Туристическая терменология
|
|
Сергей-Колотов
Автор |
23.09.2011 / 16:18 / Сообщение 1 |
Сообщений: 6473
| В этой теме обсуждаеться терминология по туризму. Сдесь выкладываю основные турестические термены и понятия. Этот материал готовил специально для этого форума и темы больше месяца. Собирал где возможно. Основным автором объяснение этой терменологие являеться - Медведев Виктор. Често - я не знаю кто он, но ему большая благодарность если до массы смог донести основные понятия. Везде по интернету это всё разнознено (нет в одной куче), но тут что мог собрал всё в одной куче. Если вам что то не понятно, то задавайте вопрос. Также задовайте вопрос по тому термену что сдесь не отображон...
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 04:59 / Сообщение 2 |
Сообщений: 6473
| АБРИС (от нем. Abris – очертание, контур), схематич. чертеж участка, сделанный от руки, непосредственно на местности. На А. ось хода маршрута (независимо от его изгибов) принимают за прямую линию и прочерчивают ее посредине вдоль листа. Объекты, представляющие интерес, обозначают условными знаками без соблюдения масштаба. Значения расстояний и углов направления, полученные в результате измерений на местности, указывают цифрами. Необходимые сведения, к-рые не могут быть переданы графически, записывают на полях. А. служит для составления кроки и планов местности.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:00 / Сообщение 3 |
Сообщений: 6473
| АДАПТАЦИЯ К ВЫСОТЕ (от ср. век. лат. adaptatio – приспособление), приспособление организма к условиям высокогорья (св. 2500 – 3000 м). Осн. приспособит. реакции организма на высоте обусловлены низким парциальным давлением кислорода во вдыхаемом воздухе (т. н. кислородным (голоданием) и проявляются в увеличении частоты и глубины дыхания, усилении работы сердца. повышении кровяного давления и способности крови переносить кислород; позднее в органах и тканях происходит соответствующие изменившимся условиям морфологич., биохим. и биофиз. изменения. Все эти реакции направлены на «борьбу за кислород», т. е. на доставку необходимого кол-ва кислорода клеткам для поддержания нормальной жизнедеятельности или на приспособление к существованию в условиях недостатка кислорода во вдыхаемом воздухе. В естеств. условиях высокогорья правильнее говорить об акклиматизации, т. к. в гоpax наряду с пониженным парциальным давлением кислорода в воздухе на организм влияют холод, избыток солнечной радиации и др. факторы. Первая фаза адаптации охватывает первые 5 – 10 дней пребывания в горах и характеризуется ухудшением самочувствия, снижением работоспособности, иногда признаками горной болезни (головокружение, головная боль и др.), нередко отсутствием аппетита, нарушением сна, запорами или поносами. Во 2-й фазе постепенно нормализуется самочувствие, возрастает работоспособность. Однако на выс. 5500 – 6000 м приспособит возможности организма быстро истощаются, в связи с чем при необходимости длит. пребывания на таких высотах следует периодически (через 3 – 4 нед.) спускаться до выс. 3500 – 3000 м для восстановления этих возможностей. В ряде случаев (при недостаточной степени А. к в. и тренированности туриста, разл. заболеваниях, переутомлении или переохлаждении) могут вновь ухудшиться самочувствие, снизиться работоспособность. появиться признаки горной болезни. Адаптацию можно облегчить соблюдением определ. режима. В первые 5 – 7 дней следует избегать значит. физич. нагрузок, элементов большой техн. сложности, целесообразно устроить дневку или полудневку с несложным радиальным выходом, провести уч.-тренировочные занятия; в рацион следует включить витамины, часть жиров заменить углеводами, к-рые в горах устаиваются лучше. Необходимо также ограничить предельно достигаемую высоту по сравнению с предыдущей 1000 м и набор высоты в первые 4–5 дней – 400 – 600 м между ночлегами. Первый выход на выс. св. 5000 м можно осуществить не ранее чем на 5–7-й, день похода. Продолжительность пребывания на этой высоте не должна превышать 5 – 7 сут. Лит. Физиология человека в условиях высокогорья, М, 1987
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:01 / Сообщение 4 |
Сообщений: 6473
| АЗИМУТ (араб. ас-сумут, мн. число от ас- самт – путь, направление), горизонтальный угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки от сев. направления меридиана до заданного направления в пределах от 00 до 3600. Различают истинный (географический и магнитный А. Истинный А. определяют по топографич. карте от геогр. меридиана при помощи транспортира или компаса. Магнитный А. отсчитывают от магнитного меридиана, направление к-рого в точке наблюдения совпадает с направлением установившейся стрелки компаса. Зависимость между истинным и магнитным А. данного направления выражается формулой: А=А"+ 6 или А=А- Л, где б – склонение магнитное с его знаком. А. линии, определенный в начальной точке, наз. прямым, в конечной – обратным (отличается от прямого на 1800).
Движение по А. – способ следования по намеченному пути от одного ориентира до другого по заданным А. и расстояниям. Его применяют при движении на местности, бедной ориентирами (в лесу, пустыне и т. п.), в условиях плохой видимости (ночью, в тумане). Для этого предварительно по карте избирают маршрут движения с заметными ориентирами в точках поворотов, измеряют длины и А. прямолинейных отрезков между ориентирами. Повороты намечают вблизи объектов, находящихся около линейных ориентиров, перпендикулярных пути следования (дорог, оврагов, берегов рек и т. п.), что способствует более точному выходу к ориентирам. Измеренные по карте расстояния переводят в пары шагов направляющего или в промежутки времени (при использовании средств передвижения) и вычисляют магнитные А. Полученные данные наносят на карту или составляют схему маршрута, на которой показывают ломаную линию хода, ориентиры в точках поворотов, данные для движения. В начале движения по компасу определяют направление на ближайший поворотный пункт.
Если он не виден, замечают в этом направлении промежуточные ориентиры (дерево, камень и др.) и идут по намеченному пути, считая шаги (рекомендуется следить за направлением хода не только направляющему, но и идущему в середине или в конце группы). При отсутствии видимости направление выдерживают только по компасу. Пути обхода препятствий заранее определяют по карте и записывают их А. и расстояния. Способ обхода дополнит. препятствий зависит от особенностей местности: если препятствие просматривается до конца, то на противоположной стороне его отмечают ориентир. Обойдя препятствие, находят замеченный ориентир и от него продолжают путь в прежнем направлении; ширину препятствий, оценив на глаз, прибавляют к пройденному расстоянию. Если противоположная сторона препятствия не просматривается, его обходят по направлениям, образующим параллелограмм, А. и длины сторон к-рого определяют на местности во время движения. Лит.: Справочник по военной топографии, 2 изд., М., 1980; Алешин В. М., Серебреников А В., Туристская топография, М., 1985; Военная топография, М., 1986.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:01 / Сообщение 5 |
Сообщений: 6473
| АЙСБАЛЬ (от нем. Еis – лед и Bеil – топор), укороченный (дл. 55 – 60 см) ледоруб с молотком (бойком) вместо лопатки. Применяется на сложных скально-ледовых маршрутах в горах для рубки ступенек на крутых склонах, забивания крючьев и т. д. Как правило, имеет цельнометаллич. ручку из легкого алюминиевого сплава с теплоизоляц. покрытием; снабжен темляком из капроновой ленты (рис.). А. удобен тем, что может использоваться и как ледоруб, и как скальный молоток. Однако для зондирования ледовых трещин и страховки при переходе через них (так же, как и для страховки на снежных склонах) предпочтительнее ледоруб, Поэтому каждая тур. группа на маршруте в горах должна иметь помимо А. неск. обычных ледорубов. Айсбаль 1 – молоток (боек); 2 – ручка; 3 – штычок; 4 – темляк; 5 – «клюв»
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:01 / Сообщение 6 |
Сообщений: 6473
| АЙСФИФИ, ледовый якорь, приспособление, используемое горными туристами и альпинистами в качестве опоры при преодолении крутых (более 60') склонов, покрытых льдом или фирном. А. должен выдерживать статич. нагрузку не менее 150 кг. Представляет собой цельнометаллич. крюк, заостренный конец к-рого («клюв») вбивается в лед или фирн. В мягкий лед и плотный фирн «клюв» входит глубоко и А. удерживает надежно; в таких случаях целесообразно пользоваться стременем (крепится на рукоятке) как опорой для ноги. Иногда на рукоятке якоря за его «клювом» дополнительно крепится лопатка так, чтобы ее плоскость была перпендикулярна плоскости якоря; на фирновом склоне такая лопатка значительно повышает надежность закрепления А. за счет увеличения площади опоры на фирн. В твердый (натечный) лед «клюв» А. входит плохо; поэтому сначала во льду скальным или ледовым молотком выбивают небольшое углубление, куда вставляют «клюв» и забивают его молотком на нужную глубину. На конце рукоятки А. имеется темляк (из репшнура или капроновой ленты), к-рый при работе надевают на руку. Нередко А. делают складным (для удобства транспортировки). Масса А. около 0,3 кг. А: облегчает и ускоряет движение по ледовым склонам. Использование А., однако, не исключает страховку, т. к. при срыве он не обеспечивает надежное само- задержание. См. также Страховка на маршруте, Страховочные средства.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:02 / Сообщение 7 |
