Город-скала Сен-Мишель.
|
|
глория
Автор |
23.02.2015 / 20:35 / Сообщение 1 |
Проверенный
Сообщений: 634
| Страж океана. — Каменное „чудо". — Заживо погребенные. — „Вечный узник". — Попытка побега из каменного мешка. — Зыбучие пески. — Ужасная смерть.
На рубеже веселой Нормандии и мрачной Бретани, там, где в материк Европы глубоко врезалась бухта Авранша, угрюмо поднимается к небу одинокий каменный остров, или, вернее, большая гранитная скала.
Эта скала, вся облепленная старинными домиками, опоясана гигантским каменным валом. На вершине ее высятся огромные башни древнего монастыря и собор с остроконечным шпилем.
Издалека эта темная скала с ее зданиями и башнями походит на огромную пирамиду, брошенную среди океана. Этот странный утес — гора Сен-Мишель. Французы обычно называют ее — «La Mervei-lle» — «чудо».
Два раза в сутки океан идет приступом на этот крошечный островок, и мощные волны прилива с шумом и яростью бьются о серые скалы. Кажется, что океан хочет поглотить маленький островок, который, как страж, преграждает путь волнам к берегам материка.
Действительно, здесь с незапамятных времен идет жестокая борьба между океаном и сушей. Еще в доисторические времена океан оторвал от Европы острова Великобритании, отделив их глубоким проливом Ламанш. На этом борьба закончилась — океан не мог поглотить гранитную гору, и она осталась среди волн, как одинокое воспоминание о древнем материке, когда-то простиравшемся здесь...
Но океан не признал себя побежденным. Дважды в сутки он продолжает атаку на гранитную гору и поднимает временами свои воды на гигантскую высоту, словно стремясь затопить непокорный гранит.
Морской прилив нигде в Европе не достигает такой высоты, как у горы Сен-Мишель. В то время, как на южном берегу Бретани приливы не превышают в среднем 6—8 метров, около Сен-Мишель море во время прилива иногда поднимается до 20 метров!
Сен-Мишель — излюбленное место туристов всех стран, и ежегодно здесь бывает до ста тысяч путешественников. Это действительно каменное «чудо» — поэма из гранита, где искусство человека и природа гармонично слились так, что не видно, где кончается природная скала и где начинается дело рук человеческих. Кроме того, Сен-Мишель — это живая легенда, жуткая кровавая сказка старинных времен.
История ее теряется в сумраке веков. Еще задолго до начала нашей эры, на заре истории, гора была местом поклонения солнцу для древних кельтов 1). Кельты называли ее «Том-Белен»—«Гора Солнца». На горе жили языческие жрецы и совершали там свои кровавые жертвы...
1) Индо-европейские народы; по языку занимали среднее место между италийцами и германцами.
Проходили века... Океан неустанно глодал подножье горы, но он не мог уничтожить ее целиком. В первые века нашей эры здесь возник монастырь; в средние века феодалы Бретани построили здесь стройный готический замок; много позже короли Франции превратили Сен-Мишель в неприступную крепость. Монархи-деспоты одновременно озаботились устройством здесь подземелий — каменных гробов — для заточения своих врагов. Таким образом, гора Сен-Мишель была и монастырем, и крепостью, и тюрьмой.
Как только турист вступает на остров, его сразу охватывает седая старина. Вот древние массивные ворота с башнями по бокам. Через арку ворот мы попадаем в единственную уличку, кривую и узкую, ползущую в гору. Уличка застроена массивными каменными домами с небольшими окнами. Некогда в этих домах жили рыцари и солдаты, а теперь здесь приютились многочисленные грязные трактиры, лавки, торгующие открытками, раковинами и разными «сувенирами», и, наконец, ресторанчик «Матушка Пуляр». Хозяйка сама тут же готовит на больших железных сковородках яичницу для туристов.
www.чулышман-турист.рф
|
|
| |
глория
Автор |
23.02.2015 / 20:36 / Сообщение 2 |
Проверенный
Сообщений: 634
| Поднявшись по улице в гору, мы после бесчисленных поворотов достигаем замка. Огромная «Зала Стражи» с готическими арками переносит нас в далекий феодальный мир-Каменные лестницы ведут из замка в монастырь, частью высеченный в скале. Здание монастыря состоит из трех этажей и подземелья, заканчиваясь большой галлереей со стройными колоннами и арками. Гранит, мрамор, побуревший от времени, и особая штукатурка, приготовленная из перемолотых в порошок раковин, придают зданию своеобразную желтовато-серую окраску. Каменные трилистники, репейники, дубовые листья и плющ тонкими узорами украшают капители1) колонн и гранитные стены. Этот чудесный каменный цветник, утопающий в мягких тенях полумрака, местами прерывается ажурными круглыми окнами — «розами», через которые победно вливается солнце и синеет волнующееся море.
1) Капитель — верхняя, обыкновенно орнаментированная, часть колонны.
Рисунок. Остров-скала Сен-Мишель в часы прилива.
Рисунок. Барбес в каземате.
Ниже этой галлереи и помещения монахов находится так называемая «Зала Рыцарей». Эта зала, выдержанная в строго готическом стиле, со стрельчатыми окнами и сводами, производит гнетущее впечатление. В памяти оживают мрачные картины феодальной эпохи и, подавленный этими воспоминаниями, спешишь перейти в нижний этаж — в «Залу Милостыни».
Эта зала носит отпечаток древнего «романского» стиля. Массивные колонны поддерживают полукруглые своды. Здесь еще сумрачнее, чем в «Зале Рыцарей». Из «Залы Милостыни» по темным, бесконечным каменным коридорам, по лабиринтам лестниц спускаемся, наконец, в подземелье, в самые сокровенные, в самые страшные уголки гигантского сооружения. Камеры для заключенных были высечены в скале и представляли в полном смысле слова .«каменные мешки» или, вернее, гробы, где заживо замуровывались узники. Вот камера, где по приказанию Людовика XI, кровожадного ханжи, десятки лет томился в железной клетке кардинал Ля-Балю, осмелившийся указывать королю на его пороки. Вот тюрьма Дюбюра, газетчика-журналиста XVII столетия, сосланного сюда Людовиком XIV, «королем-солнцем», не выносившим критики со стороны своих подданных. Вот камера талантливого ваятеля Готье, заточенного в каменный гроб без всякой вины. Чтобы сохранить свой разум, Готье целые годы проводил за работой. Он покрыл чудными изваяниями стены галлереи и, едва окончив обессмертившую его имя работу, лишился рассудка и бросился с головокружительной высоты в бездну...
В казематах Сен-Мишеля побывало и много французских революционеров. Из наиболее выдающихся мы упомянем «вечного узника» — Огюста Бланки, Барбеса и знаменитого географа и участника Парижской Коммуны—Элизе Реклю.
Огюст Бланки был присужден в 1840 году к смертной казни за попытку вызвать восстание рабочих в Париже. По ходатайству Виктора Гюго и поэта Ламартина, король заменил смертную казнь вечной каторгой, и Бланки был заперт в казематы Сен-Мишеля. Тюрьма должна была явиться для Бланки могилой.
Узники не имели никакого сношения с волей... Холодный неумолимый гранит окружал их со всех сторон...
В этом каменном царстве многие сходили с ума и разбивали головы о гранитные стены. Только наиболее твердые, наиболее сильные волей сохраняли свой разум и не утрачивали в этих темных могилах человеческого образа.
У Бланки, через год его пребывания в казематах Сен-Мишеля, начались галлюцинации. К нему ежедневно якобы являлся его умерший друг и проводил с ним долгие кошмарные часы...
Бланки почувствовал, что сходит с ума, и понял, что надо взять себя в руки. Узник решил как можно больше читать, чтобы забыть окружающее. Но в монастырской библиотеке были лишь «Духовные» книги... и книги по истории горы Сен-Мишель.
Случайно в руки Бланки попала книга итальянского революционера Сильвио Пеллико «Мои темницы». Страдания Пеллико, его переживания и мечты о побеге — все это было так близко, что Бланки перечитывал несколько раз эту книжку и тоже стал мечтать о побеге.
Несмотря на строгость одиночного заключения, Бланки удалось сообщить о задуманном близким товарищам по заключению. Четверо узников — Бланки, Бар-бес, Мартен Бернар и Гюбер — решаются бежать вместе. Им удалось подделать ключи к своим камерам. Они свили из белья и одежды веревку, на которой должны были спуститься через стену к морю. Дальнейший план состоял в том, чтобы захватить на берегу какую-либо рыбачью лодку и на ней отправиться через Ламанш в Англию.
10 января 1842 года все было готово к побегу. Когда стража уснула, узники вышли из камер и добрались до площадки, откуда можно было спуститься по стене к морю.
www.чулышман-турист.рф
|
|
| |
глория
Автор |
23.02.2015 / 20:36 / Сообщение 3 |
Проверенный
Сообщений: 634
| Первым должен был спуститься Барбес. Он осторожно взялся за веревку, привязанную за каменный выступ стены. Его товарищи с волнением следят за его движениями. Вот он повис на веревке над бездной. Через секунду его фигура исчезла за стеной во мраке ночи. Слышны тихие шорохи. У оставшихся на стене усиленно бьется сердце. Проходит нескольку томительных секунд. Вдруг снизу доносится подавленный крик. Барбес, сорвавшись с утеса, падает с высоты десяти метров на острые камни и разбивается. Невыносимая боль не позволяет ему удержаться от стона...
Наружная охрана услышала стоны Барбеса. Быстро забила тревогу. Разбитого Барбеса поднимают с камней, а остальных схватывают на стене. Каменные мешки запираются двойными запорами, и строгости в тюрьме усиливаются...
Пробыв в тюрьме около трех лет, Бланки стал стариком, Барбес заболел горловой чахоткой, а несколько товарищей умерли от цынги и других болезней. Тюремное начальство поняло, что, если все заключенные перемрут, то в тюрьме некого будет сторожить. Находясь под угрозой «безработицы», оно несколько смягчило суровый режим, а Бланки решили перевезти в тюрьму города Тура.
Когда в холодный февральский день Бланки на носилках вынесли из каменного гроба на берег, к корю, и положили его на лодку, это был полумертвый старик, дрожащий от холода. А три года назад он вошел сюда цветущим молодым человеком, полным сил и энергии.
Так действовала даже на закаленного революционера эта ужасная тюрьма, холодные стены которой были пропитаны слезами и кровью!.. Когда проходишь по темным коридорам подземелий и вспоминаешь жизнь заключенных, невольно задаешь себе вопрос: сколько же горя, слез и отчаяния видели за долгие века эти мрачные стены?..
В настоящее время гора Сен-Мишель не является больше ни монастырем, ни тюрьмой. Великая французская революция 1789 - 93 г.г. уничтожила монастырь; монахи были разогнаны и больше сюда не возвращались. Воспоминанием о грозных революционных волнах еще теперь являются десятки каменных статуй разных «святых» с отбитыми носами. Окрестные крестьяне-революционеры, разгоняя монахов, отбивали у «святых» носы, и безносые фигуры мрачно стоят теперь среди безмолвия каменных стен.
Сен-Мишель, как тюрьма, пережил почти на сто лет монастырь. Только в 1874 году французское правительство уничтожило здесь тюрьму. Конечно, оно руководилось при этом не чувством гуманности, а денежным расчетом. Гора Сен-Мишель приносит государству больше дохода, как место экскурсий, чем как тюрьма.
Богатые англичане и американцы ежедневно сотнями приезжают в Сен-Мишель. Толпа туристов с любопытством осматривает «каменные мешки» и тайники, где томились революционеры. Чтобы испытать острые ощущения, туристы взбираются на высокие башки и стены, повисшие над морской бездной.
Рисунок. Бланки в тюрьме Сен-Мишель.
В особенности грандиозен вид с колокольни С верхнего балкона ее открывается вся бухта Сен-Мишель, зеленеющие, плодородные поля Нормандии и угрюмые пески и граниты Бретани. Впереди стальной полосой трепещет и сверкает безбрежный океан. Внизу, под ногами, над вияющей бездной вод, высится лес каменных башен и галлерей с причудливым каменным миром изваяний...
Слушая неумолчный шум океана, любуясь с высоты «Башни Помешанных» серыми громадам и башен и зубчатых стен, невольно уносишься в мир фантазии, в мир старинных легенд. Встают в уме картины прошлого, когда у подножья горы гибли целые армии, которых погребали стремительные волны прилива или засасывали предательские пески... Приливная волна около гори Сен-Ми-шель, наступая высокой стеной, движется со скоростью мчащейся галопом лошади. Кто этого не знает, тот нередко расплачивается жизнью за свое незнание. Несколько лет назад семья заезжих цыган спустилась во время отлива на прибрежный песок и стала собирать ракушки и крабов. Наступил час прилива. Напрасно со стены советовали цыганам скорее подниматься на берег. Они плохо понимали и по-французски и продолжали бродить по песку.
www.чулышман-турист.рф
|
|
| |
глория
Автор |
23.02.2015 / 20:36 / Сообщение 4 |
Проверенный
Сообщений: 634
| Только тогда, когда они увидали вдали серую приливную волну, они поняли опасность и бросились бежать к берегу. Но было уже поздно. Еще большую опасность для человека представляют зыбучие пески, устилающие дно бухты Сен-Мишель. Обнажаясь на несколько часов во время отлива, они манят туриста. Океан уходит далеко от горы, раскрывая на несколько часов свои подводные тайны. Около влажных скал и утесов, покрытых гирляндами водорослей, остаются сотни крабов, креветок, разной рыбы и мелких морских животных. Всех этих животных можно ловить просто руками. И так соблазнительно отправиться по песку вслед за уходящим морем...
Но пески здесь ненадежны. Среди них там и сям рассеяны «танги» — трясины, моментально засасывающие человека. Трясины эти нельзя отличить от остальных песков, и даже опытный глаз местного рыбака не может угадать, где кроется опасность.
В прежние годы, когда еще существовал монастырь, монахи, заметив с высоких башен, как зыбучие пески засасывают человека, звонили в колокол и выходили ка стену служить лицемерную «панихиду» за упокой души «неизвестного».
Помочь погибающим редко удается. Дело в том, что пески засасывают очень быстро. Вся драма происходит в пятьдесять минут. Пока с берега успевают сбежать с досками и веревками, погибающий уже скрывается под серым песком.
Засасывание песками представляет мучительную смерть. Человек, попавший в трясину, сразу погружается в песок по колена. Пока он старается поднять одну ногу, другая уходит еще глубже. Словно железными клещами схватывает песок несчастного, и он напрасно машет руками. С каждой минутой он погружается все больше и больше. Вот, наконец, он погрузился по пояс, по грудь...
Вот уже вонючая грязь лезет в рот. Несчастный задыхается... захлебывается— старается с нечеловеческими усилиями поднять голову... На минуту он закидывает голову, освобождает рот и нос — и видит над собой солнце, облака, силуэт горы Сен-Мишель. Он кричит, призывает на помощь. Но предательские пески добрались уже до его ушей, и через минуту снова лезут в рот, в нос и в глаза...
В голове мутится, человек теряет сознание... А зыбучая трясина бесстрастно и хладнокровно продолжает свое дело... Еще через минуту виднеется на песке лишь макушка, а через минуту на поверхности трясины нет ничего, и лишь иногда покажется пузырь воздуха, вылетевший из залитых жидким песком легких нес-частной жертвы...
В прежнее время случалось, что пески засасывали рыбацкие лодки и даже корабли, случайно оставшиеся во время отлива около горы. Несколько лет назад в песках погибла рыболовная шхуна. Владелец этой шхуны, желая измерить глубину места, где скрылось его судно, распорядился вытесать остроконечный камень и затем, привязав к нему веревку длиною в 20 метров, положил на опасное место. Через сутки и камень и веревка были втянуты без остатка всепоглощающим песком. Предполагают, что глубоко в песках проходят рубла подземных рек и ручьев. Вода этих потоков разжижает песок и превращает его в жидкий кисель, засасывающий все, что попадает на его поверхность...
www.чулышман-турист.рф
|
|
| |