gunhild
Автор |
19.05.2010 / 11:54 / Сообщение 1 |
Проверенный
Сообщений: 183
| Бродила как то тут по дебрям интернета и вот наткнулась на интересный форум. Дебаты в нем шли о родном, о Белухе. Ну как проити мимо? Не смогла, зачиталась и хочу поделиться с остальными. Все копировать не буду, слишком много информации. Но самое интересное постараюсь донести. И так... «Жилище богов», «Великий старик» — так называют ее алтайцы. "Мировой горой Сумер" назвал Белуху Рерих. Самые высокие вершины горы — Западная Белуха (4440 м) и Восточная Белуха (4500 м). Ледники на склонах Белухи общей площадью 70 кв. км дают начало истокам реки Катунь "ГОРА. Мифологические функции Горы многообразны. Гора выступает в качестве наиболее распространённого варианта трансформации древа мирового. Гора часто воспринимается как образ мира, модель вселенной, в которой отражены все основные элементы и параметры космического устройства. Гора находится в центре мира — там, где проходит его ось (ахis mundi). Продолжение мировой оси вверх (через вершину Горы) указывает положение Полярной звезды, а её продолжение вниз указывает место, где находится вход в нижний мир, в преисподнюю. Основание же Горы приходится на «пуп земли». Характерно, что в мифологических традициях, где образ мировой (или космической) Горы особенно развит, образ мирового древа либо несколько оттеснён, либо вовсе отсутствует, хотя и существуют многочисленные примеры их совмещения: дерево на Горе или у Горы, гора, покрытая лесом или садом (ср. висячий сад на Нефритовой горе китайской богини Си-ван-му, в котором находилось персиковое дерево бессмертия); нередко понятия Горы и древа (леса) передаются словами общего корня. Мировая Гора трёхчленна. На её вершине обитают боги, под Горой (или в её нижней части) — злые духи, принадлежащие к царству смерти, на земле (посередине) — человеческий род. Нередко наиболее детализированы описания в мифах верхней и нижней частей мировой Горы, в ряде случаев очень близкие по структуре описаниям неба и нижнего мира. Наиболее классический тип мировой Горы — величайшая гора Меру в индуистской мифологии и космографии. Она находится в центре земли под Полярной звездой и окружена мировым океаном. На трёх её вершинах — золотой, серебряной и желез-ной — живут Брахма, Вишну и Шива или (по другим вариантам) 33 бога, составляющих пантеон; внизу — царство асур..." "... По представлениям калмыков, звёзды вра-щаются вокруг Сумеру. Согласно ми-фам некоторых алтайских народов, на вершине этой Горы живут 33 тенгри. В ламаистской мифологии Гора (Сумеру) в форме пирамиды окружена семью цепями гор, между которыми находятся моря; каждая сторона пирамиды имеет цветовую характеристику: южная — синий цвет, западная — красный, северная — жёлтый, восточ-ная — белый. Однотипные соответствия известны в Индии, Тибете, Китае и даже в традициях некоторых племён индейцев Америки." "...Образ мировой Горы обычно не соотносится с реальной Горе, несмотря на то, что, например, у алтайских народов мифологизируются разные реальные горы и особенно сам Алтай, именуемый, в частности, «Князем» («Ханом») и олицетворяющий образ родины алтайцев, её природы. При этом, однако, и реальные географические объекты часто не только почитались, обожествлялись и соотносились с особым божеством или духом-покровителем, но и дублировали мировую Гору в её функции моделирования вселенной. Так, уже в Древнем Китае существовал культ пяти священных Гор: Хэншань в Шаньси (символ севера), Хуашань в Шэньси (символ запада), Хэншань в Хунани (символ юга), Тайшанъ в Шаньдуне (символ востока), Суншань в Хэнани (символ центра). В дальнейшем каждая Гора обрела своих божеств-управителей и свою сферу влияния." "..."Алтай - именно так раньше называлась это великая гора во все времена великих кочевых племен. Слово Ал - означающее всеобщее теперь трансформировалась в Эл, Тай (тай, тау, тоо, туу) - до сих связано с первозданностью и чистотой природы, дословно означающее верховенство, высоту, пик, вершину. И слово Алтарь скорее произошло от слово Алтай! Великая Ак-Кемская стена и ледник очень похожи на Алтарь! Иначе как объяснить происхождение этого великого созвучия?! Что может быть грандиознее и монументальнее?"" "Гора Белуха - высочайшая вершина Горного Алтая. Среди коренного тюркоязычного населения - алтайцев - она именуется Кадын-Бажы, Ак-Сюру, Мус-Туу, Уч-Айры, а в связи буддийскими веяниями - Уч-Сумер." "О древнем названии горы Белухи Многие путешественники отмечают, что вершина Белухи часто закрыта от наблюдателя туманом облаков. Лишь свет полуденного солнца разрывает белую пелену ледниковой испарины или сильный ветер уносит на северо-восток кудлатые сизые тучи. Непроницаемый туман времени скрыл древнее имя горы, а те имена, что остались доныне, утратили глубокий смысл, как все, что существует в эпоху утраченных смыслов. Остается надеяться, что это небольшое исследование придаст ясность значений фонетическим образам некоторых географических названий. В науке о географических именах – топонимике - термин “ороним” означает название повышенных и пониженных мест. На Алтае насчитывается около 9 тысяч оронимов, среди них особенно привлекает внимание исследователя название высочайшей горы Южной Сибири – Белухи (4506 м). Было бы наивностью предположить, что до публикации в 1836 г. результатов первого измерения высоты горы врачом Воскресенско-Колыванских заводов Фридрихом Геблером, Белуха была незнакома местному населению. Средневековый алтайский эпос «Маадай-Кара» содержит, по меньшей мере, три варианта ее названия: Кадын-Бажи, Юч Сюмер и Сюмер-Улом. В географической литературе впервые Белуха упомянута в обширном труде «Дневные записки г. обер-гиттенфервальтера Петра Шангина …», изданном в 1793 г. на немецком языке, а затем переведенном на русский. Шангин описывал Белуху по устным рассказам охотников и старателей Уймона. Помимо эпических названий горы, письменно зафиксированы еще восемь имен, которые из-за редкого употребления можно считать не основными для нашей темы. Среди них Катун-Бажи (голова Катуни) Ак-су-рю (с белой водой), Уч-Айры (три разветвления), Уч-сюри (три шпиля или три сопки), Мус-дутау (ледяная гора), Катун-баш (вершина Катуни), Катунские столбы и Белуга (!?). Очевидно, что современный ороним “Белуха” возник в русской среде, но имеется множество примеров использования нерусских основ для образования новых географических названий на русской почве. В качестве примера использования иноязычной основы в русской топосистеме приведу название села Усть-Кокса – это неполная калька алтайского Кок суу оозы (устье синей (или зеленой) реки). В результате такого рода заимствований у позднейших топонимов складывается разновременность и разноязычность основ и аффиксов. Как показало исследование И.А. Воробьевой, это обычное явление, например, для русских названий рек Сибири, когда к иноязычной основе добавляется русский аффикс, такой как -ка, -ов, -ев, -иха, -уха и т.д. Таким образом, резонно предположить существование в орониме “Белуха” иноязычной основы. Выяснить ее принадлежность - задача исследования. В нашем случае мы имеем «икс»-язычную основу бел- и русский формант –уха. Для начала проверим топооснову бел- на принадлежность к тюркским языкам, тем более, что одинаково звучащий термин бел содержится в оронимической номенклатуре алтайцев. Бел на Алтае обозначает широкий и низкий перевал в горах, а также сглаженную невысокую возвышенность; для сравнения: в азербайджанском языке бел - поясница, талия, позвоночный хребет; казахском - поясница, талия, а в южной части Казахстана и Средней Азии – широкий плоский перевал через горный хребет; в центральном, северном и восточном районах Казахстана – невысокая полого-удлиненная возвышенность без ясно выраженной подошвы и гребня типа увала; в каракалпакском - поясница, талия, горный перевал; киргизском - общее значение - горный хребет, перевал в форме седловины; ногайском - поясница, талия; тувинском - талия, поясница, склон горы у подножия; турецком dag beli, bel - перевал; хакасском пил - спина, поясница, талия, седловина и т.д. Термин бел входит в состав 18 тюркских топонимов Горного Алтая, знаком всем диалектам алтайского языка, современные опрошенные алтайцы формулируют значение термина следующим образом - это сглаженный спуск с горы с некрутым подъемом. Как мы могли убедиться, алтайский термин бел неприложим к высочайшей вершине горной системы, а это требует углубления филологических изысканий, необходимо “копать” пласты языков дотюркской эпохи истории Алтая. Известный топонимист Э.М. Мурзаев по этому поводу пишет: “Чем больше мы изучаем гидронимику Центральной Азии и Южной Сибири, тем больше появляется доказательств наличия мощного материка, горизонта, не обьяснимого средствами языков обитающих здесь народов”. В последние десятилетия в топонимике Южной Сибири и Монголии все больше выявляются индоевропейские топонимические элементы. На Алтае индоевропейские элементы в географических названиях выделены такими крупными филологами, как И.А. Воробьева, А.П. Дульзон, А.В. Дмитриева и др. Самое время задаться вопросом, а что по этому поводу говорят смежные науки антропология, археология, источниковедение? Антропологический облик населения Южной Сибири эпохи бронзы и раннего железа соответствовал европеоидному типу. Палеоевропеоидами были представители афанасьевской археологической культуры (III – начало II тыс. до н.э.), европеоидным было население тагарской культуры (VIII – III вв. до н.э.) и скифское население пазырыкской культуры (VII – II вв. до н.э.). С Алтаем, по-видимому, связаны истоки индоиранской мифологии, помещавшей в центре мироздания горы Меру и Харайти с их постоянными спутниками Восточным океаном и озером Воурукаша. Мифологию индоиранцев унаследовало большинство индоевропейских народов, в том числе греки и скифы с их Рипейскими горами – реальной высокогорной страной, протянувшейся с запада на восток, и Белым островом владыки Скифии, упомянутым древнегреческим поэтом Алкеем. По мнению историка Р.Б. Исмагилова, в Северной Евразии имеется единственный район, безупречно соответствующий всему комплексу параметров священных гор и водоема арийцев и скифов. Он находится на стыке Южной Сибири и Центральной Азии, там, где Саяно-Алтайское нагорье с юга огибает озеро Байкал. Любой другой вариант локализации Рипейских гор (например, на Урале или Тянь-Шане) и Восточного моря встречает на своем пути множество непреодолимых препятствий. Топонимические, археологические и источниковедческие предпосылки, которые представлены выше, обращают наше внимание к индоевропейскому языкознанию. Вполне резонно исследовать основу бел- при помощи словарей языков индоевропейской семьи. Индоевропейское bhel означает «белый», «блестеть» и «голова», для сравнения албанское ballё - лоб. К индоевропейскому bhel - блестеть (а в древнеиндийском bhala) восходит фригийское balin (царь), далее balin развивается в basileus – греческий титул царя. В греческой мифологии Balios – эпитет Юпитера и Balas – эпитет Диониса . Средневековый арабский путешественник Абу Абдаллах Ал-Хорезми, описывая свое пребывание в Индии, приводит титулы местных царей Балахрай, Балухра, а современные индийские историки считают, что Балхара арабских путешественников, очевидно, является искажением санскритского термина Валлабхараджа - господин раджей (т.е. царей). Примечательно, что в древней Индии существовал даже топоним с такой основой – это известный в I тысячелетии н.э. город Валабхи на полуострове Сураштра. Для нас представляет интерес то, что тюркское название реки Катунь, берущей начало с ледников г. Белухи, и первая половина алтайского названия этой горы – Кадын-Бажи - имеют одно и то же значение «госпожа», которое, возможно, было калькой более древнего индоевропейского топонима bhel (голова) или произведенного от него санскритского valabha (господин). Таким образом, индоевропейская основа бел-, которую мы находим в современном орониме “Белуха”, содержит значения главенства, царской титулатуры и одновременно цветовой эпитет «белый», усиливаемый действием глагольной формы «блестеть». Реконструируемое значение как нельзя лучше подходит географическому положению и внешнему облику этой мощной горы. На возможность индоевропейской этимологии топонима именно в этой части Алтая указывает определенный ранее А.П. Дульзоном индоевропейский гидроним “Ак-Кем” (белая река) - приток Катуни с истоком на Ак-Кемском леднике Белухи. В русской топографической системе основа бел - сохранилась по трем причинам: во-первых, потому, что русский язык принадлежит индоевропейской семье языков, а близкий фонетический строй снизил вероятность отторжения иноязычного топонима в новой среде; во-вторых, русское население, с учетом снежного покрова горы, переосмыслило древнюю основу бел- в качестве русского прилагательного «белый», пример такого переосмысления имеется в Башкирии, где древний топоним Бала-Катай, происходящий от иранского Бала (верхний, высокий) понят как Белый Катай, где белый цвет выступает как некая философская субстанция, равнозначная понятию «добро» в противоположность черному цвету, ассоциируемому с понятием «зло», причем аналогичные представления присущи и алтайцам; в-третьих, русские, видимо, учитывали особое отношение алтайцев к Белухе, ведь и у древних славян бытовали представления о горе – прародительнице, сопоставимые с представлениями о горе Сумеру в Тибете. Алтайцы называли Белуху Сюмер-Улом, то есть Священная Гора, а в русском языке топоним “Белуха” употребляется в особых случаях, например, одна из башен Смоленского кремля именуется Белуха или Заалтарная, так как находится восточнее Преображенского собора Аврамиева монастыря." "Тюркский АЛ ТАЙ (АЛ ДАГ)- золотая (красная) гора. Ср. Алатау- красная гора, Темиртау- железная гора, Саратов- желтая гора, Ростов- гора русов и т.д. Алтарь, купель, купол и пр. - семитизмы используемые в религиях, которые производны от иудаизма" "BELEK- пелена. Имелось ввиду туманы облаков, покрывающие гору Сумер. В слове БелухА А аффикс женского рода ед. ч. появился с помощю русских, которым с иврита подарили Кирилл и Мефодий." "...SUMER= SU.UM.ER СУ-вода, УМ-закрывать,EР-место Место, закрытое водой. Это тёмное место. СУМЕРКИ." "...Интересное замечание. "Сумерки трещина между мирами" - Дон Хуан Матус, индеец из племени Яки. Выходит что, Сумер - это ПОРТАЛ." Вот непосредственно то, что меня больше всего заинтересовало. Там еще много было отступлений, к Белухе и Алтаю на прямую не относящихся. Из прочитаного можно предположить - раньше все люди говорили на одном языке и только наречиями различались. Тут сразу же впоимнается Библия и Вавилонская башня.... Про три вершины, мое личное наблюдение - если смотреть на Белуху с Теректинского хребта, с горы Поперечной, у подножия которой находится с.Баштала, то у Белухи три пика. И выглядит она как корона, крайние пики поменьше, а центральный возвышается больше. Когда первый раз Белуху увидела в биноколь с Теректинского, то замерла и рот открылся сам, как говорится, челюсть отпала. И не знаю, на кого как, а меня как магнитом потянуло к ней. Расстояние по прямой было около 100 км, но хотелось прямо сейчас к ней полететь. И она действительно почти всегда в облаках скрывается. Но мне везет, всегда, приезжая в Уймонскую долину, я наблюдаю Белуху, да же когда облачно, она открывается на некоторое время....Очень загадочная гора, со всех сторон разная и для каждого то же разная!
|
|
| |