Сообщений: 6473
| АКВАЛАНГ (от лат. aqua – вода и англ. lung – легкое), авт. ранцевый аппарат для дыхания под водой. Используется спелео- туристами для преодоления сифонов в пещеры, при обследовании подземных озер и рек, туристами-водниками и пешими туристами при обследовании наземных водоемов, а также спортсменами-подводниками и проф. водолазами при подводных работах на глуб. до 40 м. А., применяемые в спелеотуризме, состоят из 1 – 4 баллонов со сжатым воздухом (под давлением 12 – 20 МПа), 1 – 2 независимых редукторов и легочных автоматов с загубниками, выносного манометра и указателя миним. давления, cоединит. трубок высокого и низкого давления и крепежных ремней. Пешие туристы, туристы-водники и спортсмены, как правило, используют А. более простой конструкции с 1–2 баллонами и 1 редуктором.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:02 / Сообщение 8 |
Сообщений: 6473
| АККЛИМАТИЗАЦИЯ, приспособление организма к новым климтич. условиям; частный случай адаптации к природным факторам. Реакции А. имеют наследств. основу и касаются всех регулирующих систем организма. Наибольшего напряжения приспособит. реакции А. достигают при попадании человека в экстремальные условия (сильная жара или холод, высокогорье и т. п.). Обычно здоровые тренированные люди переносят процесс А. легко, хотя в первые дни могут возникать чувство недомогания, снижение работоспособности, аппетита, нарушение сна и др. 8 дальнейшем (через 5 – 10 дней) самочувствие и работоспособность восстанавливаются. В некоторых случаях (вследствие натренированности, переутомления, заболевания) полноценной А. не наступает в связи с ухудшением приспособит. возможностей организма. Учитывая закономерности течения процесса А., при проведении похода в первые дни следует избегать перегрузок – длит. переходов, технически сложных участков и т. п. А. к холодному климату (особенно на Крайнем Севере) связана с такими факторами, как низкие темпера- туры воздуха, сильные ветры, полярная ночь с ультрафиолетовой недостаточностью и др. Она может сопровождаться бессонницей (в полярный день) или сонливостью, зябкостью. Для ее облегчения рацион питания по калорийности следует увеличить на 10–15% по сравнению с рационом для ср. полосы; организовывать по возможности теплые ночевки; одежда должна обладать повышенными тепло- и ветрозащитными свойствами. А. к жаркому климату связана с перегреванием, избытком ультрафиолетовой радиации, а в зоне пустынь – с обезвоживанием организма, потерей солей. Начальная фаза А. может сопровождаться мышечной слабостью, сердцебиением, повышенной жаждой и др.; воз- можно появление теплового удара, обморока. Соблюдение соответствующего водно-солевого режима, устройство больших (по 3 – 4 ч) привалов в период макс. жары, ношение головного убора способствуют А. к жаркому климату. Об А. в условиях высокогорья см. в ст. АДАПТАЦИЯ к высоте. Лит.: Физиология человека в пустыне, пер. с англ., М, 1952; Бартон А., Эдхолм 0., Человек в условиях холода, пер. с англ., М. 1957, Барбашова 3 И, Акклиматизация к гипоксии и ее физиологические механизмы, М.– Л., 1960; Физиология человека в условиях высокогорья, М, 1967
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:03 / Сообщение 9 |
Сообщений: 6473
| АКЬЯ сани-волокуша для транспортировки пострадавших в горах. Изготавливается из листового дюралюминия в форме лодки с трапециевидным поперечным сечением корпуса (рис. 1). В комплект А, входят также колесо со стойкой и съемная подставка для ног, к-рую укрепляют на А. по мере необходимости, в зависимости от характера травмы и состояния пострадавшего. А. одинаково хорошо Сани-волокуши «акья: 1 – корпус (металлический) с трапециевидным сечением; 2 – опора для ног; 3 – ручки скользит вперед и назад при любом состоянии снежного покрова, в т. ч. на запорошенных снегом травянистых склонах. С помощью веревок или металлич. тросиков и тормозных устройств ее можно спускать по отвесным стенкам, крутым скальным и ледовым склонам. Для транспортировки пострадавшего на дно А. кладут мягкие вещи (палатку, спальный мешок или теплоизоляц. коврик и т п.), поверх к-рых укладывают тепло одетого пострадавшего (уделяя особое внимание утеплению ног), накрывают его (напр. одеялом. палаткой) и привязывают к корпусу А. В зависимости от характера рельефа транспортировку выполняют два или четыре спасателя. Лит.: Кропф Ф. А., Спасательные работы в горах, 2 изд., М., 1975
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:03 / Сообщение 10 |
Сообщений: 6473
| АЛЬПЕНШТОК (от Альпы и нем. Stосk – палка), прочная круглая деревянная палка дл. до 1,5 м и диам. ок. 3–4 см с металлич. наконечником (штычком) и темляком (или без него).
Альпеншток: 1 – древко, 2 – темляк; 3 – наконечник
Используется преим. как одно из страховочных средств в несложных пешеходных и горных походах (на сложных маршрутах пользуются ледорубом или айсбайлем). На крутых склонах А. применяется как опора, при срыве и падении позволяет выполнить самозадержание и тем самым избежать травм; на ледовом склоне как средство самостраховки неэффективно и практически не используется. 8о время движения по закрытому леднику служит для зондирования трещин; если закрывающий трещину снежный мост проваливается под тяжестью идущего по нему туриста, то положенный поперек трещины А. может предотвратить падение туриста в трещи- ну. Кроме того, А. можно использовать в качестве стойки для палатки, как шест при одиночных переправах вброд.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:03 / Сообщение 11 |
Сообщений: 6473
| АЛЬПИНИЗМ, путешествие в горах, включающее восхождение на горные вершины. В широком понимании А. можно рассматривать как разновидность горного туризма. Совр. спортивный А. – вид спорта, связанный с подъемом на горные вершины по маршрутам разл. сложности. Технически сложный маршрут включает крутые и протяженные скальные, ледовые и снежные склоны, гребни или кулуары, а также разл. комбинации таких участков. Особое место в А. занимают восхождения на вершины выс. более 6000 м – т. н. высотный А., характерной особенностью к-рого является пребывание в условиях кислородного голодания (см. Адаптация к высоте). Разновидность спорт. А. – скалолазание. Возникновение А. обычно относят к 1786, когда швейцарцы Ж. Бальма и М. Паккар достигли вершины Монблана (4807 м) в Альпах. Восхождение англ. группы Э. Уимпера на Маттерхорн (4477 м) в 1865 иногда считают началом спорт. А. В 1932 создан Междунар. союз альп. ассоциаций (УИАА), в к-рый сов. федерация вошла в 1966. В 1950 был покорен первый «восьмитысячник» в Гималаях – Аннапурна (8078 м; М. Эрцог, Л. Лашеналь), а в 1953 – высотный полюс Земли – Эверест (8848 м; Э. Хиллари, Т. Норгей). В нашей стране первым восхождением принято считать подъем на вулкан Ключевская Сопка (4750 м) участников исследоват. экспедиции Д. Гаусса в 1788. 8 1829 на вост. вершину Эльбруса (5621 м) взошел проводник экспедиции Петерб. АН и войск Кавказской линии К. Хаширов, История сов А начинается с восхождения на вершину Казбека в 1923 двух групп груз. ученых и студентов под рук. Г. Николадзе и А. Дидебулидзе. В 1933 Е. Абалаков поднялся на высшую точку страны – Коммунизма пик. В 1982 11 сов. альпинистов впервые поднялись на Эверест труднейшим маршрутом по его юго-зап. стене. Обычно все пройденные маршруты на отд. вершины классифицируют по сложности. Приняты 12 категории сложности – от 1а до 6б. Поскольку А. связан с повышенным риском для жизни участников восхождений, необходимо, чтобы квалификация и опыт альпиниста соответствовали категории сложности выбранного для восхождения маршрута. Это является осн. условием обеспечения безопасности в горах(см. Безопасность в походе). Начинающих альпинистов готовят обычно в альпинистском лагере, где они знакомятся с элементами техники передвижения в горах, способами и приемами страховки. техн, средствами и тактикой А. Дальнейшее повышение квалификации альпиниста, характеризуемой соответствующим спорт. разрядом. осуществляется как в альп. лагерях, так и на спорт сборах. Для альпинистов высшей квалификации проводятся чемпионаты страны по различным классам: скальному, техническому. высотному (на вершины выше 6700 м) и траверсам. Лит. Абалаков В., Основы альпинизма. М, 1958, Спутник альпиниста, М., 1970; Рототаев П. С, К вершинам Хроника советского альпинизма, М., 1977: Хубер Г, Альпинизм сегодня, пер с нем.. М, 1960. Школа альпинизма. Начальная подготовка, М., 1989.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:04 / Сообщение 12 |
Сообщений: 6473
| АМОРТИЗАТОР (от франц. amortir ослаблять, смягчать), страховочное средство в виде особо переплетенной прочной веревки или ленты, ослабляющее рывок страховочной веревки при срыве и падении со скалы, в трещину ледника, на крутом ледовом склоне. При отвесном падении сила рывка жестко закрепленной страховочной веревки составляет 1500 – 2000 кг, а при срыве на ледовом склоне (с крутизной -600) – 600 – 700 кг (при использовании веревки отечеств. произ-ва). Таких нагрузок без А. не выдерживают ни организм человека, ни элементы страховочной цепи – веревка, карабины, крючья, закладки. А., закрепляемый между обвязкой страхуемого и страховочной веревкой или между точкой закрепления страховки (крюком, закладкой) и карабином, через к-рый проходит страховочная веревка, уменьшает вероятность травмы и делает страховку более надежной. А. рекомендуется иметь каждому участнику похода. Если же их мало, то выдаются они прежде всего тем, у кого вероятность срыва и падения больше: ведущему или тому, кто идет с нижней страховкой (первому в группе на подъеме или последнему – на спуске), Амортизатор: а – тканная лента текстильного амортизатора; б – текстильный амортизатор в собранном виде; в – схема действия амортизатора (разрыв петель). 1 – основа; 2 – петли; F – усилие разрыва. Существует неск. типов А., действие к-рых основано либо на трении (для многократного использования}, либо на последоват. разрыв элементов (одноразового действия). На эффективность А. первого типа сильно влияет состояние веревки: старая она или новая, сухая или мокрая, жесткая или эластичная; кроме того существует опасность заклинивания веревки в тормозном устройстве (из-за «жучков» или «барашков»). А. второго типа надежнее А. трения, но его подготовка требует определенных материалов и навыка. Наиболее надежен т.н. текстильный А., основу к-рого составляет полиамида лента дл. ок. 1 м и шир. 40 мм с двумя рядами переплетенных петель, образуемых в процессе изготовления А. От рывка петли А. последовательно разрываются и гасят энергию рывка; при полном разрыве петель А. превращается в часть обычной страховочной цепи (как бы продолжением веревки). Он эффективно «гасит» рывок страховочной веревки при свободном падении страхуемого на 5–6 м (если его масса вместе с рюкзаком не превышает 80 кг) и больше при падении с трением о склон. При большей массе или высоте падения А. не поглощает всей энергии рывка. Тогда для большей надежности применяют два последовательно соединенных А., вдвое увеличивая энергоемкость страховки. См. также Страховка, Страховочные средства. Лит.: Саратовкин В., Простейший амортизатор, - Турист, 1986, № 4; Минделевич С., Текстильные амортизаторы, там же, 1987, М 4.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:04 / Сообщение 13 |
Сообщений: 6473
| АНОРАК (эскимос), легкая не продуваемая куртка с капюшоном. Изготавливается из плотной тонкой ткани (напр., парашютного капрона, нитрона) обычно яркой расцветки, хорошо заметной издали. Надевается через голову, внизу стягивается резинкой или шнурком; имеет один большой карман на груди с застежкой «молния», закрываемой клапаном. А. хорошо защищает от ветра, но промокает под дождем. А. и брюки из такого же материала очень удобны для походов зимой или в межсезонье: надетые под штормовой костюм, они его дополняют, сохраняя тепло.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:05 / Сообщение 14 |
