Мифы о сотворение мира
|
|
Сергей-Колотов
Автор |
13.11.2011 / 13:12 / Сообщение 1 |
Сообщений: 6473
| Сотворение мира
Когда еще не было ни неба, ни земли, был один бог Ульгень. Он носился и как бы трепетал над безбрежным морем, распростершись, и не имел твердого места, где бы встать. Вдруг он ощутил голос внутри себя: "Алындын тут, алындын тут" (что значит: "впереди хватай, впереди хватай"). Он произнес эти слова, вместе с тем простер руки впереди и схватил перед cобою. И вот попался ему камень, высунувшийся из воды. Сел Ульгень на камень и продолжал произносить: "Алындын, тут, альгндын тут!", и думал: что творить и как творить. Вдруг из воды выходит Ак-Ане (Белая мать) и говорит: "Что надумаешь творить, только скажи: "эттим, бутти" (т. е. "сделал, свершилось") - так и будет... Сказав это, Ак-Ане скрылась и больше никогда никому не являлась. Ульгень ощутил в себе мысль и произнес: "Сотвори землю, сотвори землю!". И земля сотворилась. А также по слову Ульгеня сотворились небо, человек и прочие твари. В море "Ульгень создал "три великие рыбы" и укрепил на их спинах землю. Две рыбы стоят "по краям", а одна в середине под землей, головой к северу. Когда она наклоняет голову, на севере начинается потоп. Чтобы эта рыба не утопила всю землю, Ульгень создал специальное устройство: "под жабры ее захвачен крюк с арканом, конец которого протянут на небо и там завит на трех столбах так, чтоб можно было, перепуская с одного на другой, подтягивать вверх или опускать вниз голову рыбе". Следит за рыбой богатырь. Творя мир, Ульгень пребывал на золотой горе, на которой сияет солнце и светит луна. Творение продолжалось шесть дней, на седьмой день Ульгень спал. В Каракольской долине на плитах каменных саркофагов древних захоронений были найдены изображения Ульгеня - в виде солнцеголового существа.
Как поделили мир
Жили на небе три брата, три бога. Заспорили братья, кто больше вложил сил для создания земли и всего живого на ней. Не придя к единому мнению и согласию, все три брата поделили мир. Старший брат Ульген остался на небе. Теперь он там хозяин: шлет людям на землю мороз и зной, гром и молнии, дождь и снег, пургу и ветры. Средний брат Дъайачы спустился на землю и создал леса и травы, реки и моря, животных и птиц, леса и растения и человека. Младший брат Эрлик ушел под землю и является теперь владыкой подземного царства. Оказавшись под землей, решил попросить у своего брата Дьайачы землю. Пришел к брату и попросил земли, чтобы поставить всего один аил. Дьайачы подумал и понял, что от этой затеи добра не будет. И не дал землю Эрлику. Но Эрлик не унимался. Снова пришел к своему брату и просит немного земли, чтобы поставить таган. Дьайачы подумал-подумал и не дал землю. Эрлик опять не унимается. В третий раз пришел и просит землю величиной с острие трости. Дъайачы подумал и про себя решил: "Ну что на этой земле, величиной с острие трости, можно сделать?" И дал брату землю величиной с острие трости. Эрлик поставил на землю свою трость и пробурил землю, и из-под земли полезли болезни и все существа совсем не нужные людям: змеи, ящерицы, насекомые, приносящие вред людям, животным и птицам. Мораль легенды очень проста: не отдавай ни клочка земли своему противнику, береги свою землю, если хочешь, чтоб на ней был покой.
Администратор сайта http://ligis.ru
Сообщение отредактировал Сергей-Колотов - Воскресенье, 13.11.2011, 13:26 |
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
13.11.2011 / 13:13 / Сообщение 2 |
Сообщений: 6473
| Сотворение Человека
Долго думал Дьайачы (создатель земли) о том, какой формы создать землю. Если ее вытянуть в длину, людям будет неудобно с одного края ездить в другой. Подумав решил: "Землю надо создавать такой, чтобы с одной точки отправиться и к ней можно было бы снова вернуться". Создал Дьайачы землю круглой. Осмотрел землю и понял, что чего-то не хватает на земле: хотя на ней создал горы, лес, луга, растения, реки, рыбу, зверей и птиц. Потом понял, что жить на этой земле должен человек. Создал мужчину и женщину, а как душу вставить им, бог не знал. Тут как тут появился Эрлик - подземный владыка. - Вот создал человека, а душу не умею дать, - сказал виновато Дьайачы. - Э-э, я давно наблюдаю за тобой, как ты стараешься, но не можешь душу вдохнуть. Как душу им вдохнуть, это знаю я. Но надо договориться. Если с исполнением пятидесяти лет, они будут попадать в мои владения, я душу вставлю. Подумал, подумал Дьайачы, и ответил: - Нет, так не годится. Появиться на свет и прожить всего пятьдесят лет, это мало для человека. За это время человек не достигнет ни одной цели. Бери после исполнения ста лет. - Ой, твои дряхлые старики кому нужны? - сказал недовольный Эрлик и ушел к себе под землю. Остался Дьайачы на земле и опять задумался: как вдохнуть душу людям. Эрлик снова появился. - Я очень много думал над твоим предложением. Предлагаю свою мысль: пусть на земле люди живут разного возраста. Одни пусть живут долго, другие - меньше. Те, кто будут у тебя просить жизни, молиться на тебя, пусть живут дольше. Те, кто на земле не особо будут нужны, я буду их преследовать и уносить с собой. Дьайачы согласился с этим. Эрлик из кармана вынул cyхую дудку, вставил в рот лежащему без жизни человеку, дунул, и тот ожил. Таким же образом поступил с женщиной. Ожившие мужчина и женщина, сначала неуверенно, а потом твердой походкой пошли по земле. - Я человеку душу дал. Теперь, кто мне понравится, кого захочу - буду уводить с собой, - сказал Эрлик. - Kaк же я, создавший человека, землю и все живое на земле, не смог догадаться, как вдыхать душу в человека? - сокрушался Дьайачы. После этого он много создал людей свете и всех распределил кого куда: одних в теплые края, чтоб они занимались земледелием, вторых отправил на север, в холодные края, чтоб занимались охотой, других поселил в тайге, чтоб занимались промыслами. Создавая человека, Эрлик и Дьайачы советовались: какую душу в него вложить? Один говорил: "Белую, как лебедь", другой: "Черную, как ворон". "Первый: "Если вложить черную душу, то он в ад будет идти". А другой: "Если вложить белую, как он будет резать барашков? Он с голоду умрет". И потому согласились дать человеку душу пеструю, как сорока. Таким образом, сорока есть олицетворение человеческой души.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
13.11.2011 / 13:17 / Сообщение 3 |
Сообщений: 6473
| Как Луна помогла людям
Давным-давно на Алтае жил счастливый народ. Пасли невидимый скот, сеяли и убирали урожай для хлеба. Но настало время, когда появился грозный семиглавый дракон Дьелбеген. Борьба народа с Дьелбегеном продолжалось до тех пор, пока не осталось сил для борьбы с грозным драконом. Тогда люди обратились к Кuн-Солнцу за помощью. Кин-Солнце пытался поймать Дьелбегена, но когда приблизился к земле, то все растения, леса начали гореть. С тех пор на сопках не растут деревья. Тогда Кuн-Солнце попросил Ай-Луну помочь людям и отправил на землю. Ай спустился на землю и поймал семиглавого, грозного Дьелбегена на месте Дьелбер-Таш т.е. Камень Дьелбегена. Грозный дракон не хотел покинуть землю и зацепился за растущую на это месте большую растущую одинокую иву-тал. Ай поднял Дьелбегена вместе с деревом высоко от земли. На этом месте образовалась большая воронка, а камни с корней дерева сыпались прямо на эту воронку. Со временем в дождливые годы на том месте где Ай-Луна поймал Дьелбегена образовалось круглое озеро с камнем по середке - Ай-Кёль т.е. Лунное озеро. А высоко в ночном небе светит Ай-Луна спасительница. В полнолунии вы заметите на Айе, тени того самого сказочного Дьелбегена.
Есть еще один вариант этой легенды:
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
13.11.2011 / 13:18 / Сообщение 4 |
Сообщений: 6473
| Луна и людоед
Давно это было... Тогда на земле жили удивительные животные и добрые люди, но в противовес им водились и страшные животные, и люди-людоеды. В этих краях, среди прекрасной природы, жил кровожадный людоед Дьелбеген. Много добрых людей погибло от него. Много зла и горя принес он добрым людям. С грустью и гневом смотрела сверху вниз на злые деяния Дьелбегена Луна (по-алтайски Аи). В одну из ночей, когда Дьелбеген творил свои грязные дела, Луна не вытерпела и спустилась в долину. Велика Луна, тяжела. Там, где опустилась она на землю, образовалась большая вмятина. Схватила Аи людоеда и, поднявшись высоко в небо, сбросила его вниз в реку Катунь. Поднялись высокие волны и залили вмятину, которая образовалась на том месте, куда опускалась Луна. Так образовалось озеро. Спасенный род людской в память о тех давних событиях назвал это озеро Ая. А на реке Катунь в том месте, куда Луна сбросила людоеда, образовались пороги, которые трудно проплывать. Это злой Дьелбеген до сих пор строит козни людям и пытается их погубить.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
13.11.2011 / 13:18 / Сообщение 5 |
Сообщений: 6473
| О Луне
Давным давно на земле жил страшный семиглавый чудище Дьелбеген. Много зла приносил он людям: съедал скот, ловил людей, уводил детей. Страшно было людям жить. Жила на свете девушка-богатырь, она сражалась с этими Чудищами - Дъелбеген. Однажды Собрав семьдесят семь чудищ за то, что они людям приносят зло, всех убила, ocтавив только одного. Оставленного Дьелбегена отправила на Луну. С тех пор говорят: "На луне сидит чудище, на него нельзя показывать пальцем, иначе он спустится". Однажды мальчик в полнолуние показал пальцем на луну. Сразу же спустился семиглавый и схватил мальчика. Мальчик сопротивляясь, ухватился за иву. Дьелбеген выдернул иву вместе с мальчиком и поднялся на Луну. В полнолуние вы можете ясно увидеть на луне иву и мальчика, ухватившегося за дерево. Луна дала имя не только озеру, но и селу, расположившемуся на его берегу.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
13.11.2011 / 13:19 / Сообщение 6 |
Сообщений: 6473
| Млечный Путь Млечный Путь - это небесная дорога (тегри йол). По этой Дороге ездит Бог на своей колеснице. При езде на телеге по каменистой дороге издается грохот, на земле это признается как гром. Когда бог прикуривает трубку, высекая кремнием искры - это на земле - молния. Когда бог от усталости глубоко вздыхает, дует ветер, когда выпускает дым от курения - появляются тучи и стелется туман.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
13.11.2011 / 13:19 / Сообщение 7 |
Сообщений: 6473
| Утренняя звезда
В древности жили старик со старухой. Жили очень бедно, кроме одной дочери ничего у них не было. Зимой старик со старухой работали по найму, а летом жили в шалаше, питаясь корнями трав и лесной ягодой. Единственную дочь забрал бай за долги. Как ни старались старик со старухой жить в достатке, так им и не удалось. Когда стало совсем невмоготу, старуха превратилась в лягушку и прыгнула в болото, а старик превратился, в звезду и взлетел в небо. С тех пор постоянно появляется рано утром, чтоб увидеть свою старуху в болоте и услышать ее голос. Это планета Марс.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
13.11.2011 / 13:19 / Сообщение 8 |
Сообщений: 6473
| Улгер (Большая Медведица)
Ночью, в ясную погоду взгляните на небо, вы увидите Большую Медведицу(Ньаан Улгер), рядом - Малую Медведицу (Кижи Улгер). Их называют ковшами. Звезды Большой медведицы - это богатыри, охраняющие дворец бога Ульгеня. Четыре звезды, составляющие квадрат - это четыре богатыря, стоящие по углам дворца, к ним в верхнем углу друг за другом стоят еще три богатыря, все семь богатырей охраняют покой Улгена. Рядом с ним малый ковш (Кижи Улгер) -это лошади богатырей. Севернее от ковша видна яркая звезда - это полярная звезда (Тан шолмон). Вокруг этой звезды поворачиваются ковши, и ночью путники определяют время.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
13.11.2011 / 13:22 / Сообщение 9 |
Сообщений: 6473
| Легенда об Орионе
Эрке-Когульдей, Великий стрелок. Когда-то он человеком был, искусным стрелком. Из лука мог любого зверя, любую птицу убить. Азартный был: все живое его стрел опасалось как небесного огня. Как-то поднялся он на высокую гору и самому синему небу крикнул: "Все уничтожу!" Испугались все, стали молиться, чтобы небо образумило гордеца, смирило убийцу. Хозяин неба Тэнгери-Хан, разгневался и решил покарать стрелка. Послал он ему трех золотых небесных маралух. Едва прекрасные животные коснулись копытами земли, обуреваемый жаждой разрушения охотник кинулся за ними в погоню. Но стрелы не задевали волшебных животных. Трижды маралухи обогнули землю, стали подниматься на небо, а охотник за ними. Так и остались они созвездием Великого стрелка - Ориона на алтайском небе. Три звезды - три маралухи, три другие - Когульдей, его собака и стрела. Уч-Мыйгак, или три маралухи, - так и зовут алтайцы и другие народы Южной Сибири и Центральной Азии это созвездие Орион. Но есть у алтайцев и другое окончание этой легенды. В ней Когульдей оказался навечно связанным с подземным миром. Боль обиды и стыд за промах при стрельбе из лука по маралухам заставили Когульдея натянуть шкурку сурка и скрыться в недрах земли, в жилище, недостойном человека. В довершение ко всему он изуродовал себе руку - отрезал большой палец, навсегда лишаясь возможности натягивать тетиву. Древние жители Алтая уже в бронзовом веке запечатлели сцены этого мифа на скалах.
А в эпическом сказанье «Маадай-Кара» этот миф имеет несколько иную версию:
У коновязи семь коней, У лучшей юрты — семь огней, Семь мудрецов собрались в ней, В граненой юрте золотой, У ламы старшего на той…
Великий лама говорит: Давно кааны всей земли Дорогу в наш аил нашли, И каждый о своей душе Спросил с почтением уже. И лишь Кара-Кула каан, Кровавоглазый великан, У нас, однако, не бывал И о душе не узнавал… Мудрец всевидящий, сказал: «Не знает о судьбе своей Всепоглощающий злодей. Но нету проще ничего, Чем о судьбе узнать его: На дне небес, где вечный мрак, Сияют звезды Юч-Мыйгак — Три Маралухи, и в одной Запрятан ящик золотой...» Четвертый лама перебил Всевидящего мудреца: «А в ящике — ты не забыл? — Перепелиных два птенца. В одном душа коня его, В другом — каана самого. И если тех птенцов поймать, Посередине разорвать, Каана жизнь и жизнь коня — Прервутся до заката дня».
Но пятый лама тут вступил, С сомнением проговорил: «Судьба его такая. Но Подняться людям не дано В холодный занебесный мрак, Достичь созвездья Юч-Мыйгак И у одной из маралух Достать сундук из живота...» Шестой мудрец подумал вслух: «Задача эта не проста. Но соблаговолит судьба Алыпу даровать успех, Коль мараленка Андалба — Телка небесных самок тех — Сумеет он в тайге поймать И станет мучить-донимать, Теленок примется кричать, Трех маралух небесных звать. Достигнет занебесья крик, И вот тогда на краткий миг На землю спустятся они. И могут тут прерваться дни Зловещего Кара-Кула, Коль богатырская стрела Распорет брюхо самки той, В которой ящик золотой…
А в том золотом ящике хранилась душа Черного каана Кара-Кула. После победы над злодеем Кара-Кулой богатырь Когюдей завещал спасенному народу Алтая: «От этих дней — из года в год Приумножаться будет скот. Живите общею судьбой И не враждуйте меж собой. Живите как одна семья, Любите отчие края…
Я подымусь на небосвод И стану яркою звездой Смотреть оттуда, как живет Народ освобожденный мой. В любых краях с заката дня Среди небесной темноты Всегда отыщете меня, Я — вас увижу с высоты». Так молвил славный Когюдей И улетел с женой своей. Еще в народе говорят, Что в глубине небес горят Три Маралухи — Юч-Мыйгак. Чуть выше их, всегда красна, Пробившая небесный мрак, Звезда еще одна видна. И это, люди говорят, Алыпа славного стрела, Что много-много лет назад Каану душу прервала, Стрелою той пронзить пришлось Одну из маралух насквозь.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
13.11.2011 / 13:23 / Сообщение 10 |
Сообщений: 6473
| Легенда о Белом Олене
Когда-то у подножия трехрогой горы Уч-Сумер, венчающей истоки Кара-Кола, в тайге куладинской долины паслись бесчисленные стада оленей. Но прежде чем отправиться на охоту, местные жители испрашивали разрешение Хозяина зверей - исполинского Белого оленя. В селении жил старик шаман с юным сыном. Молодому человеку не раз приходилось слышать о Белом олене, о его чудесном облике и удивительной власти над животными. Никто никогда не видел Белого оленя. После долгих уговоров отец-шаман согласился показать его юноше. Шаман назначил время и место, где сын сможет увидеть оленя, но предупредил, что ни звуком, ни движением он не должен выдать своего присутствия. Ранним утром сын шамана отправился на охоту, но удача покинула его. Только к ночи на далеких гольцах он заметил козу. Утомленный блужданием по лесу, но разгоряченный погоней за козой, неожиданно для себя юноша оказался в том месте, где ему предстояло встретить оленя. Из-под его ног метнулась тенью коза, он выхватил лук и спустил натянутую тетиву. В тот же момент на прибрежном каракольском утесе перед ним возник исполинский силуэт Белого оленя. Стрела, предназначенная козочке, со свистом вонзилась в грудь животного. В раскатах грома и вспышках молний рухнул олень в водыКаракола. Долгие часы пролежал юноша без памяти, пока его, потерявшего дар речи, не нашли односельчане. Небо жестоко покарало сына шамана, покусившегося на светлое небесное животное - Белого оленя. Весь род шамана, вплоть до седьмого колена, погиб.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
13.11.2011 / 13:23 / Сообщение 11 |
Сообщений: 6473
| Созвездие Плеяды
Жил на земле меткий стрелок. Одной пулей он мог сразить несколько маралов. Бог поднял этого стрелка вместе с Собаками, лошадью и убитыми маралами в небо и превратил в звезды. Расположенные звезды находятся недалеко от ковшей. В этом созвездии наверху видна яркая звезда - это окровавленная пуля охотника, которой он сразил трех Маралов. Ниже этой яркой звезды видны три звезды - это три марала, убитые стрелком. Еще ниже расположены две звезды- это верные друзья стрелка - собаки, рядом с ними стоит сам богатырь - стрелок со своей лошадью.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |