За летучими собаками.

  • Страница 1 из 1
  • 1
За летучими собаками.
Ветер Автор 24.02.2015 / 14:45 / Сообщение 1
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 1344
Награды: 7
Репутация: 182
I. В лесу хлебных деревьев.

Мой слуга, малаец Токо, сообщил, что недалеко от селения находится лес хлебных деревьев, кишащий летучими собаками. Мне захотелось воспользоваться случаем поохотиться на этих животных.

Токо исправил свой лук, а я вычистил ружье. Старый Тонгу осмотрел челнок и наполнил его съестными припасами — кокосовыми орехами, бананами и лепешками из ямса (1).

Рано утром, до восхода солнца, мы все трое сели в челнок и поплыли по лагуне. Кругом тянулись причудливые рифы. Коралловые острова алели над водой, словно окровавленные тела гигантов.

Кричали морские птицы, летая над лагуной. Берег сверкал белизной мелкого кораллового песка. Далее высились стройные сочно-зеленые бананы. Кокосовые пальмы возносили свои желтоватые кроны над банановой рощей. Позади пальм хлебные деревья поднимали свои прямые ветви с могучей темно зеленой листвой. Кругловатые плоды, величиной с детскую голову, были еще зелены.

1) Ямс — съедобное корневище дерева диоскореи (Dioscorea sativa), достигающее 1 м длины и 17 кгр веса.

Мы проезжали мимо последней хижины поселка. Селение уже просыпалось. У двери хижины стоял голый мужчина. Он потягивался, стряхивая с себя сон. Подле него возилась женщина с ребенком, а на реке купалась группа темнокожих мальчишек. Они визжали, как веселые попугаи, и брызгали друг в друга водой.

Наконец мы достигли большой рощи хлебных деревьев. Я вышел с ружьем на берег и пошел в глубь чащи. Вековые деревья, вершины которых были зелены и густы, не пропускали ни света, ни воздуха. Несмотря на раннее утро, в лесу было душно. Ноги утопали в толстом слое мха. Там и сям виднелись лиственные растения с большими красными цветами. Деревья были оплетены лианами.

В лесу было тихо. Никаких признаков летучих собак! Я долго бродил среди хлебных деревьев. На некоторых висели зрелые плоды. Тонгу набрал хлебных плодов и понес их в челнок.

— Никаких летучих собак здесь нет! — проговорил он ворчливо.

— Они уже улетели в мангровые заросли, — сказал Токо. — Летучие собаки любят темноту и прилетают за плодами хлебного дерева только ночью.

— В таком случае мы поедем в мангровые заросли,— заявил я.

Мы снова сели в наш узкий челнок и поплыли дальше по лагуне.


Сибирские экспедиции
Ветер Автор 24.02.2015 / 14:45 / Сообщение 2
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 1344
Награды: 7
Репутация: 182
II. В мангровых зарослях.

Лес хлебных деревьев остался позади. Вдоль берега лагуны пошли заросли густых высоких камышей. Чем дальше, тем выше. Полное впечатление джунглей...

Тонгу направил челнок прямо в заросли камышей. Проехав еще немного, мы приблизились к мрачному, темному мангровому лесу. Деревья росли прямо из воды, сплетаясь друг с другом ветвями. Тысячи корней висели в воздухе, опутанные лианами.

В лесу было сумрачно и прохладно. Не слышно было пения птиц, стояла мертвая тишина.

Водный проток, по которому мы пробирались на челноке, все суживался; тишина становилась еще более глубокой. Ветви, листья и лианы висели неподвижно, словно театральные декорации. В мангровых зарослях становилось все темнее, и в двадцати шагах уже ничего нельзя было рассмотреть.

Тонгу объявил, что и в этом лесу нет летучих собак, и посоветовал ехать обратно. Малайцы очень боятся мангровых зарослей и одни никогда не осмеливаются ходить в эти

леса. Они верят, что души злых людей живут в глубоком иле под мангровыми деревьями. По временам эти души стонут и посылают отравленное дыхание, которое убивает человека.

— Поедемте обратно! — стал умолять меня Тонгу.

Но меня разобрала досада, что мы даром потеряли целое утро.

— Токо, где же, чорт возьми, летучие собаки?!— воскликнул я с раздражением.

— Несколько дней назад я видел их много-много... — смущенно оправдывался Токо.

Мы отправились дальше. Незнакомый с фарватером мог бы легко заблудиться в этом темном лабиринте, под зеленым сводом мангровых деревьев. Но Тонгу и Токо хорошо знали эту местность, и я был спокоен.

Водный проток поворачивает направо. Тонгу направляет челнок к камышам. Здесь около берега, — если можно назвать берегом смесь ила и воды,— лежит гигантское мангровое дерево, упавшее от старости. Вокруг ствола торчат его корни, словно ребра раздавленной груди. Сонно свисают лианы с соседних деревьев.

Лес становится немного реже. Слышно воркованье голубей. Появляются попугаи. Эти птицы очень любопытны и, заслышав удары наших весел, вылетают из чащи и внимательно разглядывают нас...


Сибирские экспедиции
Ветер Автор 24.02.2015 / 14:45 / Сообщение 3
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 1344
Награды: 7
Репутация: 182
III. Летучие собаки.

Водный рукав еще более суживается. На берегу хаотически громоздятся стволы поваленных бурей мангровых деревьев. Они образуют как бы мост, уходящий в темную чащу.

Я приглашаю Токо пойти со мною по этому необычайному мосту и поискать летучих собак. Токо соглашается. Мы причаливаем и вылезаем из челнока прямо на дерево, лежащее на берегу; оно во многих местах сгнило и ломается под ногам».

Мне приходит мысль: «А что, если рухнет этот живой мост и мы с Токо провалимся в черную тину, издающую кислое зловоние?..»

Токо проворно, гак обезьяна, пробирается на зеленую часть дерева и перепрыгивает на соседнее. Я следую его примеру. Мы пробираемся по мангровым деревьям добрую четверть часа. Наконец мы спрыгиваем на землю и ступаем на болотистую почву.

Стало значительно легче итти. Вскоре мы очутились на сравнительно открытом месте; папоротники достигали нам до груди. Пройдя еще минуты три, мы увидали над собою синее небо. Мы вышли на лесную прогалину. Недалеко от нас начинался великолепный лес хлебных деревьев. Сверкающие темно-зеленые вершины простирали друг к другу развесистые ветви с большими широкими листьями. Высоки над вершинами деревьев летали две странные птицы, похожие на больших сов. Я хотел было выстрелить, но Токо схватил меня за руку.

Токо проворно пробирается на зеленую часть нов ленного огромного дерева; я следую его примеру...

— Это — летучие собаки,— топотом проговорил он.— Подожди, пока они сядут. Теперь — время их сна. Вся стая уже на деревьях...

Странные существа покружились еще немного в воздухе, словно высматривая дерево поудобнее. Опускаясь, они падали, словно под тяжестью собственного тела, сложив крылья. Достигнув вершины дерева, они расправили крылья и плавно опустились на ветви. Сдержанный свист и ворчанье раздались сверху: стая засыпала.

Высоко у вершины, в прохладной лиственной тени, летучие собаки висели рядами, ярус над ярусом, словно окорока в коптильне. Они крепко спали вниз головой, завернувшись в крылья. С первого взгляда их можно было принять за причудливые птичьи гнезда...


Сибирские экспедиции
Ветер Автор 24.02.2015 / 14:45 / Сообщение 4
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 1344
Награды: 7
Репутация: 182
Я тщательно прицелился и выстрелил в одну из собак. К моему удивлению, животное осталось висеть невредимым. Казалось, оно не было задето пулей. Я снова выстрелил. Тот же результат. Давно уже мне не случалось так неудачно стрелять!..

Мне хотелось выстрелить еще раз, но в стае произошло движение.

Выстрел разбудил летучих собак. Животные тревожно высвободили из-под крыльев головки с острыми ушами. Через несколько мгновений они были уже вне досягаемости.

Только одна собака осталась висеть — та, в которую я стрелял. Я нацелился в нее и хотел выстрелить еще раз. Внезапно животное, не расправляя крыльев, тяжело упало на землю.

Я раскрыл глаза в изумлении. Токо смеялся. Оказывается, я убил собаку сразу, первым же выстрелом. Однако животное после смерти остается еще минут пять висеть на дереве на большом пальце. Только после того, как сухожилия окончательно ослабеют, палец разжимается от тяжести животного, и оно падает. Этим объяснялись мои неудачные выстрелы.

Я и Токо осторожно пошли от дерева к дереву в поисках летучих собак. Вскоре мы набрели на новую стаю. Я застрелил несколько штук.

Рисунок. Раздвинув крылья, я увидал крохотного детеныша, цеплявшегося за грудь матери...

Токо застрелил из своего лука также несколько животных. Малайцы не любят убивать летучих собак, так как обычай запрещает их есть. Кроме того, летучих собак очень трудно убивать из лука — они висят слишком высоко. Малайцы уничтожают только тех, которые Прилетают на посаженные рукой человека хлебные деревья. Нередко в яванских деревнях жители по очереди ночью стерегут рощи хлебных деревьев, иначе летучие собаки очистят все деревья от плодов.

Скоро, мне надоело стрелять в неподвижных животных, и мы двинулись обратно. Последнюю собаку я только ранил, и она, еще живая, с жалобным писком упала на землю. Когда я разыскал животное в траве, оно было уже мертво. Глаза его были широко раскрыты. Однако в крыльях, судорожно закрывшихся после смерти, я почувствовал слабое движение. Раздвинув крылья, я увидал крохотного детеныша, цеплявшегося четырьмя лапками за грудь матери. Тонкие перепонки лапок детеныша так крепко прильнули к еще теплому материнскому телу, что я не мог оторвать их.

Детеныш не замечал меня. Внимание его было сосредоточено на груди матери, которую он продолжал жадно сосать. После вторичной неудачной попытки оторвать детеныша от мертвой матери я решил оставить его и поспешил к Токо, который подбирал в траве убитых животных...


Сибирские экспедиции
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: