Туристическая терменология
|
|
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:14 / Сообщение 31 |
Сообщений: 6473
| ВЕРЕВКИ 2 В ситуациях, когда применение В. несвязно непосредственно с безопасностью людей (подстраховка рюкзаков и др. предметов снаряжения, увязка грузов и вьюков, сооружение носилок и т. п.), можно использовать любые В. (в т. ч. крученые), а также В. и ленты из сизаля, пеньки, хлопчатобумажные с прочностью на разрыв 100 – 150 кг. Торможение В. (троса) применяется для регулирования (вплоть до остановки) движения при спуске людей или груза, а также при динамич. страховке. Для торможения В. используют выступы рельефа; карабин, навешиваемый на выступы или искусств. точки опоры Ш (крючья, закладки, ледовый столбик, проушина, снежный якорь, ледоруб и т. п.) непосредственно или с помощью петли; тормозные приспособления без возможности блокировки В. – «шайба Штихта», «лягушка», «восьмерка»; тормозные приспособления, блокирующие В., – «лепесток», бугель Мунтера, «букашки» Кашевника, «рогатка», «решетка», «каталка»; автоматически блокирующиеся фрикционные устройства Петцла и Серафимова; карабинные тормоза, карабины в сочетании с тормозными узлами, а также корпус и руки туриста. Торможение 8., в к-ром принимают участив только корпус и руки, применяется при страховке через плечо и поясницу, иногда в качестве дополнит. страховки при спуске спортивным («сванским») способом и классич. «дюльфером». Торможение В. через корпус и руки в сочетании с тормозными приспособлениями используется при динамич. страховке и разл. способах спуска по В. Для торможения троса, как правило, применяют блок-тормоз (см.Блок) и фрикционные устройства: «трубку», «лесенку», «кассету» Рогожникова. Степень торможения зависит от трения, развиваемого в местах опоры В. (троса) и в тормозных приспособлениях, а также от усилия туриста, удерживающего {«протравливающего») ненагруженный свободный конец В. Под блокировкой подразумевается обеспечение неподвижности В. или троса относительно тормозного устройства либо тормозного устройства относительно В. (троса) без приложения удерживающего усилия человека. Иногда торможение В. осуществляется с помощью амортизаторов.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:14 / Сообщение 32 |
Сообщений: 6473
| ВЕСЛО приспособление для продвижения гребного судна по воде. В водном Т. используются преим. байдарочные, канойные и шлюпочные В. (обычно распашные, реже вальковые), а также спец. В. для управления движением плота – гребь. Байдарочное В. состоит из веретена, 2 лопастей и 2 водосбрасывателей, канойное и шлюпочное распашное В. – ' из веретена, лопасти и рукоятки. Длина байдарочных и канойных В. подбирается с учетом роста и длины рук гребцов и высоты сиденья над уровнем воды, к-рая в свою очередь зависит от ширины судна, точнее от расстояния между гребцом и наружным обводом судна (чтобы В. при гребле не задевало бортов лодки). Длина байдарочного В. обычно выбирается равной росту гребца с вытянутой рукой; лопасти В. для эффективного выполнения всех гребков управления развернуты под углом 900. Размеры лопасти байдарочного В.: шир. до 200 мм, дл. до 500 мм, длина скоса лопасти до 200 мм. Длина канойного В. выбирается по росту гребца – до его переносицы. Размеры лопасти канойного В.: шир. до 220 мм, дл. до 600 мм, длина скоса лопасти до 200 мм. Длина шлюпочных В. достигает 2,2 – 2,5 м при длине лопасти 450 – 600 мм и шир. 150 – 180 мм. Чем длиннее В., тем меньше должна быть площадь его лопасти. Большинство В. для тур. судов изготавливают из дюралюминиевых труб диам. 30 – 32 мм (веретено) и дюралюминиевого листа толщ. 1 – 1,6 мм (лопасть). Лопасти дюралюминиевых В. профилируют для придания им жесткости; выпуклости обращены против прямого хода В. при гребке. Лит.: Путешествия на гребных судах, М., 1979.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:14 / Сообщение 33 |
Сообщений: 6473
| ВЕТРОЗАЩИТНАЯ МАСКА предназначена для защиты лица в зимних и горных походах от воздействия ветра при пурге, низких темп-рах и т. д. Маска полностью закрывает лицо, имеет овальную форму, прорези для глаз и рта. Выполняется из плотной, паропроницаемой ткани (брезент, перкаль, сукно) или меха с коротким ворсом; на голове закрепляется с помощью тесемок, эластичных шнурков или резинок. В зимнем походе функции В. м. может выполнять капюшон с пушистой меховой оторочкой, к-рая при необходимости стягивается на лице в узкую полосу.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:15 / Сообщение 34 |
Сообщений: 6473
| «ВИБРАМ» вид подошвы для спорт. обуви из толстой резины с глубоким рифлением, а также ботинки на такой подошве для занятий Т. или альпинизмом. Особая форма рифления и физ.-механич. свойства резины (малый уд. вес, прочность, износоустойчивость, высокий коэф. трения) создают надежное сцепление подошвы «В.» на скалах (даже мокрых), снегу, ноздреватом или покрытом каменной крошкой льду. На гладком льду «В.» используются в сочетании с «кошками» (рис.). Различают ботинки «В.» двух типов: облегченные, с относительно тонкой подошвой и одинарным кожаным верхом, и имеющие толстую двухслойную (с заменяемым Ботинки “Вибрам” для высокогорных походов с надетыми на них "кошками".по мере износа ниж. слоем) подошву и двойной кожаный верх либо одинарный верх из толстой кожи и внутр. вынимаемый ботик из кожи или синтетич. утепленного материала. «В.» первого типа используются в пешеходных и несложных горных походах, «В.» второго типа – преим. в летних высокогорных походах, а в зимний период – в горных, лыжных и горнолыжных походах, Высокогорные ботинки «В.» имеют глухой 'клапан под шнуровкой, препятствующий попаданию внутрь воды при переправах, и жесткий носок, позволяющий выбивать ступени в твердом снегу, не травмируя пальцы ног. С кон. 80-х гг. назв. «В.» применяют также к аналогичным ботинкам с подошвой из рифленой пластмассы.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:15 / Сообщение 35 |
Сообщений: 6473
| ВОДА ПИТЬЕВАЯ Природную воду (кроме родниковой и воды из высокогорных чистых ручьев) необходимо подвергать очистке и обеззараживанию. Воды поверхностных источников (рек, озер) часто непригодны для питья, т. к. они могут содержать болезнетворные микроорганизмы, ядохимикаты и др. токсич. вещества. В связи с этим предпочтительнее использовать подземные воды. Если вода взята из непроверенного источника, то ее следует кипятить не менее 30 мин. Не рекомендуется брать воду непосредственно из озера или болота. На низком берегу в неск. м от воды надо выкопать ямку, а когда она наполнится водой, аккуратно вычерпать воду. После повторения такой операции 2 – 3 раза в ямке оказывается очищенная (отфильтрованная) вода, и после кипячения ее можно употреблять. Продезинфицировать воду можно также алюминиевыми квасцами (щепотка квасцов на ведро воды), перманганатом калия (сделать бледно-розовый раствор и выдержать его в течение 1 ч), таблетками пантоцида (растворить 1 – 2 шт. на 1 л воды и оставить на 30 мин). При сильном загрязнении дозу пантоцида следует удвоить. После отстаивания вода светлеет, ее фильтруют, пропуская через неск. слоев марли. Для обеззараживания воды пригоден 5%-ный спиртовой раствор йода (2 – 3 капли на 1 л воды, хорошо перемешать и дать воде отстояться в течение 1 ч). Для очистки и обеззараживания воды часто используют и растения, напр. бересту березы, кору ивы, вербы, дуба или бука. На ведро воды надо взять 100 – 150 г коры и кипятить 30 – 40 мин либо настаивать в теплой воде не менее 6 ч. Можно взять также молодые ветки ели, сосны, пихты, кедра или можжевельника из расчета 100 – 200 г на ведро воды и кипятить 30 – 40 мин; затем добавить неск. щепочек ольхи, дуба, ивы (ветлы) или сосны и прокипятить еще 10 – 15 мин. Когда вода остынет, вынуть ветки, кору и аккуратно слить воду в чистую посуду, отделив бурый осадок, образовавшийся на дне ведра. В степной местности для обеззараживания воды используют травы: ковыль, перекати-поле, тысячелистник или фиалку полевую (200 – 300 г травы на ведро воды с последующим кипячением в течение 20 – 30 мин). Приведенные способы не позволяют очистить воду от ядохимикатов и хим. удобрений, поэтому в сел. р-нах воду следует брать только из колодцев либо источников, к-рыми пользуются местные жители.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:15 / Сообщение 36 |
Сообщений: 6473
| ВОДНО-СОЛЕВОЙ РЕЖИМ питьевой режим, нормирование объема, периодичности, а также хим. состава выпиваемых жидкостей с учетом физич. нагрузки, состояния организма человека и климатич. условий. Рациональный питьевой режим должен обеспечивать оптимальный водно-солевой баланс (соотношение между кол-вами поступивших в организм и выведенными из него воды и минер. солей) и высокую работоспособность человека. Питьевая норма зависит от возраста, пола, массы тела, физич. активности, темп-ры окружающей среды и др. факторов. В обычных комфортных условиях в среднем в сутки взрослому человеку необходимо 35 – 40 мл воды на 1 кг массы тела. При дефиците воды появляются жажда, сухость во рту, снижается аппетит, уменьшается потоотделение, падает работоспособность. Избыток воды в организме может наступить вследствие нарушения терморегуляции и чрезмерного потребления воды в условиях жаркого влажного климата, что сопровождается слабостью, головокружением, головной болью, тошнотой, рвотой. В.-с. р. тесно связан с режимом питания, т. к. с пищей поступает значит. кол-во воды и минер. солей, к-рые определяют потребность организма в воде и способность удерживать ее в крови и тканях. Потребление пищи, богатой белками и минер. солями, увеличивает потребность в воде. Во время тур. похода нежелательны как и избыточное потребление воды, так и отказ от неб, подавление чувства жажды (с помощью соли и солесодержащих напитков), т. к. это в равной мере снижает работоспособность и эмоциональный настрой человека. Суточное кол-во воды, необходимое туристу, колеблется в широких пределах в зависимости от климатич. условий, физич. нагрузок и степени подготовленности участника похода. Напр., в жарких пустынных р-нах требующая компенсации потеря влаги только с потом может достигать 10 л в день. В несложных походах туристу обычно хватает обильного (до полного утоления жажды) питья за ужином и более огранич. кол-ва жидкости за завтраком. Обычно утром и вечером требуется по 0,5 – 0,7 л жидкости на человека; примерно столько же употребляется в обед или на перекусе. В жаркие дни, если на маршруте не предвидятся источники воды, необходимо иметь ее запас для перекуса и на короткие привалы из расчета 0,7 – 1,0 л на человека. Пить на маршруте рекомендуется на малых привалах небольшими порциями (по 100 – 150 мл), что способствует болев совершенной терморегуляции в организме. Неуемная жажда на маршруте, как правило, свидетельствует о слабой физич. подготовке или болезни участника похода. Пить следует медленно, небольшими глотками, добавив в воду лимонную кислоту, спорт. сухие смеси типа «Олимпия», фруктовые сиропы. Хорошо зарекомендовал себя сухой напиток типа «шипучки», к-рый легко приготовить из питьевой соды и лимонной кислоты. Хорошо утоляет жажду холодный чай, растворы концентрир. томатного сока или пасты с солью. Воду можно 'пить также с сахаром, конфетами или заедать сухофруктами. Не следует пить до полного утоления жажды; для устранения сухости во рту можно сосать сухофрукты, кислые конфеты. В зимних походах, когда нет возможности добывать питьевую воду во время движения, а двухразовое питье воды за завтраком и ужином часто не удовлетворяет потребности в ней, желательно иметь запас жидкости (чай, бульон) в термосах из расчета 0,5 – 0,8 л на человека. В горах, особенно в р-нах с жарким климатом, происходит повышенная потеря влаги в основном через легкие из-за увеличения объема легочной вентиляции. Для компенсации этих потерь в пищевой рацион вводят до 5 л жидкости в виде разл. напитков. При отсутствии открытых источников воду собирают хлорвиниловыми трубками со скал или с краев снежников. Эффективно получение воды на солнце из снега, набросанного тонким слоем на лавинную лопату или полиэтилен. См. также Вода питьевая.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:16 / Сообщение 37 |
Сообщений: 6473
| ВОДНЫЙ ТУРИЗМ походы по рекам, озерам, морям и водохранилищам на судах туристских, а также путешествия по водным маршрутам на теплоходах. В Водном т. удачно сочетаются элементы познавания, активного отдыха, оздоровления и спорта. Он доступен практически каждому здоровому человеку независимо от возраста. Этому способствует также наличие в распоряжении туристов довольно большого числа разборных байдарок, надувных лодок и катамаранов, а также др. видов тур. судов, зачастую собств. конструкции. В самом простом походе турист-водник должен уметь хорошо плавать, собрать (при необходимости построить) и отремонтировать судно, правильно упаковать, разместить и защитить от воды продовольствие и снаряжение; правильно садиться и сходить с судна, грести и управлять им, подходить, причаливать к берегу и отваливать (отходить) от него. Турист-водник обязан хорошо знать и распознавать препятствия, встречающиеся на водных маршрутах, владеть приемами их преодоления. В противном случав возможны аварии, которые могут привести к травмам, переохлаждению организма и асфиксии (утолению). Турист должен уметь применять разл, способы самостраховки и взаимной страховки, быть готовым оказать первую помощь, особенно при утолении. Страховка обязательна при прохождении не только сложных и опасных препятствий, но и потенциально опасных участков водоема. Цель страховки – как можно скорее поднять из воды на берег или на страхующее судно пострадавший экипаж и вытащить аварийное судно. Большинство туристов-водников совершают свой первый поход на каркасно-разборной байдарке. Это судно наиболее подходит для приобретения начальных навыков плавания и управления судном, умения ориентироваться на реке, загодя, издали распознавать препятствия (как говорят, «читать воду»). В1960 – 70-х гг. широкое распространение получило плавание на лодках и плотах по горным рекам, усовершенствовалась техника плавания на гребных тур. судах. Во мн. регионах проводятся соревнования по технике В. т., результаты к-рых позволяют судить о степени готовности тур. групп к водным путешествиям. Лит.: Путешествия на гребных судах, М., 1979; Краткий справочник туриста, 3 изд., М, 1985, Водный туризм, М.,
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:16 / Сообщение 38 |
Сообщений: 6473
| ВОДОПАД падение воды в реке с уступа (крутизной болев 45'), пересекающего речное русло. Вода может падать по неск. уступам подряд, образуя серию последовательно расположенных В. – каскад. При крутизне уступа менее 450 падающий поток воды наз. водоскатом или водосливом. Небольшие В. на севере часто наз. падунами. В. со сравнительно малым расходом воды, а также «сезонные» В. встречаются практически во всех горных р-нах. В. с пологим падением и водоскаты можно проходить на крупных тур, судах, если высота слива меньше длины судна. В. с крутым падением, высота к-рых равна или больше длины судна, непроходимы на плаву; такие В. обходят по берегу (см. Обнос). Плавание по рекам с В. требует строжайшего соблюдения всех необходимых мер безопасности, макс. использования страховки, тщательного изучения лоции интересующего участка реки и обязательной предварит. разведки.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:17 / Сообщение 39 |
Сообщений: 6473
| ВОЛНА СТОЯЧАЯ речная волна, неподвижная относительно берегов (в отличие от подвижных волн – ветровых или приливных). Обычно В. с. образуются на порогах и водосбросах вследствие столкновения осн. потока с поперечным и (или) обратным потоками, возникающими при встрече с препятствиями (неоднородностями) в русле реки либо при слиянии двух потоков, напр. в местах впадения в реку крупных притоков (в таких местах иногда образуется не одна, а множество мелких В. с. – «толчея»). Если гребень В. с. перпендикулярен направлению течения реки, то волна наз. прямой; В. с., гребень к-рой направлен под острым углом к течению, наз. косой. Прямые В. с. образуются, как правило, из-за искажения потока у дна реки, напр. за грядой подводных камней; косые В. с. возникают чаще всего у изломов береговой линии, напр. у скалистых выступов. Важная характеристика В. с. – длина ее ската, к-рую обычно сравнивают с длиной тур. судна: волна считается крутой, или короткой, если длина ее ската меньше половины длины судна, и пологой, или длинной, если длинна ската превышает длину судна. У очень крутых (коротких) В. с. гребень образует как бы водяной козырек, направленный встречно течению. В. с. представляет определ. опасность для плавания – она может стать причиной аварии тур. судна (особенно легкого), привести к его перевороту. Чтобы этого не случилось, судно при переходе через В. с. направляют перпендикулярно гребню. На байдарках иногда крутые В. с. преодолевают лагом (бортом к волне) с открениванием байдарки, опираясь на весло. Такой способ прохождения В. с. требует слаженных и особенно четких действий всего экипажа. Лит.: Путешествия на гребных судах, М,, 1979.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:17 / Сообщение 40 |
Сообщений: 6473
| ВОЛОКУША приспособление, используемое в лыжных походах для индивидуальной или групповой перевозки грузов либо пострадавшего. В качестве В. можно использовать детские пластмассовые санки. Они имеют обтекаемую форму и хорошо скользят по любому снегу. В бортах санок просверливают отверстия, через к-рые пропускают капроновый шнур для увязки уложенного в мешок груза. Грузоподъемность такой В. 15 – 20 кг. В. можно сделать из дюралюминиевого листа с загнутыми передним краем и бортиками. При движении по наледи или твердому снегу В. для рюкзаков делают из лыж; носки лыж связывают репшнуром или ремнем, у креплений привязывают две поперечины для рюкзака. Для перевозки заболевшего групповую 8. можно сделать из неск. (2-3) листов дюралюминия, прикрепляемых на лыжи шурупами. Такая В. наиболее удобна для транспортировки пострадавшего. Лит.: Лукоянов П. И., Свет В. Л., Самодельное снаряжение для лыжного туризма, М., 1988.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:17 / Сообщение 41 |
Сообщений: 6473
| ВОСХОЖДЕНИЕ горовосхождение, подъем на горную вершину со спорт., науч. или иными целями. Маршруты В. оценивают 6 категориями трудности (каждая из к-рых дополнительно делится на полукатегории А и Б) в зависимости от абс. высоты вершины над уровнем моря, разности высот вершины и ее подножия, общей протяженности маршрута, техн. сложности и протяженности наиболее сложных участков, климатич. особенностей р-на. Подход к вершине и спуск с неб при классификации маршрута не учитываются. Самая легкая категория 1А. В. различают также по преобладающему характеру рельефа (скальное, ледовое, снежное, смешанное В. и т. д.), крутизне подъема (напр., при ср. крутизне подъема св, 650 В. наз. стенным), по высоте вершины (напр., при выс. св. 5500 м В. наз. высотным), в зависимости от времени года (напр., в период с ноября по апрель включительно – зимним). Пример классификац. записи маршрута: Зимнее скальное стенное В. 4А КС.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:18 / Сообщение 42 |
Сообщений: 6473
| ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТУРИЗМА учрежден на III сессии Ген. ассамблеи Всемирной туристской организации (ВТО), состоявшейся в 1979 в Маниле. Отмечается с 1980 ежегодно 27 сентября.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:18 / Сообщение 43 |
Сообщений: 6473
| ГИДРОКОСТЮМ специальная водонепроницаемая одежда, предохраняющая от переохлаждения (напр., при аварии тур. судна или при прохождении обводненной части пещеры), а также защищающая на судне от брызг и волн. Тур. Г. должен быть достаточно теплозащитным и легким. Как правило, туристы пользуются самодельными Г., к-рые лучше всего делать из тонкого диагонально дублированного прорезиненного капрона или из тонкой (0,3 – 0,5 мм) листовой резины. Г. может состоять из цельноклееных брюк (полукомбинезона) и куртки с капюшоном, надеваемой через голову. Водонепроницаемость брюк обеспечивается глухой заделкой брючин снизу в виде цельноклееных носков из того же материала, что и брюки, и плотным обжимом в поясе при помощи широкой (3 – 4 см) резиновой ленты, вделанной в пояс брюк. Такую же ленту вделывают в пояс и рукава куртки. Такой Г. водонепроницаем, легок, не стесняет движений, просто надевается и снимается. В условиях обводненных пещер наиболее применим Г. в виде цельноклееного комбинезона с нагрудным входным отверстием – аппендиксом. При необходимости под Г. туристы дополнительно надевают шерстяной или полушерстяной тренировочный костюм, руки защищают шерстяными перчатками, поверх к-рых надевают резиновые.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:18 / Сообщение 44 |
Сообщений: 6473
| ГЛАЗОМЕРНАЯ СЪЕМКА с планшетом, упрощенная топографич. съемка с целью создания непосредственно на местности приближенного плана маршрута (маршрутная Г. с.) или небольшого участка терр. (подхода к перевалу, переправы и т. п.; площадная Г. с.), а также для корректировки карт. Г. с. проводят при помощи планшета с компасом и визирной линейки. Планшет (кусок картона или фанеры размером 30х40 см с прикрепленным листом бумаги, на к-ром проведены линии магнитного меридиана) при Г, с. держат горизонтально и ориентируют по компасу. Ниж. ребро визирной линейки прикладывают к нанесенной точке стояния, по верх. ребру визируют снимаемый объект, следя за тем, чтобы сев. конец открепленной стрелки компаса находился против нуля лимба, и прочерчивают по ниж. ребру линию вперед от точки стояния. Расстояния до объектов определяют на глаз или измеряют шагами и откладывают в избранном масштабе плана. Положение удаленных и недоступных предметов определяют способом засечек, створов, полярным способом и др. Для получения очертаний объектов достаточно нанести на план их характерные точки и по ним создать контур объекта. Для показа малых объектов (колодец, камень, дерево) наносят одну точку с использованием внемасштабных условных знаков Прямые отрезки дорог, просеки, канавы наносят по 2 точкам (в начале и конце); ломаные контуры (берег реки, граница леса и т. п.) отображают по точкам поворотов и характерным изгибам. При съемке ходовой линии расстояния, измеренные шагами, откладывают по заранее построенному линейному масштабу шагов. Если масштаб плана 100 м в 1 см, длина пары шагов 150 см, за основание линейного масштаба взято круглое число пар шагов (200), то основание масштаба составит 3 см (по соотношению: 100 м 1 см, а 200 пар шагов, т. е. 300 м, 3 см). После этого на прямой откладывают отрезки по 3 см, каждый из к-рых будет соответствовать 200 парам шагов, и делят их на 10 частей (т. е. по 20 пар шагов в каждом малом отрезке). Объекты, расположенные вблизи линии хода, наносят способом полярной засечки – по направлению и расстоянию, определяемым с одной точки хода. Положение удаленного или недоступного объекта определяют способом прямой засечки, прочертив направления на него с двух точек. В случае, когда надо нанести на план точку стояния, а на местности видны два предмета, обозначенные на плане, применяют обратную засечку: прикладывая линейку поочередно к обеим точкам, прочерчивают от себя на эти предметы две линии и в точке их пересечения получают приближенное положение искомой точки.
Рельеф местности можно изобразить схематич. горизонталями, проводимыми с учетом характерных форм и точек рельефа (вершин, седловины) и направлений скатов. Относит. высоты определяют анероидом или альтиметром, иногда на глаз. Крутые обрывы, овраги, скальные выходы и др. отображают условными знаками. Планы порогов, переправ, подходов к перевалам создают в достаточно крупных масштабах (1:500 – 1:25000). Кроме топографич. объектов на них наносят ориентиры, препятствия, возможные пути их преодоления. Так, на схеме порога показывают препятствия в русле (камни, валы и др.), ориентиры на берегу, рекомендуемые места чалок и страховок. Съемку проводят со съемочного хода, прокладываемого по одному берегу реки, объекты наносят условными знаками, пояснения к ним помещают на полях. Схема перевала рисуется на глаз при подходе к перевалу, когда местность как бы проецируется на вертикальную плоскость. На пути подъема и спуска указывают крутизну склонов, относит. высоты, характер местности (скалы, снег и т. п.), препятствия (трещины, камнепады и др.), а также путь группы, время прохождения ею отрезков хода, места ночевок. См. также Измерения на местности. Лит.: Картография с основами топографии, ч. 1 – 2, М., 1973; Справочник по военной топографии, 2 изд., М., 1980; Алешин В. М., Серебреников А. 8., Туристская топография, М., 1985.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |
Сергей-Колотов
Автор |
23.10.2011 / 05:19 / Сообщение 45 |
Сообщений: 6473
| ГЛЕТЧЕРНАЯ УСТАЛОСТЬ (от нем. Gletcher – ледник), состояние, возникающее в высокогорье на закрытых ледово-снежных участках, напр. в снежных цирках, в часы макс. солнечного излучения. Характеризуется упадком сил, слабостью в ногах, часто обильным потоотделением. Осн. причина Г.у. – насыщенность влагой ниж. слоя воздуха, к-рый в отсутствие ветра затрудняет отдачу тепла организмом; при переходе на скалы или морену она обычно быстро проходит. Развитию Г. у. способствует также кислородная недостаточность.
Администратор сайта http://ligis.ru
|
|
| |