Коренные жители бережно хранят свои духовные традиции и следуют им из поколения в поколение. В этих знаниях сконцентрировано то, что утрачено или забыто другими народами. Сакральные места без этих «инструкций» молчат, даже имея мощное энергетическое развитие можно пройти мимо великих тайн – они не откроются, если не иметь «ключа» к ним и не знать правил обращения.
На Алтае расположены целые группы древних курганных захоронений и большое количество наскальных рисунков. Считается, что все эти древние памятники представляют собой информационный код о законах мироздания. Уккок, Пазырык – эти местности насыщены погребальными комплексами. Погребальные памятники представляют собой круглые курганы с грунтовой ямой, где находится погребение человека и сопроводительное захоронение коня.
У алтайцев сегодня считается, что посещение мест захоронения без особой на то причины может навлечь беду на самого человека и его близких. Для алтайцев, традиционно чувствующих свою близость к природе и придающих важное значение культу предков, раскопки курганов стали серьезным духовным испытанием, тем более что проводились они довольно варварским способом. Многие алтайцы считают, что духи умерших очень сердятся на людей за то, что был потревожен их покой.
В слове «Алтай» заключен сокровенный смысл - «Золотой престол Бога», центр мироздания. В мировоззрении алтайских народов прослеживается вера в единство человеческого и природного, в связи с этим почитались хозяева гор, водных источников. В основе этой веры лежит зависимость существования человека от воли высших по разуму и силе существ (духов), которые могут и благодетельствовать, и приносить вред людям.
Камы — служители культа в шаманизме, обладают особым даром, который передается по наследству. Он проявляется в виде способности лечить людей от различных болезней при помощи магических приемов. Кам служит проводником между миром живых и миром ушедших в иной мир, а также между миром людей и миром природы. По шаманским представлениям весь мир делится на три сферы — верхнюю, нижнюю, среднюю. В верхнем мире живут небожители, сам верховный творец — Юч-Курбустан. В срединном мире — люди, животные, растения. А в нижнем мире — властелин тьмы, загробных душ Эрлик.
Основной обряд, во время которого шаман «общается» и «вызывает» духов - камланием. Камы умеют подражать голосам зверей и птиц, в образе которых выступают его духи-помощники. Для общения с духами кам мог уходить в другой мир - например, подземный. После камлания, когда духи покидают шамана, он превращается в обычного человека, и его уже ни о чем не спрашивают.
Сейчас мало осталось настоящих шаманов на Алтае, обладающих истинной силой. Во времена, когда внедрялось хрестианство почти со всеми камами расправились. Многим сказали приблизительно следующее: примите христианство, оставим в живых и будете дальше шаманить, только в другом ключе. Вот потомки их и выступают на различных праздниках алтайских, а сила былая пропала, забрали её. Но осталось несколько шаманов чудесным образом уцелевших, осталась сила у них прежняя и передалась их потомкам, только очень немного их настоящих сейчас. И есть у нас в Горном Алтае всего один человек силы огромной, мечта у меня такая - найти его, но сказали мне, что не пустит он к себе неподготовленного умом или любопытства ради. Не многие знают кто он и где, но многие знают, что он есть.
Белые ленты, развевающиеся на деревьях, и камни, сложенные горками – обоо таш, всегда привлекали к себе внимание. И если хочется привязать на дерево ленту или положить камни на перевале, нужно знать смысл обрда, для чего и как это делается.
Например вот такие слова алтаец произносит, завязывая ленточку:
Алтай мой с Луной,
Солнцем и Небом,
С лесом и тайгою!
Греющее жарко, яркое Солнце!
Восходящая яркая Луна!
Прошу у вас благословения,
Уберите с моей дороги несчастье.
Пусть народ мой будет похвален,
Благодарю тебя, мой Алтай!
Привязывание к ветке дерева кыйра – один из самых древних обрядов. Алтайцы привязывают ритуальные ленточки на перевалах, у родников, на местах, где растет можжевельник.
Кыйра привязывают к ветке дерева с восточной стороны. Дерево может быть березой, лиственницей, кедром. Таким образом, люди поклоняются хозяину Неба – Улгену и хозяину Подземного (потустороннего) мира – Эрлику. Те, кто поклоняются Улгену, выбирают такие яркие цвета кыйра, как белый, желтый, красный, голубой, зеленый.
Каждый цвет имеет свое значение. Белый цвет – это цвет родников, цвет белого молока, вскормившего человеческий род, поклонение духам перевалов. Желтый цвет – символ солнца, луны. Красный (розовый) – символ огня. Голубой цвет – символ неба, звезд. Зеленый – символ природы, священного растения – арчына (можжевельника). Те, кто привязывает черные кыйра, поклоняются Эрлику – хозяину Потустороннего мира.
В процессе совершения данного обряда нельзя громко разговаривать. Человек мысленно обращается к природе, к духам и просит мира, здоровья, благополучия своим детям, родственникам и народу в целом.
На перевалах, где нет деревьев, в знак поклонения Алтаю можно положить камни на обоо таш. Путник, проезжающий через перевал, просит у Хозяина Алтая благословения, счастливого пути:
Если эта гора высокая,
Пусть даст низкий перевал!
Если эта река бурная,
Пусть даст мелкий брод!
Благодарю тебя, мой Алтай!