Крым, Севастополь, Херсонес Таврический.

  • Страница 1 из 6
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Крым, Севастополь, Херсонес Таврический.
Чулышман Автор 30.12.2018 / 10:00 / Сообщение 1
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860


Я давно мечтал побывать в Крыму, прикоснуться к дикой первозданной природе и древней истории этой земли. В июне 2018 года эта мечта исполнилась, превзойдя все мои ожидания. Преодолев более 5000 км от Барнаула, следуя по дорогам и бездорожью, через труднопроходимые перевалы, мы оказались в одном из самых посещаемых мест Крыма - Казантип. Окунуться в энергетику этих мест, восстановить душевное равновесие и дыхание нам помог чистый морской воздух и тёплое море. 
Решение на поездку было принято в течение пяти минут, твёрдое решение ехать. На сборы было около часа и мы поехали на встречу приключениям и незабываемым ощущениям.

Крым (укр. Крим, крымско-тат. Qırım, Къырым; также — Кры́мский полуо́стров, укр. Кримський півострів, крымско-тат. Qırım yarımadası, Къырым ярымадасы, ранее — Таврида (греч. Ταυρίδα)) — полуостров в северной части Чёрного моря, с северо-востока омывается Азовским морем.

Бо́льшая часть полуострова является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей её с марта 2014 года, и Украиной. Большинство государств — членов ООН продолжают рассматривать весь Крым как часть Украины.

Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, здесь располагаются Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь. Северная часть Арабатской стрелки относится к Херсонской области Украины и не является объектом территориальных разногласий.

Полуостров глубоко выдаётся в Чёрное море, которым омывается с юга и запада; Крымский полуостров отделяет от Чёрного моря Азовское, которое омывает его с востока. Береговая линия Крымского полуострова превышает 2 500 км; из них почти 50 % приходится на Присивашье, 750 км — на Чёрное море и около 500 — на Азовское.

Полуостров соединяется с материком узким (до 8 км) Перекопским перешейком, по которому проложены шоссейная и железная дороги, а также проходят русло Северо-Крымского канала и высоковольтная ЛЭП. Восточнее Перекопского перешейка Литовский полуостров Крыма с материковым полуостровом Восточный Рог соединяет грунтовая дамба, по которой проложена улучшенная грунтовая дорога. Ещё восточнее через акваторию Сиваша по дамбе, связывающей крымский мыс Джангара и континентальный мыс Кутара, проложена асфальтированная автомобильная дорога и высоковольтная ЛЭП; восточнее через Чонгарский пролив по дамбе и плотине проходит грунтовая дорога, далее на восток через пролив по дамбе и мосту проходит железная дорога, а в восточной, самой узкой части пролива через него перекинут автомобильный мост, по которому проходит шоссе; на востоке Сиваша автомобильный мост перекинут через протоку Большое гирло Генического пролива, соединяя северную оконечность крымской косы Арабатская стрелка с континентом. В 2015 году начато строительство автомобильного и железнодорожного мостов через Керченский пролив с целью соединить Крым с Таманским полуостровом.

Площадь — около 26 860 км², из которых 72 % — равнина, 20 % — горы и 8 % — озёра и другие водные объекты.

С геологической точки зрения Крымский полуостров представляет собой южную часть Украинского кристаллического щита Восточно-Европейской платформы, в пределах которой выделяются Скифская плита и Крымская складчатая область.

По характеру рельефа полуостров делится на три неравные части: Северо-Крымская равнина с Тарханкутской возвышенностью (около 70 % территории), грядово-холмистые равнины Керченского полуострова с проявлением грязевого вулканизма и горный Крым, простирающийся тремя грядами — Главной (южной), Внутренней и Внешней (северной), разделёнными продольными равнинами.

Горные сооружения Крыма являются частью Альпийской складчатой геосинклинальной области. Складчатая область Горного Крыма — крупное глыбовое поднятие, южная часть которого опущена под уровень Чёрного моря. Оно сложено интенсивно дислоцированными триас-юрскими флишевыми отложениями и более спокойно залегающими верхнеюрскими карбонатными и песчано-глинистыми меловыми, палеогеновыми и неогеновыми толщами. С ними связаны месторождения железных руд, различных солей, флюсовых известняков и др.

Главная гряда Крымских гор — наиболее высокая (1545 м, гора Роман-Кош), представляет собой цепь отдельных плосковершинных известняковых массивов (яйл), разделённых глубокими каньонами. Южный склон Главной гряды выделяется как Крымское субсредиземноморье. Внутренняя и Внешняя гряды образуют Крымское предгорье.

Сейчас, когда маршрут по Крыму пройден нами, воспоминания о дороге отчасти стерты, она кажется не очень сложной и недолгой. Но тогда она казалась бесконечной, как казались бесконечными горы и степи. Крым, жди нас, мы обязательно вернёмся!



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 04.01.2019 / 19:07 / Сообщение 2
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860


Давно мечтал попасть в Крым. Ещё из детских воспоминаний, Артек - мечта всех пионеров! 

Приехав в Севастополь, ни один турист не обойдет стороной мыс Фиолент (Фіолент). А многие едут в эту точку только ради этих пляжей, а самое главное ради чистой морской воды, купаться в которой одно блаженство.

