-Нуну и сказал, что суфии не правы и многое другое. Египтянин, не сказав ни слова, снял с пальца кольцо и протянул его со словами: «Отнеси это кольцо к рыночным торговцам и посмотри, сможешь ли ты получить за него золотой». Но никто на всем рынке не предложил за кольцо больше, чем одну серебряную монету. Молодой человек принес ему кольцо назад. «А теперь, - сказал Дхун-Нун, - отнеси его к настоящему ювелиру. Посмотрим, сколько он за него заплатит». И ювелир предложил за кольцо тысячу золотых. Молодой человек был поражен. «Сейчас твои знания о суфиях, - сказал Дхун-Нун, - так же велики, как знания торговцев о ювелирных изделиях. Если ты хочешь оценить драгоценности, стань ювелиром».
Решающую роль в духовном постижении играет сердечное приятие знания, чувство, эмоциональная оценка. Как сказано в одной из книг Учения (МО 3, 510): «Лишь непобедимое влечение позволяет познать неиссякаемое Учение». Интеллект играет очень важную роль , но без страстного, огненного желания - духовного устремления невозможно найти знание, которое вело бы к духовной трансформации человека.
|
|
| |
nponamoreva
Автор |
11.06.2019 / 15:26 / Сообщение 3 |
Проверенный
Сообщений: 8
| Это знание должно быть практическим, а не только философским и теоретическим. О решающем значении эмоционального приятия или отвержения в познании написано немало ярких слов. Н. Бердяев: «Интуиция всегда не только интеллектуальна, но и эмоциональна... Охлаждение страсти создает обыденность» (Бердяев, с.73). Одна из самых больших трудностей в том, что мы так рассудочны, что чувство у нас оказалось парализованным. Но только когда мы сильно чувствуем, мы способны что-то сделать.
Конечно, в мире много эмоциональных людей. Но эмоциональный человек часто совершенно не способен управлять своими чувствами: переходит от симпатии к разочарованию и т.д .Эмоции астрала раскачивают человека от «верности до гроба» к полной измене; от восторженности - к унынию; от смеха - к ручьям слез или к мрачному настроению; от мгновенного очарования - к такому же быстрому и такому же сильному разочарованию. Эмоциональный человек не всегда является любящим. Бывает и наоборот: очень часто, чем более эмоционален человек, тем менее он способен любить. Такой человек зависит от эмоций, он пленник своих эмоций, поэтому сегодня он «любит». а завтра - ненавидит. Вивекананда писал, что мы находимся в рабстве у страха, ревности и т.д.и т.п. Только воспитание сердца дает истинное продвижение: малейшее очищение сердца (говорится в Агни Йоге) приводит к получению «водопада Благодати» (С, 13).
Подлинное чувство гораздо сильнее и могущественнее рассуждения. Мудрецы всех времен говорили: человек - это его сердце. Люди жаждут чудес и различных феноменов. Но самый великий феномен и самое удивительное чудо на свете мы найдем в сердце человека. Именно сердце делает человека способным обрести духовность: «Интеллект, эрудиция никогда не являлись главными факторами приближения к Источнику Истины. Часто интеллект развивается за счет сердца и притупляет великий огонь чувствознания», - писала Е.И.Рерих, считая великим бедствием «разнобой между умом и сердцем», который характерен для современного человека.
При непробужденном, «закрытом» сердце возникает опасность подмены духовного продвижения интеллектуальной игрой. Эзотерическая философия не отрицает ни разум, ни логическое мышление, ни интеллект, но она показывает границы их действия и соответственно этому - указывает их место. Есть люди, которые отрицают интеллект только потому, что не владеют им. Отрицание есть бегство, а не преодоление. «Только после достижения верхней границы дискурсивного(ССЫЛКА) мышления мы обретаем право и возможность перешагнуть ее» (Говинда Анагарика, с.96).
Истинное знание - это знание, прошедшее через живой опыт, переживание, а не просто интеллектуальное представление. Когда кто-то рассуждает, он может придти к любому заключению. Рассуждение часто сравнивают с лестницей. По этой лестнице можно подняться, но можно и спускаться вниз. «Потому что если человек не идет вверх с помощью рассуждения, тогда оно поможет ему идти вниз; потому что если для каждого шага вверх существует разумная причина, то существует разумная причина и для каждого шага вниз» (Хан И. Сгорающие в любви, с.89).
