Выбор подходящей аппаратуры.

  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Максимус  
Выбор подходящей аппаратуры.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 14:25 / Сообщение 1
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
35-мм фотоаппараты

Красный фильтр можно использовать для придания выразительности самым простым объектам. Джон Рассел.



В настоящее время самым распространенным типом фотоаппарата, конечно же, является 35-мм однообъективный зеркальный аппарат, которым в равной мере пользуются и начинающие, и опытные фотографы. Хотя такая камера чрезвычайно подходит для съемки пейзажа, не обязательно останавливать свой выбор именно на ней. Однако вследствие популярности этого фотоаппарата рассмотрим его более подробно.

Основные преимущества однообъективного зеркального аппарата независимо от его формата заключаются в возможности применять разные объективы, а также видеть действие каждого из них непосредственно на матовом стекле видоискателя. Последнее остается самым важным даже для фотографа-пейзажиста, которого не слишком волнует наличие параллакса, поскольку при съемке стандартным объективом он чрезвычайно мал на расстоянии более двух метров. В настоящее время выпускается много моделей однообъективных зеркальных камер, которые можно подразделить на несколько основных видов.

Однообъективный зеркальный аппарат с полностью ручным управлением сегодня, пожалуй, несколько устарел. Выдержку и диафрагму в нем устанавливает фотограф; встроенное экспонометрическое устройство отсутствует. Такой аппарат очень хорош для пейзажной съемки, но современные предприятия не выпускают его для 35-мм формата. Однако в продаже имеется много подержанных аппаратов в очень хорошем состоянии, и начинающему фотографу с ограниченными средствами скорее имеет смысл купить именно такой аппарат, чем платить те же деньги за современную камеру, которая может оказаться совершенно не подходящей для поставленной цели.

Простота в обращении в сочетании с универсальностью делает 35-мм однообъективный зеркальный аппарат самым распространенным аппаратом среди фотографов, всерьез занимающихся пейзажной съемкой.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 14:26 / Сообщение 2
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Каждое крупное предприятие, выпускающее 35-мм одно-объективные зеркальные фотоаппараты, изготавливает их с системой ТТЛ1, при этом способы сопряжения экспонометрических устройств с механизмами установки выдержки и диафрагмы камеры бывают разные. В некоторых аппаратах экспозиция определяется показаниями стрелочных или световых индикаторов. Это в основном ручные аппараты, в которых выдержка и диафрагма устанавливаются вручную, но видоискатель снабжен устройством, которое показывает фотографу правильную экспозицию. Это могут быть две стрелки, совпадающие при правильном определении экспозиции, или светодиоды, загорающиеся друг против друга, а то и просто двухцветные индикаторы, которые загораются красным светом при неправильной установке экспозиции и зеленым, когда экспозиция определена правильно.

1 ТТЛ (англ. ТТЬ, сокр. от thorough the lens - через объектив) - система измерения светового потока, при которой светоприемники экспонометрических устройств размещаются за объективом. -Прим. перев..

Независимо от вида устройства способ определения экспозиции один и тот же. Фотограф выбирает выдержку, а затем поворачивает диафрагменное кольцо до тех пор, пока устройство не покажет, что экспозиция установлена правильно. Можно сделать наоборот - выбрать диафрагму и поворачивать головку установки выдержки до установления нужной экспозиции. В некоторых более старых моделях камеры экспозицию приходится определять при диафрагмировании объектива до рабочей величины апертуры, поэтому при измерении экспозиции матовое стекло видоискателя будет темнеть по мере поворота кольца установки диафрагмы в сторону меньших ее значений. Однако все современные однообъективные зеркальные аппараты позволяют измерять экспозицию при полностью открытой диафрагме, т. е. она открыта в процессе измерения и закрыта только в момент экспонирования. Такие аппараты чрезвычайно удобны для съемки пейзажа.

35-мм компактный аппарат с несменным объективом и автоматикой подходит для съемки некоторых видов пейзажа, но не рекомендуется тем, кто серьезно занимается этим жанром.