Вдоль побережья Фиолента проходит одна дорога, вдоль которой с одной стороны расположены живописные пляжи с обрывистым берегом, а с другой застройка частного сектора.

Фиоле́нт (укр. Фіолент, крымско-тат. Felenk, Феленк) — мыс на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма, в Балаклавском районе Севастополя. Здесь берёт своё начало Главная (Южная) гряда Крымских гор, которая заканчивается мысом Ильи возле Феодосии. Расположен в 15 километрах от центра Севастополя в сторону Ялты. 20 августа 1996 года на территории мыса был создан ландшафтный заказник общегосударственного значения Мыс Фиолент, площадью 31,7 га.

Фиолент сложен породами вулканического происхождения, остатками действия древнего вулкана, действовавшего здесь в среднеюрское время (152-163 млн. лет назад) . По обе стороны от мыса в береговом обрыве видны потоки лавы и пласты туфов. Древний вулкан значительно разрушен морем, сверху его покрывают известняки, но есть вкрапления минералов (яшма, сердолик, халцедон и другие), благодаря которым получил своё название Яшмовый пляж восточнее мыса.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 04.01.2019 / 19:08 / Сообщение 3
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860


Подойдя к краю мыса, вашему взору открывается потрясающе живописная местность с головокружительными видами лазурной воды.

Я стоял на высоком берегу, смотрел вдаль и мне не верилось, что это я, что я здесь...

Помимо названия Фиолент, мыс был также известен под именами Партениум, Феленк-Бурун, Манастыр-Бурун, мыс Святого Георгия.

Наиболее древнее название мыса — Партениум (или мыс Девы, др.-греч. Παρϑένιον) греческого происхождения и связано с древнегреческим мифом об Ифигении, которая была унесена сюда Артемидой, чтобы стать жрицей в храме Девы. Этот миф использовали поэты и писатели Еврипид, Эсхил, Иоганн Гёте, Александр Пушкин, Леся Украинка, композитор Кристоф Глюк, художники Иван Айвазовский и Валентин Серов.

Фиолент называли также мысом Святого Георгия, так как, по преданию, святой явился терпящим бедствие греческим морякам на скале Святого Явления возле мыса, и выжившие моряки в 891 году основали на скалах восточнее мыса Свято-Георгиевский монастырь. Ему мыс обязан ещё одним своим названием — Манастыр-Бурун (с крымскотатарского manastır — монастырь, burun — мыс).

Название Фиолент (Фелент, Феолент) впервые появилось на русских картах в 1790 году. Существует несколько версий происхождения современного названия. Согласно первой из них, «Фиолент» — это греческое выражение «Божья страна». Согласно другой, название восходит ко временам господства генуэзцев и происходит от итальянского слова violente — «неистовый» (возле мыса часты морские волнения). Крымскотатарское Felenk Burun (Феленк Бурун) — буквально «тигровый мыс». Ещё одна теория выводит название от турецкого слова felenk (скат для спуска судов на воду). Историк и краевед Александр Бертье-Делагард считал, что название можно перевести с турецкого как «Тигровый мыс», так как на обрыве берега чередуются полосы желтоватого известняка и тёмного трахита, что напоминает тигровую шкуру.

Специалисты на протяжении многих лет спорят о правильном написании названия мыса — Фиолент или Феолент. Одни утверждают, что название Феолент состоит из слова «Фео», что значит «Бог», и слова «лент» (ленд), что значит «земля, край». В этом варианте слово приобретает смысл «божественная земля». Картограф Фёдор Чёрный в 1790 году указывал название мыса как «Феалентъ». В это время в монастыре ещё жили монахи, принявшие постриг до присоединения Крыма к России. Естественно, они, как никто другой, знали средневековую топонимику окрестностей. И, конечно, по-разному называли сам монастырь, скалу в море и высокий мыс, удаленный на 1,5 км к западу от обители. Спустя четыре года в 1794 году монахи покинули Крым, желая остаться в лоне Константинопольского патриархата. Вместе с ними могли исчезнуть и знания о правильных названиях местности вокруг. Пётр Паллас, путешествовавший в этих местах в 1793—1794 годах, уже не упоминает ни одного местного названия, а для обозначения мыса использует общепринятый в научной среде Европы топоним, пришедший из античности — «Мыс Парфеним». Военные картографы первой половины XIX века писали название мыса в современном им варианте «Феолент». Так поступил автор первого атласа Чёрного моря Монганари в 1836 году, указав «м. Феолентъ». Именно в таком написании упоминается этот мыс и в первой лоции Крыма (авторы Бутаков и Шестаков). В то же время на карте юго-западного Крыма, которую составил крымовед Пётр Кёппен в 1836 году, указан другой вариант этого слова — «Фiолентъ». Именно этот вариант постепенно вытеснил все другие варианты этого топонима.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 04.01.2019 / 19:08 / Сообщение 4
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860


Пляжи Фиолента преимущественно дикие, спуски к пляжам в основном обрывистые и скалистые, где-то оборудованы ступенями, надо пройти порядка 800 ступней это самый известный пляж Фиолента - «Яшмовый». А порой спуски к пляжам, пролегают по крутым тропинкам прямо по обрывистому берегу. Для более удобного спуска люди даже натягивают канаты.

Но поверьте, оно того стоит. Спустившись вниз вы будете вознагражден, с одной стороны тебя окружают обрывистые нависающие скалы мыса, с огромными камнями, кажется будто один из них вот вот рухнет вниз, а с другой потрясающе чистое бескрайнее море.

Трудный спуск, это только в первый раз. Спустившись и поднявшись туда-сюда пару раз, спуск становится уже привычным. Народ, даже с совсем маленькими детками, аж бегом спускается к морю и даже успевает сделать пару-другую фотографий по дороге.

Вход в море на диких пляжах каменистый, галька довольно большая и скользкая, кое-где покрыта водорослями, не очень приятно ногам. Всё это не страшно и быстро привыкаешь, просто заходя в море надо быть осторожнее. Мы, сделав пару шагов, начинали сразу плыть. А лучше иметь специальные тапочки для купания.

Вдалике виднееется Яшмовый пляж.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 04.01.2019 / 19:08 / Сообщение 5
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860


Также есть пляжи:

- дикие пляжи под Маяком;

- вышеупомянутый Яшмовый. Самый известный пляж мыса Фиолент, расположен недалеко от остановки Фиолент (или Монастырь), ориентир Георгиевский монастырь. Пляж широко известен разноцветной галькой, ее также называют яшмой, отсюда и одноименное название самого пляжа. Пляж имеет некоторую инфраструктуру. Есть нудистский участок пляжа;

- Царский. Расположен возле дачного поселка «Царское село» (остановка Царское село). Спуск к пляжу по железной лестнице, имеющей порядка 150 ступенек;

- дикий пляж за мысом Лермонтово, под базой отдыха «Каравелла». Остановка база отдыха Каравелла.

- рядом с предыдущим пляжем расположен ещё один дикий пляж (вышеупомянутый в статье) под базой отдыха «Фиолент». И прочие дикие пляжи.

Можно видеть, что на Фиоленте есть как дикие, так и менее дикие, оборудованные пляжи. Однако, чем круче спуск и чем менее облагорожен пляж, тем меньше народа на пляже, а значит и вода чище и дышится легче. Ведь именно за этим, все мы и приезжаем на Фиолент!

Все пляжи расположены вблизи друг друга, легко можно дойти пешком, а порой даже перепутать один шикарный пляж с другим.

Прямо на диких пляжах люди устанавливают палатки, растягивают навесы, привозят лодки, на которых выходят в море, ловят рыбу, рвут на камнях мидий и так проводят свой отдых. Мне кажется, очень романтично.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 04.01.2019 / 19:08 / Сообщение 6
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860


Владимирский кафедральный собор в Херсонесе Таврическом — кафедральный соборный храм Симферопольской и крымской епархии Московского патриархата в Херсонесе Таврическом (административная территория Гагаринского района Севастополя). Построен по проекту Давида Гримма в месте, которое считаеся одним из тех, где в 987 году мог быть крещён киевский князь Владимир, освящён в 1891 году; восстановлен из полуразушенного состояния в 1990-е — начале 2000-х гг.

По преданию и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Владимира Святославича в 987 (или 988) году могло быть в городе Херсонесе (Корсуни), в ходе подавления мятежа Варды Фоки. В «Повести временных лет» Нестор Летописец упоминает про городскую соборную церковь: «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают некоторые историки, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для Руси события.

Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу. Грейг вручил находившемуся тогда в Севастополе императору Александру I докладную записку о необходимости в Херсонесе «соорудить небольшую изящной архитектуры церковь», посвященную крещению князя Владимира, «с устроением при оной богадельни для 30 человек дряхлых и неимущих, которые бы, прославляя имя Божие, имели надзор как за храмом, так и за самими развалинами».

В 1827 году начались археологические раскопки под руководством К. Крузе, которые обнаружили руины древних христианских храмов, и среди них — остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич предположили, что великий князь принял рещение именно в этой базилике.

В 1850 году, по ходатайству архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), здесь была основана киновия во имя святого равноапостольного князя Владимира (Херсонесский Князь-Владимирский мужской монастырь). Первый настоятель обители был игумен Василий (Юдин) († 1856).

Монастырские сооружения сильно острадали в ходе обороны Севастополя (1854—1855). В апреле 1857 года был освящён деревянный храм во имя Семи священномучеников Херсонесских, построенный иждивением севастопольского купца Петра Телятникова.

С 1857 по 1874 годы монастырём управлял архимандрит Евгений (Экштейн), который и предложил возвести Владимирский собор в два этажа.[3] Император Александр II 29 июня 1859 года передал из малой церкви Зимнего дворца в Херсонесский монастырь частицу мощей святого князя Владимира в ковчеге в виде Евангелия.

А 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка собора, совершённая в присутствии Александра II и Марии Александровны, которые пожертвовали сребропозлащенный, украшенный драгоценными камнями оклад к Корсунской иконе.

Автором проекта Владимирского собора в Херсонесе был академик архитектуры Давид Гримм. Собор возведён в неовизантийском стиле. Его строительство велось за счёт пожертвований и длилось 30 лет, с 1861 года до 1892 года. Собор — второй по величине на территории Крымского полуострова,а также самый крупный собор г. Севастополя: высота — 26 м.

Работы по убранству храма начались в преддверии празднования 900-летия Крещения Руси (1888). Расписать и украсить грандиозный собор до знаменательной даты не удалось, поэтому 13 июня 1888 года ко дню памяти равноапостольного князя Владимира был освящён только нижний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в котором был установлен деревянный резной иконостас. В том же году начались работы по обустройству интерьера Верхнего храма, руководство которым было поручено архитектору Николаю Чагину. Росписи и иконы для центрального иконостаса Херсонесского собора исполнил академик живописи Алексей Корзухин. Кроме того в интерьере храма были использованы исполненные в 50-е годы XIX века живописные произведения академика Т. А. Нефф и художника Ф. Н. Рисса, иконы мастеров Н. А. Майкова и Евграф Сорокина. Мраморные работы (иконостас Верхнего храма, мозаичный пол собора, мраморная балюстрада вдоль солеи и т. д.) были исполнены итальянскими мастерами Й. Сеппи и братьями Баскарини.

Торжественное освящение главного престола Владимирского собора в присутствии обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева совершил 17 октября 1891 года архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский). Окончательное оформление интерьера храма было завершено только в 1894 году.

Правый придел собора был освящён 12 июля 1892 г. во имя святого благоверного Князя Александра Невского. Левый престол собора был освящён во имя святого Апостола Андрея Первозванного.

В нижнем храме собора также находился правый боковой придел святого Мартиниана. В этом приделе и были погребены тела архиепископа Мартиниана (Муратовского), скончавшегося в 1898 г., и епископа Иннокентия (Солодчина), скончавшегося в 1909 г.

Ещё в 1859 году из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в Херсонес было передано в мраморном ковчеге в виде Евангелия частичку мощей святого равноапостольного князя Владимира. Эту святыню после сооружения Владимирского собора поместили в Нижнем храме рядом с историческими руинами древней базилики. В алтаре верхнего храма находился список с чудотворной Корсунской иконы Божьей Матери, по преданиям, перенесенной князем Владимиром из Херсонеса. Всего в собор было передано мощи 115 святых.

В 1924 году Херсонесский монастырь был закрыт, Владимирский собор передан музею.

Во время Великой Отечественной войны Владимирский собор дважды был поврежден. Во время осады города в купол собора попал крупнокалиберный снаряд. В период оккупации в черте собора немцы складировали те экспонаты музея, которые планировали вывезти с территории Херсонеса Таврического, однако осуществить запланированное захватчикам не удалось, так как 9 мая 1944 года г. Севастополь был освобождён. Тем не менее, перед отступлением немцы взорвали здание Свято-Владимирского Собора, сохранилось лишь 2/3 строения. Работы по его восстановлению начались в конце 1990-х годов, хотя активное развитие они получили только в 2000 году. Проект восстановления храма разрабатывался киевским институтом «Укрпроектреставрация» под руководством архитектора Евгения Осадчего, эскизы религиозной живописи внутреннего убранства собора выполнены художниками Санкт-Петербургской Академии художеств, А. И. Петровой, А. С. Пигарёвым в 2001 году.

С 2002 года во Владимирском соборе была воссоздана роспись художниками из Киева, Санкт-Петербурга и Крыма, которые восстановили утраченную живопись академиков А. И. Корзухина, Т. А. Неффа, монументальные композиции: в куполе «Святой Дух» (авторы — Л. Стебловская, Е. Ревенко), «Крещение Господне» (исполнитель А. Дмитренко по эскизу К. Поповского, фотоматериалам РГИА, ф.812), «Преображение Господне» (исполнители Л. и Н. Дмитренко по эскизу А. С. Пигарёва, фотоматериалам РГИА, ф.812), и центральная композиция в алтаре храма «Тайная Вечеря» (в соавторстве А. Пигарёв, А. Петрова, К. Поповский). Иконы для мраморного иконостаса Верхнего храма были написаны художниками А. и Н. Дмитренко по эскизам А. Пигарёва и А. Петровой, фотоматериалам РГИА, ф.812.

Освящение главного алтаря воссозданного собора состоялось 3 апреля 2004 года, а уже через неделю в нём совершили Пасхальное богослужение.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 04.01.2019 / 19:09 / Сообщение 7
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860


Музей заповедник Херсонес Таврический.

Территория Херсонесского историко-археологического заповедника полностью занесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и особо ценного культурного наследия России. Отечественные и иностранные экспедиции постоянно ведут здесь раскопки, ежегодно делая все новые открытия. Наиболее ценные артефакты выставлены в Эрмитаже и Херсонесском музее, основанном в 1892 г. Но самая интересная экспозиция расположена под открытым небом — улицы, башни, постоялые дома, кузница, винодельня, базилики древнего города, рассказывающие о повседневной жизни обычных граждан. Гулять по развалинам можно бесконечно, однако современному человеку сложно разобраться в быте херсонеситов, поэтому лучше присоединиться к экскурсии, которую проводят сотрудники музея.

Раскопки идут не только на земле, водолазы единственного в стране отдела подводной археологии обнаружили на дне остатки затонувших судов, груды амфор, свинцовые якорные штоки и камни, развалины пирсов и портовых строений.

В заповедник входят не только древние руины, но и средневековые крепости Чембало и Каламита. На месте базилики, где, по легенде, совершили обряд крещения над князем Владимиром, стоит действующий Владимирский собор. Между двух низких столбов висит огромный Туманный колокол, отлитый из трофейных турецких орудий.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 04.01.2019 / 19:09 / Сообщение 8
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860


На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, где был единственной дорийской колонией. Ныне Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя и является историко-археологическим заповедником.

Херсонес вместе с его хорой на Гераклейском полуострове входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, однако с 2014 года мониторинг сохранности музея-заповедника со стороны ЮНЕСКО не проводится, поскольку организация не признаёт, что он находится под юрисдикцией России. В Российской Федерации, контролирующей спорную территорию Крыма, является особо ценным объектом культурного наследия федерального значения, на Украине — памятником культурного наследия национального значения.

Херсонес был основан в 424/421 годах до н. э. как древнегреческая колония выходцами из малоазийской Гераклеи Понтийской. Существует также версия о наличии более раннего поселения. Заложенная у нынешней Карантинной бухты, колония вскоре осваивает Гераклейский полуостров, а затем и территории северо-западного Крыма, поделив к IV веку до н. э. Крым с Боспором.

Город представлял собой типичную элинистическую полис-крепость и сельскохозяйственную хору. Весь Гераклейский полуостров поделен на ровную сетку из наделов гражданам. Несколько наделов контролировались одной усадьбой хоры. Развалины таких усадеб до сих пор частично сохранились. Между наделами, или клерами, были разбиты дороги. Выращивались, главным образом, виноград и злаковые. Следы подпорных виноградных стенок до сих пор хорошо различимы на территории Гераклейского полуострова. За счет обширной территории хоры — территория Херсонеса совпадает или даже превышает территорию застройки жилых районов современного города Севастополя.

Будучи демократическим полисом, Херсонес принимал активное участие в общегреческих праздниках, спортивных состязаниях, вёл активную внешнюю политику. Верховной покровительницей города считалась Артемида. В IV—III веках до н. э. Херсонес выпускает массовые серии серебряных монет, успешно конкурировавших с другими валютами черноморского региона.

В III веке до н. э. в Херсонесе жил историк Сириск, описавший историю города и его взаимоотношения с Боспором и другими городами Причерноморья. Упоминание об этом историке сохранил памятный декрет, датирующийся второй половиной III века до н. э.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 04.01.2019 / 19:09 / Сообщение 9
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860


Все годы существования государства Херсонесу приходилось вести войны. Во II веке до н. э. шла кровопролитная, длительная война со скифами. Была утрачена Керкинитида, разрушен Калос Лимен, враг неоднократно стоял у ворот города. Херсонес вынужден был обратиться за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, который направил в Крым большой отряд во главе с полководцем Диофантом. Действуя во главе объединённой армии, куда входили херсонесские и понтийские войска, Диофант в продолжение трёх кампаний (около 110—107 годов до н. э.) разгромил скифов, взял Феодосию, прошёл на Керченский полуостров и захватил Пантикапей. Однако и Херсонесу не удалось сохранить свою самостоятельность: он вошёл в состав державы Митридата. С тех пор город находился в постоянной зависимости от Боспорского государства.

После смерти Митридата VI Евпатора политическая карта всего Восточного Средиземноморья кардинально изменилась. Выбирая из двух зол меньшее, херсонеситы стремились «стать под твёрдую руку» Рима в качестве «свободного города» и избавиться от унизительной опеки полуварварских царей Боспора. Римский диктатор Гай Юлий Цезарь даровал городу желаемое. Однако позднее, следуя своему излюбленному принципу «разделяй и властвуй», римские императоры то подчиняли город своим союзникам — боспорским царям, то предоставляли ему «свободу», когда необходимо было сдержать амбиции боспорских монархов. В 25 году до н. э. Август дарует Херсонесу «свободу» от Боспорского царства. В 8 году до н. э. Царь Боспора Полемон убит аспургианами. Октавиан Август признает Аспурга царём Боспора, добившись выделения из его царства Херсонеса.

В первых веках нашей эры в Херсонесе утверждается олигархическая республика, власть в которой принадлежала незначительному кругу влиятельных, знатных и послушных Риму лиц. В 60-е годы I века римляне организовали крупную военную экспедицию в Таврику, чтобы дать отпор скифам, вновь угрожавшим городу. После разгрома скифов войсками трибуна Плавтия Сильвана, Херсонес становится форпостом римских войск в Северном Причерноморье.

В цитадели города, сменяя и дополняя друг друга, стояли отряды I Италийского, XI Клавдиевого и V Македонского легионов из провинции Нижняя Мёзия, а в херсонесской гавани базировались корабли мёзийского Флавиевого флота. В городе находилась ставка военного трибуна, командовавшего сухопутными и морскими силами в Крыму.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 04.01.2019 / 19:09 / Сообщение 10
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860


Самым крупным древним христианским храмом в Крыму считается Уваровская базилика, расположенная в епископском квартале средневекового Херсонеса. Здание имело длину 50 метров, ширину 22 метра и разделялось на три продольных зала — нефа. Храм был открыт в 1851-1853 годах в ходе раскопок под руководством известного мецената графа А.С. Уварова, основателя Московского археологического общества. Исследования памятника неоднократно возобновлялись как в дореволюционное, так и в советское время. В 1970 году выполнены консервационные работы под руководством С.Г. Рыжова.

К базилике с запада, через весь город тянутся две продольные улицы, а с юга — поперечная улица, по ширине почти не уступающая главной. Кроме того, вдоль нее в Средневековье располагались торговые помещения. Ясно, что сюда отовсюду шел, а в праздники — валом валил народ.

Вслед за херсонеситами мы тоже можем пройти одним из этих путей, а именно, ближайшей 5-ой улицей. Слева от нас находился жилой дом из девяти помещений и двора общей площадью немного меньше 350 кв.м. Предположительно его считают домом священника. Это был состоятельный человек, в хозяйстве которого были не только четыре пифоса, жернова, но и медная посуда (кастрюля, ведро). Метки на черепице указывают, что усадьба была построена в поздневизантийский период и погибла в результате пожара в XIII-XIV вв.

В комплекс Уваровской базилики входит самая крупная в Херсонесе крещальня. Сооружения, предназначенные для обряда крещения, называют еще баптистериями — от греческого слова baptisterion — купель. Крещальня была открыта в 1876 году раскопками Одесского общества истории и древностей. Херсонесский баптистерий в плане имеет крестообразную форму, внутри каждая ветвь креста заканчивалась нишей — эскедрой. Они выступали наружу в виде апсид, северная и южная были трехгранными, а восточная — пятигранная. В скальном полу крещальни, строго по центру, видна вырубленная, круглая в плане, купель со ступенькой для входа с восточной стороны и крестообразным углублением на дне; внутренняя поверхность купели и нижняя часть стен были облицованы мрамором, верхнюю половину стен покрывали фресковые росписи, центральный свод и своды экседр были выложены смальтовой мозаикой, на которой, судя по преобладавшим при раскопках темно-синим и золотым мозаичным кубикам, был изображен небесный свод с золотыми светилами. Вода из бассейна, находившегося рядом с крещальней, по трубе, проведенной под полом, поступала в купель, а затем по каналу под полом баптистерия выводилась в яму за пределами здания. Размеры всего здания и купели наводят на мысль, что в VI-VII веках, когда был сооружен баптистерий, широко практиковалось крещение не только детей, но и взрослых язычников, коих было предостаточно. Некоторые ученые полагают, что именно здесь крестился князь Владимир, а в главном храме комплекса он мог венчаться с византийской принцессой.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 04.01.2019 / 19:10 / Сообщение 11
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860


Непосредственно перед Уваровской базиликой поперечная улица была вымощена плитами и переходила в коридор с нарядным мозаичным полом в виде сплошного коврового узора из перекрещивающихся кругов черно-красного цвета. Отсюда, из этого парадного преддверия, можно было попасть в расположенный слева, к западу от базилики, просторный прямоугольный двор, окруженный со всех сторон портиками, навесами или просто низкой стеной. Сейчас от нее нет и следа. Лишь в центре двора, называвшегося «атриум» или на греческий лад — «аула», сохранились остатки небольшого шестигранного снаружи и круглого внутри водоема — фиала — над которым возвышался на четырех каменных устоях свод портика.

Примечательно, что такой большой двор открыт только у этого херсонесского храма. У других базилик и крестообразных храмов он был гораздо меньше или его вовсе не было. В раннехристианских базиликах он играл роль универсального помещения для мирян. Здесь можно было омыться перед входом в храм, здесь собирались прихожане перед началом и после окончания литургии, здесь же совершались некоторые церковные службы. Вместе с храмом он являлся своеобразным городом в городе, центром его общественной и интеллектуальной деятельности. Сюда шли больные вымолить у Бога исцеление. Врачи практиковали и консультировали подчас прямо у входа в церковь. Там готовились к проведению праздничных, радостных и скорбных, погребальных обрядов. Там обсуждали цены на зерно и рыбу. Туда приходили за утешением, советом, за тем, чтобы вымолить прощение, покаяться в грехах. Это было преддверие убежища для любых преследуемых, которое давал храм в радиусе 50 шагов, и в то же время усыпальница именитых людей. Впрочем, начиная уже с VII в., атриум перестал быть непременной частью почти каждой крупной церкви, вместо него базилики ограничивались внешним нартексом, то есть притвором, и большинство херсонесских храмов убедительно демонстрируют это общее правило.

Из аулы через широкий портик с тремя дверями можно было войти во внешнюю «прихожую» храма — узкий, вытянутый прямоугольник экзонартекса, вымощенный квадратными мраморными плитами. Из него через вход шириной в три метра попадали в следующую, внутреннюю «прихожую» — нартекс почти четырехугольной формы, с мозаичным полом из перекрещивающихся кругов. Около южной двери притвора находилась мраморная плита античного надгробия, изображавшая возлежавшего на ложе мужчину с венком в вытянутой руке и сидящую рядом женщину. После того как плита попала в кладку храма, на нее нанесли изображения врезных крестов и снабдили греческой надписью «Господи, помоги Дому сему. Аминь».

Из нартекса, пройдя высокий мраморный порог главной двери, можно было попасть в центральный зал — неф храма (длина — 36 м, ширина — 11 м), вымощенный продолговатыми мраморными плитами, который завершала огромная полукруглая алтарная ниша — апсида. Пол в нем покрыли мраморными плитами. Первоначально, как и многие другие, она была оформлена снаружи пятигранником, а позже переделана в полукруглую. Ныне от нее осталась лишь южная часть: остальное обрушилось в море. Мраморные плиты растащили еще в 1855 году, когда во время осады Севастополя французы, занявшие городище, устраивали здесь пороховые склады и рыли траншеи.