Первая и необычайно важная стадия духовного развития - внутреннее очищение, очищение сознания от предвзятых мнений, предрассудков и очищение сердца, трансформация отрицательных эмоций. Сознание можно сравнить с сосудом, в который невозможно налить что-то, не позаботившись о его чистоте. Даже капли яда могут повредить. Необходимо освобождаться от страха, ненависти, горечи, гнева, раздражения, зависти, жадности и ревности, от чувства неуверенности и вины, от 84 тысячи негативных эмоций, как говорится в буддизме. Все эти качества мешают учиться, мешают продвижению на духовном пути. С отрицательными эмоциями, негативными мыслями нельзя бороться, подавляя их. Только самонаблюдение и самоисследование, а затем отстранение от привычных реакций, неотождествление с негативными проявлениями и трансформация (преображение) эмоций могут привести к гармонизации и расширению сознания.
|
|
| |
nponamoreva
Автор |
11.06.2019 / 15:27 / Сообщение 4 |
Проверенный
Сообщений: 8
| Необходимо осознание необычайной важности знания законов эмоциональной, психической деятельности. Наверное, каждый человек обучен телесной гигиене, но вряд ли мы можем сказать, что мы имеем знание о необходимости гигиены души, о важности именно эмоционально-духовного здоровья. Сейчас важнее всего внутренний психологический климат и его проекция на окружающее. Недаром и медики, и психологи пишут о необходимости соблюдать экологию внутреннего, психологического пространства. В Учении Живой Этики говорится, что «невозможно создать здоровье без внимания к психической стороне»: «Нужно обратиться к краткому и Высшему Пути, который даст здоровье духу, и от него придете к здоровью тела» (Н, 340; АЙ, 249).
«Человек должен трояко беречь здоровье. Первое - свое здоровье, затем - здоровье планеты и, наконец, - здоровье надземное... И свое здоровье человек должен беречь не только ради себя, но и для близких. Только успешное понимание трех здоровий может дать истинное преуспеяние. Когда говорю о здоровье, имею в виду не только телесное, но и духовное» (Н, 525).
Мы можем повлиять на природу нашей планеты, восстановить ее силы и многообразие. А пока в настоящее время природа заражена нашим страхом, нашей ненавистью друг к другу.
Любовь во имя возрождения окружающего мира - это абсолютно новый ход, - пишет психолог М.Лежепеков в своей книге «7 шагов к здоровью», - Душа современного человека не знает пока состояния любви..» (Лежепеков М. Семь шагов к здоровью, с.181). У человека есть шанс открыть для себя Любовь. Открыть ее везде: в себе самом, вокруг себя. Но слишком велико влияние на него самого его страхов, обиды, ревности, зависти, ненависти, злобы других проявлений низшего эго.
Все беды, катастрофы и болезни возникают в результате незнания законов духовно-эмоциональной сферы, от неумения слушать и понимать свой внутренний мир. Как часто человек живет, не ведая того, что существует другая часть его существа, намного более высокая, чудесная, более возвышенная его часть, его истинное "Я". По словам Е. П. Блаватской, «только широкое распространение знаний об истинной психической и духовной природе человека может спасти человечество от серьезных опасностей» (Блаватская Е. П. Избр. ст., с.25).
«Питание враждебности, отсутствие великодушия препятствуют развитию тонкости чувств. А без утончения их разве возможно духовное продвижение? Никакая интеллектуальность не продвинет вас ни на йоту в мире Духа, если наше сердце ожесточилось. Великодушие и любовь есть питание сердца, без этих энергий сердце засыхает» ПЕИР 19.08.37.
Уже самая попытка освободиться от деструктивных эмоций приносит немалое облегчение. «В борьбе с дурными наклонностями даже неудача есть шаг вперед, потому что сопротивление дурному уничтожает часть негативной энергии, вошедшей в состав нашей кармы» (Писарева Е. Человек и его видимый и невидимый состав, с.40).