В автоматических фотоаппаратах с предварительным выбором одного из экспозиционных параметров система ТТЛ становится более сложной. Существуют два типа таких аппаратов: с приоритетом по выдержке и приоритетом по диафрагме. В первом случае фотограф выбирает выдержку, а аппарат автоматически устанавливает нужную диафрагму в момент экспонирования; во втором случае фотограф задает диафрагму, а автомат подбирает правильную выдержку. Большинство аппаратов с системой ТТЛ относится к одному из этих типов, но существуют и модели, в которых реализованы оба вида автоматики - как с приоритетом по выдержке, так и с приоритетом по диафрагме. Некоторые фотоаппараты работают в так называемом программном режиме, когда в соответствии с программой автоматика камеры устанавливает самостоятельно и выдержку, и диафрагму. Среди моделей с автоматическим выбором одного параметра преобладают аппараты с приоритетом по диафрагме.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 14:26 / Сообщение 3
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Автоматические аппараты также можно разделить на два типа по иному принципу: аппараты с возможностью перехода с автоматического управления на ручное и аппараты, в которых такая возможность отсутствует. В первом случае управление может осуществляться разными способами. Самый простой способ предусматривает наличие обычных механизмов установки выдержки и диафрагмы; эти параметры устанавливаются вручную при отключенной автоматике и не связаны с показаниями экспонометра. В других случаях имеется кнопка, которая позволяет фотографу измерять экспозицию, варьируя выдержкой или диафрагмой до получения необходимого сочетания. Большинство автоматических однообъективных зеркальных аппаратов имеет также устройство «экспокоррекции» для увеличения или уменьшения экспозиции в 2-4 раза (1-2 ступени) по сравнению со значением, задаваемым экспонометром; кроме того, на многих моделях имеется «экспопамять» - устройство, которое фиксирует определенное показание экспонометра и держит его в памяти автоматики, чтобы обеспечить эту экспозицию даже при изменившихся условиях освещения или иной композиции кадра.

Если автоматический аппарат рассматриваемого типа имеет то или иное средство ручного управления, он подходит для пейзажной съемки. Поскольку качество получаемого снимка часто зависит от правильной установки глубины резко изображаемого пространства, а следовательно, и правильного выбора диафрагмы, то модель с приоритетом по диафрагме обладает преимуществом по сравнению с моделью, имеющей автоматику с приоритетом по выдержке. Большинство фотографов, занимающихся пейзажной съемкой всерьез, сходятся на том, что наилучшим видом ручного управления все же остается такой, при котором автоматика отключается и комбинация выдержки и диафрагмы устанавливается вручную обычным способом.

Если аппарат не имеет ручного управления, то его можно назвать полностью автоматическим; обычно он работает в программном режиме или имеет автоматику с приоритетом по диафрагме, но при этом фотограф не имеет возможности отступить от показаний экспонометра. По причинам, о которых будет сказано в последующих главах, при съемке пейзажа часто наблюдается значительная разница между экспозицией, которая кажется правильной, и той, которая является правильной на самом деле. Поэтому, хотя автоматические однообъективные зеркальные аппараты и можно применять в пейзажной съемке, они все-таки не очень рекомендуются.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 14:27 / Сообщение 4
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Другим распространенным типом 35-мм фотоаппаратов являются дальномерные, или незеркальные, аппараты. Среди них есть очень совершенные модели, которые в той же мере, что и зеркальные аппараты, обладают сложной автоматикой и позволяют применять сменные объективы. В основном такие камеры выпускаются в «компактном» исполнении, лишь немногим отличающемся от сверхусложненных аппаратов, в которых роль фотографа сводится только к тому, чтобы нажать кнопку. При отсутствии зеркального видоискателя, естественно, возникает параллакс, но, как мы уже отмечали, он не создает особых трудностей при съемке пейзажа. Более серьезным недостатком является отсутствие во многих аппаратах этого типа возможности управления экспозицией. Некоторые аппараты являются автоматическими с приоритетом по выдержке или диафрагме, другие работают в программном режиме, но, исключая некоторые дорогостоящие модели, ручное управление в них не предусматривается. Хорошие пейзажные фотографии можно получить и с помощью таких компактных аппаратов, но в большинстве своем они не рекомендуются для тех, кто всерьез работает в этом жанре; исключение составляют, естественно, самые совершенные и дорогие модели.

Прежде чем закончить описание 35-мм фотоаппаратов, следует упомянуть автоматику наводки на резкость, называемую автофокусом. Она завоевывает все большую популярность и устанавливается на многих незеркальных аппаратах, о которых говорилось выше. Она также начинает появляться на одно-объективных зеркальных аппаратах в виде специальных объективов с автофокусировкой1. В некоторых таких аппаратах для облегчения фокусировки в видоискателе видны светодиоды, которые показывают фотографу, в каком направлении надо поворачивать фокусировочное кольцо объектива до получения резкого изображения; в момент точной наводки загорается третий светодиод2.

1 Система автофокусировки введена и в последних поколениях высоко классных 35-мм зеркальных камер, где она применяется уже не для отдельных сменных объективов, а для системы камера - объектив в целом. - Прим. ред.

2 Такая система называется системой быстрого фокуса. - Прим. ред.

Такие устройства и автоматика необходимы в первую очередь фотографу, которому приходится делать наводку на резкость в спешке, а также людям со слабым зрением, но тем, кто серьезно занимается пейзажной съемкой, они мало дают сверх того, что можно с тем же успехом, а то и лучше сделать, пользуясь видоискателем. Система автофокуса вовсе не обязательна, а в некоторых случаях даже помеха, так как это устройство может сработать по той части объекта, которую фотограф хотел вывести из границ резко изображаемого пространства. Если вы вынуждены пользоваться таким аппаратом при съемке пейзажа, то убедитесь, что в нем имеется устройство «памяти» фокусировки, с помощью которого можно сделать наводку на резкость по интересующей вас части объекта и зафиксировать это положение, а потом переместить поле изображения видоискателя на весь объект съемки. Без такого устройства фокусировка будет изменяться с изменением положения аппарата.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 14:33 / Сообщение 5
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Среднеформатные фотоаппараты

Среднеформатный одно-объективный зеркальный аппарат сочетает преимущества 35-мм аппарата и крупноформатного аппарата.

Большинство среднеформатных фотоаппаратов являются однообъективными зеркальными аппаратами. Они обладают преимуществами своих 35-мм аналогов, но превосходят их по качеству благодаря большему формату; дополнительным преимуществом является возможность применения сменных видоискателей. Такая возможность имеется лишь у очень немногих 35-мм фотоаппаратов высокого класса. С помощью сменных видоискателей достигаются две цели. Во-первых, фотограф может рассматривать объект либо с уровня глаз через видоискатель с пентапризмой, либо с уровня пояса через видоискатель типа шахты. Во-вторых, меняя видоискатель, можно изменять способ управления экспозицией. Камера с ручной установкой при выборе подходящего видоискателя может быстро превратиться в автоматический аппарат с приоритетом по диафрагме.

Во всех среднеформатных однообъективных зеркальных аппаратах применяется пленка типа 120 и (или) 2201. Формат выбирается в зависимости от модели аппарата, а в некоторых случаях в зависимости от сменного заднего магазина (адаптера). При формате 6 х 4,5 см можно получить 15 кадров на пленке типа 120 и 30 кадров на пленке типа 220; при формате 6 X 6 см - 12 кадров на пленке 120 и 24 кадра на пленке 220; при формате 6 х 7 см - 10 и 20 кадров на пленках типа 120 и 220 соответственно. Некоторые модели даже позволяют устанавливать специальные магазины для 35-мм пленки, давая возможность получать стандартные негативы размером 24 х 36 мм или панорамный формат 24 X 59 мм.

1 Пленка типа 120 представляет собой рулонную пленку шириной 61,5 мм, намотанную на катушку с защитным бумажным ракордом. Пленка типа 220 имеет такую же упаковку с зачерненными концами без бумажного ракорда; это позволяет на катушке того же диаметра получить двойное число кадров. - Прим. ред.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 14:33 / Сообщение 6
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Среднеформатные однообъективные зеркальные фотоаппараты прекрасно подходят для пейзажной съемки, особенно с видоискателем типа шахты. Пейзажная фотография быть может более чем какой-либо иной вид фотографии зависит от композиции кадра. Хотя кадр можно без труда построить и с помощью призменного видоискателя, работающего с уровня глаз, все-таки классические линии композиции лучше просматриваются на большом светлом экране видоискателя типа шахты. Если аппарат рассчитан на прямоугольный, а не на квадратный формат и если он не имеет сменного заднего магазина, то следует располагать формат длинной стороной по горизонтали, поскольку чаще всего пейзаж имеет лучший вид именно при такой форме снимка. Если сюжет требует вертикального формата, то следует применять призменный видоискатель, так как в противном случае фотографу пришлось бы стоять под прямым углом к снимаемому объекту и изображение в видоискателе было бы перевернутым. Если аппарат имеет сменный задний магазин, то его обычно можно поворачивать на 90° и получать вертикальные снимки, пользуясь видоискателем типа шахты. Небольшим недостатком такого видоискателя является то, что он дает зеркальное (перевернутое справа налево) изображение, однако на композицию это практически не влияет.

Двухобъективный зеркальный аппарат постепенно уходит в прошлое, но все еще используется многими фотографами-пейзажистами.
Сказанное выше относится и ко второму типу среднеформатных аппаратов - двухобъективным зеркальным аппаратам, которые, по мнению многих фотографов, являются идеальными для пейзажной съемки. К сожалению, этот тип камер утратил с годами свою популярность, и сейчас выпускается лишь несколько таких моделей. Однако в продаже есть много подержанных двухобъективных зеркальных аппаратов, которые стоят очень недорого, если учесть их характеристики. Фотографу, интересующемуся пейзажной съемкой, имеет смысл купить такой аппарат, пока они полностью не исчезли. Двухобъективный зеркальный аппарат, как следует из его названия, имеет два объектива, расположенные один над другим. Нижний объектив создает изображение на пленке обычным способом, а верхний проецирует его с помощью расположенного под углом 45° зеркала на защищенный блендой экран в верхней части аппарата. Формат одинаков для всех моделей -6 х 6 см; все аппараты имеют ручную установку экспозиции, и только одна фирма выпускает модель со сменной оптикой. Трудности, обусловленные параллаксом, минимальны в силу причин, о которых говорилось выше.

Производится также очень небольшое количество среднеформатных аппаратов с прямой наводкой, предназначенных для формата 6 х 9 см (восемь кадров на пленке типа 120 и шестнадцать кадров на пленке 220) и имеющих сменные объективы. Эти аппараты чрезвычайно подходят для пейзажной съемки, но они часто очень дороги и рассчитаны на фотографа-профессионала.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 14:34 / Сообщение 7
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Крупноформатные фотоаппараты

Монорельсовая камера или любая техническая модель, допускающая возможность перемещения ее частей, очень удобна для тех, кто занимается пейзажной фотографией.
В этом разделе мы переходим к крупноформатным аппаратам. Хотя многие модели этого типа имеют сменные задние магазины, как и среднеформатные аппараты, позволяя снимать на пленку типа 120 или 220, гораздо чаще они применяются для съемки на отдельные листы плоской форматной пленки, вставленной в специальные кассеты; формат плоской пленки бывает разный - от 10,8 х 8 см и 12,5 х 10 см до 25 х 20 см. Несколько крупноформатных аппаратов выпускаются в варианте однообъективных зеркальных камер, но большинство повторяет стиль студийных (павильонных) моделей. Такой аппарат состоит из передней панели, на которой установлен объектив, и задней панели, которые связаны растягивающимся мехом. Оба конца опираются либо на основание, либо на направляющую штангу; в последнем случае аппарат чаще называют монорельсовой камерой.

При съемке аппарат устанавливается на штатив, а затвор, обычно встроенный в объектив, открывается вместе с диафрагмой, установленной на максимальную величину. Снимаемый объект рассматривается на матовом стекле в задней части аппарата, затвор закрывается и устанавливается требуемая экспозиция. Пленка в темноте заряжается в кассету и плотно закрывается непрозрачной заслонкой. В нужный момент кассета вдвигается в прорезь в задней стенке камеры в той же плоскости, что и матовое стекло, непрозрачная заслонка вынимается, производится экспонирование и заслонка задвигается обратно. После этого кассета с экспонированной пленкой вынимается из аппарата.

Применительно к пейзажной съемке, павильонные аппараты обладают рядом преимуществ по сравнению с любым другим типом аппаратов. Сверхкрупный формат обеспечивает очень высокое качество снимков по сравнению с широкой пленкой или 35-мм пленкой; очень большой экран значительно облегчает построение кадра (хотя изображение и перевернуто); но, пожалуй, самым важным преимуществом является возможность перемещений отдельных частей камеры. Так, например, для исправления или изменения перспективы кадра панель объектива и заднюю стенку аппарата можно смещать вверх и вниз или налево и направо параллельно друг другу, а также поворачивать на разные углы. О том, как это происходит и к каким результатам приводит, подробно говорится в главе, посвященной специальным приемам съемки.

Многие фотографы, решив купить самую лучшую аппаратуру для определенного вида съемки, игнорируют студийные камеры, считая их слишком профессиональными и дорогими. Однако можно купить хорошие подержанные экземпляры, заплатив чуть больше, чем за современный однообъективный зеркальный фотоаппарат. Правда, они несколько громоздки и далеко не идеальны для тех, кто целые дни ходит пешком, делая попутно снимки. Для специалиста же, увлеченного своим делом, который отправился из дома, чтобы сделать один-два необычных снимка, аппарат павильонного типа не имеет себе равных.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 14:34 / Сообщение 8
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Фотоаппараты других типов

Панорамные фотоаппараты действуют по-разному. Этот аппарат имеет объектив, который поворачивается в момент экспонирования.
Фотоаппараты, о которых стоит дополнительно упомянуть в связи с пейзажной фотографией, относятся либо несколько к иной области, либо к аппаратам чисто любительского назначения. К первой из этих категорий следует отнести панорамные и стереоскопические фотоаппараты. Панорамные аппараты позволяют производить съемку на негатив или слайд той же высоты, что и обычный формат, но гораздо большей ширины.

Степень увеличения ширины зависит от принципа работы фотоаппарата. Двумя самыми распространенными типами являются аппараты, в которых объектив поворачивается в момент экспонирования, и аппараты с панорамными головками, позволяющими поворачивать весь аппарат. В первом случае диафрагма устанавливается обычным способом, а выдержка определяется скоростью поворота объектива. Экспонирование осуществляется через узкую щель за объективом, при этом на стандартной 35-мм пленке получается изображение шириной около 6 см. В панорамных фотоаппаратах второго типа поворот всего корпуса, установленного на неподвижном штативе, происходит одновременно с перемещением пленки через фокальную плоскость. Щель также расположена за объективом и от ее ширины зависит выдержка; диафрагма устанавливается обычным способом. Эти фотоаппараты относятся к специальным и выпускаются двух размеров: для 35-мм пленки или широкоформатной пленки типа 120 и 220. Они позволяют охватывать при экспонировании угол 360°, при этом ширина изображения на 35-мм пленке равна 16 см; на широкоформатной пленке - 38 см. Существует третий вид панорамных фотоаппаратов, в которых объектив предназначен для крупного формата, а пленка типа 120 или 220 перемещается через его центральную часть. Получаемое изображение имеет размер 6 х 17 см. Выдержка и диафрагма в этих аппаратах устанавливаются обычным способом. Панорамные фотоаппараты - это аппараты специального назначения, они дорого стоят, но зато незаменимы в пейзажной фотографии, так как придают своеобразный вид объектам съемки и позволяют получить необычные снимки даже при фотографировании самых обычных пейзажей. Более подробные сведения об этих аппаратах и панорамных снимках приводятся в главе о специальных приемах съемки.

Единственная выпускаемая модель стереоаппарата имеет четыре объектива для получения на снимке пространственного изображения.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 14:35 / Сообщение 9
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Стереоскопические фотоаппараты

Снабженные для достижения стереоэффекта двумя объективами, также относятся к специальной аппаратуре. Хотя в настоящее время еще можно купить подержанные модели этого вида, единственная выпускаемая сейчас модель работает по другому принципу и рассчитана на любительскую съемку с централизованной обработкой снимков. Этот аппарат имеет четыре объектива для получения четырех незначительно отличающихся друг от друга изображений на половине кадра 35-мм пленки; пространственный эффект достигается при обработке в специальных лабораториях, где эти четыре изображения соединяются в одно с помощью линзового растра. Это позволяет каждому глазу видеть свою часть изображения, благодаря чему стереоэффект создается без помощи специальных очков, просмотровых устройств или каких-либо других приспособлений. Стереофотоаппараты, как старые, так и новые, подходят для традиционного пейзажа, отличающегося интересным передним планом, контрастирующим с задним планом.

Хотя некоторые 35-мм фотоаппараты относятся к чисто любительским конструкциям, где роль фотографа сводится только к нажатию спусковой кнопки, в большинстве своем камеры этого класса предназначены для пленки типа 110, 126 или «дисковой» пленки. Первые два типа пленок помещаются в специальные неразъемные кассеты и дают размеры кадра 17 х 13 мм и 28 х 28 мм соответственно; в случае дисковой пленки изображение формируется не на обычной ленте пленки, движущейся между двумя катушками, а по окружности жесткого диска из пленки, который поворачивается на один кадр между экспозициями. Размер получаемого изображения 10,6 х 8 мм. Такие пленки и соответствующие им аппараты предназначены в основном для любительского фотографирования и не рекомендуются для серьезного занятия пейзажной съемкой. Исключение составляют две сложные миниатюрные однообъективные зеркальные фотокамеры, рассчитанные на пленку типа 110. Теоретически они должны так же хорошо подходить для фотографирования пейзажа, как их 35-мм аналоги, но на практике небольшой размер кадра и ограниченный выбор выпускаемых для них пленок ограничивают их использование для серьезных съемок.

Следует упомянуть и о камерах для немедленного получения снимков1. Хотя в ряде случаев такие камеры имеют широкие технические возможности и могут применяться для сложных съемок, большинство их также относится к аппаратам любительского назначения. Как и некоторые другие упомянутые выше модели, такие фотоаппараты можно использовать в пейзажной съемке, но главным образом для того, чтобы проверить композицию, содержание кадра, экспозицию и т. п. прежде, чем делать снимок на обычной пленке. В этом случае лучше пользоваться не камерой для немедленного получения изображения, а только задним магазином (адаптером) подобного типа, который можно устанавливать на обычные фотоаппараты некоторых моделей. Обычно для этого подходят среднеформатные однообъективные зеркальные аппараты и аппараты для крупноформатных пленок.

Автоматическая камера для съемки на дисковую пленку (слева)и аппарат для немедленного получения снимков не рекомендуются для пейзажной съемки.
 Имеются в виду фотоаппараты, в которых готовые изображения получаются непосредственно в камере через несколько десятков секунд. Такие камеры выпускаются фирмами «Поляроид» и «Кодак». - Прим. ред.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 14:36 / Сообщение 10
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Объективы

Фотоаппарат чаще всего выпускается в комплекте со стандартным объективом, имеющим фокусное расстояние, примерно равное диагонали формата, для которого он предназначен. У 35-мм аппаратов стандартный объектив имеет фокусное расстояние около 50 мм; у среднеформатных - около 80 мм; для больших и меньших форматов требуются соответственно большие и меньшие стандартные фокусные расстояния. Угол поля изображения стандартного 50-мм объектива в 35-мм фотоаппарате равен 46°, и при пейзажной съемке этого в большинстве случаев вполне достаточно. Кроме стандартных объективов, существуют объективы с более короткими и более длинными фокусными расстояниями, которые обеспечивают большие и меньшие углы поля изображения. Первые охватывают большую площадь изображения, позволяя включить в кадр детали, которые невозможно было бы снять стандартным объективом из того же самого положения; длиннофокусные объективы приближают удаленные предметы, давая возможность увеличить их размер в кадре по сравнению с тем размером, который получился бы при съемке стандартным объективом.

Если взять за основу формат на 35-мм пленке, то широкоугольными называются объективы, начиная с фокусного расстояния 35 мм, далее идут значения 28 мм и 24 мм. Еще более широкоугольные объективы, имеющие фокусные расстояния 16 и даже 8 мм, относятся уже к разряду объективов «рыбий глаз»1. В последнем случае (/ = 8 мм) изображение имеет круглую форму и сильно искажается, прямые линии искривляются, а степень искажения увеличивается по направлению к краям изображения. Такую же, но менее выраженную картину дает и объектив «рыбий глаз» с фокусным расстоянием 16 мм, однако объективы с фокусными расстояниями, превышающими это значение, исправляют искажения, обеспечивая при этом широкий угол поля изображения порядка 96° и сохраняя прямые линии сюжета на изображении. Неудивительно, что такой объектив гораздо дороже, чем «рыбий глаз». Аналогичные, но более дорогие широкоугольные объективы и объективы «рыбий глаз» выпускаются также и для крупноформатных фотоаппаратов.

Среди объективов с фокусным расстоянием, превышающим стандартное, можно выделить три типа: длиннофокусные, телеобъективы и зеркально-линзовые объективы. Длиннофокусный объектив - это просто объектив с фокусным расстоянием больше стандартного, который устанавливается в тубусе, достаточно длинном для обеспечения наводки на резкость. Физическая длина такого объектива определяется его фокусным расстоянием. В телеобъективе несколько элементов объединены в группы для получения больших фокусных расстояний при меньшей физической длине конструкции. Это делает телеобъективы более компактными, чем обычные длиннофокусные объективы. Еще более компактным является зеркально-линзовый объектив, в котором наряду с обычными линзовыми элементами применяются вогнутые зеркала для того, чтобы удлинить путь света в пределах тубуса. Свет поступает от большого переднего элемента, отражается от заднего зеркала, потом снова отражается еще одним зеркалом, расположенным за передним элементом, и, наконец, выходит через отверстие в центре заднего зеркала. В результате достигается большое фокусное расстояние при очень коротком, как бы обрубленном тубусе объектива. Недостатком таких объективов является то, что они имеют небольшие и неизменяемые значения диафрагмы.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 14:37 / Сообщение 11
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
В набор сменной оптики обязательно входит еще широкоугольный объектив с фокусным расстоянием 20 мм. - Прим ред.

Типичный ряд объективов, выпускаемых для большинства 35-мм одно-объективных зеркальных аппаратов.
Если опять взять за основу объективы для 35-мм пленки, то длиннофокусными считаются объективы с фокусными расстояниями 80 мм и более; существуют объективы с фокусными расстояниями 135, 200,400, 500,1000 мм и даже 1200 мм, у которых угол поля изображения не превышает 2°. Равноценные объективы выпускаются также для среднеформатных фотоаппаратов, но таких моделей гораздо меньше и стоят они намного больше.



Широкоугольный объектив особенно подходит для съемки пейзажа, так как он не только позволяет запечатлеть широкие пространства, но и придает большую глубину снимку. Эта фотография была получена 28-мм объективом на 35-мм формате.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 14:39 / Сообщение 12
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Объективы с переменным фокусным расстоянием (зум-объективы, трансфокаторы, вариообъективы)

Отличаются тем, что позволяют изменять фокусное расстояние в зависимости от требуемого угла поля изображения. Существуют две разновидности таких конструкций: с совместным и с раздельным регулированием фокусного расстояния. В первом случае кольцо для наводки на резкость, выполняя свою обычную функцию, одновременно может перемещаться вдоль тубуса объектива, изменяя при этом фокусное расстояние. В моделях второго типа фокусировочное кольцо выполняет только свою функцию, а для изменения фокусного расстояния имеется второе кольцо. Выбор той или иной модели является делом вкуса, однако следует иметь в виду, что если в аппарате с совместным регулированием нет стопора для фиксирования фокусного расстояния, то можно нечаянно изменить наводку на резкость при перемене фокусного расстояния. По этой причине некоторые фотографы предпочитают модели с раздельным регулированием резкости и фокусного расстояния.

Существуют разные варианты зум-объективов: широкоугольные, стандартные и длиннофокусные. Широкоугольные объективы охватывают небольшой диапазон фокусных расстояний между значениями, характерными для широкоугольных и стандартных объективов. «Стандартные» объективы с переменным фокусным расстоянием обеспечивают чрезвычайно важный диапазон фокусных расстояний, лежащих по обе стороны от стандартных значений. Длиннофокусные зум-объективы позволяют изменять фокусное расстояние, начиная от значения, превышающего стандартное, и далее в сторону увеличения. В последние годы технология производства таких объективов сделала большой шаг вперед, и сейчас эти объективы по качеству не уступают объективам с постоянным фокусным расстоянием, обладая при этом такими диапазонами фокусных расстояний, которые казались невозможными несколько лет назад, например: 35-200 мм, 50-250 мм или 150-600 мм1. Для пейзажной съемки больше всего подходит объектив с диапазоном фокусных расстояний 28-85 мм, который значится в каталогах большинства производителей, выпускающих объективы для 35-мм камер. Он дает достаточный широкоугольный эффект, позволяет делать обычные снимки, а также заменяет «короткий» телеобъектив.

В последние годы указанный диапазон еще более расширен, например, от 28 до 220 мм, а максимальное относительное отверстие подобных объективов увеличено настолько, что они уже не уступают серийным объективам с постоянным фокусным расстоянием (1:2,8). - Прим. ред.

Второй объектив, подходящий для фотографирования пейзажа, опять-таки на основе 35-мм формата, обеспечивает диапазон фокусных расстояний 85-200 мм. Фотограф, занимающийся пейзажной съемкой, может снимать любые объекты, кроме самых специфических и необычных, имея всего лишь два зум-объектива, предназначенных для его 35-мм однообъективной зеркальной камеры: один с диапазоном фокусных расстояний 28-85 мм и второй с диапазоном 85-200 мм, который делает аппарат еще более универсальным. Существуют объективы с переменным фокусным расстоянием и для фотоаппаратов среднего формата, но их очень мало по сравнению с объективами, предназначенными для 35-мм аппаратов. Неудивительно, что зум-объективы для среднего формата очень дорогие.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 14:39 / Сообщение 13
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860


Съемка стандартным объективом с такой точки акцентирует внимание на переднем плане и не выявляет основное в этом кадре: контраст между старинными и современными зданиями.



Применение телеобъектива (в данном случае 200-мм объектива для 35-мм формата) исключает передний план, сокращает перспективу на заднем плане и выявляет замысел фотографа.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 14:41 / Сообщение 14
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Макрообъектив

Редко используется в пейзажной съемке, поскольку фотографу почти не приходится снимать объекты, находящиеся на очень близком расстоянии. Однако если вы хотите выйти за рамки традиционных способов фотографирования пейзажа и снять какие-то детали, скажем цветы, то макрообъектив, хотя и не являясь обязательным, будет весьма полезным дополнением. Сам термин означает, что такой объектив дает возможность наводить на резкость с расстояния меньшего, чем обычное минимальное расстояние. Осуществляется это с помощью устройства, которое позволяет объективу отодвигаться больше обычного от плоскости фотоматериала: чем дальше объектив от пленки, тем на более близкое расстояние он фокусируется, хотя следует помнить, что на расстояниях, превышающих обычное, перемещение объектива приводит к потере освещенности в плоскости пленки, т. е. выгравированные значения диафрагм становятся недействительными. Поэтому для получения правильной экспозиции необходимо дополнительно открыть диафрагму на определенную величину в зависимости от расстояния фокусирования; величина эта всегда указывается изготовителем и устанавливается автоматически, если камера снабжена системой ТТЛ. Макрообъективы выпускаются в широком диапазоне фокусных расстояний.

 Основное преимущество специальных макрообъективов перед обычным объективом, выдвигающимся с помощью удлинительных колец или фокусировочного меха, заключается в значительно более высоком качестве изображения при съемке с близких расстояний, что связано со специальным расчетом оптической схемы. - Прим. ред.

Широкоугольный объектив особенно подходит для съемки пейзажа, так как он не только позволяет запечатлеть широкие пространства, но и придает большую глубину снимку. Эта фотография была получена 28-мм объективом на 35-мм формате.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 23.02.2015 / 14:41 / Сообщение 15
Оффлайн
Сообщений: 8837
Награды: 33
Репутация: 860
Шифт-объектив

Называемый также объективом для регулирования перспективы, может пригодиться лишь очень опытному фотографу-пейзажисту. Применение такого объектива в 35-мм или среднеформатном аппарате дает тот же эффект, какой получается при подвижках в студийном аппарате (см. главу о специальных приемах съемки). Объектив может смещаться в стороны, вверх и вниз от своей оси, но параллельно плоскости пленки, для коррекции искажений, неизбежных при определенных условиях съемки. Чаще всего шифт-объектив применяется для предотвращения схождения вертикалей высоких зданий. Фотограф при съемке должен держать аппарат прямо и смещать объектив, а не наклонять аппарат вместе с объективом, чтобы включить в кадр верхнюю часть здания.



Мир скучен для скучных людей.
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: