Гибель Ревеля.
|
|
Ветер
Автор |
24.02.2015 / 14:49 / Сообщение 1 |
Проверенный
Сообщений: 1344
| Еще за час до того, как разыгрались эти события, все было тихо и мирно в рыбачьем поселке Баутинском, расположенном на узенькой песчаной косе, которая отделяет тихую красивую бухточку от беспокойного Каспия.
Как всегда, женщины и дети чинили сети, точили крючки самоловов, а отцы и седые деды ушли в море на быстрых двухмачтовых подчалках ловить осетров и востроносых севрюг.
Однако бухточка имела не совсем обычный вид. Уже с неделю как сюда пришли и отдали якоря шесть больших пароходов. Никогда еще в бухте не было такого скопления крупных судов; лишь раз в неделю заходил почтовый пароход.
Необычайнее всего был вид прибывших судов. Они пришли под красными флагами, на них не видно было ни ящиков, ни тюков с товарами; на носу и на корме серыми бревнышками четко вырисовывались длинные пушки, не вязавшиеся с будничной суетой рыбачьего поселка.
До сего времени рыбаки лишь урывками слышали, что на их море идет война и что дерутся какие-то «красные» и «белые». Здесь, на глухом берегу Каспия, где русский рыбачий поселок случайно вкрапился среди аулов туркменов и киргизов, никто хорошо не знал, кто такие были красные и белые и чего они добивались. Было известно, что красные — русские. Но белые... Одни говорили, что будто белые — тоже русские; другие говорили, что они — англичане, третьи уверяли, что белые — русские, но начальство у них английское. Предполагали, что англичане хотят завоевать у русских Каспийское море. Фельдшер из старого форта Александровского уверял, что будто бы англичане уже завладели Кавказом...
Многие не верили военным слухам, пока, наконец, неделю назад не прибыли шесть торговых пароходов, на которых оказались пушки и войско. Пришедшие сообщили, что они — красные и борются за свободу против насильников и угнетателей — белых. Последние действительно заняли Баку.
Первые два дня после прибытия пароходов рыбаки, возвращаясь с лова, собирались у пристани и подолгу глазели на пришельцев, судача между собой. У пристани стоял большой пароход «Ревель». Он имел самый миролюбивый вид, и лишь серенькая пушечка на его носу говорила о том, что пароход на старости лет затеял что-то для него непривычное.
На корме «Ревеля» были сложены странные круглые предметы (1), назначение которых было неясно для рыбаков. Кто-то сказал, что эти шары содержат в себе страшную силу и могут враз потопить какой угодно пароход.
Сибирские экспедиции
|
|
| |
Ветер
Автор |
24.02.2015 / 14:50 / Сообщение 2 |
Проверенный
Сообщений: 1344
| Дед Трофим, седовласый рыбак, неодобрительно качал головой.
— Страсти, страсти-то какие! — приговаривал он, разглядывая с берега таинственные черные шары.
Война была решительно непонятна старику. Жизнь его мирно протекала в этом заброшенном уголке.
Здесь люди только и знали, что свое море. Каспий был так щедр, что рыбаки еще не сталкивались с нуждой. Трофим и не подозревал, что где-то в далекой России люди терпят голод, нищету... И, слушая речи прибывших моряков, Трофим недоумевал, зачем люди воюют и почему одни из них — освободители, а другие — угнетатели. Трофиму не верилось, что к ним в поселок может притти неприятель и что тут может быть пролита кровь. Глядя на пароход, дед сам себя успокаивал: «Небось, постоят, погостят у нас да потихонечку и уйдут. Мы народ неозорной... Какая с нами война!.. Зря брешут все... зря... Быть этого не должно...»
Прошла неделя. Пароходы все еще стояли в бухте, и рыбаки попривыкли к новым гостям.
Трофим возвращался с лова на своем черном просмоленном подчалке. Два молодых внука помогали Трофиму управляться в море с сетями и парусами. Теперь, глядя на них, дед думал о том, какими славными, толковыми рыбаками будут они годика через два...
Резкий, непривычный звук военного рожка вывел Трофима из раздумья. Трубили на пароходе «Туман», где, как говорили, находился командующий эскадрой.
— Дедушка, глядь, чего это поднимают на мачте! — сказал один из внуков, указывая на пароход.
Трофим обернулся и увидел, как под клотиком (2) высокой мачты «Тумана» взвилось несколько пестрых флажков... На всех пароходах забегали и засуетились люди; раздались звуки рожков. Трофим заметил, как к пушкам подбежали матросы и солдаты в рубахах защитного цвета. Они сняли с орудий чехлы и завертели какие-то колесики, отчего серые жерла стали подниматься и поворачиваться в сторону поселка, расположенного на косе.
1) Мины заграждения. 2) Клотик — верхушка мачты.
Сибирские экспедиции
|
|
| |
Ветер
Автор |
24.02.2015 / 14:50 / Сообщение 3 |
Проверенный
Сообщений: 1344
| «Ужели белые?.. — Сердце Трофима болезненно сжалось. — Ужели прольется кровь, будет убийство!?»
Трофим с беспокойством обернулся на родное селение. Несколько матросов со всех ног бежало к пристани. Трофим круто повернул подчалок и пристал к берегу. Оставив снасти и пойманных осетров на попечение внуков, дед кинулся домой. У пристани он встретил двух людей в штатском, повидимому, рабочих, которые спешили на «Ревель». Они чуть не сшибли с ног старика.
— Белые пришли!.. Англичане!.. — крикнули они на ходу, когда он спросил, что случилось.
Всего полчаса назад Трофим огибал на подчалке песчаную косу и в море не видел других судов, кроме подчалков соседей. Где же были белые и когда они успели притти в поселок?.. Трофим быстро шагал по берегу и недоумевал: женщины как ни в чем не бывало сидели возле домов и чинили сети; рыбак Никита неторопясь смолил бударку, дети резвились на песке. Врага нигде не было видно. Или посмеялись над стариком молодые рабочие?..
Далекий гром откуда-то из-за косы раскатисто прогремел в море. За домиками поднялась куча пыли, и резкий удар потряс воздух.
— Белые!..
Никита бросил работу и начал недоумевающе озираться по сторонам. Женщины подняли головы и переглянулись. Громко заплакала испуганная девочка.
— Белые! — крикнул кто-то. — Белые идут с моря... там, за косой!..
— Белые!.. Белые!.. — было у всех на языке. Люди вопросительно смотрели друг на друга.
Снова прогремело с моря, и песчаное облако с треском взвилось над белыми домиками рыбаков.
Трофим перебежал улицу, повернул в переулочек и вышел к задним домам. Отсюда далеко было видно море, белыми языками лизавшее косу. Вдали серым пятнышком маячил корабль. Бурый дымок тонкой полоской стлался за ним. А еще дальше, там, где небо сходилось с водою, серым облаком чадили многочисленные неведомые суда...
Сибирские экспедиции
|
|
| |
Ветер
Автор |
24.02.2015 / 14:50 / Сообщение 4 |
Проверенный
Сообщений: 1344
| Оглушительно грохнули красные пароходы, и через крыши домов, через головы женщин и детей провыли невидимые снаряды.
Трофим увидал, как в море вынырнули серыми столбиками всплески падавших снарядов. Судно, по которому стреляли красные, повернуло и пошло туда, где дымили далекие карабли белых. Стрельба прекратилась.
«Кончено или еще будет?», с тоской спрашивал себя Трофим.
Серый корабль уходил к далеким дымкам, коптившим на горизонте.
Это был разведчик эскадры белых. Он обнаружил в бухте за косою сравнительно слабый отряд судов красных и спешил донести об этом английскому начальнику, командовавшему белыми. Красные поняли, что бой неминуем; пароходы их разводили пары, палубы поливались водой.
С моря спешно возвращались рыбачьи подчалки. Перепуганные ловцы, услыхав гром первых выстрелов, побросали сети и спешили к родным гнездам. Однако семьи не дожидались отцов. При первых же снарядах, просвистевших над домами, поселок зашевелился, как потревоженный муравейник. С причитаньями и плачем женщины и дети бросились бежать в разные стороны.
Трофим и Никита, наблюдавшие за далекой неприятельской эскадрой, вскоре заметили, что она стала приближаться к косе.
— Ну, дед, нечего нам тут с тобой делать... Сейчас кругом смертоубийство пойдет. Нужно в море выходить — только одно спасение и остается. Дом все равно не спасешь, а лодки надо бы выручать.
Оба рыбака поспешно зашагали к берегу. Подчалок Трофима находился неподалеку от пристани, у которой попрежнему стоял причаленный «Ревель». Густой бурый дым валил из труб парохода. Трофим оглянулся по сторонам, ища внуков, но они все куда-то исчезли. Старик направился было к дому, в надежде, что застанет там молодежь, однако, не успел он отойти от подчалка, как снова услышал оглушительный гром с моря. Белые приближались... Тяжело прошипел над косою снаряд и ударил в «Ревеля». Клубок светлого дыма вспыхнул в носовой части парохода, и Трофим увидал, как серенькая пушечка, кувырнувшись за борт, грохнулась на пристань. Еще и еще прогудели снаряды, и снова треснуло в корпусе «Ревеля». Взвилось желтое пламя и жадным языком лизнуло трубу парохода. «Ревель» горел... Едкий серый дым, просачиваясь из деревянных надстроек, показался над палубой. Забегали, заметались люди. Кто-то громко кричал. Два-три человека в штатском платье спрыгнули с борта на пристань. За ними неудержимым потоком бросились остальные, покидая пылающий корабль. Невозможно было бороться с огнем, вспыхнувшим сразу в разных местах.
Сибирские экспедиции
|
|
| |
Ветер
Автор |
24.02.2015 / 14:50 / Сообщение 5 |
Проверенный
Сообщений: 1344
| Все это произошло в несколько минут. Между тем старик дрожащими руками силился сдвинуть свой грузный подчалок; однако, напрасно — суденышко крепко врезалось в песчаное дно. Что было делать? Надо было скорее бежать. Трофим не-вольно вспомнил о страшных черных шарах, сложенных на корме горящего парохода, и понял, почему так поспешно матросы отбежали от пристани...
«А что, если эти шары?..» — с ужасом подумал Трофим.
Сейчас погибнет и он и его любимый подчалок. Пропадут и суденышки соседей, мирно покачивающиеся рядом с «Ревелем». Вот-вот загорится деревянная пристань...
Звать на помощь было бесполезно: людям было не до того. Закипал горячий бой. Снаряды белых то-и-дело перелетали через косу, шлепались в воду и взрывались, ударяясь о твердые предметы.
На частую пальбу неприятеля красные отвечали жарким огнем. Видно, пропадать рыбацким подчалкам — зажжет их «Ревель», погубит своими черными шарами!..
Внезапно старик принял решение. На дне его подчалка лежал топор, который он брал с собой на рыбную ловлю. Схватил Трофим топор и побежал к дымящемуся кораблю. Сурово было лицо старого рыбака, а между бровей залегла глубокая складка...
Туго натянулись, словно гигантские струны, толстые пеньковые канаты, замотанные вокруг чугунных кнехтов на пристани. Они крепко держали «Ревеля». Зажмурившись от дыма, размахнулся Трофим топором. Раз, другой ударил старик. Лопнул канат, и корма парохода начала медленно отползать от пристани. Перебежал старик к носу, снова хватил топором по канату...
Пылающий «Ревель» медленно отошел от пристани, подгоняемый ветром и зеленой волной. Никем не управляемый, он стал боком надвигаться на пароход «Эмба». Казалось гибнущее судно просило помощи и защиты у товарища. Еще немного — и навалится «Ревель» бортом на «Эмбу»... Однако моряки не растерялись. Под свист снарядов, навалившись на шесты, оттолкнули они полыхавший «Ревель»...
Сибирские экспедиции
|
|
| |
Ветер
Автор |
24.02.2015 / 14:50 / Сообщение 6 |
Проверенный
Сообщений: 1344
| Трофим видел, как на отплывшем «Ревеле» загорелась деревянная мачта, лопнули тросы, мачта рухнула на почерневшую трубу, из которой попрежнему валил бурый дым (кочегары, покидая пароход, не затушили топок). Рухнувшая мачта нажала на клапан, и гудок парохода внезапно заревел. Мощным голосом обладал старый «Ревель». И теперь, умирая, страдалец-пароход, покинутый людьми, закричал протяжно, оглушительно... В крике его слышалась тоска, чудился буйный призыв к отмщению. От этого предсмертного рева кровь стыла у людей, волосы становились дыбом. Грохотали орудия, выли снаряды, свистели и шипели осколки, гремели цепи выбираемых якорей, а израненный «Ревель» все покрывал своим душераздирающим воплем...
Пароход все уносило. Между тем огонь добрался до кормы. Внезапно оглушительный гром прокатился над бухтой, над поселком, над степью. Дрогнула земля под ногами Трофима, дрогнул воздух, и покачнулся старый рыбак. Густой желтый дым окутал пароход и скрыл от глаз рыбака. Высоко подскочила почерневшая труба, взвилась к небесам обуглившаяся мачта. Во все стороны полетели дымящиеся раскаленные куски.
Разом смолк зычный гудок...
Порыв ветра разорвал тучу дыма, и Трофим увидал, что там, где только что ревел пароход, теперь колыхалось море...
Рисунок. Густой желтый дым окутал пароход...
Жарко досталось в этот день красным пароходам! В отряде белых было два настоящих военных корабля с дальнобойными орудиями. Пароходы красных, временно вооруженные легкими пушками, не могли выдержать тяжелых снарядов. Геройски сопротивляясь, вслед за «Ревелем» погибли в бухте: «Эмба», «Демосфен» и «Туман». Бой кончился, когда меткий снаряд, пущенный красными, угодил в корабль белых, на котором находился английский начальник.
Белые почему-то отступили... Со страхом возвращались вечером семьи рыбаков к опустевшим домам, над крышами которых пролетело столько снарядов. Их ожидала радость. Благодаря счастливой случайности дома уцелели, только в окнах полопались почти все стекла... Трофим жив до сих пор. Он так стар, что больше не выходит в море. Нередко рассказывает он о том, как кричал умирающий «Ревель» и как погибли «Демосфен» и «Туман» в неравном бою. Эти корабли все еще лежат на мягком песчаном дне бухты. Зеленые волны безмятежно плещутся над их трупами...
Сибирские экспедиции
|
|
| |