Вспомним, как может измениться настроение и мироощущение после разговора о себе с тем, кому мы доверяем. Рильке говорил: « Если встретишь мудреца - откройся ему». Конечно, это не значит, что мы должны освобождаться от своих негативов, сбрасывая их на других людей, постоянно жалуясь и ища поддержки. Здесь говорится скорее о разговоре, который поможет человеку увидеть себя. Мы можем заглянуть вглубь с помощью энергии осознавания.
|
|
| |
nponamoreva
Автор |
11.06.2019 / 15:28 / Сообщение 5 |
Проверенный
Сообщений: 8
| Крайне важно заполнить «пустоту» после освобождения от всего лишнего, от сора отрицательных эмоций, нездоровых мыслей и настроений. Заполнить свое сознание здоровыми, жизнеутверждающими идеями. Когда прежние страхи, сомнения, обиды, злость попытаются вернуться, они увидят табличку «занято».
Возможно, как рассказывают в своей книге «Менеджмент жизни» психологи В. Л. Бакштанский и О. И. Жданов, они предпримут попытку вломиться силой - как-никак они успели обжиться в вашем сознании и чувствовали себя там, как дома. Но если новые настроения смогут к тому времени занять прочные позиции, они дадут достойный отпор непрошенным гостям. В конечном счете мысли-изгнанницы капитулируют.
Обогащая себя мыслями, представлениями, связанными с душевным равновесием, гармонизируя свое сознание, мы постепенно собираем настоящую сокровищницу - источник сил и энергии.
В Учении Живой Этики, в письмах Елены Ивановны Рерих многократно говорится о том, что сознание людей засорено предрассудками и не осознанными ими предубеждениями. Даже неизжитые страсти могут быть менее вредными, чем предрассудки (см. Н, 370). Нравственные основы необходимы, в Учении Живой Этики говорится о том, что именно они являются основанием Огненной Йоги. "При естественном развитии ее необходима нравственная основа жизни» (Н, 854). Люди нуждаются в постоянных напоминаниях, пренебрежение тем, что кажется им давно известными, банальными истинами, может стоить очень дорого. Е. П. Блаватская писала, что одна эгоистичная мысль может белую магию обратить в темную. В Агни Йоге говорится о естественной йоге, о необходимости духовного очищения. Незыблемой остается истина: если человек неустойчив морально и духовно, то чем больше сил он извлекает для себя из духовных практик, тем скорее он обратит их против себя. Хазрат Инайят Хан говорил: «Люди никогда не думают, что их могут ранить собственные слова, собственные поступки, мысли или чувства; они продолжают в том же духе, но в свое время это вернется к ним, изгоняя из страны счастья».
Однажды великий поэт времен Танской династии Бо Цзюй-И (772-846) отправился с визитом в Мастеру Няого Даолиню. Встретившись с Учителем, он задал ему вопрос: «В чем основной смысл учения Будды?» Няого ответил словами из «Сутры о спасении»: «Не делать зла, стремиться к добру!» Бо Цзюй-И надеялся, что учитель поведает ему собственное сокровенное учение, а тот отделался общими словами, поэтому поэт разочарованно произнес: «Это и трехлетний ребенок знает». Наставник Няого ответил: «Трехлетний, может быть, и знает, а и восьмидесятилетний не может исполнить».
Часто человек отождествлен со своими представлениями, и большая часть среди тех, кто казалось бы ищет духовного знания, на самом деле жаждет подтверждения правильности своим концепциям. «Не говори - я знаю, стань мудрым!" - было сказано еще в Древнем Египте. Недаром Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Это не невежественное незнание, это мудрость. Чем меньше у человека мудрости, тем больше он держится за свои представления.
Поверхностные популяризаторы знают это и привлекают людей тем, что действуют в соответствии с их ожиданиями, далекими от поисков истины. Это может быть ложно понятая практичность, или жажда экстрасенсорных восприятий, или неверное понимание результатов, ожидание быстрой личной выгоды, ожидание, что знание принесет им благополучие, материальную пользу: «Можно наблюдать, как люди стараются усмотреть каждый намек, который, по их мнению, касается земного благополучия» (Н, 504). Люди всегда интересуются, какую выгоду они получат; и в наше время они озабочены выгодой больше, чем раньше. Псевдодуховные люди ожидают от Учения «практичности» в соответствии с коммерческим менталитетом, особенно характерным для нашего времени.Учение пишет о них как об искателях личной выгоды (Н, 944). Правда, такой тип людей, ожидающих немедленного воздаяния, пользы, выгоды и без больших усилий, был во все времена.
|
|
| |
nponamoreva
Автор |
11.06.2019 / 15:28 / Сообщение 6 |
Проверенный
Сообщений: 8
| Когда Евклид обяснял своим ученикам теорему, один из них спросил: «Все это хорошо, но мне-то какая польза от этого?» Тогда Евклид, обратясь к другому юноше, попросил: «Дай, пожалуйста, скорее ему несколько медяков, ибо он из тех, кто палец о палец не ударит, пока не увидит в этом немедленной выгоды».
О силе отождествления с ложными представлениями, с тем, чем мы не являемся, рассказывает древняя индийская притча.
Эта история начинается с того, что молодой человек спросил свою мать, простую крестьянку: «Мама, каково самое лучшее занятие?» И мать сказала: «Я не знаю, сын, но те, кто искал высшего в жизни, отправлялись на поиски Бога». «Тогда куда же я должен идти, мама?» - спросил молодой человек. И мать ответила, что мудрецы советуют уйти в уединенное место, в лес.
И он надолго ушел в лес и жил жизнью терепения и одиночества. Несколько раз за это время он приходил навестить свою мать. Иногда его терпение было исчерпано, сердце разбито. Иногда он был разочарован, что не находит Бога. И каждый раз мать посылала его обратно с более строгим советом. Придя в третий раз, он сказал: «Теперь я провел там долгое время». «Да, - ответила его мать, - я думаю, что ты готов к тому, чтобы идти к учителю».
Итак, он отправился к учителю. У учителя было много учеников. У каждого была маленькая комната для медитаций, и новый ученик также получил задание пойти в особую комнату и медитировать. Учитель спросил его: «Есть ли в этом мире что-нибудь, что ты любишь?» Юноша, так мало видевший в жизни, ответил: «Я люблю корову в нашем доме». Учитель сказал: «Тогда думай о корове в своей медитации».
Все остальные ученики уединились в своих комнатах на пятнадцать минут для небольшой медитации; потом они почувствовали себя усталыми и вышли; однако юноша оставался сидеть там с того момента, как учитель направил его. Через некоторое время учитель постучал в дверь комнаты нового ученика и предложил выйти. «Я не могу выйти, - послышалось из-за двери, - мои рога мешают мне».
Тогда учитель обратился к своим ученикам: «Взгляните, вот живой пример медитации. Вы медитировали о Боге, и вы не знаете, где Бог, а он медитирует о корове и сам превратился в корову. Он отождествился с объектом своей медитации». Вся трудность в том, по словам Инайят Хана, что мы не можем выйти из ложной концепции.
В одном из вариантов притчи этот ученик испытывает просветление. Вспомним, как велика была сила его медитации. Отождествив себя с коровой и увидев свое заблуждение, он мог ясно увидеть механизм всех остальных заблуждений и связанной с ним механичности сознания.
Современный итальянский психолог (А.Менегетти) в своей книге: «Мудрец и искусство жизни» пишет о том, что личность строится по образцам, заимствованным извне: «К сожалению, личность становится сознательной уже после того, как ее сформируют другие. Когда мы говорим или думаем о себе как о «Я», то всегда имеем в виду, что было создано другими: семьей, школой, первой средой психологического взаимодействия. Как же мы можем узнать, что в нас истинно, не имея критерия самосознания?»
|
|
| |
nponamoreva
Автор |
11.06.2019 / 15:29 / Сообщение 7 |
Проверенный
Сообщений: 8
| Большую часть вещей мы узнали от других и поступаем исходя из таких представлений. Однако мы можем быть обучены совершенно ошибочным вещам. Если мы пристально всмотримся в свои мысли, то скорее всего обнаружим, что большинство из них заимствованы. Мы заимствуем суждения и представления у своих родителей, из разговоров и т.д. Осознать присутствие этой «смеси» из чужих мыслей - значит сделать первый шаг к тому, чтобы мыслить более ясно и самостоятельно.
Духовный рост невозможен без изменений, а тот, кто, по словам Эмерсона, не может изменить своих мыслей, не может вообще ничего изменить. «Расширяйте, расширяйте сознание ваше путем очищения от губительных маленьких мыслей, от обычности, от стандарта, - писала Е.И.Рерих ( Рерих Е. И. Письма. 15.01.31).
Можно изменить свое отношение к жизни, увидев себя совершенно в новом свете, в свете идей и смыслов духовного знания. Учение может стать зеркалом. Понятие о зеркале - очень важное понятие в сфере психологии. Например, мы все - зеркала друг друга. Об этом писал поэт Г. Иванов: «Друг друга отражают зеркала, взаимно искажая отраженье». Часто это искажение связано с законом проекции. Человек видит в другом (проецирует на другого) именно то, что он спрятал от себя самого (свои негативные черты). Обладая зеркалом мудрости, человек получает возможность видеть свои проблемы в более истинном свете.
В Учении Живой Этики многократно говорится о том, что лишь действие дает рождение новым энергиям: «когда слова претворяются в действие, то утверждается высшая энергия. Потому, только в жизни можно проявить все высшие энергии. Не слова, но действия считаются утверждением высших энергий» ( АЙ, 658). Каждый, обращающийся к Учению, должен задать себе вопрос, что именно во время чтения было претворено в действие. Можно вспомнить также предупреждения духовных учителей о том, что знает только тот, кто действует.
Саади: «Сколько бы ты ни изучал, ты не будешь знать, если не действуешь».
Далай-лама ХIV, Тензин Гьяцо: «Вы должны действовать. Есть два вида действий. Один - когда вы преодолеваете искажения и недуги собственного разума. Второй - более мирской, публичный. Если нужно сделать что-то для устранения существующей в мире несправедливости, то человек, действительно заботящийся о благе других, должен сделать это».
Е. И. Рерих писала однажды своему корреспонденту в ответ на его слова о том, что он понимает необходимость проделать самую утомительную работу в мире - чистку грязных подвалов своей души: «На это скажу - не может быть более увлекательной, более достойной работы, чем очистка души, потому непристойно и кощунственно назвать ее «самой скучной работой в мире» (Письма Е.Рерих. 14.01.37).
Кто может развиться, найти скрытые возможности в самих себе? Что определяет эти различные типы людей - ищущих и духовно спящих?
Великие Учителя в книгах Агни Йоги говорят: «Не для пробуждения человека Мы посылаем энергию, но для усиления уже напряженной силы. Человек, спавший и разбуженный нежданно, может совершить самые неразумные поступки. Не нужно нежданно тревожить спящих, но когда человек находится в сознательном бодрствовании, Мы можем помочь ему».(Н, 73). Вспоминается суфийское предупреждение: "Не будите спящих, во сне они растут".
|
|
| |
nponamoreva
Автор |
11.06.2019 / 15:30 / Сообщение 8 |
Проверенный
Сообщений: 8
| Будда говорил, что ту глубинную истину, которую он открыл, сможет понять тот, кто уже готов к ее восприятию: «И я открыл ту глубинную, абсолютную Истину, столь трудно воспринимаемую, с трудом постигаемую, успокаивающую и величественную, которая не может быть достигнута обычным рассудком, но зрима только мудрым.
Однако мир предан забавам, ослеплен желанием, очарован наслаждением... И все же есть существа, чей взор слегка затуманен: они поймут истину» (Маджджхима-Никайя, 26)
Познание есть сила, которая изменяет нас. «Устремление к познанию покажет, как незаметно наслаивается новое сознание и как оно меняет сущность жизни» (С, 40). Наблюдая и изменяя (трансформируя) внутренние состояния, мы сможем преобразить свою жизнь.
Переводчик и комментатор философских текстов «Махабхараты» академик Б.Л.Смирнов писал: «Опытом всей моей жизни (я кончаю свой шестьдесят девятый год) я убедился, что психика человека способна к творческой реализации... И эта реализация ничем не слабее, чем реализация, на которую способна рука человека ». Святослав Николаевич Рерих предсказывал, что «скоро наука откроет те химические изменения, которые происходят в нас, когда меняется наша внутренняя точка зрения» (Рерих С. Жизнь и искусство, с.44).
Учение Будды не делает различия между физическим и психическим миром. Об этом писала Е.И.Рерих в своей книге «Основы буддизма»: «Реальность, приписываемая действию мысли, того же порядка, что и реальность предметов, познаваемых нашими чувствами». В Агни Йоге утверждается, что мысли, намерения, мотивы в сто крат больше влияют на карму, чем поступки.
Поэтому всё духовное знание говорит прежде всего о преображении внутреннего человека, сфера которого лежит в сфере мысли. Мысль является активной жизненной силой, самой активной, тонкой и непреодолимой силой во Вселенной. Ментальные действия - это реальные действия. Благодаря аппарату мышления мы приобретаем возможность творческого созидания. Какие у нас мысли - такой будет и наша жизнь. Наши мысли создают вокруг и внутри нас определенную среду. Недаром говорится: «Вы есть то, что вы о себе думаете».
Древнее индийское изречение говорит: «Человек становится тем, о чем он думает». «Истинное расширение сознания увеличивает восприимчивость и распознавание. Только мышление может способствовать такому очищению, и для общения с Нами, - говорят Великие Учителя в Агни Йоге, - нужно уметь мыслить. Неумеющий мыслить попадает в лес противоречий» (Н, 520).
Есть замечательная суфийская притча о святом и грешнике. В ней рассказывается об одном дервише, который считал целью своей жизни обращать людей, заблуждающихся, творящих зло, на правильный путь. Он мечтал вселять в них духовные мысли для того, чтобы помочь им измениться. Однако этот дервиш не знал, что для помощи человеку недостаточно хотеть помочь ему, руководствуясь правилами добра и зла, - для действенной помощи необходимо понимать внутреннюю ситуацию ученика.
И вот однажды он встретил человека, который был одержим страстью к азартным играм и не знал, как ему избавиться от этой привычки. Дервиш расположился около дома этого человека. Каждый раз, когда тот отправлялся в игральный дом, дервиш клал камень в постепенно растущую кучу, чтобы таким образом зафиксировать греховный поступок игрока. При этом он испытывал чувство гнева по отношению к игроку и удовлетворение от своего поступка.
Каждый раз, когда игрок возвращался домой, он видел новый камень в куче прежних. И всегда в его душе возникало стремление измениться, и восхищение человеком, который трудится ради его спасения.
Прошло около двадцати лет... Каждый раз, когда игрок видел святого, он говорил себе: «Если бы мне понять доброту!! Если бы я мог исправиться, уж не говоря о том, чтобы стать таким, как он! Наверняка этот чудесный человек займет место среди избранных, когда придет день воскресенья!»
Случилось так, что в результате стихийного бедствия оба эти человека умерли в одно время. Ангел прилетел, чтобы взять душу игрока, и мягко сказал ему: «Следуй за мной в рай».
Игрок сказал ангелу, что он грешник и его место в аду. Он думал, что ангел ошибся: «Наверное, ты ищешь того благочестивого человека, который сидел около моего дома и в течение двух десятилетий пытался изменить меня?!»
Но ангел ответил грешнику, что всё правильно. Место «благочестивого» - в аду, потому что он в течение многих лет был преисполнен чувством превосходства и своей значимости. В действительности он клал камни в ту кучу для себя. «Мысли - это самое важное, ибо мы становимся тем, о чем думаем. Он же в уме был сосредоточен на зле, исходящем от других. Он видел только грех, думал только о грехе, поэтому ему придется идти туда, где есть только грех».
«А как же насчет моей награды? Чем я ее заслужил?»- спросил потрясенный игрок.
«Ты должен быть награжден, потому что каждый раз, когда ты проходил мимо дервиша, ты в первую очередь думал о доброте, а потом о дервише. Именно доброта, а не человек, награждают тебя за верность. Мысли - это самое важное, ибо мы становимся тем, о чем думаем». Эзотерическая философия утверждает, что если мы думаем о пороках и недостатках другого человека, то наше сознание «заряжается» этими пороками и недостатками. Тот, кто знаком с этим психологическим законом, будет понимать, что отрицательные мысли, негативные эмоции разрушают, прежде всего, его самого и несут вред всему миру в целом.
|
|
| |