История Сибири

  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Таёжник64, gunhild  
История Сибири
PloMbir Автор 12.01.2009 / 11:12 / Сообщение 1
Проверенный
Сообщений: 160
Награды: 0
Репутация: 6
Чтобы познавать действительность, необходимо обращаться к истокам. Только тогда, увиденные места в путешествиях, услышанные рассказы, сделанные фото - наполняются и глубиной, и смыслом, и неким внутренним содержанием. И посему, давайте поговорим о местах, в которых мы живем.

Начну пожалуй с Шории, где Клуб и располагается. Материал собран по публикациям Л.П. Потапова.

Шорцы представляют собой туркоязычную этнографическую группу, обитающую, главным образом, по системе р. Томи (среднее течение) и ее левых притоков — Мрассы и Кондомы. Часть шорцев переселилась уже во времена русского господства в Абаканскую долину, по р. Таштыпу, Матуру, Сее. Незначительная часть шорцев проживает в Турочакском и Чойском аймаках Ойротской автономной области. В русских документах XVII и XVIII вв. шорцы чаще всего назывались „кузнецкие татары” или же „мрасские и кондомские татары”.

По данным на 1 января 1931 г. численность шорцев, обитающих в пределах только Горной Шории, составляла почти 15000 душ обоего пола. В настоящее время эта цифра безусловно должна быть увеличена за счет более точного учета шорцев в пределах Шории и, кроме того, живущих в смежных районах.

Шорцы становятся впервые известны только по русским казачьим донесениям и воеводским отпискам, позднее по сибирским летописям. Сведения западноевропейских писателей и путешественников (Плано Карпини, Марко Поло, Иван Штильберг, Матвей Меховский, Кампензе, Павел Новый, Герберштейн, Барберини, Гваньини) по Сибири до конца XVI в. не дают никаких данных о населении pp. Томи, Кондомы и Мрассы. Сибирские летописи XVII в. содержат упоминания о шорцах (называют их „кузнецами”), относящиеся к периоду позже основания Кузнецкого острога. На географическом атласе, составленном Семеном Ремезовым в 1701 г., шорские волости обозначены на карте как „волости ясашные”.

Название „шорцы” недавнего происхождения. Оно представляет собой название одного, хотя и самого многочисленного, рода, обитающего преимущественно в системе р. Кондомы и имеющего три подразделения: kara sor, sarьg sor и yzyt sor. С легкой руки миссионеров, которые в половине XIX столетия образовали на территории Шории миссионерский стан (Кузедеево) и познакомились прежде всего с живущим по Кондоме родом., „шор”, — это название вошло и в научную литературу. Радлов в I томе „Aus Sibirien” (1883 г.) употребляет название „sor” для населения, обитающего в „лесистых горах между Телецким озером и истоками р. Томь” хотя оговаривается: „сами они не имеют для себя общего названия”. Однако следует иметь в виду, что название „sor” применяли к указанному населению и их соседи. Так, например, живущие севернее по pp. Большому и Малому Бочату телеуты называли шорцев „sor-kizi” или „aba-kizi”. Точно так же до сего времени шелканцы и ойроты называют шорцев „sor-kizi”. А тубалары и кумандинцы — „jor-kizi” или „aba-kizi”. Последнее название представляет большой интерес. „Aba-kizi”—это „абинцы”, довольно хорошо описанные Гмелиным и Георги. Нам кажется прав Радлов, когда он высказывает мысль о родстве современных шорцев с „кузнецкими татарами” и в частности с „абинцами”. По свидетельству Георги, „Абинские татары называют сами себя Абинцами: под названием же сим разумеется коренной народ: ибо слово Аба значит на татарском языке отец. В прежние времена жили они на Томи, около Кузнецка, почему они место сие и ныне еще называют «аба Тура» т. е. отечеством: но как телеуты из Белых гор перешли в нынешние их места, то слабейшие Абинцы не хотели быть вытеснены далее в северную сторону, но пошли по Томе в верх в высшие горы, в коих они живут еще и ныне при двух Томских реках, а именно Кондоме и Мразе. Они разделяются на несколько аймаков или колен, но все вообще платят подать только с небольшим за сто луков или душ. В рассуждении ввиду, душевных качеств, внутреннего своего устроения, нравов, языка, счисления времени и обрядов сходствуют Абинцы с Телеутами совершенно, и так же, как и они, держатся шаманского идолослужения, почему и надобно применять к ним то же самое, что сказано о телеутах”.
Далее следует описание хозяйственной жизни абинцев. „Промыслы их состоят в скотоводстве, звериной ловле, плавлении железа и землепашестве”. „Звериная ловля есть — главное их дело, по тому наипаче, что всякая дичина полезна им в рассуждении как шкур, которыми они и подушный свой оклад очищают, так и мяса”. „Землепашество их не знатное, мало кто в оном упражняется, и пашни таковых земледельцев едва могут величиной сравнятся с знатными огородами: и потому они вместо сохи употребляют заступы”. „Скотоводство их во всем подобно телеутскому, но еще меньше оного, и, следовательно, недостаточнее”.

Добавлено (12.01.2009, 11:09)
---------------------------------------------
Мы привели эти выписки для того, чтобы в ближайшей главе показать, что и современная нам хозяйственная деятельность шорцев до Октябрьской революции оставалась той же, что и у абинцев времен Георги. Связь абинцев с населением, называемым ныне шорцами, можно, усмотреть еще и в том, что после покорения русскими у шорцев была образована „Абинская волость”, а мы знаем, что в основу административного деления „ясашных татар” обычно полагался родовой принцип. Вполне понятно также и то обстоятельство, что Радлову, как и нам в поездку 1934 г., удалось зарегистрировать род „aba” среди шорцев.

Все это заставляет нас считать абинцев времен Георги за родовое образование, родственное по языку и хозяйственной деятельности многим другим подобным родовым же образованиям, которые мы теперь в совокупности привыкли обозначать термином „шорцы”. Между прочим, подчеркнутое Георги большое сходство абинцев с телеутами подтверждается и при сравнении современных шорцев с бачатскими телеутами. Точно так же мы склонны рассматривать и „верхь томских татар”, про которых у Георги сказано, что они составляли колено (род) волости, имеющей особого башлыка, заключавшей в себе около 150 душ. „По примеру абинцев, — пишет Георги, — имеют они небольшое скотоводство, а питаются по большей части от звериного промысла и дикими растениями. Земли же совсем не пашут и потому хлеба не едят. Подушный оклад платят в Кузнецк мягкой рухлядью”.

Будучи в Шории в 1934 г., нам часто приходилось слышать от местных работников шорцев вопрос: когда и откуда пришли шорцы в места настоящего обитания. Мы полагаем, нет никаких данных, равно и необходимости, доказывать, что современные шорцы откуда-то пришли в Горную Шорию. Современные шорцы — потомки „кузнецких татар”, с которыми русские казаки столкнулись в начале XVII в. под Кузнецком и постепенно, покорив, обложив ясаком, оттеснили вверх по Кондоме и Мрассе. А относительно „кузнецких татар” историк Миллер приводил в конце XVIII в. следующее свидетельство: „они всегда на одном месте обретаются. Живут они в тех местах, где реки Кондома и Мраза с Томью рекой соединяются. Сии татары были прозваны кузнецами, потому что они железную руду плавят, и из выплавленного железа делают всякую домашнюю посуду и принадлежащее к звериному промыслу орудие.