В этой херсонесской базилике был найден амвон — сравнительно небольшое и узкое возвышение в центральном нефе. Оно было ограждено шестью мраморными столбиками, между которыми стояли плиты с изображением на каждой равноконечного креста. На это возвышение всходили несколькими ступенями. Отсюда диакон читал Евангелие и апостольские послания, а пресвитеры и епископ проповедовали. В большинстве остальных херсонесских храмов роль амвона выполняла центральная часть солеи — возвышение перед алтарной апсидой.

Два боковых нефа Уваровской базилики были гораздо более узкими, шириной около 4 м, но имели полы, украшенные мозаикой с геометрическим ковровым узором, выполненном на белом фоне из кубиков черного, красного, желтого и белого цвета. Здесь не было окон, поэтому царил полумрак, что создавало интересный контраст с ярко освещенным центральным нефом, в котором проводились богослужения. Мозаика из южного нефа включала греческую надпись посвятительного характера, выполненную в рамке черными кубиками («О молитве за Малха и всех сродников его»), и, вообще, отличалась столь хорошей сохранностью, что сразу после раскопок в 1853 году для предохранения от неминуемого разрушения было решено забрать ее в Эрмитаж, где она находится до сих пор, правда, в перекомпонованном виде, украшая полы одного из залов античного отдела. Центральный зал-неф отделяли от боковых две колоннады по 11 высоких мраморных колонн в каждом ряду. На старинной гравюре, изображающей только что раскопанную графом Уваровым базилику, можно видеть одну из них, стоящую в левом ряду. Сверху здание было перекрыто деревянными стропилами, на которых покоилась двускатная черепичная крыша.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 04.01.2019 / 19:10 / Сообщение 12
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860


Херсонесский колокол — памятник истории города Севастополя, расположенный в Карантинной бухте Херсонеса.

Херсонесский колокол весит 351 пуд (5616 кг). По другим данным вес колокола — около 150 пудов (2450 кг).

На колоколе едва различима надпись вязью, текст сохранился не полностью:

«Сей колокол… вылит… Святого Николая Чудотворца в Таганро… из турецкой артиллерии весом… пудов 1778 года месяца августа… числа»

Табличка на одном из пилонов колокола сегодня гласит:

«Колокол отлит в Таганроге в 1778 году из турецких пушек, взятых в качестве трофея. На нём изображены покровители моряков — св. Николай и св. Фока. После Крымской войны был вывезен в Париж, где и находился до 1913 г. Во время непогоды использовался как сигнальный колокол.»

В 1803 году, по указу императора Александра I, колокол был отправлен в Севастополь и предназначался для строящейся церкви Святого Николая. После Крымской войны 1853—1856 годов союзные войска Англии и Франции вывезли колокол из Севастополя в числе трофеев.

В 1913 году русский колокол был обнаружен висящим в знаменитом соборе Парижской Богоматери, причем, похоже, уже никто не помнил, как он там оказался. Об этом стало известно французскому вице-консулу в Севастополе Л. А. Ге, который предложил вернуть колокол. Приближалась первая мировая война, Франция была кровно заинтересована в укреплении союза с Россией, и 23 ноября (6 декабря) «колокол-пленник» прибыл в Севастополь и был поднят на звонницу Херсонесского монастыря (не сохранилась, находилась рядом с Владимирским собором). В письме к Л. А. Ге президент Франции Р. Пуанкаре написал, что он возвращает колокол России в «знак союза и дружбы». Русское правительство в свою очередь наградило французского консула орденом св. Владимира 4-й степени.

Возвращение колокола состоялось 23 ноября 1913 года при большом стечении народа и сопровождалось торжественным Крестным ходом. В деле о возвращении колокола из Франции имеется его подробное описание, где говорится, что колокол «имеет изображения: на одной стороне — св. Николая, а на другой — неизвестного святого, стоящего на луне». Также в этих документах приводится текст надписи на колоколе, который уже в то время был частично утрачен: «Сей колокол… вылит… святого Николая Чудотворца в Таганро (в Таганроге). Из турецкой артиллерии весом… пуд 1776 года месяца августа… числа».

Не все исследователи согласны с романтической историей происхождения колокола. Согласно архивным данным, он был отлит примерно в 1890 году, незадолго перед завершением строительства собора. Своё место на берегу моря он занял в 1925 году, когда монастырские здания и собор превратились в служебные и выставочные помещения созданного в том же году музея, а колокол был превращен в звуковой маяк. После Великой Отечественной войны, когда гражданские суда начали массово оснащать радиолокаторами, маячные обязанности с Херсонесского колокола были сняты, и он превратился в ещё один памятник истории города Севастопол



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 04.01.2019 / 19:10 / Сообщение 13
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860


Уже в I веке в Херсонесе появляются первые последователи христианства. Здесь оканчивает свою жизнь римский папа Климент I. К IV веку относится время жития Херсонесских святых. В 381 году херсонесский епископ Эферий принимал участие во Втором Вселенском Соборе. С утверждением христианства как государственной религии в империи безжалостно разрушаются памятники античного искусства, театры, храмы, их заменяют христианские церкви и часовни. В составе Римской державы в IV—V веках город ведёт изнурительную борьбу за выживание, сдерживая сильнейший натиск варваров, среди которых особой свирепостью отличались гунны. В связи с угрозой нападения кочевников, в последней четверти IV века в Таврику переводится легион Balistarii Seniores, входивший в подчинение военного магистра Востока, и впоследствии составивший основу херсонесского гарнизона. Херсонес, защищённый мощными оборонительными стенами, продолжает жить ещё тысячелетие, но уже в условиях нового, феодального строя.

В V веке Херсонес вошёл в состав Византийской империи, а в IX веке стал одной из её военно-административных областей — фемой. К этому времени изменился не только внешний облик средневекового города, но и его имя: византийцы называли его Херсоном, славяне — Корсунем. Вплоть до XIII века он был форпостом Византии в Крыму. В это полутысячелетие своей истории Херсон оказывался в перекрестии военно-политических интересов Хазарского каганата, Киевской Руси, печенегов и половцев, но врагу лишь однажды удалось вступить в городские пределы. В 988 году киевский князь Владимир после нескольких месяцев осады захватил город. Взятие Корсуни позволило Владимиру диктовать свои условия императору Василию II и жениться на византийской царевне Анне.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 04.01.2019 / 19:10 / Сообщение 14
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860


Успех в 1204 году 4-го крестового похода привёл к развалу Византийской империи на ряд мелких государств и резкой активизации мусульманских и кочевых народов. Контроль над черноморскими владениями в Халдии, Пафлагонии и Херсоне захватила Трапезундская империя. Всё это имело самые печальные последствия для Херсонеса. В первой половине XIII века хозяевами Причерноморья стали турки-сельджуки, подчинившие себе всю транзитную торговлю. В 1223 году свой первый набег на Крым совершили монгольские орды Чингисхана; южный берег полуострова подвергся нападениям турок-сельджуков. В 1299 году южную и юго-западную Таврику разорила орда татарского хана Ногая. Не смог устоять и Херсонес. Во второй половине XIII века главные торговые пути переместились в восточную часть Таврики, где генуэзцы основали свои торговые фактории Кафу (современная Феодосия), Солдайю (современный Судак), а вблизи Херсона возникает Чембало (современная Балаклава).

В середине XIV века контроль над городом осуществляли генуэзцы, но вернуть ему былое могущество не удалось. В 1363 году Великий князь Литовский Ольгерд разбил крымскотатарское войско близ устья Днепра, вторгся в Крым, опустошил Херсонес и захватил здесь все ценные церковные предметы. Преемник его Витовт в 1397 году пошёл на Крым, дошёл до Кафы и снова разрушил Херсонес.

Не следует думать, что в XIII—XIV веках херсониты смиренно наблюдали угасание жизни родного города. Напротив, ремонтировались городские стены и башни, в храмах совершалась служба, мостились улицы, работали мастерские, не пустовали постоялые дворы. Жилые дома украшались орнаментальной резьбой, росписью, фигурными карнизами. Но в 1399 году темник Едигей предаёт город огню и мечу. После этого сокрушительного удара Херсонесу подняться было не суждено.

Херсонес в первую очередь был торговым городом, который исчез, потому что не выдержал конкуренции с генуэзскими колониями: Кафой, Чембало и другими, забравшими в свои руки торговлю в бассейне Чёрного моря. Учитывая нравы генуэзских купцов можно представить, что не все методы борьбы с Херсонесом были честными.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 04.01.2019 / 19:11 / Сообщение 15
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860


Венцом нашего путешествия станет осмотр самой знаменитой базилики Херсонеса, высящейся на морском берегу. Именно ее изображают на открытках, календарях и денежных купюрах. Именно она стала главным символом Херсонеса. Белоснежные мраморные колонны, которые хорошо видны на берегу моря, принадлежат «Базилике 1935 года», именно в этом году она была открыта во время раскопок, которые проводились под руководством Г.Д. Белова. Но не надо думать, что базилика при раскопках предстала в том виде, в каком мы ее сейчас наблюдаем. Колонны (их пышные резные капители поддерживали арки сводов) найдены и установлены в 30-х годах нашего столетия; в 1957-1958 годах произошел следующий этап реставрации — поставлены стены между нефами и внутренним притвором, установлены мраморные детали интерьера храма.

Как и некоторые другие крупные херсонесские христианские храмы этого типа, она была построена не ранее конца VI в. и просуществовала до конца X, а может быть, и первой половины XI в. Самой поздней монетой, попавшей под ее пол до начала строительства, как и в Уваровской базилике, была медная монета, выпущенная в правление византийского императора Маврикия (582-602). Материалы этого же времени встречаются в близко расположенных рыбозасолочных цистернах, которые оказались засыпаны во время нивелировки места под новую застройку. Время же разрушения базилики очерчивает клад из 68 монет, обнаруженный в одном из южных помещений храмового комплекса. Наиболее поздними среди них оказались 19 монет византийского василевса, сурового Василия II Болгаробойцы (976-1025). Отсюда рождается вопрос: не было ли связано это разрушение с землетрясением, от которого город тяжко пострадал, горел в XI в., и следы которого археологи долгое время принимали за последствия похода на Корсунь киевского князя Владимира в 988-989 гг.?



Мир скучен для скучных людей.
  • Страница 1 из 6
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Поиск: