Ветер
Автор |
24.02.2015 / 14:39 / Сообщение 1 |
Проверенный
Сообщений: 1344
| Выходцы из Индии, цыгане, встречаются в самых глухих уголках земного шара. Кочуя из одной страны в другую, они быстро усваивают чуждый им язык, легко подмечают слабости народа, в страну которого зашли, внешне принимают господствующую религию, приноравливаются к местным условиям, сохраняя в то же время свои древние верования, нравы и обычаи.
Проводя всю жизнь на колесах, цыгане настолько применились к далеким путешествиям, что в любой незнакомой им стране, не зная дорог, расположения рек, оврагов, болот и т. д., без опроса жителей быстро ориентируются, безошибочно узнают кратчайшие и наилучшие пути и находят удобные стоянки.
Такая способность ориентироваться поражала многих исследователей цыганской народности. Итальянский цыгановед Адриано Колоччи рассказывает, что в Аппенинских горах встретил кочующих цыган, которые знали дороги, как будто были местными жителями, несмотря на то, что впервые продвигались в этой местности. Однажды он встретил итальянских цыган около Константинополя, направлявшихся к Смирне. Появившись впервые в Турции, они не только знали все удобные места, но даже харчевни, где их встретят гостеприимно.
Это уменье цыган разузнавать в пути о препятствиях и удобствах оставалось долгое время загадкой. Некоторые предполагали даже, что у цыган имеется какой-то особый, свойственный только им, инстинкт. Однако в последнее время исследователи очень просто объяснили эту особенность цыган.
Оказывается, у цыган имеются свои условные знаки (шифр), которыми всякий табор метит встречающиеся по пути придорожные столбы, деревья, камни. По этим знакам кочевые цыгане читают как по книге.
Знаки эти, помогающие цыганам в их странствиях, довольно сложны.
У каждого табора имеется свой таборный знак, при чем каждый цыган может присоединить личный знак. Для обозначения знаков употребляются всевозможные предметы: камни, ветки с зарубками, обертками из соломы и т. д.
Рисунок. Наиболее употребительные знаки цыган.
Ряд условных знаков дает возможность табору оставить по пути своего следования как бы путевый журнал к сведению и руководству других таборов, которые пройдут вслед за ним. Этот «путевой журнал» сообщает о дорогах и стоянках, об отношении населения данной местности к цыганам, дает характеристику местной власти: например, как ее задобрить, допускается ли гаданье. Затем даются сведения об отдельных гостеприимных домах и т. д.
Зачастую цыгане рисуют знаки углем или вырезают их ножом на деревьях и стенах. Наиболее употребительны знаки, приведенные на нашем рисунке.
Два первых знака встречаются очень часто. Рукоятка трезубца указывает направление удобного пути. Третий обозначает опасную переправу или природное препятствие. Четвертый — крестообразный — длинным концом указывает наиболее благоприятное направление пути.
Сибирские экспедиции
|
|
| |
Ветер
Автор |
24.02.2015 / 14:39 / Сообщение 2 |
Проверенный
Сообщений: 1344
| К этим знакам пририсовываются небольшие значки, которые сообщают о настроении жителей. Крест с равными концами дает понять, что в данном районе нельзя рассчитывать на добычу; круг указывает на подарки, двойной круг — на щедрость. Треугольник сообщает: «Здесь можно заработать гаданьем на картах».
Разнообразными нарисованными углем знаками пользуются главным образом гадающие цыганки. Благодаря знакам, оставленным их предшественницами, они точно узнают, на какого рода ворожбу существует спрос в данной местности.
Итальянский профессор Гвидо Кора, изучавший цыганскую народность, нередко приглашал к себе в дом кочующих цыган. Они находили у него гостеприимную встречу. Кора заметил, что, уходя, цыгане оставляли на деревьях разнообразные знаки. Знаки эти замечались вновь приехавшими цыганами, которые без стеснения заходили к профессору.
На Украине доктор Глиненко однажды вылечил цыгана. После этого к нему стали заходить чуть не каждый день приезжающие цыгане за лечебной помощью. Доктор недоумевал, чему приписать такое частое посещение цыган, совершенно не знавших друг друга. Наконец один из цыган подвел его к заберу и показал всевозможные значки, нацарапанные гвоздем. Большинство знаков были зигзаги, похожие на змей; глубокие ямки на конце зигзагов, означавшие головы змей, были исчерчены крестами. Такое изображение гласило: «Доктор лечит цыган».
Армянские боша (цыгане) в Закавказье пользуются в пути знаками, указывающими, куда итти, где выгоднее продать изготовляемые ими сита и даже по ка-какой цене. Знаков таких много; их вырезают на коре деревьев и на скалах. Боша тщательно хранят тайну этих знаков, даже отрицают их существование.
Если кочевнические знаки замазаны коровьим пометом, то значение их таково: «Нас преследуют. Остерегайтесь попадаться на глаза местной власти».
Ветка бузины, укрепленная при знаке, возвещает о болезни цыгана, и чем больше бутонов, тем тяжелее болезнь. Личный знак, привязанный к ветке, указывает, какой именно цыган заболел. Если у больного нет собственного знака, прикрепляется знак ближайшего родственника. В случае перелома руки или ноги бузинная ветка надламывается; при переломе руки ветка слегка перевязывается веревкой. При возвещении о смерти полуобугленные бузинные ветки обертываются соломинками и укрепляются при таборном знаке.
Березовая ветка означает тюремное заключение известного конокрада. Прибавление семейства символизируется ивовыми ветками; при рождении мальчика ветка обвязывается красной шерстинкой, при рождении девочки — белой.
Куски кожи и меха приглашают ускорить встречу. Место ее указывается так: город обозначается четыреугольной дырой в тряпке, деревня — круглой. Например, три четыреугольные дырочки и две круглые, помещенные в ряд, понимаются таким образом: «Во второй деревне после третьего города, считая от данного места». Свиная щетина возвещает о боль-шой удаче. Собачья шерсть означает изменение направления, Осколки стекла при таборном знаке свидетельствуют об утрате животного.
Почта цыган не может, однако, похвалиться аккуратностью. Случаются нередко перебои из-за того, что замеченные домохозяевами знаки на воротах или на окнах стираются, так как их принимают за проделки ребятишек. Бури и дожди уничтожают знаки на деревьях. Бывает и так, что плохо обученные кочевые «связисты» не могут разобраться в знаках и, к своей досаде, не в состоянии принять оставленную «депешу».
В связи с изданием декрета о содействии цыганам и наделении их землей многие цыгане бросают кочевой образ жизни. При оседлом образе жизни первобытную технику им заменят — с большей пользой для них — многочисленные достижения современной науки.
Сибирские экспедиции
|
|
| |