„Тогда они не знали еще над собой никакой чужой власти, и жили в своей природной вольности, кроме что иногда киргизы, яко хищный народ, к их жилищам подъезжали, и тогда сии татары откупывалися у них подарками, а именно давали им своей работы котлы, таганы, стрелы и прочее для освобождения себя от полону, или от горшего еще злоключения”.

„Кузнецкие татары” принадлежали к аборигенам северной, таежной, части Саяно-Алтайского нагорья. Представляя собой, ряд родовых групп, выступавших в разное время в различных комбинациях и соединениях, объединенные общностью языка и хозяйственной деятельности, они не достигли той ступени развития, когда целые группы родов, объединяясь, принимают общее название, сохраняя, разумеется, и родовые наименования. Однако почти постоянная зависимость данных этнографических групп от более сильных соседей, выражавшаяся в обязанности вносить дань, порой настолько сближала подобные родовые группы, что они начинали осознавать свою общность, проявлявшуюся, кстати, и в возникновении единого общего названия; таково, например, название „тубалары”. По поводу данного названия мы склонны согласиться с Н. Кузьминым, который полагает, что оно произошло от названия тубинского княжества „енисейских киргизов”, известного по русским документам XVII в. Княжество располагалось на правой стороне Енисея с центром по р. Упса, впоследствии названной русскими Тубой. Сфера влияния тубинских князей простиралась и на таежную часть Алтая. Население алтайской тайги платило дань тувинским князьям. Вероятно, поэтому это население соседи стали называть „тубалар”, т. е. люди Тубы или тубинские люди, и этот термин был усвоен и ими самими. Нам уже приходилось однажды указать, что приблизительно то же самое произошло с названием „ойрот”, объединившим мелкие этнографические группы Алтая. Ряд родов, обитавших по р. Катуни, называли себя „ojrot kizi”, благодаря сохранившейся памяти о подданстве Ойротскому союзу — политическому объединению западномонгольских князей.

Добавлено (12.01.2009, 11:10)
---------------------------------------------
Шорцы с давних времен находились в вековой зависимости от своих более сильных соседей, которым они платили дань. Хотя Миллер и пишет, что до русского подданства „они не знали еще над собой чужой власти”, тем не менее, он сам же отмечает о необходимости „откупаться” от киргизов котлами, таганами и стрелами. На деле же это была дань киргизам. Из китайских летописей известно, что население Алтая уже в половине VI в. добывало из руды железо и платило им дань жужаням. Из позднейших известий мы знаем, что население Мрассы и Кондомы до русского подданства должно было платить дань железом и пушниной киргизским князьям, владельцу северной Монголии — Алтын-хану и позднее джунгарскому владельцу Кан-тайши. Дальше мы увидим, что названные владельцы продолжали взимать дань с шорцев и после того, как русские казаки, „холопы московского государя”, по заданию томских воевод после длительных усилий привели шорцев „под высоку государеву руку”.

Обложение шорцев данью-ясаком со стороны томских воевод случилось в начале XVII в. Оно совершилось как отдельный акт общего процесса колониальной завоевательной политики московских государей, посылавших казачьи команды в Сибирь для завоевания „новых землиц, людишек и животишек”. Особенно привлекала московских царей в Сибирь ценная пушнина. Главный доход царской казны составлялся из поступления ясака пушниной. Как сообщает Флетчер, в конце XVI в., в царствование Федора Ивановича, московский государь, кроме удовлетворения потребностей московской казны мехами, отправлял пушнины за границу на сумму 400 000—500 000 тогдашних рублей, что составляло треть всех доходов, поступавших в казну. Среди источников пушных богатств Сибирь занимала виднейшее место. Историк Котошихин пишет: „а присылается из Сибири царская казна ежегодь: соболи, мехи собольи, куницы, лисицы черныя и белыя, горностай, белка в розни и мехами, бобры, рыси, песцы черные и белые, и зайцы, и волки, бобры, барсы. А сколько числом тае казны придет в году, того описати не в память, а чаять тое казны приходу в год больши шти сот тысяч рублев”. Свыше чем на 600 000 рублей поступало пушнины в казну из Сибири, той самой пушнины, которая собиралась путем ясака. Но разве это было все? Нужно учесть еще массовые крупные хищения ясачной казны сибирскими воеводами и их административным и служилым аппаратом до сборщика ясака включительно, а после них еще предоставлено было право действовать купцу. Именно за счет ценной пушнины, добытой трудом сибирского охотника, за счет ясака „покупались заморские вина и сласти, которыми отягощалась трапеза царей, и разноцветные кафтаны, которыми щеголяли при дворе. Груды золота и серебра, которые наполняли царскую казну и приводили в изумление иностранцев, приобретались на меха. Соболями и лисицами, между прочим, платил царь за монашеские молитвы о здоровии его и об упокоении его предков и за воинскую доблесть и безусловную покорность его холопов; наконец, этою казною Московская власть привлекала к себе византийскую и киевскую мудрость, которая так усердно ратовала против всяких действительных, а иногда и мнимых уклонений от православия”.
Царь ревниво оберегал свою казну от конкуренции. В „инородческих” землях не велено было никому, кроме ясачных, ловить зверей „тенетами и бить из луков и из пищалей и иным обычаем”. Воеводам и служилым людям то и дело летели строгие царские наказы, чтобы царскую казну „не воровали бы”. Тем не менее, они „имали ясак с прибавкою, не по государеву указу, и тем самым корыстовались, а воеводы того не берегли, и суда прямого им не давали, и сами продажи и убытки чинили, а посулы и поминки имали великий и ясаки имали воеводы без государева повеления, и в волости к ним для ясаков воеводы посылали толмачей и казаков и толмачи и казаки их продавали, имали посулы и поминки, и ясаки имали вдвое” — так говорится в наказе кузнецкому воеводе Голенищеву-Кутузову.

Но не только от воевод и служилого люда берег казну московский государь-купец. Не хотелось ему делиться пушным богатством и с назойливыми пронырливыми купцами. В упомянутом наказе воеводе Голенищеву-Кутузову читаем: „А которые торговые люди учнут приезжати с товары своими в Кузнецкий острог, и у тех торговых людей велети товары их переписывати на лицо, и торговати им своими товары до тех мест, покамест ясачные люди государев ясак заплатят весь сполна, не велеть, а как государев ясак ясачные люди заплатят, и торговым и всяким людям велети торговати на гостине дворе и в торгу… а опричь гостина двора и торгу, по волостям и татарским юртам и по деревням не ездити и торговати отнюдь нигде не велети”. Этим приемом московский государь наносил чувствительный удар своим конкурентам. Кроме того, таким образом им трудно было ускользнуть от уплаты десятинной пошлины, которая взималась с купцов и промышленных людей, покупавших у ясачных пушнину в пользу царской казны. Помимо десятинной пошлины в тех случаях, когда торговцам разрешалось ездить в город, с них взималась еще „отъезжая пошлина”. Но разрешение переезжать из города в город с торговыми целями ограничивалось условием, „что б едучи дорогою от города до города по юртам и по волостям, теми своими товарами ни с кем не торговали”. Нарушившие данный указ подвергались конфискации товаров в государеву пользу, „битью батогами” и недельной отсидке в тюрьме, а доносчикам на них выдавалось материальное вознаграждение — „тем людям (доносчикам..) давати государево жалованье смотря по делу”. Этим же указом запрещалось торговать „мягкой рухлядью” и воеводам. Таким путем московский царь обеспечивал себе право монопольной эксплуатации сибирского пушного богатства. И когда при всем этом спрос на пушнину усилился в связи с развитием российской торговли с заграницей при Петре I, последним изыскивается новый дополнительный способ получения мягкой рухляди путем продажи вина, пива на пушнину, в целях чего издается специальный указ, где проводится расценка вина и пива на пушнину и рекомендуется строительство кабаков, в том числе и в местности вверх по р. Томи.

Добавлено (12.01.2009, 11:11)
---------------------------------------------
Полагаем, что приведенных вводных замечаний вполне достаточно для понимания последующего изложения.

Попытки обложить ясаком шорцев, которые в то время входили в понятие „кузнецкие татары”, впервые, судя по имеющимся историческим источникам, относятся к тому периоду, когда был основан русскими казаками город Томск (1604 г.). После построения г. Томска, по словам Миллера, „кузнецкие татары были ближайшим объектом, о включении которого в границы русского государства старались в Томске”. Томские воеводы систематически посылали казаков для объясачивания живущих вверх по Томи „кузнецких татар”. Так, в 1607 г. несколько томских казаков пытались собрать с них ясак, но вернулись без результата. В 1609 г. казаки посылаются к шорцам за ясаком вновь и возвращаются с тем же успехом. В челобитной своей „царю Василию Ивановичу казаки Васька Волынский и Михалка Новосильцев” указывают, что воевать „осенью и зимой кузнецких людей не мошно, что живут государь в крепостях великих и болота обошли и зыбели великие и ржавицы, а зимой живут снега великие, и воевать государь их кроме лета в жары не мошно”.

Во время указанных походов казакам пришлось наткнуться не только на сопротивление шорцев, но и на вмешательство киргизов. Объединившись с киргизами, шорцы не только не дали ясак, но и пытались убить казаков. Однако благодаря заступничеству дальновидного абинского паштыка Базаяка казаки избавились от смерти. В следующем 1610 г. казачий атаман Иван Павлов с 40 казаками был послан к непокорным с инструкцией: по прибытии на место сначала укрепиться, а потом рассылать людей с требованием уплаты ясака и посылки в Томск князцов татарских для признания власти белого царя. Экспедиция Павлова также не увенчалась успехом. Некоторые князцы внесли небольшой ясак, но не дали того, что с них требовали. Кроме того, по существу вынудили казаков уйти обратно почти с пустыми руками и не силой, а измором, отказываясь давать и продавать что-либо съестное. В последующие три года казачьи экспедиции за ясаком к „кузнецким татарам” не были удачнее, причем в 1611 г. казаки опять отсиживались под защитой того же Базаяка, который, очевидно, предвидя неизбежность покорения русскими, добровольно стал оказывать поддержку казакам в расчете на будущие блага от завоевателей. В 1615 г. Томский воевода стал действовать более решительно и послал две сотни казаков под предводительством стрелецкого сотника Пущина и казачьего атамана Константинова. Этой экспедиции вменялось в обязанность во что бы то ни стало объясачить непокорных. Пущин и Константинов решили применить силу. Они разбили своих людей на несколько отрядов, послали их в разные стороны и начали совершать военные операции. Казакам удалось взять несколько селений — улусов (Абинский, Сарачерский с паштыком Кузга). Шорцев били, убивали, брали в плен, собирали с них ясак, но в это время на помощь к ним подоспели киргизы и калмыки, которые считали „кузнецких татар” своими „киштымами” (данниками). Казаков окружило войско численностью около 5000 человек. Последнее обстоятельство вынудило казаков укрепиться. Отбиваясь в течение десяти недель от нападений, казаки, истощенные голодом, решились пойти на отчаянную вылазку, с целью пробиться сквозь неприятельские ряды, что им и удалось. Пробив окружившее их кольцо, казаки сумели даже захватить знатных пленных и ушли в Томск. Такой боевой прием произвел большое моральное действие на кузнецких татар и в следующем 1616 г., когда к ним явился для сбора ясака томский казак Ананьин, — они внесли ясак. В 1616 г. в казачьих донесениях уже отмечается усердие „кузнецких татар” при уплате ясака: „… и кузнецкие государь люди тебе государю шертовали (присягали.) и ясак с себя дали» и тебе государю нынече кузнецкие люди служат и прямят, и ясак государю дают”. Правда, в другом донесении того же года казак Ивашка Теплинский, посланный „в Тюлеберскую, да в Абинскую, да в Сачаровскую, да в Чорскую, в Елескую, в Каргу, да в Ковы” жалуется, что „кузнецкие государь, князьки и лутчие люди тебе, государь, ясак не дали и не шертовали, и меня, государь, холопа твоего ограбили и платье поснимали”.

Для того чтобы закрепить за собой объясаченных и учитывая, что „кузнецкие татары” далеко находились от Томска, было решено в 1617 г. построить острог на правом берегу р. Томи против впадения в нее р. Кондомы. С этой целью из Томска был послан боярский сын Харламов, который отправился из Томска вверх по Томи в сентябре месяце, но не дошел до назначенного места и остановился зимовать. Томские воеводы Боборыкин и Хрипунов спешили. Поэтому, узнав о зимовке Харламова, они послали ему в помощь отряд служилых людей на лыжах под начальством татарского головы Кокарева и казачьего головы Лаврова. Отряд соединился с Харламовым в феврале 1618 г. и вскоре достиг намеченного пункта, где и был выстроен Кузнецкий острог, первым воеводою которого был назначен боярский сын Харламов, а Кокорев и Лавров возвратились в Томск. Таким образом, Кузнецкий острог был основан в 1618 г.

По преданию шорцев, на месте Кузнецкого острога было укрепление абинцев (так называлось население северной Шории), которое русские, отчаявшись взять приступом, взяли подкопом. Название Кузнецк объясняется влиянием развитого Кузнецкого дела в этой местности, отсюда же русское название для Шории „кузнецкие татары”. В местных преданиях и обыденной речи шорцев Кузнецк называется Аба-тура (Aba-tura), т. е. „город абинцев”.

С основанием Кузнецка покорение шорцев еще не закончилось. Из отписки кузнецкого воеводы Голенищева-Кутузова царю Михаилу Федоровичу узнаем, что „Киченская земля” (надо думать — местообитание рода „kecin”, в верховьях Мрассы) была объясачена в 1627 г. Здесь же говорится о мрасских „захребетниках”, не дававших ясак до 1627 г. Наконец, из этой же отписки можно заключить, что в данном году впервые был взят ясак с некоторых Кондомских волостей и сделана неудачная попытка объясачивания тубаларов („Чигатская земля” — жили тубалары— род „cagat”; „Абери или Ибери и Тогусцы” — тубаларские роды jeber и togus).

В отписке кузнецкого воеводы И. Волхонского читаем, что в 1629 г. кондомские шорцы „все отложились, а твоего государева ясаку на нынешний год не хотят дати”. В том же году „тех государевых непослушных людей погромили, жон их и детей в полон побирали”. Это была обычная судьба восставших ясачных.

Основание Кузнецкого острога делало борьбу шорцев с русскими казаками особенно затруднительной, и исход борьбы был неизменно на стороне казаков. Тем не менее, овладение районами северного Алтая затянулось на целое столетие. Главными противниками русского продвижения в этот край были киргизские и калмыцкие князья феодалы, желавшие монопольно эксплуатировать население указанных районов путем взимания дани, которую они брали пушниной и военным и охотничьим снаряжением из железа. Благодаря этому данные районы являлись базой для снабжения железом кочевых феодалов. Вот почему кочевые владельцы так долго и упорно отстаивали их от русского господства при помощи вооруженного сопротивления.
Первыми жителями Кузнецкого острога были служилые люди из Томска, литовские казаки и пашенные крестьяне из Верхотурья.

Добавлено (12.01.2009, 11:11)
---------------------------------------------
Положение служилых людей, казаков, здесь было незавидное, о чем свидетельствует изобилие казачьих челобитных московскому царю. Вот пример такой челобитной: „Мы, холопы твои государевы, пошодчи на твою царскую службу в «Кузнецы», одолжалися великими долгами, давали на себя кабалы, а имали в долг платье, и обуви, и харчи, и головы свои позакабалили, и животишков своих избыли, и в долгу, государь, погибли до конца, без твоего царского жалованья. Милосердный царь-государь и великий князь Михаиле Федорович всея Русии, смилуйся, пожалуй, нас, холопей своих, за наше службишко и работу своим царским жалованьем, вели нам его дати, что б нам холопям твоим, без твоего царского жалованья, на правеже в долгу в конец не погибнуть и твоей царской службы впредь не отбыть. Царь-государь, смилуйся, пожалуй”.

В 1622 г. Кузнецк был преобразован в город, который так же, как и в бытность свою острогом, управлялся воеводой. В 1656 г. Кузнецк получил герб с изображением волка. До этого момента, со времени основания здесь сменилось 14 воевод. Воевода назначался в Москве в Казанском приказе и утверждался царем. Кузнецкие воеводы по существу управляли огромным краем, можно сказать, целой страной и имели полномочия на внешние сношения, которые в XVII в. ограничились киргизами, калмыками и саянскими мелкими племенами, зависимыми или от киргизских, или от калмыцких князей. Управление воеводы сосредоточивалось „в съезжей избе”, где производились и пытки. Из окладной книги 1655 г. можно заключить, что штат съезжей избы состоял из трех подъячих с окладом — одному 12 руб., а двум остальным по 10 руб. в год; сторожа съезжей избы с окладом 3 руб. в год; сторожа тюрьмы при съезжей избе с годовым окладом 3 руб. и палача с таким же окладом. В съезжей избе пытали и замучивали до смерти „ясашных татар” с целью выпытать, не затевается ли заговора, в результате которого ясашное население должно напасть на Кузнецк (как это не редко бывало) или убежать в „киргизы”. Здесь же наказывали беглецов от ясака.
Кузнецк имел деревянные ворота с запором, у которых дежурил сторож, получавший оклад 2 руб. в год.

В 1655 г. в Кузнецке находилась следующая военная сила: детей боярских 3, с окладом в 13 и 12 руб. в год, казачий атаман 1 с окладом в 10 руб.; пятидесятников 2 с окладом 9 руб., конных казаков простых 71 с окладом по 7 руб. с четью, пеших казаков десятников 87 чел. с окладом по 5 руб., пушкарей 3 с окладом 6 руб. Любопытен отзыв одного из томских боярских сынов, который в 1683 г., находясь в Москве, характеризовал это войско: „В Кузнецком и Красноярском острогах людишки нужные и бедные, по два по три на одной лошади, а иной пеш всегда бродит и запас на себе таскает нартами, от того во время походов на киргиз они голодают и от того голоду разные люди всегда погибают от киргиз, что государевы разные люди голодны в их землю приходят и отходят на дороге погибают без хлебных запасов”.

Объясачивание населения Шории русскими не приостановило одновременное взимание с них дани другими владетельными соседями. Поэтому шорцы иногда называются в наших старинных исторических документах „двоеданцами”. Так, например, киргизские князья и Алтын-хан продолжали считать шорцев своими „киштымами”, т. е. данниками. Когда в 1642 г., изнемогая под бременем русского ясака, „Мрасских и Кондомских волостей… ясачные люди (т.е. шорцы.) сбежали в киргизы”, московский государь направил грамоту киргизским князькам Талаю и Томаку, в которой, во избежание царского гнева, рекомендовалось: „тех… кузнецких, мрасских и кондомских ясачных людей, сыскав у себя в улусах, всех с женами и с детьми отослать от себя в Кузнецкий уезд, в Мрасскую и в Кондомскую волость, на их старые кочевья… без всякого задержанья”. Киргизские князья ответили отказом, мотивируя тем, „что Мрасские и кондомские ясачные люди киштымы их киргизские, и пришли де к ним кормиться”.

Джунгарский Кан-тайши также считал в числе своих данников, на ряду с другими племенами северного Алтая, и шорцев. Он систематически посылал из Урги посланцев для собирания дани или „албана”, как ее называли шорцы. Из „Розыскного дела о жестоких поступках с калмыками бывшего кузнецкого коменданта Бориса Синявина, по жалобе на него калмыцкого князя Байгорока Табунова” выясняется, что в период 1710—1714 гг. от джунгарскрго Кан-тайши неоднократно приезжали к шорцам сборщики Байгорок и Чай Шалов и требовали „албан” (или alman). В 1713 г. с шорцев собирали алман уполномоченные джуигарского хана Манзу Бойдоев и Замсун, но они были прогнаны выступившим из Кузнецка с командой людей боярским сыном Федором Сорокиным. В следующем году от джунгарского хана к шорцам на р. Мрассу явился калмык Мергень Хашхи с требованием дани, но и он был прогнан по приказу кузнецкого коменданта Бориса Синявина сыном боярским Федором Козьминым. Двоеданство шорцев продолжается до момента разгрома китайцами Джунгарии, как можно заключить из более поздних исторических документов. Еще в рапорте от июня 1745 г. кузнецкого воеводы Шапошникова говорится: „На р. Мрасу приехал алманный сборщик Чахо для сбора алману и обратно с них собрать, и велел им заготовить алману за 2 года таганами и котлами. А с Кумандинских волостей алман уже собран Дюренем. С Чахо приехали 13 человек калмык, лошадей 50″.

Проделав краткий исторический обзор покорения шорцев по доступным нам источникам, мы обратимся теперь к рассмотрению количества родов и их названий населения, обитающего в Горной Шории. Это возможно сделать только для последнего периода эпохи русской колонизации Шории, примерно с половины прошлого столетия. С этой целью мы используем и собственные полевые материалы, относящиеся к сборам 1927 и 1934 гг.

Академик Радлов во время своего путешествия (1860-е гг.) зарегистрировал у шорцев 21 род. А.В. Адрианов, посетивший шорцев в 1881 г., приводит список родов в 15 названий. Во время наших поездок зарегистрировано также 15 родовых названий.

Во всех списках общими являются: 1) kьzaj (или kьzьl-gaja); 2) tajas; 3) kьj; 4) kara-sor; 5) sarьg-sor; 6) karga; 7) celei; sebi; 9) kobьj; 10) aba. Радлов, кроме перечисленных, дает еще следующие названия: konь, kojь, cedebes tartkьn, usta, aba, tagan, keres, bar-sojat, salkal, saragas.

Мы считаем, что радловский список явно преувеличен в той его части, которую мы привели дополнительно. Так, например, Радлов приводит роды koj и kьj как два различных рода. На деле же это различное название одного и того же рода. Далее, он указывает роды: bar-sojat, saragas, bes bojak. Здесь явное недоразумение. Это официальные русские названия волостей: Барсоятская волость, она же обычно называлась Осиновская (по шорски tagtagь al соnь), Итиберско-Шерогашева (по-шорски Kalar соnь) и Бежбоякова (Кондомская и Мрасская) волость (по-шорски Sugtagь al соnь). Вместо родового названия Радлову, очевидно, сообщили официальное. Название волостей, которые включали в себя определенные роды. Например, Итиберско-Шерогашева волость включала в себя роды cettiber и kalar; оба названия у Радлова не фигурируют. Род cedibes в основном обитает между Катунью и Телецким озером, и его следует считать осколком тубаларского рода „cedibas” (по Радлову) и „Педебаш” (по Швецову). Впрочем, это родовое название Радлов встретил у сагайцев и у кизильцев. Во всяком случае, членов рода „cedebef ” в Шории после Радлова ни Адрианов, ни мы не нашли. Затем Радлов приводит как шорский род saikal, это, конечно, — „selkan”, т. е. шелканцы, главное место обитания которых находится в Ойротии (Турочакский аймак).

Не имея окончательных данных, чтобы высказаться об остальных родах радловского списка, укажем, что список этот без искажения действительности может быть сокращен, во всяком случае, до 15—16 названий.

Добавлено (12.01.2009, 11:12)
---------------------------------------------
Нами, кроме родов, вошедших выше в общий список, зарегистрированы в Горной Шории следующие многочисленные роды: cettiber, kalar и, очевидно, подразделение рода „sor” „yzyt sог”. Эти роды отмечены и А. Адриановым.

Кроме того, мы зарегистрировали род kecin, не отмеченный Адриановым, и отметили два, по нашему мнению, кумандинские рода tonar и tastar, обитающие в Шории по Кондоме. Наш список совпадает с адриановским почти целиком. Разница в том, что у Адрианова зарегистрирован род „кыйбык”, который у нас вызывает сомнение (не подразделение ли это рода kьj?). Вместо рода „kecin”, числящегося в нашем списке и отсутствующего у Адрианова, в адриановском списке имеется род keres (отмеченный и Радловым), который отсутствует в нашем списке.

Расселение названных родов по поздним данным представляется в следующем виде. Род „celei” — в верхнем течении р. Мрассы, по р. Кондоме, ее притоку Антропу. Род „sor” с подразделениями: sarьg-sor, kara-sor, yzyt-sor обитал преимущественно по р. Кондоме в составлял Карачерскую волость (искаженное название „кара-шорская”). Yzyt-sor— жил в верховьях Кондомы, в системе р. Пызаса (Чегорал) и в улусе Кузесеево. Род „karga” (ворона) занимал места по р. Мрассе выше порога, особенно около Анзаса, и частично по Кондоме и Антропу (например, селения Оролугол, Адагол, Карасу — по Антропу). Род tajas, входивший в состав Мрасско-Изушерской волости, обитал по р. Пызасе и его притоку Узасу. Род „cettiber” расселен был по pp. Кондоме, Антропу, Мундубашу, Андыбашу и по степи близ с. Солтонского. Частично „cettiber” встречались в низовьях Мрассы и по р. Томи выше впадения в р. Мрассу. „Sebi” — по р. Кондоме ниже Тельбеса и по Антропу частично. Род „kalar” занимал долину Мундубаша, правого притока Кондомы, ниже устья Тельбеса. Указанный Адриановым и Радловым род „keres” оседло жил по р. Кинерке (левый приток Кондомы). Род „karan” жил оседло в улусах Кузедеево и Подкатунском на р. Кондоме, а род „kьjbik”, отмеченный Адриановым как особый род в улусе Часовниковском, недалеко от Кондомы, на левом берегу. В верховьях р. Мрассы находились роды: kobьj — по р. Кобырзу (составляли Кивийскую волость); kьzьl-gaja или kьzaj по р. Мрассе около устья Пызаса и близ Кобырзы (составляли Кызыльскую волость); kьj обитали главным образом по р. Кыйзасу, притоку верхнего течения Мрассы, и составляли самостоятельную волость. Роды tonar и tostar, отмеченные вами как кумандинские, обитали в пределах Горной Шории, первый—по р. Антропу, второй—по р. Антропу и речкам Кобыя, Неня, Сози, впадающим в Бию. Главная же масса их находится по р. Бие вместе с другими кумандинскими родами.


www.чулышман-турист.рф
PloMbir Автор 06.03.2009 / 09:44 / Сообщение 2
Проверенный
Сообщений: 160
Награды: 0
Репутация: 6
К готовящейся экспедиции "Маковский волок"

На берегу Кети, практически у самого ее истока, стоит деревушка Маковское. Несколько десятков дворов, в которых живут староверы-кержаки и новые поселенцы, в большинстве своем тоже из староверов.

Жизнь течет медленно. Событием считается приход любого транспортного средства: вездехода, вертолета, большого катера. Работы практически нет. Охота да рыбалка, огороды да скотина. Этим и выживают сельчане.

И все это в ста километрах от Енисейска и Лесосибирска, в 75 — от асфальта. Однако именно отсутствие нормальной дороги и оторвало Маковское от «большой земли».

А между тем несколько сотен лет назад в этих местах проходила крупнейшая транспортная артерия из Западной Сибири в Восточную, в Китай и Монголию. По Кети и так называемому Маковскому волоку шли будущие основатели Енисейска и Красноярска, промышленные и служивые люди, что присоединяли Сибирь к государству Российскому.

Главная цель экспедиции, организованной Лесосибирским городским музеем, — пройти древним путем и найти место, где в XVII веке стояли Маковский острог и торговая слобода.

Опросы местных жителей практически ничего не дали. Самый старый из них, Алексей Максимов, живет в деревне с 1938 года. Многое может рассказать о недавнем прошлом, однако легенд и мифов о старых временах вспомнить не сумел. Его односельчане что-то вспоминали о старых церквях, пожарах, подземном ходе, пороховом складе начала прошлого века, о расстрелянных белых или красных.

