Человек и зверь.
|
|
Ветер
Автор |
24.02.2015 / 16:13 / Сообщение 1 |
Проверенный
Сообщений: 1344
| Если знойным днем вам придется быть в горах и на вашем пути встретится ущелье, то прежде чем войти в него, внимательно окиньте взглядом горизонт,— не лезет ли откуда-нибудь грозовая туча? Грозы в горах разражаются с удивительной стремительностью, а быть застигнутым ливнем на дне узкого ущелья — значит оказаться в довольно опасном положении...
В тот день я лазил по скалам за горными курочками. Солнце стояло почти над головой, когда я очутился у подножья светло-желтой известковой скалы, точно гигантским ножом разрезанной сверху донизу надвое. Зной был нестерпимый. Лишенная растительности скала была похожа на огромную жарко натопленную плиту, от которой струилось марево накаленного воздуха. Окунуться в прохладную тень каменной галле-реи было единственное, о чем я думал, но для этого нужно было перелезть через большую груду камней (результат недавнего обвала), преграждавшую вход в ущелье. На это потребовалась не одна минута. Преодолев препятствие и вступив в прохладный полумрак щели, я услышал первый раскат грома надвигавшейся грозы...
Опасность, которую представляет собой узкая горная щель во время ливня, мне хорошо была известна. Мне следовало тотчас же вернуться назад, чтобы переждать грозу вне щели, тем более, что я бывал в этой щели раньше и знал характер ее дна и стен. Однако я понадеялся на свои ноги. Щель имела в длину около километра, и я думал пройти это расстояние до начала дождя. Но не успел я сделать и сотни шагов, как темная туча стерла над моей головой узкую полоску голубого неба, и меня окутали сумерки. Порыв ветра пронесся по щели, а вслед за ним упали первые крупные капли дождя. Раздался оглушительный удар грома, от которого заколебалась почва. Казалось, где-то вверху вышибли гигантскую пробку: в ущелье неудержимым потоком хлынула вода...
Щель имела уклон в мою сторону: дно ее тотчас же превратилось в сплошной бурлящий поток, который, подбирая по пути камни, бешено устремился мне навстречу. Огромное количество воды лилось сверху по отвесным стенам, а еще больше вливалось в щель со стороны противоположного входа, за которым возвышалось каменное плато. Возвращаться назад было поздно, и я подвигался вперед наперекор разбушевавшейся стихии.
Задерживаемая завалом при входе из щели, вода прибывала с ужасающей быстротой. Я шел в воде выше колена, и мне уже трудно было противостоять ее напору. Чтобы не быть унесенным взбесившимся потоком, мне нужно было немедленно сойти с его пути. Цепляясь за каменную стену и почти захлебываясь от лившихся сверху ледяных струй, я увидел на противоположной стороне щели, шагах в десяти от себя, небольшое уступ, резко выделявшийся на полированной поверхности скалы. Вырытая дождевыми стоками дорожка в камне могла служить лестницей.
Ширина щели в этом месте не превышала четырех метров, но мне стоило больших усилий перебраться на другую сторону, так как вода поднялась уже до пояса. Когда мне удалось ухватиться за противоположную стену, я стал карабкаться вверх по скале. Наконец я взобрался на площадку. Взглянув вниз, я чуть не вскрикнул от ужаса...
Сибирские экспедиции
|
|
| |
Ветер
Автор |
24.02.2015 / 16:14 / Сообщение 2 |
Проверенный
Сообщений: 1344
| По моим следам на уступ взбирался бурый Дагестанский медведь...
Рисунок. По моим следам на выступ взбирался бурый дагестанский медведь
Хотя мое ружье не было заряжено и стволы заткнуты от воды тряпкой, но привести его в боевую готовность заняло лишь несколько мгновений. Однако, вложив в стволы патроны с пулями и взглянув еще раз вниз, я не поднес ружья к плечу, а спокойно положил его под навес скалы, чтобы оно не мокло под дождем.
В ружье пока не было надобности. Карабкаясь по камням, медведь и не думал меня преследовать. Как и я минуту назад, он просто спасался от беды. И, кто знает, не я ли надоумил его искать спасения на уступе?..
Как бы там ни было, зверь, несомненно, меня видел. Стараясь вытащить из воды свое неуклюжее тело, он смотрел на площадку, на которой я находился. Выбравшись из воды, он полез дальше, спеша уйти от грозного потока. Он даже не задержался на камнях чуть пониже уступа, вероятно, считая их недостаточно надежным убежищем. Только добравшись до площадки, медведь перевел дух.
Наши глаза встретились...
На своем веку мне не раз приходилось сталкиваться с медведями, и я хорошо знаю зловещий огонек, который загорается в маленьких глазках зверя, когда тот становится на задние лапы и идет в атаку на человека. Но, взглянув в глаза этому медведю, я не увидал в них жуткого огонька. В них отражались недоумение и даже страх...
«Вот попал в переплет!.. — как будто хотел сказать медведь.
Словом, зверь был сильно озадачен своим приключением и в то же время рад-радешенек, что выбрался из беды. Насколько страшен медведь, когда он рассвирепеет, настолько этот был смешон после принятой им ванны. Мокрый с головы до пят, с ссадиной на носу, хозяин дагестанских ущелий имел жалкий вид. «Мокрая курица!»— пронеслось у меня в голове.
Очевидно, медведь почувствовал свою непрезентабельность. Посмотрев на меня, он старательно отряхнулся, с достоинством фыркнул, погладил морду лапой и лишь после этого присел на краю площадки, боком ко мне. Немного погодя, он вытащил передние лапы и положил на них морду с таким видом, словно хотел сказать:
«Ну, что же, подождем немножко. Ничего, видно, не поделаешь...»
Сибирские экспедиции
|
|
| |
Ветер
Автор |
24.02.2015 / 16:14 / Сообщение 3 |
Проверенный
Сообщений: 1344
| Мне ничего не оставалось, как согласиться с ним:
«Подождем, приятель!..»
Ливни в горах обильны, но непродолжительны. Дождь прекратился так же внезапно, как и начался, но вода в щели, поднявшись до высоты человеческого роста, все прибывала. Завал в конце щели мешал быстрому стоку.
Пока дождь шел, мой товарищ по несчастью лежал не шевелясь, отдыхая от пережитых волнений. Но как только перестало лить, медведь вышел из своей неподвижности. Поднявшись на ноги, он так энергично отряхнулся, что окатил меня брызгами, хотя нас разделяло пространство метров в семь. Потом сделал шаг к спуску, но тотчас же остановился, словно был удивлен тем, что увидел: вода клокотала теперь гораздо ближе к площадке, чем раньше.
Посмотрев некоторое время на воду, медведь перевел взгляд вверх. На него глянула узкая полоска голубого неба, и ни одна капля не упала ему на нос. Дождь прекратился, но почему же внизу так много воды?.. Вся фигура медведя в этот момент выражала полнейшее недоумение.
«Ну и дела!.. Ничего не понимаю...»— казалось, сказал он.
Внезапно (я потянулся даже за ружьем) неуклюжее тело его напружинилось: медведь, видимо, рассердился. С удивительной ловкостью схватил он передними лапами лежавший около него камень и, поднявшись на задние лапы, швырнул его вниз. За ним полетели второй, третий... Подобно тому, как некий царь в древние времена высек море за то, что оно потопило его корабли, этот чудак, очевидно, хотел наказать горный поток, преградивший ему путь.
Право, я готов был расхохотаться над его уморительной проделкой, но боялся своим смехом помешать зверю излить свое справедливое негодование. Кроме того, меня интересовало, что предпримет этот баловник, когда ему надоест швырять в воду камни. Но тут произошло нечто такое, что было полной неожиданностью нестолько для меня, сколько для зверя...
Швыряя в поток камни, медведь так увлекся, что забыл о размерах нашей площадки. С каждым швырком он все ближе подходил к обрыву. И вот, когда он бросил огромный камень (уже не знаю, какой по счету), его лапы вдруг поскользнулись на мокрой скале. Беспомощно болтнув в воздухе ногами, медведь кубарем покатился вниз...
Сибирские экспедиции
|
|
| |
Ветер
Автор |
24.02.2015 / 16:14 / Сообщение 4 |
Проверенный
Сообщений: 1344
| Над этой картиной можно было помереть со смеху, но попасть в горный поток после ливня — дело нешуточное. Я думал, что медведю пришел конец. Хотя медведи и хорошие пловцы, но даже самый сильный из них не мог бы справиться с бешеным потоком. Пловец немедленно был бы измолот, словно жерновами, несущимися по дну потока камнями. А этот медведь был со-всем молодой...
Я был бы искренно огорчен гибелью мишки, так как за непродолжительное время, что мы провели с ним на площадке, между нами установились взаимное понимание и даже симпатия. Однако медведю посчастливилось. Бултыхнувшись в воду, он скрылся с головою, но тотчас вынырнул немного ниже, у самого края потока. «Паренек», видимо, не потерял присутствия духа: обняв свисавший над водою камень, он скоро выбрался из воды. Через минуту тем же путем, как и раньше, медведь взобрался ко мне на площадку...
— Ну, как, дружище,— с улыбкой обратился я к нему, — холодна ли вода в потоке? — Медведь ответил мне таким взглядом, словно хотел сказать:
«А ну его к шуту!.. Еще утонешь, чего доброго!..»
На этот раз он устроился подальше от опасного обрыва...
Время шло. Близилась ночь, а поток продолжал бурлить, неприступный и грозный. Было ясно, что нам с медведем едва ли удастся покинуть площадку раньше утра следующего дня.
В сущности, я ничего не имел против того, чтобы провести ночь в обществе зверя, но в моем положении было одно неудобство: я не мог развести костра, чтобы обсушиться и вскипятить чай. Мысль о чае напомнила мне, что у меня во рту не было ничего с самого утра.
В сумке у меня имелся хлеб. Хотя после дождя он скорее походил на тесто, но это было даже кстати: этим кушаньем можно было одно-временно утолить голод и жажду. Я принялся жевать хлебное месиво.
Вероятно, запах съестного коснулся носа моего товарища по несчастью. Подняв морду, медведь вопросительно уставился на меня.
— Ты тоже проголодался, приятель?— спросил я.
Сибирские экспедиции
|
|
| |
Ветер
Автор |
24.02.2015 / 16:14 / Сообщение 5 |
Проверенный
Сообщений: 1344
| Мишка ничего не ответил, но продолжал смотреть, как я ем. Я скатал небольшой шарик хлеба и бросил его под нос медведю. Медведь шарахнулся, но потом придвинулся к хлебу и долго в раздумьи обнюхивал его. Однако есть не стал.
Рисунок. Медведь съедал сахар, причмокивая от удовольствия.
— Значит, ты не очень голоден,— решил я. — Больше угощать тебя нечем. Впрочем, погоди...
У меня в сумке был порядочный запас сахара,— в горах этот продукт достать трудно, и я захватил его на весь путь. Правда, сахар также несколько подмок, но в нашем положении нельзя было быть очень требовательным. Достав несколько кусков, я один из них подбросил медведю. Повторилась та же церемония. Медведь долго нюхал, потом решился лизнуть. Ну, а разве можно утерпеть, отведав сладкого?..
Нужно было вознаградить беднягу за пережитые им треволнения. Я подбросил еще кусок — мишка съел его уже без всяких церемоний. И вот началась кормежка. Я бросал сахар, а медведь ловил его почти налету. С преуморительным видом засовывал в рот маленькие кусочки и съедал, причмокивая от удовольствия.
Медведь снова увлекся: расстояние между нами уменьшилось наполовину. Один раз, ловя кусок сахара, он чуть было снова не свалился вниз. Угощение так понравилось дагестанскому лакомке, что он забыл все на свете...
Стало уже темнеть, когда я прекратил кормить медведя, хотя сластена готов был ловить сахар до самого утра. Из всего запаса у меня осталось лишь несколько кусочков; и я решил приберечь их для себя. Положив ружье и сумку рядом с собой, я прислонился к каменной стене с намерением заснуть. Присутствие зверя меня ни капли не беспокоило. Медведь, если его к тому не вынудят, никогда не нападает на человека, а с этим мы были на приятельской ноге. Как я уже сказал, медведь был в сравнительно юном возрасте и, по всей вероятности, еще не встречался с человеком. Я был для него безобидным и даже добрым двуногим зверем. Нет, беспокоиться мне было нечего. Полакомившись сахаром, мишка смирно сидел на своем месте, повернув ко мне морду. Может быть, мне это почудилось, но, когда я засыпал, чей-то голос сказал около моего уха:
— Дай еще кусочек... «Хватит с тебя! — не открывая глаз, мысленно ответил я.— У самого мало осталось...»
Потом на меня навалился сон... Вот и все мое приключение в Карадагской щели. К этому надо лишь добавить, что, проснувшись на следующий день утром, я нашел, что вода в ущельи спала, и я мог продолжать свой путь. Медведя на площадке уже не было. На месте, где он сидел, валялась моя сумка. Выпотрошенные из нее вещи и кое-какие припасы хотя и оказались несколько помятыми, но все были в целости, за исключением... сахара. Воспользовавшись моим сном, четвероногий приятель обокрал меня самым бессовестным образом. Он до единого кусочка поел мой сахар!..
Сибирские экспедиции
|
|
| |