Немного про перевалы:
В алтайском языке нет слова "перевал". То есть, обозначающего любое место, где дорога переваливает через гору. Складывавшийся сотнями лет язык беспристрастно отражает реальность: все перевалы в горах - разные. Более того, как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя дважды подняться на один перевал, разве что вы будете это делать в один и тот же день года, в одно и то же время суток и при абсолютно идентичных погодных условиях. Хотя вряд ли поможет: настроение все равно будет другое.
Для каждого типа перевала у алтайцев существовало специальное слово-обозначение; скажешь, и ничего объяснять не надо. Итак: "Ажу" - место, где переезжают через гору; высокий, сложный перевал, с тяжелым подъемом и затяжным спуском.
"Арт", "артыл" - низкий горный перевал, обязательно узкий или с узкой дорогой, проще и короче, чем ажу. Как говорят алтайцы, "через арт можно ездить хоть каждый день".
"Бел" - широкий и низкий перевал, больше седловина, широкое понижение в гребне хребта.
"Боочы" - опять же сравнительно низкий, простой, но длинный перевал, горный переход.
Если были необходимы уточнения, к имени перевала добавлялось еще одно слово, например, "кара-ажу", то есть крутой спуск-подъем, покрытый лесом; или "тас-бел" - "лысый" невысокий перевал, и так далее.
Живя в горной местности, алтайские племена с большим уважением относились к перевалам. Считается, что у каждого из них есть свой дух-хранитель, которого требуется благодарить и ублажать. Если в кармане не оказалось светлой ленточки-тяломы (дъяламы), можно подобрать несколько белых камушков и положить возле каменной пирамидки на вершине перевала; дух не обидится, ведь главное - не действие, а его цель.
И еще чуток дополню о повязывание дъялама:
Существуют определенные правила: лента (дъялама, тялома) должна быть белого или однотонного светлого (желтого, зеленого, голубого) цвета, 30-40 см длиной и 4-5 см шириной, обязательно чистая, лучше вообще из новой ткани.
Завязывают дъяламу на ветке, отходящей от основного ствола, узел туго не затягивают, чтобы не повредить дереву, кончики соединяют вместе, пропуская через ладонь. Мужчина снимает в это время головной убор.
Деревья с лентами нельзя рубить, ломать ветви, портить кору. Тот, кто не будет соблюдать этих правил, будет наказан природой - он сам или его близкие, родственники.
В прошлом каждый алтаец, собирающийся в путь, знал, какой дорогой он поедет, через какие горы и перевалы, и заранее готовил ленты-дъяламы. Если у вас приготовленной ленты не оказалось, лучше не повязывать ничего; во всяком случае, шнурки, бантики, носовые платки, обрывки пластиковых пакетом недопустимы. Можно вместо ленты высыпать у пирамидки на вершине перевала горсточку белых камушков, также угодных духам гор.
Наверное, кто-то возразит, что особой беды в "неправильных" лоскутках нет: люди ведь от чистого сердца стараются! Но одна пожилая алтайка на Семинском перевале, где молодые елочки буквально гибнут от обилия разномастных "приношений", сокрушенно качая головой, объяснила все очень коротко и доходчиво. "В православный храм ходите?" - спросила она. "Так представьте: у иконы Богоматери вместо свечки стоит газовая зажигалка.