Часто местные жители находят на своих огородах вещи, глядя на которые, специалисты хватаются за головы. Подростки принесли нам меч с довольно уникальной для русских заточкой. Оружие очень похоже на кавалерийский палаш. Первая мысль: самодельное оружие времен Гражданской войны. Однако позже в шурфах удалось обнаружить ножи с похожей заточкой. Это поставило новые вопросы.

Больше всего усилий было затрачено на поиски Маковского острога. В описаниях путешественников XVII века крепостное сооружение стояло на Красном яре и вмещало сорок дворов и церковь. Однако разведка на современном яре ничего не дала. Практически отсутствует культурный слой, соответствующий приходу русских в эти края. Лишь в одном месте удалось натолкнуться на землянку, где обнаружили подковку с казачьего сапога. Поиски за Вшивым ручьем дали несколько наконечников стрел и монеты времен Николая I.

Успех пришел позже. На склоне одной из горок, на которой ныне стоит Маковское, красноярский археолог Александр Тарасов нашел чешуйку — монету XVII века. Чуть позже поисковик из Москвы Олег Кузнецов обнаружил еще две. Это настоящая сенсация, за последние десять лет в Красноярске удалось найти лишь одну такую чешуйку. Нашли также несколько наконечников стрел, множество кованых гвоздей и скоб.

А чуть дальше, в огороде, копавшие шурф студенты енисейского института наткнулись на остатки кирпичной кладки. Кирпич плохого качества, скорее всего самодельный. Интересно, что старожилы не помнят, чтобы в деревне при строительстве использовался кирпич. Зачем? Кругом много строевого леса. Так что находка свидетельствует, что на этом месте некогда стояло важное для населенного пункта строение: церковь либо управа.

— После этих находок мы можем с известной долей вероятности говорить, что именно в этом месте стоял острог, — считает руководитель экспедиции Сергей Максимов. — Почва — сплошной песок, гумуса немного. В такой земле органика исчезает быстро. Так что найти остатки крепостных стен трехсотлетней давности маловероятно. То же можно сказать и об упоминающейся в источниках «свалке» речных судов.

Зато это место прекрасно ложится на строки Николая Спафария, русского посла в Китае. Он писал, что от острога в полверсте расположена торговая слобода.

Действительно, на берегу ручья, в километре западнее, — весьма удобное для жительства и торговли место. Об этом свидетельствуют жилищные западины — места, где некогда стояли дома. Обычная разведка дала большой «улов». В течение дня на небольшом пятачке земли было обнаружено более 30 монет XVIII-XIX веков, музыкальный инструмент — варган, серебряные женские украшения: подвески, кольца. Пожалуй, все это обилие может свидетельствовать о том, что и торговую слободу нам удалось найти.

Последний день принес сюрприз. На заброшенном, замусоренном поле возле кладбища отыскали две чудинские личины — небольшие металлические бляхи с изображением, похожим на человеческое лицо. Эти ритуальные предметы в давние времена изготавливали сибирские мастера. Придя на берега Енисея, русские дали им название «чудинские».


www.чулышман-турист.рф
PloMbir Автор 23.03.2009 / 21:26 / Сообщение 3
Проверенный
Сообщений: 160
Награды: 0
Репутация: 6
Интрересует инфа по бышим зонам и лагерям. В частности ВД -30...Для планирования поисковых экспедиций...

www.чулышман-турист.рф
PloMbir Автор 14.04.2009 / 14:23 / Сообщение 4
Проверенный
Сообщений: 160
Награды: 0
Репутация: 6
Хозяйственная культура и менталитет старообрядцев Южного Алтая в XVIII – XX вв.

Феномен южноалтайского старообрядчества мало изучен. А ведь это явление - уникально! Легедны о стране вечного благоденствия Беловодье, вполне возможно, имеют корни именно благодаря раскольникам Южного Алтая, их образу жизни, форме хозяйствования и культуре. На мой взгляд, многое из того, что сохранили староверы Алтая, что было ими принесено в эти земли заслуживает если не подражания, то тщательно изучения и анализа. Так давайте, вместе с вами, и попробуем более подробно изучить старообрядчество: кто-то узнает для себя много нового, а кто-то сможет дополнить имеющуюся информацию. Но, и я на это надеюсь, каждый из нас сможет вынести что-то для своего внутреннго мира из уникального примера умения ЖИТЬ.

Южноалтайские старообрядцы - это уникальная субэтническая группа русского населения Сибири, не имеющая аналогов в мире и проживающая только на территории Южного Алтая. Появление 300 лет тому назад русских староверческих поселений на алтайских горах на границе с Китаем было частью общего исторического процесса освоения русским населением Сибири. Но землепроходческое движение раскольников в этом регионе имело свои специфические особенности, обусловленные их особых конфессиональным и социально- правовым положением, а также геополитическими интересами России на юге Западной Сибири. Старообрядческий социум Южного Алтая складывался из беглых российских раскольников, спасавшихся от религиозных преследований государства и официальной церкви.

В настоящее время южный Алтай входит в политико-административную единицу – Республику Алтай и в восточную часть Казахстана. Южноалтайские староверы проживают локально в высокогорной Уймонской долине. В Казахстане они по-прежнему занимают бухтарминские долины.

Южноалтайское старообрядчество отличается особым социально-экономическим укладом и исторически сложившийся психологией. Своеобразие культуры и поведенческих стереотипов старообрядческого населения резко отличается от остальной массы сибиряков и придает неповторимый колорит внешнему облику, образу жизни и быта. Даже в конце XX в. оно имеет собственную духовно-религиозную и материальную культуру, отличающуюся от традиционной русской. Можно сказать, что раскольники на Алтае законсервировали те старые московские традиции русской жизни, которые они принесли с собой на рубеже XVII-XVIII вв.

Впервые российская научная общественность заинтересовалась южноалтайскими старообрядцами в 20-е годы XIX в. Но отдаленность региона от культурных и административных центров России не способствовала расширению знаний об этом этническом сообществе, что характерно и для наших дней. Исследование многовековой истории алтайского староверия имеет не только научное, но и практическое значение с точки зрения изучения опыта хозяйственного освоения русским населением замкнутых высокогорных экосистем.

Южный Алтай благодаря своему географическому положению всегда являлся местом встреч разных культур и цивилизаций. Здесь русские старообрядцы встретились с представителями скотоводческих культур – наследников центральноазиатских средневековых цивилизаций, а также с китайской цивилизацией. В течение длительного времени край являлся буферной зоной между Китаем и Россией. Несмотря на свое давнее присутствие в этом регионе, китайцы не смогли его закрепить за собой. Российские попытки заселения и освоения Южного Алтая правительственными мерами тоже оказались безуспешными. Но то, что не удалось двум могущественным империям, смогли осуществить беглые раскольники. По устным преданиям староверов, зафиксированных в краеведческой литературе, следует, что она в саяно-алтайских горах появились сразу же после церковного раскола. Это в какой-то степени согласуется со сведениями томских епархиальных властей об очень раннем появлении старообрядчества в Западной Сибири. Современные историки начало заселения Южного Алтая старообрядцами относят к 20-м годам XVIII века. Первые алтайские раскольники появились сначала в черневой кузнецкой тайге, но с приближением к ним зоны освоения русским населением они ушли в отдаленные горные места Южного Алтая. Первоначально они поселились к северу от Холзунского хребта на р. Ульбе, но затем переселились в верховья алтайских рек Бухтармы и Катуни. Горная территория, расположенная в Южном Алтае, у русского населения получила общее название “Камень”. Укрывшиеся в горах беглецы соответственно именовались каменщиками.

Более подробно об уникальном феномене на MustagClub

Кстати, если кто общался с кержаками/староверами, и есть что рассказать, или даже фотографии - буду признателен, если поделитесь!


www.чулышман-турист.рф
Ветер 08.05.2009 / 22:00 / Сообщение 5
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 1344
Награды: 7
Репутация: 182
Считал,что Сибирь пошла от Ермака...

Сибирские экспедиции
PloMbir Автор 09.05.2009 / 10:18 / Сообщение 6
Проверенный
Сообщений: 160
Награды: 0
Репутация: 6
Ветер, история Сибири - много длиннее...русская страница - это да, во многом от Ермака стала вестись..Хотя и до него уже уходили в Сибирь...

www.чулышман-турист.рф
PloMbir Автор 25.08.2009 / 11:47 / Сообщение 7
Проверенный
Сообщений: 160
Награды: 0
Репутация: 6
Геологическая съемка в Горной Шории

“Шестнадцать лет в Сибири жил,
Ходил в маршруты, делал карты,
А мать писала: “Все таланты
Ты в той тайге похоронил”

"...Из-за очень сжатого времени полевого сезона я установил, разумеется, с согласия начальника экспедиции и профкома, полувоенную форму службы: лагерная жизнь по режиму, свободный уход из лагеря не разрешался, выходные дни отменялись до осени, запрещались спиртные напитки. Все были предупреждены, что в лагере не допускались ни какие ухаживания, любовь откладывалась до окончания полевых работ. Нарушивший правила отправлялся из отряда, как непригодный для работ. Должен признаться, что нарушений почти не было. Разве что однажды при проводах студенток-практиканток из Минска и Новочеркасска я разрешил на прощальный обед виноградное вино."

"...Для поступления в отряд обязательны были прививки от энцефалитного клеща. С гордостью отмечу, что случаев заболевания энцефалитом в отряде не было. Уколы против укусов клеща очень болезненны и некоторые просто боятся их. А в экспедиции были случаи заболевания, в том числе с тяжелыми последствиями. Одевались в противоэнцефалитные костюмы из плотной ткани с глухими закрытыми рукавами на трех резинках, с капюшоном плотно застегнутым под подбородком. Брюки с напуском на сапоги и с завязками. Случалось, что какая-то мошка оставалась под одеждой и доводила человека до исступления. Приходилось останавливаться, разводить костер и в его дыму переодеваться. В жаркие дни температура доходила до +31 градуса по Цельсию, а в каменистых сухих узких распадках до +43 градусов. При возвращении в лагерь после рабочего дня проводили внимательный осмотр всего тела до самых укромных мест, куда обычно забираются клещи. Клещ впивается безболезненно и чувствуется только тогда, когда набухнет и увеличится в объеме в 10-12 раз. Необъяснимо, как при наших предосторожностях клещи попадали на тело, но снимали их десятками, а в отдельных случаях больше сотни штук."

Очень интересная публикация


www.чулышман-турист.рф
PloMbir Автор 04.11.2009 / 14:10 / Сообщение 8
Проверенный
Сообщений: 160
Награды: 0
Репутация: 6
Возрождая День Сибири

В 1881 году у сибиряков появился «красный день календаря» – День Сибири или Сибирский день. Тогда отмечалось 300-летие присоединения Сибири к Российскому государству, начавшегося с похода дружины Ермака в 1581 году. За отправную точку был взят день вступления казаков в столицу Сибирского ханства Кашлык – 26 октября 1581 года. Нынче этот день – по новому стилю – падает на 8 ноября. Во всех крупных городах края, в Москве и Петербурге 26 октября 1881 года прошли торжественные мероприятия. Традиция празднования Сибирского дня стала неотъемлемым элементом культурной жизни региона, отмечали его очень торжественно в губернских, окружных, уездных городах, в волостных центрах. Ежегодно, вплоть до конца 1919 года , 26 октября в сибирских городах проводились собрания и вечера интеллигенции, заседания научных и просветительских организаций, на которых произносились речи, связанные с достижениями, проблемами, нуждами Сибири. Говорили об уравнивании в правах Сибири и европейской части России, об экономике. Культуре, образовании, об отмене в наши края ссылки. В театрах, в учебных заведениях в этот день шли спектакли, концерты, устраивали чтения, давали балы и обеды. Дню Сибири посвящались специальные выпуски местных газет и журналов, в книжных магазинах появлялись новые издания, посвященные Сибири.

Каждый культурный сибиряк считал себя причастным к этому празднику, отмечал его от души в кругу семьи, друзей или даже один, если случалось находиться за пределами Сибири, России. И, наверное, не случайно, что второй в Сибири после Томского университет – Иркутский был открыт именно в день празднования Сибири, 26-27 октября 1918 года.

Некоторые относились к празднику почти как к национальному. Но большинство сибиряков просто веселились, закатывали пиры горой и очень гордились, что у русских, живущих в коренной, европейской России, подобного сибирскому своего такого замечательного дня нет.

После Октябрьской революции и гражданской войны праздник забылся. Вспомнят ли о нем, попытаются ли власти краев и областей Сибири возродить 8 ноября, День Сибири? Очень хотелось бы, чтобы праздник всех народов, населяющих Сибирь, праздник понятный всем, не надуманный и не притянутый «за уши», возродился.

Прочитать про символы Сибири

Предлагаю в воскресенье встретиться всем желающим и отпраздновать столь замечательный День. Время, место – обсуждаемо.

Мы будем в Новокузнецке. Кто в Барнауле будет - организовывайтесь, встречайтесь, а потом расскажите - опубликуем на сайте!


www.чулышман-турист.рф
PloMbir Автор 20.12.2009 / 11:55 / Сообщение 9
Проверенный
Сообщений: 160
Награды: 0
Репутация: 6
О 23-х зарубленных: тайна открылась, хотя правду пытались переврать

В продолжение темы На Алтае обнаружены следы массового убийства: людей зарубили шашками? Очень многое прояснилось с этой печальной находкой.

Людей действительно зарубили в 1923 году и сбросили в овраг. Расчет был на то, что никто не узнает. И никто действительно десятки лет ничего не знал, потому что в ГПУ умели прятать следы преступлений. Лишь сейчас земля сама открыла эту тайну. ПОДРОБНОСТИ


www.чулышман-турист.рф
Зелёный 20.12.2009 / 17:24 / Сообщение 10
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 512
Награды: 6
Репутация: 138
Интересные рассказы познал я.Не всё прочитал,позже зайду.

www.чулышман-турист.рф
Путешественник 22.10.2010 / 22:34 / Сообщение 11
Проверенный
Сообщений: 75
Награды: 0
Репутация: 17
Недавно познакомился с трудами Глеба Носовского и Анатолия Фоменко о новой хронологии истории. Довольно любопытные исследования. В частности авторы считают что Сибирь была освоена гораздо раньше чем нам рассказывает традиционная история. И Пугачёвское восстание они трактуют как войну Московского царства с Сибирским. http://wsmedia.su/movies....d5.html

www.чулышман-турист.рф
Metel 04.11.2010 / 18:25 / Сообщение 12
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 121
Награды: 4
Репутация: 52
Слово о Сибири Н.К. Рериха

Когда в последний раз плыли мы быстринами Иртыша, сказал нам рабочий-гранильщик; «Вот здесь потонул наш, Ермак Тимофеевич. То есть не он утонул, но тяжел был доспех и унес вниз нашего богатыря». В глазах сибиряка не тонул Ермак. Не мог утонуть богатырь.

И не только слава Ермака жива, но жив и он сам в сознании Сибири. В Кырлыке, на пути к Уймону, шаман толковал о добром Ойроте, вестнике Белого Бурхана. Появляется Ойрот на белом коне и возвещает: «Саин галабынъ судур!» — «Знак доброй эры!» Но старик старовер улыбнулся: «И вовсе это не Ойрот, а Ермак Тимофеевич ободряет край наш. Это он камень бережет».

Камень! И вся страна – камень великий, адамант драгоценный! Будет ли он Тигерец? Или Катанда? Или Ак-Кем? Или Карагай? Или Студенец? Все-таки камень.

И древняя мудрость перенесла в Сибирь драгоценные горы – Сумир, Субур, Сумбир, Сумеру. Там «кузнец кует судьбу человеческую на серебряных горах». Белы снега, и бело серебро самой Белухи-матери. И разноцветные травы превыше всадника. И звучит все Беловодьем. Истинно Звенигород. Да будет! «Между Иртышем и Аргунью. Через Гобь, через озера соленые. Через Кокуши. Через Богогорше, по самому Ергору едет всадник».

Не малы пути сибирские. Велика их мечта. Велико им сужденное. Страна Белого Бурхана, страна доброго Ойрота. Страна Самбатиона. Страна чуди подземной. Страна кузнецов курумчинских, ковавших коней всех великих путников от восхода и на закат.

Можно ли помянуть Ермака Тимофеевича, не вспомнив о Сибири самой? Размахом путей сибирских измеряется и путь Ермака, претворившего сказание в жизнь.

И знамя Ермака в Омском соборе, конечно, несет на себе лик Св. Георгия. На том же белом коне, в бессменном доспехе ратном святой воитель провел Ермака по многим стремнинам, сделав нечаянное возможным.

Странно бы говорить о всемирном значении Сибири. Оно известно всем школьникам. Иноземцы, разглядывая карту Сибири, лишь спрашивают: а верны ли промеры? Так озадачивает сибирская беспредельность! Говорить ли еще о камнях-самоцветах, о рудах, и открытых и еще неизведанных, писаных и неписаных? Сказать ли о лесах, о скотоводстве, о промыслах, о земле? Называть ли великие числа и меры, которые все же не ответят действительности?

Сегодня позволительно не вычислять: не умствовать, не расчленять земными мерами, но повелительно праздновать годовщину Ермака. Повелительно отставить все разделения и сойтись в память великого духа, неубоявшегося, неразмельчившего, но давшего нам зов великий и созидательно призывающий.

Как колокола Звенигорода, как святыни Китежские зовут и очищают и велят идти к преуспеванию, так же пусть и этот день свидетельствует о клятве строительства доброго. Не можем сегодня же не помянуть и Святого Хранителя всех твердынь Китежских, всех Лавр Духа Преподобного Св. Сергия. Сама необъятность сибирская приближает сегодня всех борцов подвига, просвещения и мужества несломимого.

Будем праздновать день Ермака. Радостно вспомним, что во всех просторах сибирских это имя, как стяг, звучит неутомимо бодростью. Радость суждена не часто. Многие пытаются затемнить сужденные просторы. Не всякий доспех годился и могучим плечам Ермака. Но он нашел по себе и меч, и куяк, и бахтерец, ибо хотел найти. Сердце указало Ермаку путь, ибо сердце знает пути начертанные.

Разве случайно сроки напоминают нам имя Ермака? Разве этим именем не дается еще мера строительству и всем подвигам — поискам Блага? Ведь для укрепления духовного посылаются знаки, лишь слепым невидимые.

Если бы сегодня мы прозрели во благе сотрудничества, разве это не был бы истинный праздник? И разве среди потоков слез нельзя было бы возрадоваться подвигу?!

Не открывать Ермака, не открывать Сибирь, нельзя открыть открытое, но для праздника сошлись мы сегодня. Пусть этот мощный праздник наполнит все молодые сердца трепетом подвига, горением строительства и клятвою сотрудничества. Хотя бы в праздничные памятные дни будем вспоминать о дружелюбии, о труде совместном.

Сейчас, когда мировые трудности, прежде всего, обрушиваются на культуру, на все просветительные возможности, найдем же в сердце своем силы побыть вместе, побыть дружно и помыслить о великом, о славном. Переполнилась мера разделений; просторы сибирские напоминают о непочатости труда. Когда же и вспомнить о труде непочатом, как не в праздник, дающий нам советы строительства.

Мой покойный дядя, профессор Томского университета Коркунов, еще в детстве моем звал меня постоянно на Алтай: «Лучше приезжай скорей», — писал он, — «все равно на Алтае побывать придется». Действительно так!

Затем в 1919 г. молва похоронила меня в Сибири, и служба в Иркутском соборе была отслужена. Даже так необычно влечет к себе Сибирь Великая.

Хотелось бы быть с вами сегодня. Хотелось бы говорить о стяге Ермака, о Беловодии, о Белухе, о самом Ергоре. Но из Азии шлю вам всем, друзья, мои лучшие приветы. О снеговых вершинах Белухи свидетельствуют снега Гималаев. Кукушка отсчитывает сроки. Дятел твердит о неустанности. А Сафет – белый конь – напоминает о конях Ойрота и Ермака и самого Св. Егория. Празднуем сегодня со всеми вами и бьем челом на сотрудничестве. Велик был поклон Ермака всею Сибирью. Велик был заклад, велик и подвиг. Праздник славный праздник сегодня.

gunhild 04.11.2010 / 19:46 / Сообщение 13
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 183
Награды: 1
Репутация: 31
Quote (PloMbir)
Хозяйственная культура и менталитет старообрядцев Южного Алтая в XVIII – XX вв. Феномен южноалтайского старообрядчества мало изучен. А ведь это явление - уникально!

В прошлом году защитила диплом по одежде старообрядцев сибири, конкретнее по Верх-Уймонским...мдаааа wacko
Ксения 04.11.2010 / 20:17 / Сообщение 14
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 266
Награды: 3
Репутация: 79
gunhild, что-то не сходится?

www.чулышман-турист.рф
gunhild 04.11.2010 / 21:01 / Сообщение 15
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 183
Награды: 1
Репутация: 31
Quote (Ксения)
gunhild, что-то не сходится?

Почему не сходится то? Все оч да же сходится, просто как всопню этот талмут wacko .....а так то очень даже понравилось работать над этой темой, особенно в доме-музее интересно и забавно было....(Зыбку там не качайте, а то приплод будет сто пудово))))))))), ну, или кому надо, то туда, качать!))))
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: