Гренландия — колыбель штормов.
|
|
Ветер
Автор |
24.02.2015 / 14:54 / Сообщение 1 |
Проверенный
Сообщений: 1344
| Американская полярная экспедиция, возглавляемая профессором Гоббсом из Мичиганского университета, уже в течение ряда лет работающая в Арктике и Антарктике, установила две самые холодные точки на земле: в центре Антарктического материка и в центре Гренландии.
Последняя точка, находящаяся в 1300 милях от Северного полюса, является настоящей «колыбелью штормов», отправным пунктом всех ледяных ветров, отбрасываемых отсюда во всех направлениях. Даже в июне над этим ледяным плато царит мороз в 30° Цельсия, а зимой морозы побивают все рекорды. Репутация полюса, как земного «погреба», значительно преувеличена, ибо упомянутая экспедиция установила также, что зимою в некоторых местах Сибири и Северной Америки много холоднее, нежели на Се-верном полюсе, и бывают случаи, когда ветры, дующие с полюса в эти местности, значительно смягчают температуру их для данного периода времени...
Гренландия — страна парадоксальная: начиная от ее имени, означающего «Зеленая страна», в то время как вся она за исключением узкой береговой полосы на восточном и западном побережьях, шириной от 15 до 100 км, представляет собою сплошное плато вечных льдов, — и кончая ее географическим обозначением «остров» (хотя материк Австралия значительно меньше ее по размерам).
Берега Гренландии изрезаны фиордами, в которые весною сползают гигантские ледники и, уносимые течениями в Атлантику, образуют там «грозу моряков» — исполинские ледяные горы — айсберги.
Рисунок. Карта Гренландии.
Неудивительно, что Гренландия оставалась неоткрытой до IX века нашей эры, когда исландец Гунберн добрался до близлежащих островов Данеля и отсюда различил береговую линию неизвестного острова. А немного лет спустя норманн Эрик Рыжий основал здесь большую колонию Эстрибигден, просуществовавшую около 400 лет. Но налеты английских пиратов и нападения эскимосов уничтожили ее, и теперь лишь недавно раскопками установлено ее местонахождение и восстановлен интересный быт той эпохи.
Начиная с XIII века, Гренландия была позабыта, и только три века спустя китоловы забрели сюда. Серьезное же изучение острова начато было лишь в конце прошлого века, и Нансен, первый в 1888 г. исследовал ледяное плато и доказал, что вся внутренняя часть острова покрыта толстой, никогда не отмерзающей ледяной корой и что на протяжении десятков тысяч квадратных миль отсутствует всякая растительность. В 1892 г. американец Пири прошел на лыжах по этой ледяной пустыне до северной части острова.
Сибирские экспедиции
|
|
| |
Ветер
Автор |
24.02.2015 / 14:55 / Сообщение 2 |
Проверенный
Сообщений: 1344
| Теперь же окончательно установлено, что именно в центральной части этого ледяного плато находится «родина» штормов. Характерно, что на подступах к этой части острова непрерывно свирепствуют бури и ураганы, между тем как внутри этого «ураганного кольца» находится полоса почти полного затишья, но с чрезвычайно низкой температурой, не поднимающейся даже в полдень летних месяцев. Изучение атмосферических слоев показало, что притекающий с юга теплый воздух держится в верхних слоях атмосферы и, сталкиваясь с ледяным воздухом этой полосы, с силой отбрасывается обратно, причем несется он порывами, уже внизу разнося бури и штормы во все четыре стороны...
Рисунок. Собаки проваливались в ямы между сугробами...
Экспедиция Гоббса находится в этих мрачных областях бессменно уже в течение двух лет. Весной 1926 года она высадилась на юго-западном побережье с полным снаряжением для оборудования метеорологической станции. Однако продвижение всего этого багажа внутрь острова оказалось невыполнимым в виду невозможных условий «дороги». Посланная на разведку экспедиция не могла преодолеть трудностей пути: оледенелые сугробы расстилались на сотни километров, и временами собаки проваливались в ямы между ними, в то время как сани беспомощно качались на верхушке ледяного сугроба. «Глядя на этот путь,— говорит Гоббс, — я понял, почему человеку понадобилось триста лет, чтобы добраться до полюса...»
Надо также упомянуть, что в число «багажа» входил и громоздкий строительный материал.
В итоге попытка основаться в центре плато окончилась неудачей, и пришлось остановиться на грани ледяного барьера. Из этой базы периодически отправляются два-три члена экспедиции в «командировку» на несколько недель в ледяную пустыню для непосредственного изучения природы штормов. Ясно, что при таких условиях изучение вопроса идет медленно и с большим трудом.
Но все-таки радио с этой крайней северной станции уже оповещает весь мир за три — пять дней о наступлении штормовой погоды. Так, 21 января текущего года, за пять дней до того, как сильный шторм разразился в Атлантике, станция Гоббса сообщила, что начинается значительный шторм при скорости ветра до 120 миль в час. Во время этой бури радиомачты станции были повалены, и лишь с большим трудом удалось вновь установить их...
Невольно возникает вопрос, как же живут люди в этой мрачной стране? На всем побережье острова вы не найдете ни одного дерева. По скалам лепятся ползучие кустарники ростом в несколько дюймов, мхи и лишайники, и кое-где попадаются чахлые карликовые березы. На два с лишним миллиона км всей территории острова для поселений человека годно лишь около 88 000 км. Население — эскимосы— едва достигает 12 000 человек, а оседлые европейцы — наперечет. Столица южного побережья — Годгааб — насчитывает вcero 400 человек населения и на европейский взгляд является небольшой деревушкой.
Сибирские экспедиции
|
|
| |
Ветер
Автор |
24.02.2015 / 14:55 / Сообщение 3 |
Проверенный
Сообщений: 1344
| От центрального ледяного плато, дающего ясное представление о том, какой была Европа в ледниковый период, ледяные отроги выступают здесь и там, доходя до волн полярного моря. На западном побережье подобный отрог у Мельвильского залива делит низину побережья на две части, резко отличные друг от друга и по природе и по составу населения: к северу от ледяного барьера живут кочевые племена эскимосов, к югу разбросаны датские поселки эскимосов-колонистов.
В то время как центральное плато являет собой круглый год безотрадную ледяную пустыню, южная часть побережья в короткие весенние месяцы представляет сплошной цветущий ковер, где можно найти до 400 видов различных растений, а летом обилие ягод приводит в восторг европейцев; эскимосы же относятся к ягодам совершенно равнодушно и из вегетарианской пищи признают только стебли дикого чеснока, из которого изготовляют особый род крепкого алкогольного напитка. К зиме весь кустарник подрезывается и идет на топливо, равно как и торф, которым утепляют, кроме того, крыши и стены хижин.
Трудно пришлось бы человеку с пропитанием в этих полярных широтах, не будь в морях и на льдинах крупных млекопитающих: моржи дают эскимосам мясо и кость для выделки примитивных орудий, тюлени и медведи — мясо и одежду, нарвалы, или морские единороги, — мясо и жилы, заменяющие при шитье одежды нитки. Мясо кита в таком почете, что даже полуразложившиеся трупы китов, прибиваемые к берегу, поедаются с жадностью, конечно, с трагическими результатами для эскимосов. Изобилие рыбы в прибрежных водах поражает каждого новичка как количеством, так и разнообразием видов. Даже собаки здесь становятся рыболовами, ибо при отливе все отмели покрыты зазевавшимися рыбами. Акул ловят для пищи собакам, а в далеких поселках зимою, когда сено на исходе, сушеным акульим мясом кормят и местных коров.
Акулье мясо режут на тонкие пластинки и сушат на солнце и ветру; летом все гренландские хижины увешаны снаружи сплошной бахромой этих пластинок.
Птицами — главным образом водяными — также изобилует побережье. Эскимосы не брезгуют никаким мясом и философски утверждают: «Все, что имеет перья, есть птица, а птица — вещь съедобная». Поэтому на столе у них вы найдете вареных и жареных чаек, ястребов и даже ворон.
Охота на птицу очень любопытна. Ружья у туземцев старые и плохие, поэтому навешивают на каяк (лодку) кусок белого холста, и охотник прячется за ним. Птица, думая, что подплывает кусок льдины, подпускает стрелка близко к себе и платится за доверчивость жизнью. Самой ценной же дичью являются гаги — не только благодаря своему мясу, но и выгодности перьев и пуха. Однако по другую сторону Мельвильского залива, за ледяным барьером айсбергов, природа совсем иная: вместо яркой зелени расстилаются золотисто-оранжевые и багровые пятна лишайников, ползущих по скалам и спускающихся к синим водам фиордов.
Сибирские экспедиции
|
|
| |
Ветер
Автор |
24.02.2015 / 14:55 / Сообщение 4 |
Проверенный
Сообщений: 1344
| Около сотни разновидностей сосудистых растений были найдены здесь экспедициями.
Северные ветры бушуют тут без всякой преграды, и даже летом нельзя найти растений, стебли которых поднимались бы выше чем на фут. В связи с этим иного топлива, кроме китового жира, северная часть побережья острова не знает. Но если растительность на суше скудна и убога, зато в полярных водах растут гигантские водоросли, длинная лезвееобразная листва которых идет в пищу эскимосам. Среди водорослей самая любопытная — это арктическая солянка, растущая кустами в глубоких водах. Она присасывается к камням дна липкими дисками, и ее широкие ленты, имеющие свыше 20 футов в длину, в часы прилива и отлива полощутся между ледяными глыбами и горами.
Местные эскимосы не имеют постоянных домов, а кочуют с «тупиками» из тюленьих шкур в летнее время, зимой же строят ледяные дома — «иглу», покрывая глыбами льда глубокие ямы в земле. Но при всем разнообразии животного мира в Гренландии нельзя найти ни змей, ни мышей, ни крыс, ни даже лягушек...
Гренландские ястребы, размером не больше скворца, живут огромными колониями, и охота на них — привилегия женщин; ловят их сачками на длинном шесте, искусно закидывая их из расщелины скалы в воздух. Иногда в один прием в сачок попадает пять-шесть птиц. Ястребы кладут яйца на скалах, и за ними охотятся не только люди, но и голубые лисицы, при чем эти последние, умудренные зимним голодом, делают запасы яиц на зиму.
Охота на белых медведей — одно из самых важных занятий эскимосов,— только медвежья шкура дает достаточно теплую одежду и постель на долгую зиму. Но здешний медведь нелегко дается охотнику. Как ни ловко управляются эскимосы со своими каяками, доходя в водяной «джигитовке» до виртуозности, но за медведем подчас не угнаться и им.
Трудна и однообразна жизнь на далеком «Зеленом острове», затерянном среди льдов Полярного моря и ожидающем еще своих исследователей и описателей...
Сибирские экспедиции
|
|
| |