Сообщений: 6473
| АПТЕЧКА первой помощи, в походе комплектуется с учетом численности группы, сложности похода, удаленности маршрута от населенных пунктов, времени года и т. д. В горных и зимних походах в А. включают также запасные солнцезащитные очки. При наличии в группе медработника он может доукомплектовать А. в соответствии со своими знаниями и квалификацией. А. укладывается в жесткую упаковку, исключающую повреждение термометра, ампул, флаконов, а также предохраняющую ее от воды, снега.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:05 / Сообщение 15 |
Сообщений: 6473
| БЕЗОПАСНОСТЬ в походе. Обеспечение Б. – одно из важнейших направлений деятельности СТЭ, контрольно-спасательных служб, туристских клубов, турбаз, маршрутно-квалификационных, дисциплинарных и др. комиссий Всес. федерации Т. На обеспечение Б. ориентированы осн. руководящие и инструктивно-методич. документы по самодеят. и плановому Т., в первую очередь «Правила проведения тур. спорт. походов». Обеспечение Б. предусматривает выполнение обширного комплекса работ и мероприятий в общей системе организации, подготовки и проведения тур. походов, путешествий, соревнований. К ним относятся: физич., тактич., технич. и специальная подготовка участников и руководителей походов; разведка, разработка и оборудование тур. маршрутов, а также мест проведения соревнований и тренировок; материально-техническое и мед. обеспечение тур. групп; организация тур, консультаций, проверок и контроля; оказание (при необходимости) оперативной помощи, проведение поисково-спасательных работ и т. д. Необходимость и результативность тех или иных мероприятий по обеспечению Б. определяются в каждом отд. случае с учетом особенностей вида Т., конкретной обстановки на маршруте и статистики несчастных случаев с туристами. Анализ несчастных случаев показывает, что подавляющее большинство из них являются следствием ряда причин (факторов), к-рые условно можно разделить на 4 группы. К первой группе факторов, снижающих Б., относятся: природные особенности региона, где проходит маршрут похода (значит. высота над уровнем моря, разреженный воздух, высокий уровень солнечной радиации и т. д.); сложный рельеф, изобилующий естеств. препятствиями (сильно пересеченная местность, крутые склоны, лед, обвалы, камнепады, снежные лавины, бурные горные реки, пороги, завалы и т. п.); неблагоприятная гидрометеорологич. обстановка (резкие колебания темп-ры воздуха и атм. давления, обильные дожди, грозы, снегопады, гололед, пыльные бури и др.); плохая видимость (ночь, густые сумерки, туман, снегопад, дождь); опасные хищные животные, ядовитые насекомые и растения, труднопроходимые заросли. Вторую группу составляют причины, связанные с недостатками материально-техн. обеспечения туристов: дефицит тур. снаряжения и его низкое качество; несоответствие снаряжения, продуктов питания, медикаментов и ремонтного набора конкретным условиям путешествия, намеченному маршруту, сложности препятствий; отсутствие необходимых спасат. и защитных средств; неправильное использование снаряжения или утеря его на маршруте и т. п. Третью группу составляют причины, связанные с несовершенством организации планового и самодеят. Т.: слабая подготовка тур. обществ. кадров, недостаточная просветит. и воспитат. работа по профилактике несчастных случаев; недостаточная обустроенность маршрутов (отсутствуют маркировка, укрытия, не подготовлены места для биваков и т. д.), дефицит карт, описаний маршрутов и др. информац. материалов; неудовлетворит. мед. контроль за состоянием здоровья туристов; слабый контроль за подготовкой туристов к походу и прохождением маршрута со стороны коллективов физкультуры, тур. клубов и турбаз, организующих походы, недостаточная требовательность маршрутно-квалификац. комиссий и контрольно-спасат. служб к нарушениям маршрута (необоснованным отклонениям от намеченного пути, изменениям времени стоянок и т. д.) и несоблюдению норм Б.; неоформленные (т. н. дикие) сложные походы неподготовленных людей, низкий уровень культуры Т.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |